Общественно-политическая мысль России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Собственно 60-е гг. стали временем рождения русской интеллигенции. Недаром и сам термин «интеллигенция» был введен в широкий обиход именно в 60-е гг. русским писателем П.Боборыкиным. Им он обозначил слой просвещенных людей, занимавших активную социальную позицию. В русской общественной мысли пореформенной эпохи можно выделить либеральное, консервативное и революционное направления.

Либеральная мысль концентрировалась вокруг журналов «Отечественные записки», «Русская мысль» и «Вестник Европы». Ее ударной силой были ряды земской интеллигенции, а лидеры – Б.Чичерин и Н.Кавелин.

 В 60-е гг. возникает общественное движение, родственное славянофилам. Его сторонники проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозной основе, поэтому оно получило название почвенничества. К нему принадлежали Ф.Достоевский, А.Григорьев, Н.Страхов. Концентрировались почвенники вокруг журналов «Эпоха» и «Время».

Консервативное, охранительное течение обрело своего выдающегося лидера лишь в эпоху т.н. «контрреформ», в период царствования Александра III. К.Победоносцев, почти четверть века бывший главным советником при Александре III и Николае II, сдерживал натиск революционной стихии в стране. Победоносцев в своих статьях и письмах анализировал болезни времени, констатировал состояние хронического общественного недовольства, парадоксального в условиях, когда Россия крепла день ото дня.

Признанными вождями-теоретиками революционного крыла общественной мысли 60-х гг. были концентрировавшиеся вокруг журналов «Современник» и «Русское слово» Н.Г.Чернышевский, А.Добролюбов, Д.Писарев. В 70-80-е гг. им на смену пришли народники. Анархистское крыло движения представляли М.Бакунин, П.Кропоткин, заговорщическое – П.Ткачев и С.Нечаев. Первым русским теоретиком-марксистом был Г.Плеханов.

Движение «народничества» (идеи особого русского социализма) выразилось характерным просветительским «хождением в народ» отечественной интеллигенции, идеализацией роли крестьянства, общинного уклада. Параллельно развивался и революционный нигилизм (с идеей террора против представителей властной верхушки). Возникла опасность опрощенчества, отрицания культурных традиций прошлого, подмены этики – общественной «пользой», вульгарным биологизмом. Кроме того, возникли опасные симптомы одержимости идеей, доктринерства, когда на все «больные вопросы эпохи» предлагаются простые, готовые ответы. Все эти опасности мировоззренческого коллапса глубоко отразила отечественная литература и искусство (произведения И.Тургенева – «Отцы и дети», «Накануне», Н.Чернышевского – «Что делать?», Ф.Достоевского – «Бесы» и др.)

Основной феномен русской литературы пореформенного периода – обличительство. Рождение его было обусловлено особенностями национального характера (склонностью к крайностям) и историческими условиями 60-х гг. – ослабли карательные функции власти в условиях либеральных реформ. Центральной фигурой литературы стал бунтарь, нигилист, революционер. Хаос русской жизни, отраженный литературой, был ответом на смену общественного строя. Перемены носили необратимый, смертельный для традиционного уклада жизни характер. Отсюда – мотивы бесцельности существования привилегированных сословий, беспочвенности исканий передовых дворян, ожидания неизбежного суда. Панорама русской пореформенной жизни создана гениями И.Гончарова, И.Тургенева, Ф.Достоевского, Л.Толстого, М.Салтыкова-Щедрина, И.Лескова, А.Чехова, А.Островского.

Для отечественной драматургии вторая половина века стала переломным временем. Это была эпоха А.Островского, освещавшего лучами своего таланта обитателей «темного царства». В его пьесах («Свои люди – сочтемся!», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «Гроза», «Женитьба Бальзаминова», «Бешеные деньги» и др.) показаны важные аспекты русского общества, его общее нравственное состояние.

Как противодействие, альтернатива опасным нигилистическим теориям развиваются идеи русского «богоискательства»: религиозно-моралистические искания Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского (жажда «обращения», «воскресения», поиск новой «практической» религии в тесной связи с трудовой жизнью простого народа). В живописи богоискательские поиски воплощены в произведениях И.Крамского («Христос в пустыне»), А.Иванова («Явление Христа народу»), Н.Ге («Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Христос и Пилат»), Т.Шевченко («Мария», «Блудный сын»).

