Рынок логистики в сфере трудоустройства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рынок логистики продолжает бурно развиваться. Рост инвестиционной активности этого направления приводит к увеличению количества проектов. Международные торгово-производственные компании открывают в России свои предприятия. Наряду с ними растет и число отечественных организаций, вкладывающих средства в создание новых филиалов и расширение существующих. Следствие этого — высокий спрос на квалифицированных специалистов.

В связи с дефицитом кадров компаниям необходимо вести грамотную мотивационную политику, чтобы удерживать своих сотрудников.

"Человек ищет, где лучше...", поэтому работодателям важно понимать, что уже не только они отбирают претендентов, устраивая многоуровневые интервью, конкурсы, ассессменты, но и кандидаты подробно изучают рынок, сравнивают предложения и определяют наиболее привлекательные для себя варианты.

Современный соискатель ориентируется на несколько критериев при выборе будущего места работы. Остановимся на основных: профессиональное развитие, освоение новых и более сложных задач. В большинстве случаев, проработав в компании 1,5_2 года и не имея возможности расширить свой круг обязанностей, специалисты приступают к поиску новой работы. При этом многие стремятся к так называемому горизонтальному развитию. Например, менеджеру по планированию поставок в регионы может быть интересно заниматься планированием импортных поставок. А специалисту по координации автоперевозок — изучать авиа-, морские или ж/д перевозки.

Возможность обучения, в том числе иностранным языкам, имеет большое значение. Зачастую важным показателем при выборе нового места работы для соискателя становится наличие систем обучения — внутренних и внешних курсов, тренингов и др.

Играет роль и возможность использовать иностранные языки. Их знание (в основном английского) среди прочего требуется на 95% логистических позиций. Но не всегда в ежедневной работе они применяются. Это приводит кандидатов, для которых указанный фактор важен, к мысли о смене работы.

Карьерный рост — это, пожалуй, одна из основных причин поиска новых возможностей на рынке, особенно у логистов-мужчин. Столкновение интересов соискателя и работодателя часто заключается в том, что амбиции не совпадают с возможностями претендента. Желание руководить есть, а управленческого опыта и профессиональных знаний и навыков недостаточно.

Важен статус компании. Если в кризисный период в стране существовал огромный поток безработных, то сейчас ситуация обратная. При возможности выбора для соискателя очень важна история компании, стабильность, ее позиция, репутация на рынке. Например, большинство специалистов по продажам логистических услуг считают, что им легче работать, когда бренд уже раскручен. "Организация, выходящая на рынок, — это всегда риск", — говорят они, отказываясь от предложений. Но для кандидатов, стремящихся к быстрому карьерному росту, наоборот, работа в молодой компании может оказаться более привлекательным вариантом.

Четкость структуры, постановка целей и задач — главное в работе. Часто кандидаты сетуют на то, что в компаниях, откуда они уходят, нет четкого разделения обязанностей. Вследствие этого нет и прозрачности в зонах ответственности, что негативно влияет на бизнес-процессы, претенденты не получают обратной связи от менеджеров.

Местоположение компании — одна из причин смены работы. Эту причину смены работы в последнее время называют все чаще из-за транспортных проблем, переездов офисов ближе к складам и производствам.

Заработная плата — один из мотивирующих факторов при смене работы.

Только за прошедший год уровень зарплатных ожиданий кандидатов вырос примерно на 50%. При этом рост заработных плат, предлагаемых компаниями на логистических позициях, значительно скромнее — примерно на 20% за тот же период. Это связано в основном с тем, что спрос на квалифицированных специалистов значительно превышает предложение — большинство успешных логистов при поиске работы участвуют в собеседованиях порой в 10 компаниях, которые привлекают кандидатов, прошедших интервью, более высокими зарплатными обещаниями. Это приводит к тому, что соискатели считают возможным на нее ориентироваться, даже не получив окончательного предложения о работе. Однако организации не могут постоянно увеличивать свой бюджет, а значит, для рекрутеров и рынка труда в целом это грозит потерей ценных кадров.

В последнее время на специализированных сайтах появляются резюме логистов, которые не ищут целенаправленно работу, а, как они сами указывают, "присматриваются к рынку, чтобы понять свою стоимость". Эти люди приходят на интервью, выдерживают порой несколько этапов отбора и, дойдя до финала, отказываются от должности по той причине, что их место работы не хуже того, что предлагается. Интересно, что в течение нескольких лет появляются резюме одних и тех же кандидатов, меняющих места работы и сразу же направляющих свои новые резюме. Их принцип (если это так можно назвать): "я всегда рассматриваю".

Однако ситуация должна выровняться с приходом новой волны молодых специалистов с соответствующим образованием.

Появляется все больше вузов, которые готовят специалистов в области логистики. Учебные заведения готовят специалистов по общему направлению логистики, а также дают образование по узкому профилю. Большую часть молодых работников в сфере логистики составляют также выпускники экономических, лингвистических и технических вузов.

Как правило, все студенты сейчас планируют сразу по окончании высшего учебного заведения устроиться на "серьезные" позиции, что подразумевает высокий доход, быстрый карьерный и профессиональный рост. Однако завышенные ожидания по заработной плате могут привести только к разочарованиям. Еще учась в вузе, человек должен понимать, что ему в первую очередь необходимо получить опыт. Высшее образование — это хорошая база, и при устройстве на работу будет несомненным плюсом, но нужно быть готовым к тому, что придется начать свою карьеру "с нуля" и постепенно профессионально развиваться, накапливая опыт в той или иной области.

