Тема 4. Менеджмент в системе предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Теоретический материал. Механизм функционирования предприятия. В условиях рынка предприятие решает две задачи - произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить (какой ассортимент; в каком количестве), предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т.е. заняться маркетингом. Как работает предприятие, прибыльно или убыточно, в существенной мере зависит от форм и методов преобразования ресурсов и может быть определено целым рядом как частных, так и общих показателей эффективности. Для того чтобы осуществилось преобразование ресурсов в рамках предприятия, оно должно иметь определенную структуру, на нем должны происходить определенные процессы, оно должно осуществлять определенные функции по управлению и организации производства. 

Процессы, осуществляемые на предприятии: изготовление, научные исследования, транспортировка, обслуживание, проектирование, утилизация, ремонт и модернизация, упаковка, контроль и профилактика брака, профилактика безопасности, хранение, управление. 

Функции управления на предприятии: учет и анализ, планирование, организация, принятие решений и их реализация, мотивация, регулирование, контроль исполнения.

Основные функции организации на предприятии: нормирование, ресурсообеспечение, координация во времени и пространстве, оперативное планирование, разработка планировки рабочих мест, диспетчирование, создание благоприятных условий труда, исполнение функций управления, реализация готовой продукции, разделение и кооперация труда, выявление резервов и рационализация производства. 

Сфера и технология принятия предпринимательского решения. Под сферой принятия предпринимательских решений понимают совокупность факторов, влияющих на их принятие. Они имеют пространственные, организационные, юридические и временные границы. Сфера принятия предпринимательских решений разделяется на внутреннюю и внешнюю среды. Фирма является системой взаимодействующих внутренних переменных. Если меняется один элемент системы, то изменению будут подвержены и другие ее элементы. Такое понимание фирмы дает возможность определить управление ею как деятельность по воздействию на одну или несколько переменных и подстройку под это других переменных.

Важнейшими внутренними переменными являются: цель фирмы, организационная структура, технология производства, персонал, финансы и др.

Внешняя среда - совокупность факторов, оказывающих влияние на функционирование предпринимательской структуры. Данные факторы неоднородны. Одни оказывают прямое воздействие, другие - косвенное. В связи с этим их группируют как факторы прямого и косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на функционирование фирмы. К ним относят государственные органы и их предписания и законы; партнеры и партнерские связи; конкуренты; профсоюзы и др.

Факторы косвенного воздействия - те, которые оказывают влияние на фирму через другие факторы или при определенных условиях. К ним относятся политические, технологические, социальные и экономические факторы. Технология принятия предпринимательских решений представляет последовательность действий, объединенных в логичную систему, обеспечивающую анализ альтернативных вариантов и выявление наиболее эффективного, с точки зрения поставленной цели, с учетом потенциальных возможностей фирмы. Экономические методы принятия предпринимательских решений.

Основой экономических методов принятия предпринимательских решений является анализ таких категорий, как цена, издержки производства, финансы, и умение оперировать ими в практической деятельности. Метод воздействия на процесс ценообразования сопряжен с анализом рыночной цены. В этом случае предприниматель выявляет, какие товарные характеристики лежат в основе ценообразования, и как может измениться цена при каком-либо изменении товарных характеристик. В результате товару придаются, по возможности, характеристики, увеличивающие рыночную цену в большей степени, чем издержки. С увеличением объемов производства затраты на единицу товара уменьшаются, и наоборот. Следовательно, увеличение объемов производства, при прочих равных условиях, влечет увеличение прибыльности производства. Этот эффект может быть использован как средство увеличения прибыли или в качестве резерва снижения цены на дополнительный товар. Минимально допустимый объем производства есть уровень безубыточного производства. Это такая программа производства, при которой издержки покрываются доходами. Предпринимателю всегда важно определить для себя приемлемые границы производства - минимально допустимую и максимально возможную. Максимально возможный объем производства определяется с помощью производственной функции: Q = f (Т, К), где Q - максимально возможный объем производства продукции; Т - используемые в производстве ресурсы; К - используемый в производстве капитал. Производственная функция всегда ориентирована на определенную технологию. Если технология изменяется, то изменяется и производственная функция.

Организация управления предприятием. Предприятие состоит из производственных и управленческих подразделений и должностных лиц. Между ними существуют организационные, экономические, социальные, психологические отношения. Упорядоченная совокупность этих подразделений и организационных отношений между ними называется организационной структурой управления. Это форма разделения труда по управлению предприятием. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенных функций управления или работ. При этом должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение функций и достижение поставленной цели.

В практике предпринимательской деятельности применяются следующие виды организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно- функциональная, дивизиональная, матричная и тензорная (множественная). Применение той или иной организационной структуры управления определяется целым рядом факторов: - цели фирмы; - стили ее организационного поведения; - основные задачи и методы деятельности; - исторически сложившиеся традиции в фирме; - национальные особенности общества; - персональные аспекты; - характер и уровень изменчивости внешней и внутренней сред фирмы и т.д. Наиболее определяющими факторами является характер и уровень изменчивости внешней и внутренней сред фирмы и специфика ее деятельности (завод, НИИ, торговая организация и т.д.)

