Группа развивающихся стран третьего мира – это государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития, которая сформировалась преимущественно на базе бывших колоний и полуколоний. Для развивающихся стран характерны большая численность населения и относительно большая территория.
Эта группа стран неоднородна, и в ее составе выделяют подгруппы:
а) страны с относительно современной структурой экономики (некоторые страны Азии – Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ, страны Латинской Америки – Бразилия , Аргентина, Чили);
б) новые индустриальные страны или НИСы (Индонезия, Малайзия); в) страны - экспортеры нефти – участники ОПЕК;
г) наименее развитые страны – страны с малым запасом полезных ископаемых, засушливым климатом, с неблагоприятной внутриполитической обстановкой (страны Тропической Африки, Океании и Полинезии).
Главными стратегическими целями социально-экономического развития группы развивающихся стран были и остаются преодоление отсталости, достижение экономического роста, повышение жизненного уровня их населения, изменение их позиции в мировом хозяйстве.
Решение этих задач национальные правительства связывали с проведением в стране индустриализации по одной из таких моделей:
а) модель импортозаменяющей индустриализации на ранних этапах самостоятельного развития (1963-1973 гг.), предполагающая развитие национального предпринимательства для удовлетворения внутреннего спроса на импортировавшиеся ранее товары. Но ограниченность внутреннего рынка развивающихся стран и платежеспособности населения свела на нет эффективность данной модели;
б) модель экспортоориентированной индустриализации (70 - 90-е годы), нацеленная на использование доходов от экспорта для увеличения финансовых ресурсов страны и модернизации структуры хозяйства. Эффективность этой модели иллюстрируется успехами южноазиатских НИСов – Тайваня, Сингапура, Южной Кореи;
в) смешанная модель индустриализации, сочетающая в себе элементы первой и второй указанных моделей в различных комбинациях в разные периоды развития.
Важная роль в реализации моделей индустриализации в этих странах принадлежит государству, которое:
а) определяет цели, параметры и направления индустриализации;
б) развивает социальную и экономическую инфраструктуру;
в) занимается масштабным промышленным предпринимательством;
г) содействует развитию национального предпринимательства.
Фактически, по динамике народонаселения развивающийся мир превосходит Запад в той же мере, что и по динамике ВВП (в 1,87 раза). В результате этого соотношение между обеими группами стран по среднедушевому показателю ВВП почти не изменилось (в 1950 г. разрыв был 6,7 раз, а сегодня – 6,6). Особое положение в развивающемся мире по показателям среднедушевого ВНП занимают страны – нефтеэкспортеры, входящие в ОПЕК. В таких странах, как Кувейт, Катар, ОАЭ, Бахрейн, Саудовская Аравия, производство ВНП на душу населения приближается к уровню индустриальных стран.
В группу наиболее развитых в экономическом отношении стран вошли и новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Тайвань, Сянган, Южная Корея) и Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика), приблизившиеся по многим показателям к странам высокого и среднего уровня развития и находящиеся на одном уровне развития с такими европейскими государствами, как Греция, Испания, Португалия.
Эти страны опережают индустриальные страны и по среднегодовым темпам прироста промышленной производства. При этом доля обрабатывающей промышленности в совокупном ВВП развивающихся стран возросла во второй половине ХХ века с 11% до 22%. Наибольшую роль в этой тенденции сыграла промышленность десяти стран – Китая, Малайзии, Таиланда, Тайваня, Южной Кореи, Индонезии, Египта, Аргентины, Бразилии и ЮАР. Однако, несмотря на ощутимые успехи в индустриализации, развивающиеся страны значительно отстают от индустриальных стран по уровню своего промышленного развития. По производству промышленных изделий на душу населения первые уступают вторым в 6,3 раза, в том числе по изделиям легкой промышленности - в 4,5 раза, тяжелой - в 7,1 раза, машиностроения – 10,3 раза.
На протяжении 80 - 90-х годов ХХ века постоянно росла внешняя задолженность развивающихся стран, достигнув к концу периода почти $2 трлн. долл. (32% от их ВВП). При этом наиболее крупные заимствования были сделаны развивающимися странами в 80-е годы. Существующий долг развивающихся стран накапливается за счет, преимущественно, частных инвестиций из развитых экономик – Японии ($230 млрд. долл.), США ($140 млрд. долл.), Германии ($110 млрд. долл.) и Франции ($100 млрд. долл.). Возврат долгов для многих развивающихся стран оказался невозможным в силу низкого уровня развития. Понимая это, мировое сообщество пошло на списание 75-100% долга для двадцати беднейших стран мира, для других стран задолженность была снижена частично.
Большинство развивающихся стран на мировом рынке по-прежнему представлены как экспортеры первичной продукции сельского хозяйства, сырья и топлива. Эти товары обеспечивают до 70% всей их экспортной выручки, а в странах Тропической Африки – до 90%. В конце ХХ века доля развивающихся стран в мировом экспорте нефти составила 81%, натурального каучука – 98,3%, кофе – 91,6%, чая - 85%.