60-е гг. были отмечены успехами в области науки: химии (Менделеев), физиологии (Сеченов), географии (Пржевальский, Семенов Тянь-Шанский, Миклухо-Маклай), историографии (С.Соловьев, В.Ключевский).

 

Образовательная сфера жизни

       Начавшееся после Отечественной войны 1812 г. и декабристского движения 20-х гг. «брожение умов» власти пытались нейтрализовать созданием охранительной идеологии и усилением сословности образования. Министром просвещения графом С.Уваровым была сформулирована официальная идеология – «самодержавие, православие, народность» и «умножено число умственных плотин» для получения образования – людям из простонародья. В соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г. учреждалась трехступенчатая система образования под сильным полицейским и церковным контролем. В стране действовало 6 университетов, был создан Лазаревский институт восточных языков и Ремесленное высшее училище в Москве, Главный педагогический и Технологический институты в Петербурге.

       Значительное влияние на систему образования оказали либеральные реформы 60-х гг. Особенно сильный толчок был дан развитию начальной ступени. Наряду с действовавшими одногодичными церковноприходскими школами повсеместно открывались земские (трехгодичные) школы, преподавали в которых представители местной прогрессивной интеллигенции. Университетский устав 1863 г. предоставил университетам страны широкие права автономии, что сказалось на увеличении численности студентов, демократизации контингента учащихся и повышении уровня знаний выпускников. В Петербурге и Москве впервые были открыты Высшие женские курсы, готовившие учителей и врачей. С 1859 г. начали работать бесплатные воскресные школы. В целом уровень грамотности по стране, по данным Всероссийской переписи населения 1897 г., составил 21, 1%.

 

Лекция 8

Поэтика Серебряного века

 

План: 1) Духовная атмосфера в России рубежа 19-20 вв.

       2) Модерн и авангард в искусстве СВ.

 

Период 90-х гг. 19 века и два десятилетия 20 века были названы Н.Бердяевым «Серебряным веком» и «Русским культурным Ренессансом». Философско-художественные традиции «Серебряного века» будут насильственно прерваны после Октябрьской революции 1917 года; его представители железным занавесом разделены на эмигрантскую ветвь («корабль философов» 1922 г.) и условно - «советскую». За границей традиции Серебряного века будут развиваться в творчестве живописцев А.Бенуа, З.Серебряковой, Н.Ларионова, Н.Гончаровой, литераторов Д.Мережковского, З.Гиппиус, И.Бунина, философов Н.Бердяева, П.Сорокина, композиторов С.Рахманинова, Н.Метнера, Ф.Стравинского и многих других. Наследники традиций Серебряного века, не пожелавшие покинуть Родину, будут поставлены в драматические, а то и трагические условия существования тоталитарной модели культуры 30-х гг. (В.Мейерхольд, М.Цветаева, О.Мандельштам, А.Ахматова, К.Малевич и другие).

Серебряный век предлагал иной исторический путь развития России: не «революцию крови», а «революцию Духа».

ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.

Эпоха Серебряного века пришлась на самые драматические страницы в русской истории: Романовская Россия доживала свои последние годы. Российские государи столь вознеслись на своем самодержавном Олимпе, что вовремя не обратили внимания на опасность потери духовного здоровья нации, вовлекаемой в кровавую мясорубку гражданского противостояния и революций. Оказалось так, что заботиться о духовном здоровье нации было некому. Государственные просветительские учреждения страдали казенщиной и обнаруживали преступную непоследовательность в своей деятельности, шарахаясь то в сторону самого передового либерализма, то к крайней реакции. Элита священнослужителей за несколько веков обивания порогов государственных учреждений насквозь пропиталась тлетворным духом конформизма. Низовое же духовенство влачило жалкое существование и было объектом систематических насмешек т.н. «передовых людей», помогавших народу взращивать плевелы пагубного отношения к авторитету любой власти.

Русская культура находилась на грани крупных качественных перемен, которые не состоялись вследствие революции. На рубеже 19-20 вв. для России опять во весь рост встала проблема культурно-исторического выбора, проблема «русской европейскости». Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса – телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.

