ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Время 1959-1963 гг. вошло в историю под названием «Оттепель» (название было заимствовано из одноименной повести И.Эренбурга, вышедшей в 1954 г.).

Период «Оттепели» характеризовался ослаблением идеологического контроля за художественным творчеством и относительным уменьшением тоталитарного давления на отдельную личность. Выставки московских художников неоавангардистов и литературный самиздат поставили под сомнение ортодоксальные каноны соцреализма. Саморазоблачение сталинского режима периода «Оттепели» положили начало кардинальным переменам в общественном сознании. Неотвратимо происходит процесс нравственного очищения народа. «Ветер перемен» стал мощным стимулом для развития таких отраслей науки, как ракетостроение, космонавтика, физика (С.Королев, М.Келдыш, И.Курчатов, И.Тамм, А.Сахаров).

Приметой времени становится расцвет литературы и поэзии, их общественное звучание. В 1962 г. В журнале «Новый Мир» была опубликована первая «лагерная повесть» А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», с которым началось постижение общественным сознанием страшных тайн сталинского режима. По стопам Солженицына пойдут литераторы Ю.Домбровский, В.Шаламов и др. Сложность, противоречивость мира отразили поэты-шестидесятники Б.Ахмадуллина, Б.Окуджава, А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко, Ю.Визбор. Духовное богатство и самобытность человека «из народа» раскрывает в своих сочинениях В.Шукшин. Новое осмысление темы войны дают М.Шолохов («Судьба человека»), Б.Васильев («А зори здесь тихие»), Ю.Бондарева («Горячий снег»). Интересно развивается научно-фантастическая литература, в которой под маской вымысла и фантазии поднимались социально-нравственные проблемы (И.Ефремов, братья Стругацкие).

В музыкальной культуре периода «оттепели» расцветает такое самобытное явление, как «авторская песня» (или «бардовская песня»). В числе ее творцов – Б.Окуджава, В.Высоцкий. В отечественной кинематографии появилась новая волна талантливых режиссеров: М.Хуциев, Т.Абуладзе, С.Параджанов, И.Таланкин, В.Шукшин, Г.Данелия. Фильм Андрея Тарковского «Зеркало» отразил сложную ситуацию узнавания человеком себя в мире, осмысление вовлеченности человека в бытие.

Творчество скульптора Э.Неизвестного стало символом разрушения канонов соцреализма. У многих деятелей культуры утверждается чувство свободы творчества, стремление расширить круг художественных приемов. Сообщество интеллектуалов- шестидесятников своей непримиримостью к существующей действительности протестовало против господствующей атмосферы нивелирования личности, боролось за национальные культурные ценности. Творческая интеллигенция стремилась к поиску новых форм художественного самовыражения на основе осмысления национального опыта. Постепенно формировалось движение диссидентов, полярная официальной линии, гражданская позиция.

Процесс по делу российских оппозиционеров Даниэля и Синявского (1965 г.) и вторжение советских войск в Чехословакию знаменовали начало ЗАСТОЯ в истории отечественной культуры и опускания нового «Железного занавеса». Вскоре после десятилетней «оттепели» последовали брежневские «заморозки» с реанимацией сталинизма. Во все еще крепкой, но изнутри дряхлевшей системе уродливо сочетались директивно-мобилизационная доктрина экономики, ее всячески скрываемые результаты. Продолжалась неэффективная, разорительная политика в разных областях социальной и духовной жизни. При этом великие успехи в ВОВ, достижения в науке, просвещении, образовании, экономике и искусстве были достигнуты ратным и созидательным трудом, высоким и жертвенным энтузиазмом на пределе всего народа (духовного «мы»).

Исключение российского литератора Б.Пастернака из Союза писателей за опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго» подвело черту в отношениях между властью и художественной интеллигенцией.

С середины 60-х гг. начинается этап т.н. «развитого социализма». Происходит разделение на официальную и неофициальную культуры. В обществе все более усиливается социальный «билингвизм», двоемыслие (когда публично произносится одно, а в неофициальной обстановке – иное). Развивается культурное диссидентство (несогласие): снятие личин с действительности. Рождение диссидентского движения нередко связывают с открытым выступлением на Красной площади в Москве 25 августа 1968 г. восьми человек, протестовавших против введения советских войск в Чехословакию. В глубокое подполье уходит самиздат (журнал «Феникс»). С апреля 1968 г. диссидентское движение стало издавать «Хронику текущих событий», выходившую подпольно и информировавшую о всех имевших место изъявлениях протеста. Диссидентское течение было представлено 3 направлениями: подлинным марксизмом-ленинизмом» (лидеры братья Рой и Жорес Медведевы), либерализмом – в лице А.Д.Сахарова и традиционализмом, защищаемым А.И.Солженицыным.

