Привлекательности организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Единого критерия оценки инвестиционной привлекательности предприятия не существует. На это имеются следующие причины.

Во-первых, для потенциального кредитного инвестора (банка) и потенциального институционального инвестора (акционер, партнер в совместном предприятии) понятие «инвестиционная привлекательность» имеет различный смысл. Если для банка основным приоритетом в рассмотрении привлекательности предприятия является его платежеспособность (так как банк заинтересован в своевременном возврате основной суммы денег и выплаты процентов и не участвует в прибыли от реализации проекта), то для институционального инвестора акценты смещаются в сторону эффективности хозяйственной деятельности реципиента (прибыль на совокупные активы).

Во-вторых, имеет особое значение предполагаемая сумма инвестирования. Для капитальных вложений существуют как чистая текущая стоимость (NPV), так и внутренняя норма рентабельности (IRR). В этой связи особое значение имеет позиция инвестора по рассмотрению инвестиционной привлекательности предприятий.

Если задача состоит в том, чтобы оценить привлекательность различных предприятий на предмет размещения фиксированной величины инвестиций, то основным показателем будет чистая текущая стоимость. Если речь идет о диверсифицированных вложениях с возможностью варьирования суммы финансирования, то приоритет отдается показателю внутренней нормы рентабельности.

В-третьих, необходимо четко различать понятия абсолютной и относительной инвестиционной привлекательности предприятий.

Понятие «абсолютная привлекательность» относится к рассмотрению конкретного, четко специфицированного инвестиционного проекта. В этом случае инвестиционная привлекательность предприятия в абсолютном значении положительна в том случае, когда NPV за весь амортизационный цикл выше нуля. Понятие «относительная инвестиционная привлекательность» всегда предполагает базу сравнения. Это может быть:

· среднеотраслевая инвестиционная привлекательность;

· сравнение с другими предприятиями отрасли;

· сравнение с некими нормативными (заданными заказчиком) значениями.

Поэтому при оценке инвестиционной привлекательности предприятий необходимо выделять следующие моменты.

1. Что является базой оценки (сравнения):

другие предприятия (ограниченный перечень);

заданные потенциальным инвестором целевые показатели окупаемости инвестиций (срок окупаемости, простая норма прибыли, чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности);

среднеотраслевая отдача на инвестированный капитал;

безубыточность (в этом случае производится оценка абсолютной инвестиционной привлекательности предприятий)?

2. Производится ли оценка инвестиционной привлекательности предприятий для конкретного инвестиционного проекта или этот момент не определен?

3. Производится ли оценка инвестиционной привлекательности предприятий для фиксированных сумм инвестиций или этот момент не определен?

4. Производится ли оценка привлекательности для кредитного финансирования или институционального финансирования?

5. Накладываются ли инвестором ограничения по:

· срокам окупаемости инвестиций;

· минимальной отдаче на инвестируемый капитал;

· ликвидности капитальных вложений;

· предельным суммам финансирования?

6. Каков качественный характер финансирования (НИОКР, инновации, модернизация, поддерживающие инвестиции)?

7. Каково дополнительное обеспечение (залог, минимальный остаток на счете, аккредитив и пр.) ?

Наиболее часто оценка инвестиционной привлекательности производится при помощи одного из двух методов оценки:  рейтинговой и интегральной.

Метод рейтинговой оценки проводится в два этапа:

• Первый заключается в анализе ограничений, накладываемых инвестором, с целью «просеивания» предприятий и формирования «узкого списка» кандидатов, удовлетворяющих первоначальным требованиям и претендующих на получение средств для финансирования своей инвестиционной программы.

• Второй предполагает рейтинговую оценку предприятий из «узкого списка» — ранжирование по степени убывания инвестиционной привлекательности попавших в него предприятий.

Анализ ограничений идет в контексте выбора «соответствует — не соответствует». Если предприятия соответствуют заданным ограничениям, они включаются в «узкий список», при несоответствии — исключаются из дальнейшего рассмотрения.

Для анализа инвестиционной привлекательности накладываются следующие основные ограничения по:

· абсолютной окупаемости инвестиций при заданном проценте по привлечению средств;

· минимальной рентабельности инвестиций.

