Восприятие – познавательный процесс, в ходе которого в психике происходит целостное отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.
Свойствами восприятия являются: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность, апперцепция.
В зависимости от наличия цели восприятие разделяют на непреднамеренное и преднамеренное. Непреднамеренное может быть вызвано особенностями окружающих предметов (яркостью, необычностью) В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели, в нем отсутствует волевая активность. В преднамеренном восприятии обязательно лежит соответствующая цель (водитель воспринимает все, что происходит на дороге; ученик воспринимает учебный материал).
К сложным видам восприятия относится восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. В восприятии пространства человек использует зрительные, кожные, слуховые и двигательные ощущения. В восприятии времени, помимо слуховых и зрительных ощущений, большую роль играют двигательные и внутренние, органические. Восприятие движения – это свойство восприятия отражать изменение положения предмета в пространстве (направление движения) и во времени (скорость движения) Восприятие движения возможно при активном взаимодействии различных анализаторов – зрительного, вестибулярного, слухового и др.
Период жизни от рождения до поступления в школу является особенно важным для сенсорного развития.
В раннем возрасте интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие (особенно восприятие речи, в основе которого лежит фонематический слух).
На сенсорное развитие ребенка в раннем детстве оказывает влияние накопление запаса представлений о предметах, выделение им наиболее общих и постоянных признаков предметов (формирование обобщений), развитие речи.
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
Главными линиями развития восприятия дошкольника выступают:
I. освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий;
II. освоение сенсорных эталонов.
У младших дошкольников обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, последовательность которых определяется поставленной задачей.
Важнейшей особенностью восприятия дошкольников является то, что ведущим становится зрительное восприятие. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязь. Дошкольник во время рассматривания решает разнообразные задачи: выделяет необходимые признаки, устанавливает сходства и различия.
В различных видах деятельности педагог может организовать обследование ребенком различных сторон предметов. Н.Н.Поддьяков предложил следующую последовательность действий ребенка:
предмет воспринимается в целом; вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.); обозначаются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева); выделение более мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к их основным частям; повторное целостное восприятие предмета.
Восприятие зависит от степени развития анализатора и зрелости определенных участков мозга, отвечающих за восприятие. Оно развивается в процессе специального обучения, сенсорного воспитания. Взаимосвязано развитие ощущений и восприятие с развитием внимания, мышления и речи. Развитие происходит в игровой, учебной, художественной деятельности. К концу дошкольного возраста возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность сенсорных процессов.
Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством образцы свойств предметов. Эти представления характеризуются обобщенностью, т.к. в них закреплены наиболее существенные, главные свойства. Осмысленность эталонов выражается в понятии (слове).
Примерами сенсорных эталонов являются:
основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.);
форма: геометрические фигуры и геометрические тела;
звуки родного языка;
звуковысотная шкала музыкальных звуков («до», «ре», «ми» и т. д.) и др.
Ребенок знакомиться с сенсорными эталонами в процессе деятельности, обследования предметов, получения знаний о свойствах и отношениях предметов окружающего мира. При многократном повторении дошкольники запоминают слова, обозначающие свойства (цвет, форма, величина и т.д.)
Этапы усвоения сенсорных эталонов:
1.усвоение основных эталонов свойств (цвет, форма, величина, время, вес и т.д.) Это происходит в процессе целенаправленного сенсорного воспитания на специальных занятиях по сенсорному развитию.
2.усвоение разновидностей эталонов (оттенки цветов, разновидности форм и т.д.)
3.усвоение связей и отношений между эталонами (последовательность цветов в спектре)
Особенности усвоения сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста:
1. дети постепенно усваивают сенсорные эталоны. Запомнив 1-2, переносят на все предметы (красным называют оранжевый апельсин) По образцу знакомого свойства определяют точно, а по образцу малознакомого – с ошибками (синий, голубой, фиолетовый). К 5 годам овладевает почти всеми основными эталонами
2. легче усваивают эталоны конкретных свойств (цвет, форма) и труднее осваивают эталоны абстрактных свойств (величина, время, пространство)
3. сначала овладевают внешними обследовательскими действиями, а затем внутренними перцептивными.
Один из самых сложных видов восприятия для ребенка — восприятие времени. Время для ребенка слито с происходящими жизненными событиями, и потому обозначение временных промежутков относительно: один и тот же временной промежуток воспринимается по-разному (что определяется содержанием деятельности, его состояния на данный момент и т.д.). Дети долго не воспринимают логику временных отношений и на протяжении всего дошкольного возраста им сложно представить длительные временные периоды (такие, как год, век, эпоха и т. п.). Предпосылки восприятия времени складываются еще на первом году жизни, когда у младенца формируется биоритм «сон – бодрствование». В конце раннего детства дети осваивают непродолжительные и конкретные временные отрезки, например, утро – вечер, день – ночь, поскольку в течение этих промежутков выполняют разную деятельность. Восприятию дошкольника доступны такие категории, как неделя, месяц, минута. Но ребенок «ищет» материальный носитель времени и часто в качестве такового выделяет часы. Он уверен, что если стрелки перевести, то время изменит свой ход. Он еще не понимает объективности времени. Поэтому главная роль в развитии восприятия времени принадлежит взрослому, который вычленяет временные отрезки, устанавливает их связь с деятельностью малыша и обозначает в слове, включая его в разнообразные житейские ситуации.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 255.