Кафедра «Экономики, менеджмента и сервиса»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра «Экономики, менеджмента и сервиса»

 

                         

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

 

 

По дисциплине «Основы малого бизнеса»

Специальности 5В050800 «Учет и аудит», 5В050900 «Финансы», 5В073100 «БЖиЗОС», 5В020700 «Переводческое дело», 5В050300 «Психология», 5В042100 «Дизайн», 5В072900 «Строительство», 5В070200 «Автоматизация и управление», 5ВО70400 «ВТиПО».

 

                    

 

Актобе


Тема 1. Сущность и содержание предпринимательства


Теоретический материал

Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности. Содержание предпринимательства. Среди многих факторов социально-экономического прогресса в большинстве стран мира важную роль в современных условиях играет предпринимательство и субъекты, которые его осуществляют, - предприниматели. Выяснению сущности предпринимательства, основных черт предпринимателя мировая экономическая наука уделяет внимание на протяжении почти трех столетий. Тем не менее, понятие «предпринимательство» постоянно пополняется элементами нового содержания, что предопределяет необходимость его системного изучения.

Понятие «предпринимательство» впервые использовал Ричард Кантильон (1680-1734),

рассматривая его как особую экономическую функцию, важной чертой которой является риск. Жан-Батист Сей (1767-1832) утверждал, что предприниматель действует на собственный счет и риск с целью получения выгоды, владеет при этом знаниями и опытом, комбинирует факторы производства и т.п. Адам Смит (1723-1790) рассматривал предпринимателя как владельца, связывал предпринимательскую деятельность, прежде всего, с собственной заинтересованностью предпринимателя, в процессе реализации которой он оказывает содействие наиболее эффективному удовлетворению нужд общества. Качественно новую оценку предпринимательства дал в конце XIX ст. английский экономист Алан Маршалл (1842-1924), выделив организацию производства, а со временем предпринимательскую способность к такой организации как отдельный фактор производства (вместе с работой, землей и капиталом). Более полную характеристику предпринимательства приводит австрийский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950). По мнению И.Шумпетера, содержание предпринимательства раскрывается в его функциях: 1) реформирование и коренная перестройка производства вследствие внедрения новых видов техники и технологий, создание новых товаров, освоение новых рынков, источников сырья; 2) использование научных разработок, маркетинга и др. Выполнение функций предпринимательства зависит от хозяйственно-политической среды, которой определяет его возможности, виды, мотивацию. Основные функции предпринимателя, по Й. Шумпетеру, - это изготовление нового блага или старого нового качества; освоение нового рынка сбыта, источников сырья или полуфабрикатов; внедрение нового метода производства; соответствующая реорганизация производства.

Предпринимателем, по его мнению, может быть не только капиталист, владелец, а и

управляющий. Наибольшая мера обособленности собственности от управления (и от

предпринимательства) оказывается в гигантских акционерных компаниях.

Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, на собственный риск

деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг и

занятию торговлей с целью получения прибыли. Она основана на развитии личностных

факторов, расширении знаний о своих возможностях, направлена на достижение наилучшего результата в хозяйственной деятельности, на получение экономической выгоды и, прежде всего, на присвоение дополнительного продукта.

Основными принципами, на которых осуществляется предпринимательство, являются:

- свободный выбор деятельности на добровольных началах;

- привлечение к предпринимательской деятельности имущества и средств юридических

лиц и граждан;

- самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков и

потребителей произведенной продукции, установление цен соответственно расходам

производства с соблюдением действующего законодательства;

- свободный наем работников;

- привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых,

естественных и других ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;

- свободное распределение прибыли, которая остается после внесения платежей,

установленных законодательством.

Задачи, которые необходимо решить в начале предпринимательской деятельности, -это:

- выбор сферы и масштабов деятельности;

- выбор местоположения предприятия, компании;

- выбор форм предпринимательской деятельности и названия фирмы;

- финансирование и инвестирование.

Понятие «предпринимательство» не следует отождествлять с понятием «бизнес»,

которое является более емким и предусматривает любой вид деятельности (даже аферы), приносящий личную выгоду, а также включает множество процессов, протекающих на рынке (например, конкуренцию).

Среди функций предпринимательства можно выделить: новаторскую,

организационную, ресурсную, социальную и личностную функции.

Новаторская функция проявляется в содействии процессу продуцирования новых идей,

осуществлении НИОКР, создании новых товаров и предоставление новых услуг.

Организационная функция заключается в организации различных предприятий,

коллективов, союзов, во внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы.

Ресурсная функция состоит в наиболее эффективном использовании трудовых,

материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов.