Период Застоя характеризуется взрывом народной сатиры, анекдота, каламбуров. В 70-е гг. началась т.н. «магнитофонная революция». Песни прославленных бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки. Наряду с сочинениями В.Высоцкого, Б.Окуджавы и А.Галича большой популярностью пользовались произведения Ю.Визбора, Ю.Кима, А.Городницкого, Н.Матвеевой и др. Повсеместно возникали молодежные клубы самодеятельной песни, симпатии молодежи все более завоевывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).

70-е гг. стали временем подъема советского театрального искусства. Особенной популярностью у передовой общественности пользовался Московский театр драмы и комедии на Таганке, а также театры Ленком, «Современник», театр им. Е.Вахтангова.

Т.о., в течение периода Застоя усиливалось противостояние 2-х культур: официальной (парадной) и неофициальной. В кругах интеллигенции все более крепло диссидентское движение. Большой урон был нанесен гуманитарным наукам. Так, в исторических исследованиях были закрыты направления, изучающие проблемы революций, в том числе революции 1917 г. Слаборазвитыми оставались ранее запрещенные науки – кибернетика и генетика. Замалчивались достижения западной науки: культурологии, психологии и др. 

В искусстве по-прежнему господствовала система «госзаказов» (появились т.н. «полочные кинофильмы» и музыкальные партитуры, отвергнутые советской цензурой). Углубление духовного диктата над инакомыслием повлекло очередную волну эмиграции (изгнание за рубеж великих музыкантов М.Ростроповича и Г.Вишневской, А.Солженицына, А.Галича, В.Войновича, И.Бродского, режиссера П.Любимова). Покидают СССР писатель В.Аксенов, кинорежиссер А.Тарковский, скульптор Э.Неизвестный, художник М.Шемякин и др. Многие выдающиеся музыканты, актеры, режиссеры часто были «невыездными». Вместе с тем, живительный дух творческой свободы, новизны, исканий сообщало творчество театра «Современник», литература В.Шукшина, А.Вампилова, В.Распутина, поэзия В.Высоцкого, музыка Д.Шостаковича, А.Шнитке, Э.Денисова.

С одной стороны, шло дальнейшее развитие естественных, математических, технических наук, с другой – сказывалась идеологическая заангажированность философии и гуманитарных наук. Вместе с тем проводятся широкомасштабные археологические исследования (например, скифо-сарматского периода), изучение истории культуры Киевской Руси, фольклорные и этнографические экспедиции.

С 1985 г. В стране началась т.н. «ПЕРЕСТРОЙКА». Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества. Выдвижение ее на первый план в нашей стране не было явлением, изолированным от общемирового. 1988-1997 гг. ЮНЕСКО объявило Всемирным десятилетием развития культуры. Открытость к восприятию других культур стало основополагающим положением, утверждая принцип единства в многообразии.

Значительно более разнообразной становится культурная жизнь. Казалось, осуществляется утверждение общедемократических и общечеловеческих принципов, социальный плюрализм. Однако, поставленная в условия неоправданно резкой разгерметизации после продолжительного периода полузамкнутого существования, советская культура не сумела вовремя и в должной мере включить механизмы естественной для себя защиты. В результате позитивные качества: высокая идейность, гражданственность, духовность были буквально попраны обрушившимся на общество шквалом критицизма, негативизма, разоблачения «белых пятен истории», переосмысления ролей исторических деятелей.

Фактически второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция. Как и в 1917 году, ответственность за нее в определенной мере несет творческая интеллигенция, расколотая в своем основании на 2 противостоящих лагеря и не предложившая подлинно конструктивных решений культурно-исторической перезагрузки. Процесс снятия барьеров вошел в неуправляемое русло. Сенсационность и эпатаж материалов стали превалировать. Информационный взрыв, сопровождавшийся нагнетанием страстей, имел в дальнейшем драматические последствия для страны.

 Расшатывались традиционные критерии оценки художественных ценностей, постепенно уходят прежние принципы соцреализма («идейности», «партийности» и пр.) Происходит масштабная реабилитация культурного наследия прошлого (например, Серебряного века). Возвращаются на экраны «полочные кинофильмы», публикуются прежде запрещенные книги (А.Платонова, Ю.Дудинцева, Б.Пастернака и др.). Устанавливаются культурные контакты с современным западным художественным миром.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 266.