Рейтинговая оценка основывается на выведении некоего комплексного показателя, который рассчитывается как сумма взвешенных репрезентативных коэффициентов, характеризующих различные аспекты эффективности деятельности и устойчивости финансового состояния предприятия. Существенное влияние на выбор весов коэффициентов оказывают:

характер кредитования. При кредитном финансировании необходимо существенно увеличить веса показателей финансового состояния (ликвидность, финансовая маневренность, общая платежеспособность) по сравнению с показателями эффективности хозяйственной деятельности (прибыль к собственным средствам, рентабельность и пр.). Напротив, при институциональном финансировании показатели эффективности должны доминировать;

предельное ограничение по срокам окупаемости. По мере возрастания срока окупаемости (срока кредитования при банковском финансировании) увеличивается вес показателей долгосрочного финансового состояния (общая платежеспособность) по сравнению с показателями текущей платежеспособности (ликвидность и финансовая маневренность). Напротив, при коротком сроке окупаемости коэффициенты ликвидности «в своей весовой категории» должны занимать доминирующую роль.

Таким образом, при составлении рейтинга анализируются две группы финансовых показателей, которые характеризуют инвестиционную привлекательность предприятий. В первую из них объединены пять показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятий, а именно возможность получения прибыли. Во вторую группу входят пять финансовых показателей, которые характеризуют платежеспособность предприятий или, другими словами, косвенно оценивают вероятность возврата вложенных инвесторами средств. Используемые при анализе показатели рассчитываются на основании данных бухгалтерской отчетности по итогам года.

Показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия:

1. Рентабельность продаж. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации. Рентабельность продаж показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Величина данного показателя широко варьирует в зависимости от сферы деятельности предприятия. Объясняется это различием в скорости оборота средств, связанным с различиями в размерах используемого капитала, необходимого для осуществления хозяйственных операций в данном объеме, сроках кредитования, величине складских запасов и т.д. Длительный оборот капитала делает необходимым получение большей прибыли, чтобы достичь удовлетворительных результатов.

Величина показателя рентабельности продукции находится в непосредственной зависимости от структуры капитала предприятия. Очевидно, что при прочих равных условиях рентабельность продаж будет тем меньше, чем значительнее величина задолженности (и соответственно, плата за заемные средства) .

2. Рентабельность активов. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов. Рентабельность активов показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости активов независимо от источников привлечения средств.

Целесообразность использования данного показателя при оценке инвестиционной привлекательности обусловлена тем, что он позволяет оценить эффективность использования всего имущества предприятия (прибыльность суммарных активов). С помощью тех же активов предприятие будет получать доходы и в последующие периоды деятельности. Таким образом, рентабельность активов дает возможность оценить эффективность использования активов и их прибыльность, а следовательно, оказывает влияние на инвестиционную привлекательность предприятия.

3. Рентабельность оборотных средств. Определяется как отношение чистой прибыли к средней величине оборотных средств.

4. Рентабельность собственного капитала. Данный показатель определяется как отношение чистой прибыли предприятия к величине собственного капитала. Инвесторы капитала (акционеры) вкладывают в предприятие свои средства с целью получения прибыли от инвестиций, поэтому, с точки зрения акционеров, наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является получение прибыли на вложенный капитал, а именно рентабельность собственного капитала.

5. Доля износа основных средств (коэффициент износа). Данный показатель определяется как отношение суммы износа к среднегодовой стоимости основных фондов. Данный показатель указывает на техническое состояние основных средств предприятия.

Показатели, характеризующие платежеспособность предприятия:

1. Коэффициент текущей ликвидности. Показывает, какую часть текущих обязательств предприятие сможет погасить, мобилизовав все оборотные средства. Данный финансовый коэффициент рассчитывается как отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам. Чем больше значение коэффициента, тем больше уверенность в оплате обязательств. Превышение активов над пассивами обеспечивает также резервный запас для компенсации убытков, возникающих при ликвидации активов. Таким образом, коэффициент определяет границу безопасности для возможного снижения рыночной стоимости активов.