Характерными чертами современного развития этой группы стран остаются массовая безработица, бедность и нищета основной части населения. Более 30% населения развивающихся стран живет в бедности – их ежедневный доход не превышает один доллар. В Индии на такой доход живет 52,5% населения, в Тропической Африке – 48% их жителей.
Социальные проблемы развивающегося мира обостряются в связи с очень высоким приростом населения (1,9% в год по сравнению с 0,7% в индустриальных странах). Откуда, в этой группе стран сегодня проживает 75% мирового населения. В структуре занятости преобладают сельскохозяйственные работники, зарождающаяся промышленность в большинстве стран может привлечь не более 10-20% общей численности рабочей силы, сфера услуг развивается за счет традиционной торговли. Поэтому в развивающихся регионах очень высок уровень безработицы (от 25 до 40% экономически активного населения), что составляет примерно один млрд. человек.
Таким образом, несмотря на растущее влияние и увеличение значения развивающихся стран в мировой экономике за последние два десятилетия, в начале ХХI века эти страны по-прежнему занимают зависимое положение в структуре мирового хозяйства и торговли.
Основные региональные блоки
ЕАСТ – Европейская ассоциация свободной торговли. Эта интеграционная группа была создана в 1960 г. Первоначально в ее состав входили десять стран — Великобритания, Дания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. В связи с присоединением к ЕС в 1973 г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986 г. — Португалия, а в 1995 г. — Австрия, Финляндия и Швеция. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария.
ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов. Главное место в деятельности этой ассоциации занимает экономическое сотрудничество. ЕАСТ содействует развитию торговля между странами-членами в условиях частной конкуренции, развитию экономической активности, повышению уровня жизни населения, обеспечению полной занятости, расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров.
ЕЭП – Европейское экономическое пространство. Эта организация представляет собой совокупность ряда государств, на территории которых действуют общие правила хозяйствования, а также согласованные принципы проведения единой политики в области внешнеэкономических связей, валютно-финансовой и инвестиционной сферах.
Такого рода пространство может возникнуть в любом регионе мира. В настоящее время оно уже функционирует на территории стран Европы под названием Единое экономическое пространство. Соглашение о его образовании было подписано в 1992 г., которое предусматривало создание единой межгосударственной территориальной структуры, действующей на основе общих правил и равных условий конкуренции.
Соглашение вступило в силу в 1994г. и его положения применяются на практике пятнадцатью членами ЕС и тремя членами ЕАСТ, кроме Швейцарии. Данное соглашение предусматривает свободное движение капиталов, товаров, услуг и людей согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, образования.
ОЭС – Организация экономического сотрудничества. Многостороннее межгосударственное экономическое объединение создано в 1995 г. с целью развития взаимной торговли стран-членов и улучшения условий для длительного экономического роста в регионе.
Членами ОЭС являются 10 государств: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Между этими субъектами международного права осуществляется сотрудничество в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, окружающей среды и здравоохранения, образования, науки и культуры.
НАФТА (с 1 октября 2018 года: USMCA) – Североамериканская зона свободной торговли. Интеграционный блок создан в результате Соглашения между тремя государствами Западного полушария — США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994 г. Территория трех государств-членов занимает обширное пространство с населением в 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. Соглашение о создании НАФТА предусматривает свободный доступ к рынкам стран-членов, миграцию капиталов и их гарантии, межстрановое оказание услуг, соблюдение прав интеллектуальной собственности, применение государственных закупок. Согласно Соглашению трех государств на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между ними должны были быть сняты, а таможенные пошлины и торговые барьеры отменены.
МЕРКОСУР — Общий рынок стран Южного конуса. Интеграционный союз государств создан на основе Асунсьонского договора, подписанного в 1991г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем в целях создания Зоны свободной торговли и Таможенного союза. Договор предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле четырех стран, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовых отношений. В результате действий Договора взаимный товарооборот стран МЕРКОСУР увеличился с $3,5 до $15 млрд. долл. к началу ХХI века.
АТЭС — Азиатско-Тихоокенское экономическое сообщество. Образовано в 1989 г. по предложению Австралии в целях поддержания экономического развития стран-участниц и усиления положительного воздействия растущей экономической взаимной зависимости стран АТР, в том числе в области услуг, капитала и технологий. Статус этой организации предусматривает укрепление открытой многосторонней торговой системы, увеличение степени либерализации торговли инвестиций в АТР, усиление и стимулирование частного сектора.
Деятельность АТЭС заключается в обмене информацией и проведении консультаций о политике и развитии экономики, осуществлении корректировок и сокращении разрыва в экономическом развитии, о разработке стратегий, предусматривающих уменьшение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций.