Развитие научно-технической мысли требовало существенной перестройки НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Система народного образования по-прежнему включала 3 ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). Подавляющая часть населения оставалась неграмотной (с 1897 по 1917 гг. уровень грамотности возрос с 21 % до 31 %). В 1906 г. в Государственную думу был внесен проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Однако закон так и не был принят.

 Гораздо успешнее развивалось среднее и высшее образование. Были открыты новые вузы – Политехнический институт в Петербурге, университет в Саратове и др. К 1914 г. в России было 16 технических институтов, 30 высших женских учебных заведений, 47 учительских институтов и более 170 учительских семинарий. С 1906 г. открываются т.н. «народные университеты», где бесплатно преподавали русские профессора для всех, желающих учиться. Всего же число студентов России предоктябрьской эпохи (т.е. до 1917 г.) выросло в 10 раз.

Развитие просвещения и образования совпало с ростом книгоиздательского дела и периодической печати. В начале ХХ века в России выходило 125 газет, в 1913 г. их было уже около 1000. К этому времени издавалось 1263 журнала, а по количеству издаваемых книг Россия вышла на третье место в мире (после Германии и Японии).

Крупные издательства ставили перед собой достаточно демократические цели. Так, И.Д.Сытин выпускал книги серии «Библиотека для самообразования», А.С.Суворин – серию «Дешевая библиотека». Цены на такую литературу были действительно весьма низкими.

 Процесс просвещения был интенсивным и успешным, количество читающей публики постепенно возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что 1914 г. в России насчитывалось около 76 тысяч различных общественных библиотек.

Не менее важную роль в развитии культуры сыграл «иллюзион» - кино, появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914 г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины. Начало профессиональному кинематографу в России положил фильм «Стенька Разин и княжна» (1908 г., реж.В.Ромашков). Широкую известность получили фильмы режиссеров Б.Бауэра, В.Гардина, Я.Протазанова.

Начало ХХ в. ознаменовалось процессами интеграции и демократизации науки. Как в центре, так и в провинциальных городах появляются многочисленные научные съезды и конференции по проблемам воздухоплавания, минералогии, астрономии, геологии, электромеханики и др. Индустриализация России способствовала бурному росту естественных и технических наук (Н.Жуковский – основы аэродинамики, В.Вернадский обозначил направление развития экологии, биогеохимии, радиогеологии, автор теории «ноосферы», П.Лебедев – основоположник теории ультразвука, проблем астрофизики и квантовой физики, И.Павлов - - в области физиологии, И.Мечников - в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии).

На этом сложном фоне и рождалась духовная альтернатива будущей большевистской «культурной революции» - Серебряный век русского искусства.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Судьба Серебряного века позволяет увидеть весь основополагающий комплекс общечеловеческих проблем культуры и искусства ХХ века. Среди них: проблема опасности всеобщей поверхностности знаний, легкости суждений, упрощенчества (с которыми пришлось столкнуться многим видным мастерам Серебряного века); господство формулы: «Все, что непонятно – плохо» (это скажется позже и на примере печально известной «бульдозерной выставки» авангардистов в Московском Манеже, разгромленной в период Хрущевской Оттепели).

Знаменательно, что любой «Ветер перемен» в отечественной культуре ХХ века (будь-то «Оттепель» нач. 60-х гг., или «Перестройка» сер. 80-х гг.) будет сопровождаться возвращением к наследию «Серебряного века». В новом историческом контексте будут заново оценены и пересмыслены многие его культурные установки. Таковы, например, издания различных литературно-поэтических школ Серебряного века, возобновленная в 60-е гг. традиция проведения поэтических вечеров в Политехническом институте (в них будут принимать участие поэты А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Н.Матвеева, Ю.Визбор, Б.Окуджава).

 

Художественная культура Серебряного века полна загадок, противоречий и своеобразной художественной «многоукладности», которая, между тем, не заслоняла целостности этой эпохи. В самом деле, еще творили мастера старой, классической, реалистической школы (А.Чехов, Л.Толстой. Н.Римский-Корсаков), когда на горизонте уже появились представители нового художественного поколения со своими дерзновенными планами и поисками.

Главное - эпоха Серебряного века породила особую атмосферу свободного творчества, открытого диалога, дискуссий.

