Консалтинговое предпринимательство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Консалтинговое предпринимательство – это новая сфера бизнеса, получающая все более широкое распространение. В значительной степени бизнес этого рода обслуживает другие виды предпринимательства. Консультационный бизнес осуществляется в виде платных консультаций специалистов, получивших название «консалтинг». По определению Европейской федерации ассоциаций консуль­тантов по экономике и управлению, консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая выявление и оценку проблем и/или воз­можностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений.
Первые консультационные компании по управлению воз­никли более 100 лет тому назад. В связи с ростом неопределенности и сложности среды бизнеса за последние 10 лет произошел громадный рост спроса на консалтинговые услуги в мире. Все эти годы среднегодовые темпы роста объема продаж в этой отрасли более чем в два раза превы­шали средние темпы роста бизнеса в целом.
Например, маркетинговые исследования и программы реализуются специализированными фирмами. Значительная часть малых предприятий, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, пользуется услугами наемных бухгалтеров и фирм, В финансовой сфере появилось такое явление как аутсорсинг, когда отдельные виды управленческих функций передаются специализированным фирмам и т.п. Существуют службы электронных и телефонных секретарей.
Консалтинговые услуги могут осуществляться и в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляют­ся в виде консалтинговых проектов, включающих следующие основные этапы:
– выявление проблем (диагностика);
– разработка решений, проекта;
– осуществление решений, проекта.

 Заключительный этап в зависимости от объема проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Ино­гда контакты с клиентами могут быть и многолетними.
Методы консультирования различны. Наиболее известны­ми и применяемыми являются три вида консультирования: экс­пертное, процессное и обучающее.
Экспертное консультирование – наиболее пассивная фор­ма консалтинга. Консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разрабатывает решения и рекомендации по их внед­рению. Клиент лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией. При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта актив­но взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения. Консультанты вместе с клиентом анализи­руют проблемы и разрабатывают предложения. При обучающем консультировании главная задача специалистов – подготовить почву для возникновения идей и выработки решений. С этой целью они проводят для клиента лекции, семинары, разрабаты­вают для него учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию. На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов кон­сультирования не применяется; как правило, используются ком­бинации всех трех методов.
В Казахстане в настоящее время насчитывается несколько со­тен частных консалтинговых фирм. В настоящее время в Казахстане сложились три четко выра­женные группы консультантов. Первая группа – особо доверен­ные, как правило, дочерние консультационные компании, асси­милированные в структуру финансово-промышленной группы (ФПГ). Они оказывают услуги широкого профиля, но для ограни­ченного числа компаний – членов данной ФПГ. Отбор консультантов осуществляется строго по рекомендации партнеров по бизнесу, близких друзей и т. п., реже – на тендерной основе. При этом предпочтение отдается тем консультантам, которые не были замечены в контак­тах с конкурентами, что связано с необходимостью обеспечить как можно большую конфиденциальность.
Вторая группа российских консультантов – крупные кон­сультационные или аудиторско-консультационные компании, не входящие в состав холдингов. Данная группа оказывает клиентам довольно широкий спектр услуг. Наиболее характерными из них являются услуги, связанные с оптимизацией финансовых потоков и налоговых схем, модернизацией бухгалтерского или управлен­ческого учета. Особенно это актуально сегодня, когда вводится новый план счетов в бухгалтерском учете, освоить который мно­гим предприятиям в одиночку очень трудно.
Третья группа российских консультантов – небольшие компании с ограниченным спектром услуг и немногочисленным штатом. Как правило, такие компании располагают одной или двумя отработанными услугами (например, маркетинг, помощь в составлении бизнес-планов или только оптимизация финансовых потоков).
Помимо частных фирм консультационные услуги на ком­мерческих началах оказывают государственные учебные, инфор­мационные и исследовательские организации. В России действу­ют и зарубежные консультационные фирмы. Если российские консультанты хорошо разбираются в современной экономиче­ской ситуации России, обладают высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом, широко мыслят и знакомы с ме­ханизмом рыночной экономики западного типа, то достоинством зарубежных консалтинговых фирм является хорошее владение методами консультирования и детальное знание рыночной эко­номики западного типа.
В промышленно развитых странах вложения средств в ин­теллектуальный капитал в форме консультационных услуг счи­таются не менее эффективными, чем вложения в новое оборудо­вание или в передовую технологию. В России в современных условиях подобного отношения к консультанту не наблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и управления используется далеко не полностью. На­блюдается парадоксальная ситуация: большинство фирм нахо­дится в тяжелом экономическом положении по причинам нередко организационно-управленческого характера, неприспособленно­сти к рыночным условиям и не использует при этом имеющийся интеллектуальный потенциал.

 














Дата: 2019-02-02, просмотров: 347.