Молодому специалисту по направлению "внутренняя логистика", конечно, лучше устроиться в крупную компанию, где есть возможность обучения на различных тренингах — как внутренних, так и внешних. В большинстве международных организаций сейчас есть программы для студентов и выпускников, где одним из основных критериев отбора является уверенное владение иностранным языком.

Ситуация с логистическими операторами обстоит более остро. Такое требование, как профильное высшее образование, практически не встречается. Но, конечно, приоритет отдается кандидату, окончившему курсы по специфике будущего участка работы. Например, для декларанта — курсы по таможенному оформлению. Если это менеджер по продажам транспортных, складских и других услуг — тренинги по ведению переговоров. В целом специалисты, работающие в международных перевозках, должны знать основы внешнеэкономической деятельности и владеть иностранным языком.

Если говорить о подборе опытных сотрудников, то требования к ним стандартны. Основным критерием отбора на позиции специалистов по продажам услуг выступает соответствующий профессиональный опыт, опыт активных продаж. Также частое требование — хорошее владение английским языком, особенно для специалистов по ВЭД. Большим плюсом считается техническое, экономическое образование либо по направлению "логистика".

Несмотря на дефицит специалистов в сфере логистики, работодатели часто завышают требования к кандидатам. Например, на вакансии логистических операторов, как правило, требуются сотрудники с базой данных клиентов и перевозчиков. Однако следует помнить, что, если человек способен передавать конфиденциальную информацию из одной организации в другую, то он может однажды поступить так же и с компанией самого работодателя. "Сложное" с точки зрения поиска требование — специализация на конкретном продукте, когда, например, автомобильной компании интересны кандидаты только с соответствующим опытом работы. Это значительно сужает зону поиска. В данном случае можно рассматривать кандидатов из смежных, схожих областей, скажем, связанных не только с легковыми машинами, но и грузовыми или же с промышленным оборудованием.

Таким образом, на сегодняшний день, чтобы преодолеть нехватку специалистов, компаниям необходимо более гибко подходить к подбору персонала, ориентируясь на компетенции кандидата, а не на подходящий на 100% профессиональный опыт, поскольку уровень организации логистики в каждой компании разный.

Ощущается дефицит не только специалистов среднего и высшего звена, но и неквалифицированного или низкоквалифицированного персонала. Сфера логистики — не исключение. Зачастую специалисты вынуждены предпринимать незаурядные меры для обеспечения предприятия (логистических центров и терминалов, складов и т. п.) грузчиками, операторами автопогрузчиков, рабочими склада, разнорабочими и др.

Причин нехватки персонала множество. Наиболее значимые:

— традиционно высокая текучесть данной категории сотрудников;

— низкая концентрация населения в некоторых территориально-географических зонах, вызванная спадом рождаемости и активными миграционными потоками в направлении крупных мегаполисов в связи с кризисом;

— территориальное расположение логистических центров в относительном отдалении от границ городов, продиктованное сравнительно низкой стоимостью аренды земли и возможностью использовать под объекты большие площади;

— существенная разница в уровне заработной платы в условиях кризиса в крупных и небольших городах, что также вызывает отток рабочей силы в мегаполисы.

Наиболее востребованными становятся услуги лизинга и аутстаффинга производственного и вспомогательного персонала.

Примечательно, что со временем не только увеличивается количество требуемого персонала (что продиктовано развитием логистической отрасли), но и меняется соотношение оказываемых услуг. Так, к июню 2009 г. спрос на услуги по выводу персонала за штат компании (аутстаффинг) вырос на 10—15% по сравнению с показателями того же периода 2008 г. А потребность в предоставлении временного персонала (лизинг) повысилась более чем на 20%.

Основная причина, по которой организации предпочитают на период сезонных пиков привлекать временный персонал, нежели расширять собственный штат, — это отсутствие необходимости вслед за ростом числа сотрудников преодолевать увеличение объемов кадрового и бухгалтерского администрирования.

Среди логистических компаний, обращающихся с запросами на предоставление услуг лизинга и аутстаффинга линейного персонала, все чаще встречаются крупные российские логистические операторы. В то время как еще в 2004—2005 гг. среди заказчиков этих услуг были исключительно иностранные предприятия, традиционно пользующиеся ими по всему миру.

В предстоящие два-три года в связи с кризисом усилится миграция рабочей силы. И это, вероятно, будет способствовать росту числа проектов, связанных с межрегиональной релаксацией персонала, в том числе из стран ближнего зарубежья.

Работодатели в регионах все чаще сталкиваются с завышенными зарплатными и карьерными ожиданиями соискателей.

Можно отметить не только высокие ожидания кандидатов в регионах, но и, к сожалению, их низкий профессионализм, а также и несущественность для них таких факторов, как известность бренда компании, официальное оформление в штат и "белая" схема оплаты труда.

Все большую популярность приобретают услуги по предоставлению временных сотрудников и выводу персонала за штат. Если раньше они были востребованы только в Москве у иностранных компаний, то теперь стали интересны и российским организациям, что связано с кризисным процессом.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 220.