В настоящее время членами АТЭС является 21 государство. Россия является полноправной участницей АТЭС и уже успела провести осенью 2012 года встречу саммит государств-членов АТЭС на высшем уровне во Владивостоке.
АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Была создана в 1967 г. и на протяжении 30 лет успешно действует в регионе Восточной Азии. В эту группировку входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Филиппины, Таиланд.
Основные цели деятельности АСЕАН – содействовать развитию сотрудничества в экономической, социальной и культурной областях, развивать сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и связи для повышения уровня жизни населения, взаимодействовать в сфере науки и образования.
САЭЕ – Совет арабского экономического единства. Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в 1964 г. двенадцатью государствами (Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Палестина, Сирия, Сомали, Судан).
Основные цели САЭЕ – это достижение арабского экономического единства, обеспечение свободы движения капитала и людей, свободы обмена национальными товарами, гарантия свободы выбора места жительства, места работы, а также обеспечение свободы транспорта, транзита и использования транспортной инфраструктуры.
Важным направлением, достижения Совета арабского экономического единства стало создание совместных арабских компаний, которые работают в области добывающей и медицинской промышленности, развития животноводства, промышленных инвестиций.
ОПЕК — Организация стран-экспортеров нефти. Образована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав организации был принят в 1965 г. в Каракасе. В настоящее время членами ОПЕК являются 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия.
Страны ОПЕК сотрудничают в различных подразделениях нефтяной промышленности, осуществляют защиту своих интересов в этой отрасли как индивидуально, так и коллективно. Кроме того, они объединяют усилия по обеспечению поставок нефти на равноправных и справедливых условиях, а также создают благоприятный климат для вложения капитала и передачи технического опыта в целях развития нефтяной промышленности государств—членов.
ОАЕ—Организация африканского единства. Создана в 1964 г. на Конференции глав государств и правительств в Аддис-Абебе после многочисленных ранее предпринимавшихся попыток. Членами данной организации являются 53 страны. Основные цели ОАЕ – это содействие единству и солидарности африканских стран, координация усилий по повышению уровня жизни африканских народов, ликвидация всех форм колониализма в Африке.
ЕврАзЭС (или ЕАЭС) – ЕврАзи́йское Экономи́ческое Соо́бщество. Международная экономическая организация, созданная в 1995 году с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других элементов, обеспечивающих функционирование общего рынка. В сообщество входят пять стран СНГ – Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия – и Таджикистан как кандидат. В рамках сообщества созданы более тесные экономические объединения стран – Зона свободной торговли (ЗСТ), Таможенный союз (ТС), а с 1 января 2012 года – Единое экономическое пространство (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана.
АLBА (исп.) – Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América, Альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В состав альянса входят девять стран: Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Гондурас, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины.
Как международная организация и субрегиональное интеграционное объединение ALBA был создан в 2004 году по инициативе У.Чавеса и Ф.Кастро. Цель альянса — содействие торговле и кооперации между странами – ее участниками.
В 2012 году Россия вошла в крупнейшую мировую экономическую группировку – Всемирную Торговую Организацию (ВТО), где намерена защищать и развивать свои экономические интересы на основе взаимовыгодного сотрудничества в рамках международной торговли и экономического развития страны в системе региональных союзов.
Но ситуация усугубляется тем, что растут суверенные долги основных игроков на мировых рынках. Новый глобальный финансовый кризис может произойти уже в 2018 году, считает американский инвестор Джим Роджерс, владелец Rogers Holdings. Какие факторы говорят об этом? Во-первых, экстремально низкий уровень волатильности биржевых рынков (индикатор VIX или »индекс страха»). Вызывает беспокойство и маржинальный долг на фондовом рынке США – это деньги, которые брокеры одолжили инвесторам на покупку ценных бумаг. Озабоченность вызывает также индикатор Баффета, который показывает соотношение между капитализацией фондового рынка и размером ВВП США. Сейчас это соотношение – $25 трлн. долл. против $19 трлн. То есть актуальная стоимость фондового рынка на 133% больше размеров реальной экономики. Большая вероятность, что «черный лебедь» прилетит из Китая, где наблюдается пузырь на финансовом рынке: размер финансового сектора в Поднебесной достиг $35 трлн. долл., что в три раза выше ВВП страны. Однако в 2016 году еще семь государств имели долг выше 100% к ВВП, где: Япония (211%), Италия (136%), Испания (100%), Бельгия (109%), Сингапур (108%), Греция (176%), Португалия (129%) и две страны под 100% – США и Франция.
Тема 12
Место Российской Федерации в мировой экономике
1. Страны с переходной экономикой
2. Общая характеристика роли России
3. Конкурентные преимущества России
4. Интеграция России в структуры ВТО
Дата: 2019-02-02, просмотров: 217.