Социальная функция реализуется через изготовление товаров и услуг, необходимых

обществу, а также в предоставлении предпринимателем рабочих мест населению.

Личностная функция заключается в самореализации предпринимателя, получении

удовлетворения от своей работы, независимости.

Профессионально-личностные качества предпринимателя. Предпринимательскую

деятельность необходимо начинать с анализа способностей и интересов индивида, т.е.

необходимо оценить предпринимательский потенциал. Предпринимательский потенциал включает в себя капитал: «человеческий» (интеллектуальный», «физический» (имущественный), «финансовый» (денежный). Различия в емкости совокупного предпринимательского потенциала определяют разную степень включения индивидов в рыночные отношения, возможности смены устоявшихся моделей пассивного потребительского поведения на более активные – рыночные.

Важным моментом при установлении предпринимательского потенциала является

определение склонностей индивида, т.е. к чему больше лежит душа – к коммерции,

торговле, производству, творческой работе и т.д. Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда и отношению человека к объектам окружающей среды можно разделить на 5 основных типов:

«Человек-природа» - связан с участием человека в процессах, протекающих в природе,

определяет склонность к аграрным видам деятельности;

«Человек-техника» - склонность к промышленным и строительным специальностям с

использованием машин и механизмов;

«Человек-знаковая система» - выражает склонность к любым видам обработки

информации (нотариусы, специалисты ЭВМ, бухгалтеры);

«Человек-художественный образ» - склонность к творческим видам деятельности

(ювелир, художник и др.);

«Человек-человек» - склонность к общению (кадровые агентства, парикмахеры и др.).

Помимо профессиональных склонностей, при определении предпринимательского

потенциала важную роль играет склонность человека к предпринимательству. Необходимые

предпринимателю качества представлены в табл.1.

Таблица 1

Главные качества предпринимателя

 

Основные блоки качеств Критерий   Группы качеств
Профессиональная компетентность   Наличие профессиональных знаний и умений в сфере предпринимательства   Экономическая культура Правовая культура Опыт предпринимательства Организационно-управленческая культура  
Стратегическое мышление Умение мыслить стратегически, принимать правильные решения   Общий интеллект и жизненная мудрость Умение генерировать идеи Умение принимать решения  
Предприимчивость Деловитость, умение выбирать правильную тактику достижения цели   Деловая активность Инициативность, способность к риску Практичность  
Моральные качества Отношение к нравственности Духовный потенциал Этика поведения в обществе и бизнесе  
Организаторские способности   Способность вести за сбой людей   Тяга к самостоятельности Коммуникабельность Умение организовать коллективную деятельность  
Личная организованность Способность управлять самим собой   Способность жить и действовать по системе Умение использовать время    
Политическая культура Понимание интересов общества, коллектива, личности   Общая политическая культура Умение учитывать интересы общества Умение учитывать интересы коллектива  
Работоспособность Способность к напряженной творческой работе длительное время   Физиологический потенциал Эмоционально-волевой потенциал  

Ключевое требование к деловому человеку – быть предприимчивым.

Предприимчивость связана с умением эффективно решать поставленные задачи, извлекая в каждой конкретной ситуации максимальную пользу. Предприимчивый человек не ожидает, когда все необходимые условия для реализации его целей будут созданы, а сам создаёт их.

Одним из важнейших моментов при ведении бизнеса является способность стратегически мыслить. Исходными здесь являются: общий интеллект, жизненная мудрость, рассудительность, умение генерировать идеи, видеть перспективу, ставить и формулировать задачи, умение анализировать и делать выводы.

Внешняя и внутренняя среда предпринимательства. Развитие предпринимательства

тесно связано со средой, которая определяет условия предпринимательской деятельности. Различают внешнюю среду, состоящую из макросреды и рабочей среды, и внутреннюю среду развития предпринимательства. Макросреда предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую

обстановку. Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств. На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей

и задач находящегося у власти правительства. Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который

воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства и

совершенствование технологических процессов. Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства,

транспортные, страховые компании и т. д.). Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий. Все вышеперечисленные факторы макросреды – экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические) условия деятельности создают предпосылки для развития предпринимательства. Рабочая среда предпринимательской организации – это поставщики экономических ресурсов, наёмные работники, клиенты – потребители продукции фирмы, посредники – финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические структуры, конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории – средства массовой информации, общества потребителей и т. п., которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика предпринимателя. Внутренняя среда предпринимательства состоит из взаимосвязанных элементов: менеджмента, маркетинга, производства, финансов, организационной структуры, персонала и др.

