К усилению ТНК в мировой экономике очень внимательно относится мировая общественность. Дело в том, что ТНК могут привносить в мировую экономику, а особенно в экономику принимающих стран, как позитивные, так и негативные последствия. Мировая практика доказала: то, что выгодно ТНК, не обязательно выгодно национальным экономикам вывозящих и принимающих стран. Экономическая иощь ТНК позволяет им игнорировать эти несовпадения. Можно говорить, что на сегодня ТНК практически неуправляемы и это очень сложная проблема, решить которую мировое сообщество пытается вот уже более 30 лет. В 1972 г. был создан Центр ООН по ТНК. Его главной целью было изучение деятельности ТНК и их влияния на мировую экономику, а также публикация информации о ведущих ТНК и выявление наиболее значимых тенденций их развития. Результатом таких наблюдений стал вывод, свидетельствующий о признании могущества ТНК и весьма ограниченных возможностях мировой общественности воздействия на них. В частности, в опубликованном специальном докладе Экономического и социального совета ООН записано: "Мощь, сосредоточенная в руках ТНК, фактическое или потенциальное использование этой мощи, их способность деформировать спрос и менять ценности, возможность влиять на жизнь людей и политику правительств, а также их воздействие на МРТ вызвали серьёзную озабоченность по поводу их фактической роли в мире". ООН, МОТ, ЮНЕСКО и другие международные организации пришли к выводу, что для развития стран третьего мира необходима внешняя помощь, а потому надо было найти компромисс между иностранным капиталом, особенно в лице ТНК, и самими развивающимися странами.
В регулировании деятельности ТНК развитых стран рыночной экономики значительное место должна была занять “Хартия экономических прав и обязанностей государств” (1972 г.). Роль указанной хартии снижалась постепенно по инициативе США.
В 1987 г. Генеральная Ассамблея ООН обсудила “Концепцию международной экономической безопасности”. По своим целям она была близка к “Хартии экономических прав и обязанностей государств”, но не содержала базисного аппарата, необходимого для ее реализации в виде системы экономических прав и обязанностей государств.
В 1992 г. ООН адаптировала хартию к реальностям. В результате она практически перестала быть одним из базисных международных документов взаимодействия и сосуществования стран мирового сообщества, а ТНК обрели полную свободу для своей экономической деятельности.
В 1993 г. прекратил свое существование и Центр ООН по ТНК. Он был преобразован в Департамент прямых иностранных инвестиций и ТНК в рамках ЮНКТАД.
К началу 1990-х гг. компромисс между ТНК и принимающими странами сформировался в следующем виде:
а) страны, принимающие ТНК и иностранные капиталовложения, согласились ослабить контроль за деятельностью ТНК, создать благоприятные условия допуска ПИИ (больше гарантий и стимулов, либерализация процедур доступа ПИИ и их регулирования в секторах экономики для иностранного собственника);
б) страны базирования ТНК ради внедрения в экономику принимающих стран отошли от соблюдения родового признака корпорации — однонациональность капитала — и пошли на создание в них филиалов с участием капиталов принимающей страны либо под ее эгидой, а также на создание в этих странах национальных ТНК (преимущественно мелких и средних).
Впоследствии этот компромисс реализовался также путем создания в принимающей стране и стране базирования совместных предприятий с взаимным участием капиталов. Более удачными оказались попытки регулирования социальных аспектов деятельности ТНК.
В настоящее время в принимающих странах они регулируются “Трехсторонней декларацией принципов касательно многонациональных предприятий и социальной политики”, принятой в 1977г. под покровительством МОТ. В ней обозначены стандарты в вопросах найма, обучения, условий труда и жизни, отношений на производстве. В 1980 году ГА ООН одобрила систему многосторонне согласованных справедливых правил и принципов для контроля над запретительной деловой практикой. Важной правовой основой деятельности ТНК стали соглашения двух и более корпораций о производственной кооперации. В 1982-1985 гг. были заключены соглашения о международной кооперации между 150 крупнейшими корпорациями. Эта форма деятельности ТНК и повышения ее эффективности наиболее результативна для договаривающихся между собой ТНК.
Кооперационные соглашения между ТНК обеспечивают не только выигрыш в самом процессе производства, но и улучшают возможности совместного (принимающей страны и ТНК) выступления на рынке. Отдельные аспекты деятельности ТНК могут регулироваться ТРИМС (Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер) и ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), принятым Уругвайским раундом ГАТТ/ВТО в 1994 г.
В июле 2003 г. Комиссия по правам человека одобрила проект конвенции “Нормы ответственности транснациональных корпораций”, в которой на ТНК возлагались те же обязательства, что и на государства. В соответствии с конвенцией, ТНК обязаны воздерживаться от загрязнения окружающей среды и нарушения прав человека, придерживаться правил честной игры в бизнесе, маркетинге и рекламной деятельности, обеспечивать безопасность потребителей и высокое качество предлагаемых ими товаров и услуг, а также безопасных и здоровых условий работы. Определенные надежды также возлагаются на новое понятие “социальная ответственность бизнеса”.
Тема 9
Международный рынок рабочей силы
1.Общая характеристика населения и трудовых ресурсов
2.Проблемы занятости в мировой экономике
3.Международная миграция услуг труда
4.Государственное регулирование миграции труда
Дата: 2019-02-02, просмотров: 195.