Серебряный век – время рубежа, время «канунов и ожиданий» (поэт А.Белый: «Мы – поколение рубежа…»). Российская культура Серебряного века являла собой совершенно особый «экстракт переходности». На ее полюсах находились, например, радикалистские разработки революционных социальных экспериментов партии большевиков и идеи русского духовного космизма и нравственного преобразования (учение В.Вернадского о ноосфере, философия «всеединства» во главе с Вл.Соловьевым и др.). В этом – характерная антиномичность русской культурной жизни. Начало ХХ ст. осложнялось типично русской порывистостью и спорадичностью. То, что, в какой-либо европейской стране следовало в более или менее логическом порядке, в России перепутывалось, становилось одновременным и параллельным, смыкалось и размыкалось. Так, русское искусство как бы спешило догнать и одновременно уйти вперед, жить, - по словам А.Блока, - «удесятеренной жизнью».

 Парадокс и трагичность русской культуры этого времени в утопическом сочетании призывов к нравственному преобразованию с изощренным «эстетизмом», далеким от непосредственных общественных забот, выдвигаемых временем, в фатальной оторванности от широких социальных течений своего времени. Поэтому, так трагично сложилась в итоге судьба культуры Серебряного века: опьяненная головокружительным воздухом творческих исканий (философских, религиозных, художественных), слишком вознесшаяся над «грешною землей», она была обречена кануть в образовавшуюся под ней бездну.

Русский Ренессанс Серебряного века отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Как считал поэт-символист К.Бальмонт, - люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже 2-х периодов, одного законченного, а другого – еще не родившегося, развенчивают все старое, если оно потеряло свою душу и стало безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, нередко не в силах видеть еще это новое – вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски.

Преддверием Серебряного века стала речь Ф.Достоевского на открытии памятника А.С.Пушкину на Тверском бульваре в Москве 1881 г. с ее знаменательной фразой «Красота спасет мир» (где красота – это и добро, нравственность).

Духовная атмосфера этого времени была предреволюционной, социальный барометр – неустойчив (кризис власти, «распутинщина», вызревание революционной ситуации). Интеллигенция на первых порах отождествляла приближавшуюся революцию с «разрушительной и очистительной грозой» (гроза озонирует воздух, после нее легче дышится).

Для поэтики Серебряного века стало типичным мышление символами. Такова, например, цветовая символика: красный цвет приобретает тревожный апокалиптический смысл («Красный смех» писателя Л.Андреева, картина «Купание красного коня Петрова-Водкина» и др.). Серый цвет становится символом воинствующей пустоты и пошлости жизни («серая паучиха скуки» в статье А.Блока «Безвременье», «Некто в сером» Л.Андреева). Особую трагическую наполненность, ощущение космического сиротства наполняет фиолетовый цвет, любимый художником М.Врубелем.

Атмосфера Серебряного века пронизана катастрофизмом сознания, апокалиптикой ожиданий. Сознание жило предельными категориями, максимализмом и космизмом задач (не случайно, это было время великих космических прозрений Жуковского, Циолковского, Федорова и др. ученых).

В свете приближающихся революционных потрясений, очищение виделось через испытания, свет должен был пробиваться из тьмы. Еще в прошлом веке это состояние великолепно было передано Ф.Тютчевым в стихотворении «Последний катаклизм»:

Когда придет последний час природы,

Состав частей изменится земных.

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик отобразится в них.

 

Любимый символ русских символистов начала века – птица Феникс, и образ пламени, огня, света. Таковы, например, музыкальные поэмы А.Скрябина («Поэма огня»), или поэтические образы А.Блока:

И ты огневая стихия

 Безумствуй, сжигай меня.

Россия, Россия, Россия…

Мессия грядущего дня

Русской культуре ХХ века стало особенно свойственно религиозно-романтическое мировосприятие. Н.Бердяев писал по этому поводу: «Человек оказался обессилен длительной критико-аналитической эпохой и затосковал в своем творчестве по органичности, по синтезу, по религиозному центру, по мистерии…» В российских интеллигентских кругах происходит отмежевание от материалистических и рационалистических методов познания, укрепляется уверенность в том, что современная наука не способна уловить незыблемые основы человеческого бытия, указать выход. Ибо, то, что сейчас эйфорически принимается за новейший прогресс науки, завтра оказывается безнадежно отсталым. Не случайно, мировая наука (как и искусство) этого времени достигает иных, «неевклидовых» уровней познания (теория относительности А.Эйнштейна, теория ноосферы В.Вернадского, идея многомерности живописного и музыкального пространства в искусстве и т.п.).