Культура предпринимательства. Культура предпринимательства является

неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура предпринимательства — это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса. Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом — строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в не нанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др. Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Инфраструктура бизнеса. Предпринимателям, чтобы начать свое дело, нужно иметь возможность купить сырье, станки, необходимое оборудование, притом вовсе не обязательно у тех, кто их производит. Поэтому наряду с базисными элементами деловых связей производителей товаров и услуг с потребителями и принято выделять другие элементы, а именно те, которые выполняют функции связи, опосредования отношений между ними. Такие элементы рыночной среды и выполняемые ими типы

деятельности возникают в процессе движения товаров и производственных услуг из сферы производства в сферу потребления и осуществления обратной связи между сферой потребления и сферой производства. Движение произведенного автомобиля из

производственной сферы в сферу потребления начинается на автомобильном заводе,

продолжается уполномоченными дилерами, провайдерами, торговыми агентами, пока

машина не попадает в магазин - предприятие розничной торговли. Не исключено, что

какие-то виды сырья менеджеры автозавода приобретают на товарной бирже; во всяком

случае, и продавцы, и покупатели сырья при заключении сделки ориентируются на

биржевые цены. Коммерческие банки могут предоставить кредит, который необходимо

застраховать. Для выбора банка и страховой компании следует предварительно получить консультацию в консалтинговой фирме. Надо также нанять работников с помощью служб занятости, с помощью адвокатов оформить все необходимые сделки, с помощью рекламных фирм организовать информационную поддержку товару, а возможно, и смоделировать параметры покупательского спроса.

Между производителем и потребителем товара возникает особая цепочка фирм,

осуществляющих посредническую деятельность по отношению к производителям и

потребителям товаров и, тем самым, опосредующих взаимодействие между ними. Именно с определением посреднической роли субъектов бизнеса в установлении и развитии деловых связей других субъектов бизнеса связано понятие инфраструктуры бизнеса. Инфраструктура бизнеса (или инфраструктурные элементы бизнеса) существует постольку, поскольку деловая деятельность всех субъектов бизнеса осуществляется в условиях разделения труда в экономике и специализации каждого из субъектов бизнеса на эффективном выполнении ограниченного числа деловых функций. Инфраструктурой деловых связей между производителями и потребителями продукции являются разнообразные процессы, протекающие в сфере торговли, на денежном рынке, в области движения информации, на рынке рабочей силы, на рынке экспертных и консультационных услуг и в иных секторах рынка, а также субъекты бизнеса, действующие на данных секторах рынка. Инфраструктура бизнеса – это совокупность организаций, которые опосредуют взаимодействие между конечными участниками деловых связей, и совокупность процессов с участием данных организаций.

 

Тема 5. Планирование предпринимательской деятельности

Теоретический материал 

Система планирования предпринимательской деятельности. Планирование в широком понимании представляет собой процесс выбора целей и решений, необходимых для достижения выбранных целей. В более узком понимании планирование - это вид управленческой деятельности, способ оптимизации действий хозяйствующего субъекта. Процесс планирования на предприятии делят на две основные стадии: стратегическое планирование и тактическое планирование. Стратегическое планирование - это плановая работа, включающая разработку прогнозов, программ и планов, в которых предусматриваются цели и стратегии поведения объектов управления в перспективе, позволяющие этим объектам эффективно функционировать и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Тактическое планирование - это процесс принятия решений о том, какими должны быть действия предприятия и как следует распределять и использовать ресурсы для достижения стратегических целей. Основное различие между стратегическим и тактическим планированием можно рассматривать как различие между целями и средствами достижения целей. В планировании деятельности предприятия используется понятие оперативного планирования. Оперативное планирование - фактически составная часть тактического планирования, но оно может охватывать короткий период времени (декада, месяц, квартал и др.) и связано с планированием отдельных операций в общем хозяйственном цикле (например, планирование маркетинга, производства, составление бюджета и т.д.). Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути дела, план - это набор инструкций для предпринимателей, описывающих, какую роль каждая часть предприятия должна играть в процессе достижения целей фирмы. Процесс планирования сложен и многообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, в которой можно выделить следующие элементы: - стратегический план предприятия; - планы развития определенных направлений предпринимательской деятельности (бизнес-планы); - планы текущей деятельности; - программы и проекты. Бизнес-планирование. Бизнес-план представляет собой план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер предпринимательской деятельности. Функции бизнес-плана в современной практике предпринимательства:

1. Возможность использования бизнес-плана для реализации стратегии предприятия.

2. Планирование, результаты которого позволяют оценить возможности развития нового направления в деятельности предприятия и контролировать процессы внутри него.