2. Коэффициент срочной ликвидности. При расчете данного коэффициента используются наиболее ликвидные активы. При этом предполагается, что дебиторская задолженность имеет более высокую ликвидность, чем запасы и прочие активы. При расчете коэффициента срочной ликвидности с краткосрочной задолженностью сопоставляются денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и дебиторская задолженность.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности. Показывает, какую часть краткосрочных обязательств сможет погасить предприятие в ближайшее время за счет денежных средств на различных счетах и в краткосрочных ценных бумагах. Данный финансовый коэффициент рассчитывается как отношение наиболее ликвидных активов к краткосрочным обязательствам. Он характеризует величину денежных средств, необходимых для уплаты текущих обязательств.

Объем денежных средств является своего рода страховым запасом и предназначается для покрытия краткосрочной несбалансированности денежных потоков. Так как денежные средства не приносят дохода предприятию, то их размер должен поддерживаться на уровне безопасного минимума.

4. Коэффициент обеспеченности текущих активов собственными оборотными средствами. Показывает, какая часть оборотных средств предприятия была сформирована за счет собственного капитала.

5. Коэффициент автономии. Показывает долю собственных средств в общей сумме источников финансирования. Данный финансовый коэффициент позволяет оценить зависимость предприятия от внешних источников финансирования, т.е. возможность осуществления деятельности без дополнительного привлечения заемного капитала. С другой стороны, коэффициент автономии показывает, насколько финансовые обязательства предприятия могут быть покрыты за счет собственного капитала. Коэффициент автономии рассчитывается как отношение собственного капитала ко всем активам.

На основе экспертных исследований была разработана балльная оценка параметров, входящих в рейтинговую оценку инвестиционной привлекательности (табл. 8.1). При этом оценивалась величина первичного параметра (за определенный год), затем полученный балл корректировался с учетом динамики.

Первичные параметры:

• Оценки:

— «хорошо» — 2 балла;

— «удовлетворительно» — 1 балл;

— «в районе предельно допустимого значения» — 0;

— «неудовлетворительно» — минус 1 балл;

— «крайне неудовлетворительно» — минус 2 балла.

• Поправка на динамику:

— «крайне положительная» (более +50%)– плюс 20%;

— «положительная» (от +10% до 50%) — плюс 10%;

— «стабильная» (от -10% до +10%) — 0;

— «отрицательная» (от -50% до -10%) — минус 10%;

— «крайне отрицательная» (менее -50%) — минус 20%.

Далее проводится ранжирование предприятий по количеству баллов, рассчитанных ранее и скорректированных с учетом динамики. В итоге составляется рейтинг предприятий по инвестиционной привлекательности.

Составление рейтинга является завершением оценки абсолютной и относительной инвестиционной привлекательности предприятий. В практическом ключе это означает, что инвестор получает количественное обоснование сравнительной выгодности различных альтернатив вложения финансовых ресурсов при накладываемых им ограничениях и требованиях к возвратности средств.

Метод интегральной оценки позволяет рассчитать показатель, в котором воспроизводятся значения других показателей, скорректированных в соответствии с их весомостью и другими факторами.

Существуют разные подходы в отношении того, какие именно показатели должны входить в интегральную оценку инвестиционной привлекательности предприятия. Специалисты считают, что основными, удовлетворяющими требованиям международного меморандума IASC (International Accounting Standarts Commitec) являются показатели оценки:

· показатели оценки имущественного состояния объекта вложения инвестиций;

· показатели оценки финансовой устойчивости (платежеспособности) объекта инвестиций;

· показатели оценки ликвидности активов объекта инвестиций;

· показатели оценки прибыльности объекта инвестиций;

· показатели оценки деловой активности объекта инвестиций;

· показатели оценки рыночной активности объекта инвестиций.

Интегральная оценка позволяет определить в одном показателе много разных по содержанию, единицам изменения, весомости и другим характеристикам факторов. Это упрощает процедуру оценки конкретного инвестиционного предложения, а иногда является единственно возможным вариантом ее проведения и предоставления объективных окончательных заключений.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 195.