Мысль мучительно пытается освободиться от «жесткого корсета рационального». Атмосфера была пронизана интересом к сверхприродному, к мистицизму (Д.Мережковский: «Да, мы мистики!»). Стали модными религиозная теософия Е.Блаватской, спиритизм и оккультизм в различных кругах общества. Поэтическая мысль была пронизана антиномичными образами Христа и Антихриста (Д.Мережковский), святого и звериного (образ приближающегося «воинствующего Хама»).

Культура Серебряного века была отмечена мучительным самопознанием, исследованием своей «русскости», своей национальной самобытности. Таковы произведения А.Блока «Скифы», С.Городецкого «Русь», В.Иванова «Русский ум»:

«Своеначальный жадный ум –

Как пламень русский ум опасен:

Так он неудержим и ясен,

Так весел он и так угрюм…»

Духовную атмосферу этого периода определяют религиозно-философские взгляды т.н. «всеединцев» (В.Соловьева, Н.Бердяева, С.Булгакова, П.Флоренского). Всеединцы говорили о драматических последствиях расщепления и специализации знания (науки, философии, искусства, религии), и, как следствие, - бездуховности общества. По их мнению, на смену прежней «эпохе анализа» должна прийти «эпоха синтеза» (т.е. «духовного всеединства» науки, философии, искусства, религии). Об этом писал и А.Блок в одной из своих статей: «Явилась армия специалистов, отделенных от непосвященных стеной своей кабинетной посвященности. Все разделено, ибо не стало материи, потребной для спайки… Художнику нельзя быть специалистом».

При всех шатаниях и метаниях русская мысль в конечном итоге всегда выходила на идею вселенского братства.

Культура Серебряного века бесспорно искусствоцентрична. Андрей Белый говорил: «Последняя цель искусства – пересоздание жизни. Последняя цель культуры – пересоздание человечества.».

Главная роль в деле духовного обновления, миропреображения отводилась искусству. В своих крайних проявлениях искусство должно было стремиться к созданию мистерии и теургии - вселенского художественно-религиозного действа, знаменовавшего крушение старого и создание нового мира. «Ясно, - писал В.Соловьев, - что такая задача выходит за пределы искусства, но кто установил эти пределы?» В подобном синтезирующем сверхискусстве должно было слиться все, что могло способствовать единению истины, добра и красоты. В результате – преодолевается раздробленность человеческого Духа и созидается новый миропорядок, для которого характерны органические отношения между божественными, человеческими и природными элементами. Чистейшая социальная утопия подобных проектов Серебряного века обернулась между тем колоссальными, невиданными художественными новациями в поэзии, живописи, музыке (таковы, например, новое синтетическое направление – кубофутуризм, живописно-музыкальные опыты Чюрлениса, цветомузыка Скрябина и др.)

Художественная мысль Серебряного века стремилась к синтезу выразительных возможностей множества видов искусств (т.е., стремится к сверхискусству).

Сама жизнь для художников Серебряного века превращалась в театральные подмостки, творцу уже было недостаточно быть просто художником, он стремился быть человеком-артистом. Создатели этой культуры в большинстве занимались собственным жизнетворчеством и были охвачены поисками новой духовности, основанной на мистическом миросозерцании.

Серебряного века породил особый богемный театральный быт. Наиболее характерными примерами были театрализованные вечера, проводимые В.Ивановым, различные кружки и общества, литературные и художественные кабаре («Бродячая собака», «Привал комедиантов», «Летучая мышь»). Театрализация самой жизни не могла не отразиться на театральных концепциях этой эпохи, характеризующихся отказом от принципов реализма и увлечением стилизациями (Н.Евреинов осуществил реконструкцию старинных театральных представлений, В.Мейерхольд и А.Таиров стали главными творцами русского театрального модерна.

Художественную культуру Серебряного века исторически можно представить как две мощные волны, одновременно и генетически родственные, продолжающие друг друга и принципиально различные: модерн и авангард.

МОДЕРН открывал эпоху Серебряного века в 90-е гг. и ознаменовался рождением нового для отечественной культуры стиля – символизма. В изобразительном искусстве пора модерна начинается с творчества нового живописного объединения «Мир искусства».