3. Привлечение денежных средств. Основными этапами разработки бизнес-плана являются: определение цели разработки бизнес-плана, установление общей структуры документа, определение перечня и источников получения необходимой информации, сбор необходимой информации, написание бизнес- плана, предоставление проекта для прочтения независимому эксперту, утверждение проекта бизнес-плана, привлечение к реализации планов потенциальных партнеров. Примерный перечень разделов бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана), описание продукции и видов деятельности предприятия, анализ рынка, конкурентный анализ, план маркетинга, производственный план, организационный план, финансовый план, приложение (содержит вспомогательные расчеты, схемы, графики, диаграммы, сравнительные таблицы). Анализ рынка. Под анализом рынка понимается сбор, сведение в систему и анализ числовых показателей, касающихся рынка и продаж. Благодаря этому становится ясной ситуация со сбытовой деятельностью в прошлом и выявляются сложившиеся на рынке тенденции и проблемы. В качестве цели ставится разработка сбытовой политики на предстоящий период. Анализ рынка начинается с анализа показателей сбыта в комплексе с анализом внешней информации. Анализ рынка является инструментом для предварительной оценки проблем и проверки положения предприятия на рынке в соответствии с видом его коммерческой деятельности. Различают следующие виды анализа рынка: - Анализ рынка в целом и положения предприятия на нём, масштаб рынка, доля на рынке, анализ претензий потребителей и т.д. - Анализ с помощью расчета фактических показателей сбыта и с использованием временных рядов (тенденций, сезонности и т.д.). - Анализ по классам ABC. Метод разделения важных и не важных данных из огромного объёма сведений о показателях продаж по отдельным видам продукции и отдельным категориям потребителей. - Анализ с помощью гипотез, высказываемых ответственными сотрудниками предприятия и экспертами. При анализе рынка необходимо чётко определить цели анализа, выбрать те из них, которые будут наиболее эффективны, и отобрать нужные для них данные. Для того, чтобы анализ согласовывался с целями, надо определить, какие данные и каким способом можно будет обрабатывать наиболее эффективно. Например, при проведении анализа по сферам деятельности предприятия могут использоваться следующие показатели в качестве критериев: - объём продаж в абсолютном выражении; -маржинальная рентабельность, рассчитываемая как (выручка от реализации - переменные издержки)/выручка от реализации, в целом по предприятию или отдельным видам продукции; -темпы прироста прибыли; -окупаемость. Стратегия противостояния в конкурентной борьбе. Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы; процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции. Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и которые не могут управляться организацией. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции ( и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются: - Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок; - Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него; - Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по марке, качеству, цвету и др.); - Участие фирм в контроле над рыночной ценой. Выделяют следующие виды рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Конкурентная стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Специалист по конкурентному анализу М. Портер предлагает три варианта базовых конкурентных стратегий: преимущество в издержках, дифференциация и фокусирование.

Эти стратегии имеют универсальный характер и применимы в отношении любой конкурентной силы. Каждая стратегия требует выбора особого рода экономических ресурсов и навыков, а также определённых управленческих действий. Стратегия преимущества в издержках основана на достижении и поддержании более низких затрат, чем у конкурентов. Для того чтобы достичь преимущества в издержках, часто необходимо иметь значительную рыночную долю или другое важное преимущество - доступ к дешёвому сырью. Предпосылки для лидирования по издержкам: высокий инвестиционный потенциал; постоянные инновации и усовершенствования; тщательное руководство рабочей силой; продукты, подвергающиеся более лёгкой обработке; эффективная система сбыта. Дифференциация основывается на видоизменении продуктов или форме обслуживания фирмы путём создания уникального для потребителя свойства товара или услуги. Видоизменение защищается от конкуренции тем, что привязывает покупателя к определённой марке или фирме и таким образом уменьшает чувствительность к цене. Фокусирование - эта стратегия основана на факте: фокусирование на строго ограниченных целях более эффективно, чем функционирование в широком поле конкуренции. Выделение может основываться на ограниченной группе покупателей, части номенклатуры продукции или на географическом районе.

 

Тема 6. Риски в предпринимательской деятельности

Предпринимательская тайна

            Научно – техническая информация

Производственная информация

 

Финансовая информация

Характер исследовательских работ Способы производства и технологии Система организации труда   Структура капиталов Состояние расчетов с торговыми клиентами Содержание патентов и лицензий Объем выпуска и планы реализации продукции Планы рекламной деятельности   Размер дохода и уровень себестоимости продукции Уровень платежеспособности предприятия Содержание рационализаторских предложений Уровень складских запасов Предлагаемое время выхода на рынок   Механизм формирования цен ан продукцию Фактическое состояние рынков сбыта Планы внедрения новых технологий и видов продукции Планы инвестиций в новое строительство, производство Характер и условия заключения контрактов   Банковские и торговые операции Сведения об эффективности экспорта и импорта Анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции Методы и организация управления Сведения о поставках, потребителях, посредниках, конкурентах   Организация и размер оборота средств Сведения о финансовом положении поставщиков, потребителей, посредников конкурентов

 

Рис. 26. Классификация сведений, составляющих предпринимательскую тайну.

