Тема 3. Общая стратегия становления предпринимательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретический материал 

Формирование предпринимательской идеи. Предпринимательская идея — конкретное целостное знание о целесообразности и возможности заниматься определенным видом предпринимательской деятельности, а также четкое осознание цели такой деятельности, путей и средств ее достижения.

Отдельными элементами предпринимательской идеи являются:

1) осознание необходимости работать на границе своих способностей (физических, умственных, организаторских и др.); 2) отказ от предыдущего вида занятий, профессии и т.п.;

3) стремление стать владельцем, прежде всего владельцем предприятия (отказ от работы на других лиц);

4) стремление постоянно увеличивать свое богатство путем создания товаров и услуг, необходимых для общества;

5) четкое осознание путей получения ресурсов для создания собственного предприятия или трудностей при его создании при наличии собственных накоплений и др. Конкретным проявлением предпринимательской идеи является идея создания нового товара или услуги.

Новый товар принципиально отличается от имеющихся на рынке товаров или имеет серьезные качественные усовершенствования сравнительно с товарами-аналогами относительно потребительских качеств, дизайна, формы и т.п. Предпринимательская идея может заключаться в приспосабливании существующих продуктов под новые потребности.

Для этого необходимо критически оценить товар или услугу, найти изъяны либо неиспользованные возможности и предложить нечто новое. Идея для предпринимательской деятельности может быть куплена или арендована у других предпринимателей на основе приобретения патента или франчайзинга.

Идеей может стать производство товаров и услуг при использовании новых форм организации труда, например, надомничества.

Источниками идеи предпринимательской деятельности (в том числе идеи нового товара или услуги) являются:

1) полученные знания в средней школе и высшем заведении образования при изучении экономических дисциплин;

2) опыт в этой сфере родителей, родственников и знакомых;

3) информация, полученная из средств массовой информации (радио, телевидение, газет, журналов и т.п.);

4) мысль потребителей о целесообразности иметь новые товары, получать новые услуги;

5) идеи научных работников, которые проводят теоретические и прикладные исследования;

6) посещение ярмарок и выставок передового опыта;

7) пожелания работников торговли, системы сбыта, лиц, занятых рекламой;

8) идеи потенциальных конкурентов, публикации в профессиональных изданиях, в том числе об имеющихся патентах и лицензиях;

9) знание основных способов поддержки государством предпринимательской деятельности, которыми хотел бы воспользоваться будущий предприниматель.

Выбор сферы деятельности нового предприятия. Выбор конкретной сферы предпринимательской деятельности связан с делением народного хозяйства на сферы и области, а также с ограничениями государства относительно определенных видов деятельности. Двумя основными сферами для занятия предпринимательской деятельностью являются материальное и нематериальное производство (или сфера услуг). В сфере материального производства предприниматель может ориентироваться на построение предприятий, которые будут изготовлять средства производства (машины, станки, оборудования, транспортные средства, здания, сооружения, дороги и т.п.) или предметы потребления (одежда, обувь, продукты питания, предметы широкого потребления: посуда, стиральные машины и т.п.). Основными отраслями народного хозяйства являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, рыболовство, лесное хозяйство, грузовой и пассажирский транспорт, связь (радио, телевидение, телефон, почта), общественное питание и др. Как показал опыт формирования предпринимательской деятельности, барьерами для вступления в определенную сферу предпринимательской деятельности являются дефицит финансовых ресурсов для организации собственного дела. Важными преградами является также отсутствие помещений и оборудования, недостаток квалифицированного персонала, трудности с приобретением необходимых сырья и материалов, недостаточная собственная квалификация, трудности в доступе к информации.

 Выбор организационно-правовой формы предпринимательства. Важным элементом предпринимательской идеи являются знания и умение выбрать наиболее оптимальную организационно-правовую форму предпринимательской деятельности. Для этого необходимо знать основные из этих форм, их положительные стороны и недостатки, условия формирования уставного фонда и т.п. Важнейшим условием правильного выбора организационно-правовой формы предприятия является проведение маркетингового исследования - важнейшего звена технологии определения преимуществ создаваемого предприятия. Предпочтительным вариантом предпринимательства является такая сфера, в которой предприятие начинает функционировать первым и имеется возможность предопределять ассортимент, цены, привлекать клиентов и заказчиков. Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства. Одно дело, когда предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов, но совсем другое - когда предпринимательская идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться более или менее изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы), в других - такая кооперация необходима (например, при производстве конфет или аппаратуры). При этом выбор наиболее целесообразной (с точки зрения предпринимателя) формы организации деятельности следует соотносить с возможностями, которые предоставляет действующее законодательство, особенно при решении о зарубежном инвестировании. При осмыслении этих проблем предприниматель принимает решение о правовом статусе учреждаемого предприятия. Учредительные документы. Правовая форма предприятия, его права и обязанности закрепляются в уставе. Устав принимается исключительно учредителем. Если в качестве такового выступает группа лиц, то устав рассматривается и принимается всеми учредителями на общем собрании или конференции. Это находит отражение в учредительном договоре, который подписывают все его участники. Они же подписывают и устав. Эти документы (плюс протокол собрания или конференции учредителей) необходимы для государственной регистрации учреждаемого предприятия и внесения его в государственный реестр. Устав является важным юридическим документом и к его составлению нужно относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на территории Республики Казахстан, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности предприятий в процессе осуществления хозяйственной деятельности. В уставе частного предприятия должны быть отражены следующие положения: · наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы, фамилия собственника имущества и название предприятия. В наименовании предприятия могут не фигурировать указания на вид хозяйственной деятельности, т. е. «коммерческое», «производственное»; · данные об учредителе (учредителях); если в создании предприятия приняли участие несколько членов семьи - их фамилии имена, отчества, места жительства; · адрес предприятия; · предмет и виды деятельности; · порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество предприятия; · порядок распределения прибыли и покрытия убытков; · управление предприятием и компетенция органов управления; условия ликвидации и реорганизации предприятия. Учредительный договор, являясь учредительным документом юридического лица, вступает в силу с момента подписания и действует до момента прекращения деятельности юридического лица.