Организация планирования деятельности предприятия. Отсутствие планов у предпринимателя сопровождается колебаниями, ошибочными манёврами, несвоевременной переменой ориентации, что ведёт к ухудшению состояния дел, если не к краху. Как показала практика, применение планирования создаёт следующие важные преимущества: – делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий; – проясняет возникающие проблемы; – стимулирует предпринимателей к реализации своих решений в дальнейшей работе; – улучшает координацию действий в экономической организации; – создаёт предпосылки для повышения образовательной подготовки предпринимателей; – увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией; – способствует более рациональному распределению ресурсов; – улучшает контроль в организации. Прежде чем приступить к непосредственному планированию предприниматель должен определить содержание и последовательность процесса планирования. Крупные фирмы, как правило, осуществляют планирование целиком, она нуждается во всех видах планов. Фирмы скромных размеров часто упрощают процесс планирования, сводя его к составлению 5- летнего стратегического плана и годичных оперативных планов. Если содержание и последовательность процесса определены, полезным для организации является составление схем, воспроизводящих процесс планирования в календарной последовательности. Эти схемы могут иметь различный вид: диаграммы, таблицы, графические цепочки и т.д. В процессе планирования принимают участие: - предприниматель; - менеджеры предприятия; - специалисты по планированию. Идеальной является такая ситуация, где все работники привлекаются к обсуждению и составлению планов предприятия.

Разработка стратегии и тактики нового предприятия. Стратегия предприятия - это совокупность главных целей и способов достижения этих целей. Разрабатывать стратегию фирмы - значит определять основные направления её деятельности. Стратегия должна исходить из реальных возможностей развития фирмы, поэтому стратегия – это, прежде всего, реакция на внешние и внутренние обстоятельства предпринимательской деятельности. Тактика предприятия заключается в распределении ресурсов для достижения стратегических целей. Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, т.е. является предметом забот низших звеньев управления. Разработка стратегии предприятия начинается с исследования внешней и внутренней среды. Определяются главные компоненты среды, проводится сбор информации о них, составляются прогнозы будущего состояния среды, производится оценка реального положения фирмы. Затем предприниматель устанавливает ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды. Следующим этапом разработки стратегии является стратегический анализ. Предприниматель сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии. Далее производится выбор одной из стратегий и её проработка, затем подготавливается окончательный стратегический план деятельности. За стратегическим планированием следует разработка тактики, состоящая в подготовке среднесрочных и оперативных планов, программ и проектов. Прекращение деятельности предприятия. Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в форме его реорганизации и ликвидации. Под реорганизацией предприятия понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация предприятия может быть осуществлена по решению его учредителей либо органа управления предприятием, уполномоченного на то учредительными документами. В соответствии с законодательством реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация предприятия как юридического лица осуществляется в соответствии с ГК РК, законом об отдельных видах юридических лиц. Под ликвидацией предприятия как юридического лица понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано: 1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; 2) в связи с истечением сроков, на которые создано юридическое лицо; 3) в связи с достижением цели, ради которой было создано юридическое лицо; 4) в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти на рушения носят неустранимый характер; 5) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РК и другими правовыми актами; 6) вследствие признания судом юридического лица, являющегося коммерческой организацией, несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РК. Казенное предприятие не может быть признано по решению суда несостоятельным (банкротом). Ликвидация предприятий считается завершенной, а предприятие - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц  

Тема 5. Планирование предпринимательской деятельности

Теоретический материал 

Система планирования предпринимательской деятельности. Планирование в широком понимании представляет собой процесс выбора целей и решений, необходимых для достижения выбранных целей. В более узком понимании планирование - это вид управленческой деятельности, способ оптимизации действий хозяйствующего субъекта. Процесс планирования на предприятии делят на две основные стадии: стратегическое планирование и тактическое планирование. Стратегическое планирование - это плановая работа, включающая разработку прогнозов, программ и планов, в которых предусматриваются цели и стратегии поведения объектов управления в перспективе, позволяющие этим объектам эффективно функционировать и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Тактическое планирование - это процесс принятия решений о том, какими должны быть действия предприятия и как следует распределять и использовать ресурсы для достижения стратегических целей. Основное различие между стратегическим и тактическим планированием можно рассматривать как различие между целями и средствами достижения целей. В планировании деятельности предприятия используется понятие оперативного планирования. Оперативное планирование - фактически составная часть тактического планирования, но оно может охватывать короткий период времени (декада, месяц, квартал и др.) и связано с планированием отдельных операций в общем хозяйственном цикле (например, планирование маркетинга, производства, составление бюджета и т.д.). Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути дела, план - это набор инструкций для предпринимателей, описывающих, какую роль каждая часть предприятия должна играть в процессе достижения целей фирмы. Процесс планирования сложен и многообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, в которой можно выделить следующие элементы: - стратегический план предприятия; - планы развития определенных направлений предпринимательской деятельности (бизнес-планы); - планы текущей деятельности; - программы и проекты. Бизнес-планирование. Бизнес-план представляет собой план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер предпринимательской деятельности. Функции бизнес-плана в современной практике предпринимательства:

1. Возможность использования бизнес-плана для реализации стратегии предприятия.