Крупные фирмы осуществляет социальные меры по предупреждению утечки информации (в том числе в результате промышленного шпионажа), т.е. сведений, которые могут дать какие-либо преимущества конкурентам или позволят им безвозмездно пользоваться результатами деятельности научно-технических, коммерческих производственных служб и подразделений фирмы, способных стать предметом реализации и источником получений дохода. В то же время сами фирмы информируют потребителя через сре6дства информации о результате своей деятельности , рассказывают о коммерческих и производственных деятельности но раскрывают при этом сущность производственных процессов. Это способствует росту доверия к ним со стороны кредиторов и покупателей, расширяет рынок сбыта продукции, повышает курс акций на рынке ценных бумаг и т.д.

Информация является, товаром в рыночной экономики, поэтому ее получение, хранение, передача использование должны подчиняться законам рыночной экономики.

Коммерческая тайна является собственностью предприятия. Цель ее – обеспечивать предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе. Информация, составляющая коммерческую тайну, должна отвечать ряду таких требований, как:

1. Открытое использование информации связано с ущербом для предприятия;

2. Информация не является общественной или обще6доступной на законодательных основаниях.

3. Предприятие сможет осуществлять надлежащие меры по содержание конфиденциальности по соображениям экономической или иной выгоды,

4. Информация нуждается в защите, так как она не является государственным секретом и не защищается авторскими патентными правами,

5. Скрытее этих сведений не носит ущерб обществу.

Становление финансовых элементов функционирования экономически обуславливает восстановление прав на коммерческую тайну. Это диктуется необходимостью защитить предприятия в организации от недобросовестных конкурентов, безвозмездного пользования продукции интеллектуальной деятельности; изобретениями, инновациями, компьютерными программами, управленческими решениями.

В соответствии с законодательством предприятие имеет право предоставлять государственным органам информацию, содержащею коммерческую тайну, определяется руководителями предприятия.

Коммерческую тайну предоставляет информацию о:

· торговых отношений фирмы;

· организации и размеры оборотов средств;

· состояния рынка сбытов;

· банковские операции;

· постановление и потребление;

· содержание патентов;

· структуре капиталов;

· валютных инвестиций;

· заключение контрактов;

· формирование цены на товар;

· размерах доходов и объем производства;

Производственная тайна сохраняет информацию о:

· способах производства и технологии;

· организация труда;

· технические открытия и изобретения;

· цели и характере исследования работ.

· Деловая информация касается:
финансов предприятия (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты, платежеспособность, доход, себестоимость продукции);

· стратегических и технических планов развития производства, в том числе использования иных технологий, изобретение, ноу-хау;

· планов и объемов реализации продукции (планы маркетинга, характер и объем торговых операций, уровень цен, основные запасы),

 

· анализа конкурентоспособности своей продукции, эффек­тивности экспорта и импорта, предполагаемого времени выхода на рынок;

· планов рекламной деятельности;

· списков торговых и других клиентов, посредников, конку­рентов, сведений о взаимоотношениях с ними, их финансо­вого положения, условий контрактов;

· методов и организации управления;

· собственной оценки характера и репутации персонала предприятия;

·  системы организации труда.


Форма

 

· Обязательно письменная. Несоблюдение формы влечет недействительность.

 

Прекращение

· с прекращением обеспеченного им обязательства;

· в случае изменения обязательства, влекущего увеличение ответственности;

· переводом долга на другое лицо;

· с отказом принять надлежащее исполнение;

·  по истечении срока, на который она дана в договоре.

Поручительство

Поручительство — это способ обеспечения исполнения обязательства, в силу кото­рого поручитель обязуется перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично субсидиарное.

Основание возникновения: Договор.

Ответственность: Поручитель отвечает перед кредитором в пределах суммы, указанной в договоре поручительства.

Форма: Обязательно письменная. Несоблюдение формы влечет недействитель­ность.

Прекращение

· с прекращением обеспеченного им обязательства;

·  в случае изменения обязательства, влекущего увеличение ответственности;

·  с переводом долга на другое лицо;

·  с отказом принять надлежащее исполнение;

·  по истечении срока, на который оно дано в договоре.