Символизм, или новый романтизм сменял эпоху « наивного реализма», тем более, что, - по словам одного из современников – «недуги все вскрывались, а излечение не наступало…». В лице символизма модерн стал естественной реакцией на «плоскостной», утилитарный критицизм русского шестидесятничества XIX века, на его все более академизирующийся пафос высокого социального обличительства. Вместе с модерном возрождалось стремление к «спасительной красоте», «культу прекрасного», к единству микрокосмоса человеческой души с мировой целокупностью (по словам поэта К.Бальмонта: «все лики прекрасного – ипостаси Единого, рассыпанная ртуть».

Своеобразным эпиграфом к эстетике российского модерна можно было бы поставить известные строки А.Пушкина: «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Символизм в нашем искусстве отличает особая музыкальность стиха, обилие смысловых подтекстов, намеков, едва уловимых, ускользающих образов, эстетика «неизречимости» мысли в слове. Самые яркие стороны символизма – лейтмотив абсолютной свободы человеческого духа, его преображения, поиск новых духовных и художественных измерений. Культ удержания красоты, исчезающей в прагматическом, деловом, сверхинформированном мире – определяющая черта стиля модерн.

Эстетизация быта, культ изысканных линий широко внедрялся в дизайн, в оформление разнообразных архитектурных сооружений. Художники модерна мечтали покинуть «башню из слоновой кости чистого искусства», разрушить стену, разделяющую искусство «высокое» и прикладное, окружающее повседневный быт человека и сделать последнее красивым и стильным. Следы модерна мы находим во всем: в архитектуре, живописи, книжной графике, рекламе, дизайне, одежде. Для модернистов не существовало ничего низкого, что не смогли бы они с помощью своей неуемной фантазии превратить в произведение искусства. Главные черты модерна: чувственность, декоративность, романтичность.

В противовес дионисийскому космизму символистов, как своего рода охранительная традиция по отношению к культурному прошлому, оформляется акмеизм (журнал акмеистов «Аполлон»). В акмеизме «сине-лиловый сумрак первых сменяется чистым, золотым светом». Акмеисты (М.Кузмин, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам) подвергают критике символистскую аморфность формы, образные миражи, срывы в беспредметность. Они утверждают эстетику «прекрасной ясности», четкости и графичности в сочетании слов, чувство меры, разнообразие образов внешнего мира. Для них искусство есть прочность, ясность, оперирование красотой круга и квадрата, а не символистскими «шестнадцатиугольниками».

 Аполлоническое искусство Серебряного века влечет прекрасная старина и образы прошлого. Рождается настоящий античный бум: образы Эдипа, Аполлона, Орфея – в музыке И.Стравинского, в балетах М.Фокина. Возникают византийские образы и картины языческой Руси (славянская языческая архаика в живописи Н.Рериха, в балете И.Стравинского «Весна священная», скифская тема у поэта А.Блока и композитора С.Прокофьева). Сказочные фольклорные мотивы появляются в полотнах М.Врубеля («Царевна-Лебедь»). В искусстве впервые с любовью обыгрывается особая вещественность русского купеческого быта (таковы, например, картины Кустодиева: «Купчиха», «Красавица»). В преддверии технического века рождается особый ностальгический ретроспективизм и тонкая стилизация образов культурного прошлого, особенно у художников объединения «Мир искусства»: Е.Лансере, А.Бенуа). В творчестве художников объединения «Голубая роза» (М.Сарьян, П.Кузнецов, С.Судейкин, Н.Крымов) по особому сошлись западная живописная система А.Матисса и П.Гогена, яркость и декоративность восточного искусства, неспешный ритм восточной философии, высокая мистика русской иконы и лубочный ярмарочный примитив.

Модерн насквозь театрален: тяготеет к игре, невсамделишности Модерн изначально тяготел к зрелищности, декоративности в смысле богатства и разнообразия форм, линий и красок. По настоящему русский модерн расцвел именно на театральных подмостках (знаменитые «Русские сезоны» в Париже, поставленные С.Дягилевым). Имена Головина, Бакста, Бенуа, Рериха, Добужинского символизируют высшие достижения искусства театральной декорации.

АВАНГАРД оформляется к 1910 г. В этом году состоялась выставка живописцев под названием «Бубновый валет» и вышла в свет книга В.Кандинского (создателя абстракционизма) «О духовном в искусстве».