2. Планирование, результаты которого позволяют оценить возможности развития нового направления в деятельности предприятия и контролировать процессы внутри него.

3. Привлечение денежных средств. Основными этапами разработки бизнес-плана являются: определение цели разработки бизнес-плана, установление общей структуры документа, определение перечня и источников получения необходимой информации, сбор необходимой информации, написание бизнес- плана, предоставление проекта для прочтения независимому эксперту, утверждение проекта бизнес-плана, привлечение к реализации планов потенциальных партнеров. Примерный перечень разделов бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана), описание продукции и видов деятельности предприятия, анализ рынка, конкурентный анализ, план маркетинга, производственный план, организационный план, финансовый план, приложение (содержит вспомогательные расчеты, схемы, графики, диаграммы, сравнительные таблицы). Анализ рынка. Под анализом рынка понимается сбор, сведение в систему и анализ числовых показателей, касающихся рынка и продаж. Благодаря этому становится ясной ситуация со сбытовой деятельностью в прошлом и выявляются сложившиеся на рынке тенденции и проблемы. В качестве цели ставится разработка сбытовой политики на предстоящий период. Анализ рынка начинается с анализа показателей сбыта в комплексе с анализом внешней информации. Анализ рынка является инструментом для предварительной оценки проблем и проверки положения предприятия на рынке в соответствии с видом его коммерческой деятельности. Различают следующие виды анализа рынка: - Анализ рынка в целом и положения предприятия на нём, масштаб рынка, доля на рынке, анализ претензий потребителей и т.д. - Анализ с помощью расчета фактических показателей сбыта и с использованием временных рядов (тенденций, сезонности и т.д.). - Анализ по классам ABC. Метод разделения важных и не важных данных из огромного объёма сведений о показателях продаж по отдельным видам продукции и отдельным категориям потребителей. - Анализ с помощью гипотез, высказываемых ответственными сотрудниками предприятия и экспертами. При анализе рынка необходимо чётко определить цели анализа, выбрать те из них, которые будут наиболее эффективны, и отобрать нужные для них данные. Для того, чтобы анализ согласовывался с целями, надо определить, какие данные и каким способом можно будет обрабатывать наиболее эффективно. Например, при проведении анализа по сферам деятельности предприятия могут использоваться следующие показатели в качестве критериев: - объём продаж в абсолютном выражении; -маржинальная рентабельность, рассчитываемая как (выручка от реализации - переменные издержки)/выручка от реализации, в целом по предприятию или отдельным видам продукции; -темпы прироста прибыли; -окупаемость. Стратегия противостояния в конкурентной борьбе. Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы; процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции. Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и которые не могут управляться организацией. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции ( и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются: - Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок; - Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него; - Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по марке, качеству, цвету и др.); - Участие фирм в контроле над рыночной ценой. Выделяют следующие виды рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Конкурентная стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Специалист по конкурентному анализу М. Портер предлагает три варианта базовых конкурентных стратегий: преимущество в издержках, дифференциация и фокусирование.

Эти стратегии имеют универсальный характер и применимы в отношении любой конкурентной силы. Каждая стратегия требует выбора особого рода экономических ресурсов и навыков, а также определённых управленческих действий. Стратегия преимущества в издержках основана на достижении и поддержании более низких затрат, чем у конкурентов. Для того чтобы достичь преимущества в издержках, часто необходимо иметь значительную рыночную долю или другое важное преимущество - доступ к дешёвому сырью. Предпосылки для лидирования по издержкам: высокий инвестиционный потенциал; постоянные инновации и усовершенствования; тщательное руководство рабочей силой; продукты, подвергающиеся более лёгкой обработке; эффективная система сбыта. Дифференциация основывается на видоизменении продуктов или форме обслуживания фирмы путём создания уникального для потребителя свойства товара или услуги. Видоизменение защищается от конкуренции тем, что привязывает покупателя к определённой марке или фирме и таким образом уменьшает чувствительность к цене. Фокусирование - эта стратегия основана на факте: фокусирование на строго ограниченных целях более эффективно, чем функционирование в широком поле конкуренции. Выделение может основываться на ограниченной группе покупателей, части номенклатуры продукции или на географическом районе.

 

Тема 6. Риски в предпринимательской деятельности

Дата: 2019-02-02, просмотров: 266.