Основные понятия теории мотивации и ее развитие
Мотивация — одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия. Мотивация — процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация — сила, побуждающая к действию, психоэнергетический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели.
Мотив — внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом.
Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических). Потребность — осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.
Вознаграждения — это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние (денежные выплаты, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха).
Развитие теории мотивации началось с XX в. Выделяют следующие группы теорий мотивации:
— содержательные теории (Маслоу, Герцберг, Мак Клелланд и др.);
— процессуальные теории (Врум и др.);
— теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).
Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей (рисунок 5.1):
— физиологические потребности (уровень 1);
— потребность в безопасности (уровень 2);
— социальные потребности (уровень 3);
— потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4);
— потребность в самовыражении (уровень 5).
Рисунок 8.1 — Теория потребностей А. Маслоу
Эти потребности образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.
В основе теории Маслоу лежат следующие положения:
— потребности подразделяются на первичные и вторичные и образуют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом;
— поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;
— после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.
Степень удовлетворения потребностей (от желаемого) по уровням:
— уровень 1 — 85%;
— уровень 2 — 70%;
— уровень 3 — 50%;
— уровень 4 — 40%;
— уровень 5 — 10%.
Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга (рисунок 8.2).
Рисунок 8.2 — Теория МакКлелланда
В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности.
С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, удовлетворены.
В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения (рисунок 5.3):
— потребности подразделяются на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);
— наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;
— для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;
— для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.
Рисунок 8.3 — Теория Ф. Герцберга
Дата: 2019-02-02, просмотров: 282.