В учредительном договоре должно быть установлено, что учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему имущества, участия в его деятельности, порядок и условия распределения прибыли и убытков между участниками управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.  Хозяйственные товарищества создаются и действуют на основе учредительного договора, который в полном товариществе подписывается всеми его участниками, а в товариществе на вере - всеми его полными товарищами. Учредительный договор полного товарищества помимо сведений, указанных выше, должен содержать условия о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. Учредительными документами акционерного общества являются договор, который заключается между учредителями АО, и устав, утвержденный учредителями. В заключенном договоре учредители АО должны определить порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала, категории выпускаемых акций и порядок их распределения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах. Для государственных и муниципальных унитарных предприятий и для казенных предприятий основным учредительным документом является устав предприятия. Порядок регистрации предпринимательских организаций. Создание нового предприятия предполагает ряд обязательных этапов. Государственная регистрация предприятий осуществляется местными органами власти. В Казахстане действует не разрешительный, а регистрационный порядок создания организаций. Отказ в регистрации возможен только при нарушении действующих законов, а также в том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства. В соответствии с «Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» государственная регистрация предприятий осуществляется при представлении следующих документов:

1) заявления о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного учредителем (учредителями) предприятия;

2) учредительного договора или решения о создании предприятия;

3) устава предприятия (кроме хозяйственных товариществ), утвержденного учредителями;

4) документов, подтверждающих оплату не менее 50% уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия или в учредительном договоре;

5) свидетельства об уплате государственной пошлины;

6) документа, подтверждающего согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, если размер уставного капитала превышает величину, установленную антимонопольным законодательством РК;

7) документа о согласовании с соответствующими комитетами по управлению имуществом или уполномоченным органом величины, способа оплаты вклада унитарного предприятия, являющегося учредителем (кроме внесения вкладов в денежной форме за счет прибыли предприятий-учредителей) предприятия. Государственная регистрация осуществляется в течение 3 дней с момента представления необходимых документов. При состоявшемся факте государственной регистрации предприятия заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учредителями) получает временное свидетельство о регистрации, которое действительно в течение 30 дней с момента выдачи. По истечении 30 дней с момента получения временного свидетельства заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший предприятие, временное свидетельство со всеми необходимыми отметками и справками и получить взамен него постоянное свидетельство о регистрации предприятия. С этого момента предприятие становится самостоятельным юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями право- и дееспособности. Лицензирование деятельности предприятий. В Постановлении Правительства РК «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности. Право выдавать лицензии на определенные виды деятельности имеют следующие государственные органы управления: Министерства РК; Государственные комитеты РК; Государственные службы Казахстана (по надзору за страховой деятельностью, миграционная служба, лесного хозяйства, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, горный и промышленный надзор); другие государственные органы: Государственная инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Правительстве Республики Казахстан, Государственная архивная служба Казахстана, Комиссия по товарным биржам при Министерстве РК по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. Для получения лицензии заявитель должен предъявить в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности: а) заявление о выдаче лицензии; б) копию учредительных документов; в) копию свидетельства о государственной регистрации предприятия; г) документ, подтверждающий оплату рассматриваемого заявления. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Технико-экономическое обоснование создания нового предприятия. Выбор оптимального варианта осуществления предпринимательской деятельности дает возможность технико-экономического обоснования (ТЭО) предполагаемого проекта. Важнейшим инструментом ТЭО является бизнес-план. Для каждого варианта выбираемой стратегии составляется бизнес-план, который позволяет предпринимателю определить направления действий на этапе становления предприятия, условия выживания при наличии жесткой конкурентной борьбы, а потенциальным внешним инвесторам - решить вопрос относительно участия в финансовой поддержке создаваемого предприятия. В процессе разработки бизнес-плана предприниматель имеет возможности критически оценить свои силы, ответить на вопросы о целесообразности создания предприятия, найдет ли оно своего клиента, с кем придется конкурировать и удастся ли завоевать рынок сбыта. Ситуация может сложиться таким образом, что на стадии разработки бизнес-плана предприниматель убедится в бесперспективности проектируемого бизнеса. Это лучше, чем прийти к такому выводу после того, как уже вложены средства, и предприятие начинает функционировать. Для составления бизнес-плана необходима информация о емкости рынка, производственных и финансовых потребностях предприятия. Производственные и финансовые потребности предприятия зависят от проектируемых видов деятельности и от того, какую продукцию предполагается выпускать.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 235.