 

 

Задаток – денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне и в обеспечение заключения и исполнения договора

 

 

Предмет: Только денежная сумма

 

 

Форма: Обязательно письменная, независимо от суммы

 

 

Ответственность:

 

 

Если ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны

 

 

Если ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка

 

 

Сверх того сторона, ответственная за неисполнение обязательства, обязана возмес­тить другой стороне убытки с учетом суммы задатка, поскольку в соглашении не предусмотрено иное

 

 

Функции задатка

 

 

Платежная - выдается в счет причитающихся платежей по основному обязатель­ству

 

 

Удостоверительная - задаток выдается в подтверждение заключения договора

 

 

Обеспечительная - задаток засчитывается в счет основного обязательства и в этой части гарантирует его исполнение

 

 

Компенсационная - сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка, если иное не предус­мотрено договором

 

           

 

Таким образом, в приведенных выше таблицах были рассмот­рены различные способы обеспечения предпринимателями своих обязательств, а также приведены их характерные особенности.

Основаниями для освобождения от ответственности могут быть:

· отсутствие состава правонарушения;

· непреодолимая сила (форс-мажор);

·  истечение срока исковой давности;

· по денежному обязательству должник не обязан платить вознаграждение (интерес) за время просрочки.

 

Деловые отношения - это один из типов общественных отношений, проявляющихся как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместимой деятельности на рынке и в коллективе.

В деловых отношениях существуют три типа этических правил и норм:

· формальные законы, устанавливаемые и охраняемые обществ;

· общечеловеческие этические нормы («не убей», «не укради» и т.д);

· нормы группового поведения (профессиональные).

 

Хотя в идеале они должны совпадать, на практике между ними всегда есть расхождения.  

Культура делового общения включает в себя культуру дело­вого говора, делового совещания, приема посетителей и общения с ними, ведения телефонного разговора, деловых приемов, презен­тации, одежды и манер, делового письменного общения и обмена деловой информацией по факсу.

В процессе предпринимательской деятельности определенно­му человеку или группе людей приходится принимать решения. При этом на поведение человека влияют характер решаемых задач и культура делового общения, соответствующая общей культуре предпринимательской деятельности. Деловое общение ведется по определенным правилам, которые являются важным средством повышения его эффективности. Это правила этикета, согласова­ния, взаимодействия и самоподачи.

Кафедра «Экономики, менеджмента и сервиса»

 

                         

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

 

 

По дисциплине «Основы малого бизнеса»

Специальности 5В050800 «Учет и аудит», 5В050900 «Финансы», 5В073100 «БЖиЗОС», 5В020700 «Переводческое дело», 5В050300 «Психология», 5В042100 «Дизайн», 5В072900 «Строительство», 5В070200 «Автоматизация и управление», 5ВО70400 «ВТиПО».

 

                    

 

Актобе


Тема 1. Сущность и содержание предпринимательства


Теоретический материал

Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности. Содержание предпринимательства. Среди многих факторов социально-экономического прогресса в большинстве стран мира важную роль в современных условиях играет предпринимательство и субъекты, которые его осуществляют, - предприниматели. Выяснению сущности предпринимательства, основных черт предпринимателя мировая экономическая наука уделяет внимание на протяжении почти трех столетий. Тем не менее, понятие «предпринимательство» постоянно пополняется элементами нового содержания, что предопределяет необходимость его системного изучения.

Понятие «предпринимательство» впервые использовал Ричард Кантильон (1680-1734),

рассматривая его как особую экономическую функцию, важной чертой которой является риск. Жан-Батист Сей (1767-1832) утверждал, что предприниматель действует на собственный счет и риск с целью получения выгоды, владеет при этом знаниями и опытом, комбинирует факторы производства и т.п. Адам Смит (1723-1790) рассматривал предпринимателя как владельца, связывал предпринимательскую деятельность, прежде всего, с собственной заинтересованностью предпринимателя, в процессе реализации которой он оказывает содействие наиболее эффективному удовлетворению нужд общества. Качественно новую оценку предпринимательства дал в конце XIX ст. английский экономист Алан Маршалл (1842-1924), выделив организацию производства, а со временем предпринимательскую способность к такой организации как отдельный фактор производства (вместе с работой, землей и капиталом). Более полную характеристику предпринимательства приводит австрийский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950). По мнению И.Шумпетера, содержание предпринимательства раскрывается в его функциях: 1) реформирование и коренная перестройка производства вследствие внедрения новых видов техники и технологий, создание новых товаров, освоение новых рынков, источников сырья; 2) использование научных разработок, маркетинга и др. Выполнение функций предпринимательства зависит от хозяйственно-политической среды, которой определяет его возможности, виды, мотивацию. Основные функции предпринимателя, по Й. Шумпетеру, - это изготовление нового блага или старого нового качества; освоение нового рынка сбыта, источников сырья или полуфабрикатов; внедрение нового метода производства; соответствующая реорганизация производства.