Модерн и авангард объединял протест по отношению к критическому реализму XIX века, потребность нового художественного переоткрытия мира. Модерн любил играть элементами разных художественных стилей прошлого. Авангард же, в свою очередь, предполагал тотальное освобождение от любых прежних духовных опор. Его цель – полное обновление систем художественного видения. С этой целью предпринимаются попытки грандиозные творческие эксперименты с пространством, цветом, звуком и словом. Таковы живописные полотна К.Малевича, М.Шагала, В.Кандинского, поэтические новации В.Хлебникова и Крученых.

Творцы авангарда безусловно были романтиками, жившими несбыточной мечтой о рождении сверхискусства и мира, насыщенного только им. Только мечтатель может в начале ХХ века заняться конструированием крыльев для человека, как В.Татлин, или подобно К.Малевичу, создавать проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите.

Обычно об авангарде говорят как о явлении элитарно-кастовом. Но именно благодаря «элитарному» авангарду искусство сделалось одной из самых массовых тем духовной жизни современности. Именно авангард своим приемом затрудненного восприятия обнажил мнимость легкости и понятности искусства в привычных сюжетных и изобразительных формах.

Подвергая кощунственному отрицанию классические основы художественного творчества, авангард тем самым с неистовой мировоззренческой радикальностью ставит вопрос о самой сути искусства, о его роли и месте в культуре и общественном сознании. Обычно об авангарде говорят как о явлении элитарно-кастовом. Но именно благодаря «элитарному» авангарду искусство сделалось одной из самых массовых тем духовной жизни человечества. Именно авангард своим приемом затрудненного восприятия обнажил мнимость легкости и понятности искусства в привычных сюжетных и изобразительных формах.

Авангард немыслим вне особой корпоративной сплоченности и дерзкого социального шутовства и эпатажа. Об этом говорят и названия авангардистских групп, выставок, сборников: «Ослиный хвост», «Рыкающий Парнас», самопровозглашения: «Я - гений Игорь Северянин…», «Председатель Земного Шара» (В.Маяковский). Все это было ничем иным, как коллективным ритуалом самовыделения из чуждой, косной среды. Именно в недрах игровой культуры авангарда рождались характерные для Хх века театрализованные символические и концептуалистские действа: хэппенинги и перфоменсы.

Русский кубофутуризм – обощенное название авангарда начала века. Из него затем вырастают самостоятельные концепции супрематизма К.Малевича («Черный квадрат» - «зародыш всех возможностей, родоначальник куба и шара, распадения которых несут удивительную культуру в живописи»), архитектурный конструктивизма В.Татлина, изобразительный «лучизма» живописца М.Ларионова, «аналитического искусства» П.Филонова.

В кубофутуристической опере «Победа над Солнцем» подвергались осмеянию классические каноны художественной эстетики, традиционная «выдохшаяся» образная система:

Мы вырвали солнце со свежими

                                    корнями.

Они пропахли арифметикой

                                  жирные

Вот оно смотрите….

Авангард – первая культура, плотно насыщенная теоретическими сочинениями. Периодически устраивались «диспуты» и «чистки» (в большой аудитории Политехнического музея).

Сама система мышления художников авангарда была свободна от каких-либо канонов и правил, кроме своих собственных, столь же исчезающих, сколь и возникающих. Особое, «алогичное» мышление – стало одной из причин многих открытий в искусстве ХХ века.

С началом революционных событий 1917 г. и созданием канонов «пролетарской» культуры, основанной на идеологии «единственно правильного» марксистско-ленинского учения, начинается унификация художественного творчества. Авангард, принципиально неподвластный социальным заказам, был обречен на умирание. С закатом культуры СВ разрушилась особая творческая, диалогическая атмосфера, в которой генерировались идеи нового искусства, позволявшего видеть мир иными глазами. С уходом Серебряного века исчезли целые пласты русской культуры. Изменился ее пространственный контекст, расслоившись на русско-зарубежную и русско-советскую сферы. Атрофия культурной памяти, утрата людьми своего духовного наследия – одна из самых страшных бед в истории. Оттого и необходимо обращение к значимым страницам своей культуры, устранения в ней «белых пятен» и «черных дыр». Одной из этих великих страниц и стала эпоха Серебряного века.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 221.