ЛЕКЦИЯ 8. МОТИВАЦИЯ. ОПЛАТА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия теории мотивации и ее развитие

Мотивация — одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия. Мотивация — процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация — сила, побуждающая к действию, психоэнергетический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели.

Мотив — внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом.

Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических). Потребность — осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

Вознаграждения — это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние (денежные выплаты, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха).

Развитие теории мотивации началось с XX в. Выделяют следующие группы теорий мотивации:

— содержательные теории (Маслоу, Герцберг, Мак Клелланд и др.);

— процессуальные теории (Врум и др.);

— теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).

Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей (рисунок 5.1):

— физиологические потребности (уровень 1);

— потребность в безопасности (уровень 2);

— социальные потребности (уровень 3);

— потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4);

— потребность в самовыражении (уровень 5).

Рисунок 8.1Теория потребностей А. Маслоу

Эти потребности образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.

В основе теории Маслоу лежат следующие положения:

— потребности подразделяются на первичные и вторичные и образуют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом;

— поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;

— после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Степень удовлетворения потребностей (от желаемого) по уровням:

— уровень 1 — 85%;

— уровень 2 — 70%;

— уровень 3 — 50%;

— уровень 4 — 40%;

— уровень 5 — 10%.

Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга (рисунок 8.2).

Рисунок 8.2Теория МакКлелланда

В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности.

С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, удовлетворены.

В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения (рисунок 5.3):

— потребности подразделяются на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);

— наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;

— для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;

— для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

Рисунок 8.3Теория Ф. Герцберга

Дата: 2019-02-02, просмотров: 282.