Предпринимателем, по его мнению, может быть не только капиталист, владелец, а и

управляющий. Наибольшая мера обособленности собственности от управления (и от

предпринимательства) оказывается в гигантских акционерных компаниях.

Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, на собственный риск

деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг и

занятию торговлей с целью получения прибыли. Она основана на развитии личностных

факторов, расширении знаний о своих возможностях, направлена на достижение наилучшего результата в хозяйственной деятельности, на получение экономической выгоды и, прежде всего, на присвоение дополнительного продукта.

Основными принципами, на которых осуществляется предпринимательство, являются:

- свободный выбор деятельности на добровольных началах;

- привлечение к предпринимательской деятельности имущества и средств юридических

лиц и граждан;

- самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков и

потребителей произведенной продукции, установление цен соответственно расходам

производства с соблюдением действующего законодательства;

- свободный наем работников;

- привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых,

естественных и других ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;

- свободное распределение прибыли, которая остается после внесения платежей,

установленных законодательством.

Задачи, которые необходимо решить в начале предпринимательской деятельности, -это:

- выбор сферы и масштабов деятельности;

- выбор местоположения предприятия, компании;

- выбор форм предпринимательской деятельности и названия фирмы;

- финансирование и инвестирование.

Понятие «предпринимательство» не следует отождествлять с понятием «бизнес»,

которое является более емким и предусматривает любой вид деятельности (даже аферы), приносящий личную выгоду, а также включает множество процессов, протекающих на рынке (например, конкуренцию).

Среди функций предпринимательства можно выделить: новаторскую,

организационную, ресурсную, социальную и личностную функции.

Новаторская функция проявляется в содействии процессу продуцирования новых идей,

осуществлении НИОКР, создании новых товаров и предоставление новых услуг.

Организационная функция заключается в организации различных предприятий,

коллективов, союзов, во внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы.

Ресурсная функция состоит в наиболее эффективном использовании трудовых,

материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов.

Социальная функция реализуется через изготовление товаров и услуг, необходимых

обществу, а также в предоставлении предпринимателем рабочих мест населению.

Личностная функция заключается в самореализации предпринимателя, получении

удовлетворения от своей работы, независимости.

Профессионально-личностные качества предпринимателя. Предпринимательскую

деятельность необходимо начинать с анализа способностей и интересов индивида, т.е.

необходимо оценить предпринимательский потенциал. Предпринимательский потенциал включает в себя капитал: «человеческий» (интеллектуальный», «физический» (имущественный), «финансовый» (денежный). Различия в емкости совокупного предпринимательского потенциала определяют разную степень включения индивидов в рыночные отношения, возможности смены устоявшихся моделей пассивного потребительского поведения на более активные – рыночные.

Важным моментом при установлении предпринимательского потенциала является

определение склонностей индивида, т.е. к чему больше лежит душа – к коммерции,

торговле, производству, творческой работе и т.д. Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда и отношению человека к объектам окружающей среды можно разделить на 5 основных типов:

«Человек-природа» - связан с участием человека в процессах, протекающих в природе,

определяет склонность к аграрным видам деятельности;

«Человек-техника» - склонность к промышленным и строительным специальностям с

использованием машин и механизмов;

«Человек-знаковая система» - выражает склонность к любым видам обработки

информации (нотариусы, специалисты ЭВМ, бухгалтеры);

«Человек-художественный образ» - склонность к творческим видам деятельности

(ювелир, художник и др.);

«Человек-человек» - склонность к общению (кадровые агентства, парикмахеры и др.).

Помимо профессиональных склонностей, при определении предпринимательского

потенциала важную роль играет склонность человека к предпринимательству. Необходимые

предпринимателю качества представлены в табл.1.

Таблица 1

Главные качества предпринимателя

 

Основные блоки качеств Критерий   Группы качеств
Профессиональная компетентность   Наличие профессиональных знаний и умений в сфере предпринимательства   Экономическая культура Правовая культура Опыт предпринимательства Организационно-управленческая культура  
Стратегическое мышление Умение мыслить стратегически, принимать правильные решения   Общий интеллект и жизненная мудрость Умение генерировать идеи Умение принимать решения  
Предприимчивость Деловитость, умение выбирать правильную тактику достижения цели   Деловая активность Инициативность, способность к риску Практичность  
Моральные качества Отношение к нравственности Духовный потенциал Этика поведения в обществе и бизнесе  
Организаторские способности   Способность вести за сбой людей   Тяга к самостоятельности Коммуникабельность Умение организовать коллективную деятельность  
Личная организованность Способность управлять самим собой   Способность жить и действовать по системе Умение использовать время    
Политическая культура Понимание интересов общества, коллектива, личности   Общая политическая культура Умение учитывать интересы общества Умение учитывать интересы коллектива  
Работоспособность Способность к напряженной творческой работе длительное время   Физиологический потенциал Эмоционально-волевой потенциал  

Ключевое требование к деловому человеку – быть предприимчивым.

Предприимчивость связана с умением эффективно решать поставленные задачи, извлекая в каждой конкретной ситуации максимальную пользу. Предприимчивый человек не ожидает, когда все необходимые условия для реализации его целей будут созданы, а сам создаёт их.

Одним из важнейших моментов при ведении бизнеса является способность стратегически мыслить. Исходными здесь являются: общий интеллект, жизненная мудрость, рассудительность, умение генерировать идеи, видеть перспективу, ставить и формулировать задачи, умение анализировать и делать выводы.

Внешняя и внутренняя среда предпринимательства. Развитие предпринимательства

тесно связано со средой, которая определяет условия предпринимательской деятельности. Различают внешнюю среду, состоящую из макросреды и рабочей среды, и внутреннюю среду развития предпринимательства. Макросреда предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую

обстановку. Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств. На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей

и задач находящегося у власти правительства. Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который

воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства и

совершенствование технологических процессов. Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства,

транспортные, страховые компании и т. д.). Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий. Все вышеперечисленные факторы макросреды – экономические, правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические) условия деятельности создают предпосылки для развития предпринимательства. Рабочая среда предпринимательской организации – это поставщики экономических ресурсов, наёмные работники, клиенты – потребители продукции фирмы, посредники – финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические структуры, конкурирующие фирмы и так называемые контактные аудитории – средства массовой информации, общества потребителей и т. п., которые оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика предпринимателя. Внутренняя среда предпринимательства состоит из взаимосвязанных элементов: менеджмента, маркетинга, производства, финансов, организационной структуры, персонала и др.

Культура предпринимательства. Культура предпринимательства является

неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура предпринимательства — это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса. Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом — строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в не нанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др. Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Инфраструктура бизнеса. Предпринимателям, чтобы начать свое дело, нужно иметь возможность купить сырье, станки, необходимое оборудование, притом вовсе не обязательно у тех, кто их производит. Поэтому наряду с базисными элементами деловых связей производителей товаров и услуг с потребителями и принято выделять другие элементы, а именно те, которые выполняют функции связи, опосредования отношений между ними. Такие элементы рыночной среды и выполняемые ими типы

деятельности возникают в процессе движения товаров и производственных услуг из сферы производства в сферу потребления и осуществления обратной связи между сферой потребления и сферой производства. Движение произведенного автомобиля из

производственной сферы в сферу потребления начинается на автомобильном заводе,

продолжается уполномоченными дилерами, провайдерами, торговыми агентами, пока

машина не попадает в магазин - предприятие розничной торговли. Не исключено, что

какие-то виды сырья менеджеры автозавода приобретают на товарной бирже; во всяком

случае, и продавцы, и покупатели сырья при заключении сделки ориентируются на

биржевые цены. Коммерческие банки могут предоставить кредит, который необходимо

застраховать. Для выбора банка и страховой компании следует предварительно получить консультацию в консалтинговой фирме. Надо также нанять работников с помощью служб занятости, с помощью адвокатов оформить все необходимые сделки, с помощью рекламных фирм организовать информационную поддержку товару, а возможно, и смоделировать параметры покупательского спроса.

Между производителем и потребителем товара возникает особая цепочка фирм,

осуществляющих посредническую деятельность по отношению к производителям и

потребителям товаров и, тем самым, опосредующих взаимодействие между ними. Именно с определением посреднической роли субъектов бизнеса в установлении и развитии деловых связей других субъектов бизнеса связано понятие инфраструктуры бизнеса. Инфраструктура бизнеса (или инфраструктурные элементы бизнеса) существует постольку, поскольку деловая деятельность всех субъектов бизнеса осуществляется в условиях разделения труда в экономике и специализации каждого из субъектов бизнеса на эффективном выполнении ограниченного числа деловых функций. Инфраструктурой деловых связей между производителями и потребителями продукции являются разнообразные процессы, протекающие в сфере торговли, на денежном рынке, в области движения информации, на рынке рабочей силы, на рынке экспертных и консультационных услуг и в иных секторах рынка, а также субъекты бизнеса, действующие на данных секторах рынка. Инфраструктура бизнеса – это совокупность организаций, которые опосредуют взаимодействие между конечными участниками деловых связей, и совокупность процессов с участием данных организаций.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 233.