Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности у предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие конкурентоспособности предприятия

Конкуренция является одним из основных условий функционирования современной экономики. Под конкуренцией понимается экономическое соперничество между различными производителями (потребителями) за выгодные условия производства и реализации (приобретения) продукции (товаров, работ, услуг). Конкуренция – основа механизма современного товарного производства.

Она побуждает экономических субъектов (предприятий, организаций, учреждений, фирм, компаний) настраивать производство на удовлетворение спроса, потребностей, высокое качество, создание новой конкурентоспособной продукции (товаров, работ, услуг).

Конкуренция выполняет ряд функций: установление рыночной стоимости продукции (товаров, работ, услуг); сведение затраченного труда к общественно необходимому; содействие выравниванию индивидуальных стоимостей; разграничение размеров прибыли на основе различий: в производительности труда; управлении производством.

Конкурентоспособность предприятия представляет собой его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Оценка степени конкурентоспособности заключается в выявлении основных конкурентных преимуществ предприятия по сравнению с другими фирмами. В процессе проведения оценки конкурентоспособности на первом этапе целесообразно провести выбор базовых объектов для сравнения, иными словами, в необходимо выбрать фирму-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Схема параметров конкурентоспособности представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Схема параметров конкурентоспособности

Конкурентоспособность организации (ее конкурентные возможности) могут быть охарактеризованы при помощи двух групп показателей:

1) характеристики продукции, формируемые производством (в том числе ассортимент, качество, сервисное обслуживание, и другие характеристики), определяющие конкурентоспособность предоставляемых товаров;

2) экономические и производственно-технологические характеристики (показатели) условий производства (цена, затраты на производство и реализацию, производительность труда, ресурсоемкость и т.д.), характеризующие ценовую конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность организации в целом[1].

В процессе разработки и реализации основных направлений формирования (укрепления) конкурентных возможностей предприятия целесообразно:

1) ориентировать деятельность предприятия на выпуск продукции, которая пользуется спросом на рынке;

2) обеспечить через создание конкурентоспособного ассортимента получения намеченных и стабильных конечных экономических показателей (объем производства, прибыль, рост капитала и т.д.);

3) поддерживать более низкие затраты на производство относительно конкурентов;

4) обеспечивать качество продукции, которая требуется рынку;

5) обеспечивать материальную и технологическую составляющую производства, которая будет способствовать расширению и обновлению ассортимента продукции и способствовать увеличению объема продаж;

6) обеспечивать финансовые возможности предприятия (наличие средств или источников заемных финансов) и других факторов, которые способствуют формированию конкурентоспособных преимуществ.

Таким образом, конкурентоспособность представляет собой многоаспектное понятие, которое означает наличие свойств и способностей объекта, которые позволяют ему соперничать в экономическом соревновании. Кроме того, конкурентоспособность позволяет предприятию достигать поставленные цели в качестве объекта носителя этих свойств - конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества могут быть представлены различными видами продукции, предприятий, отраслей, а в качестве субъекта конкурентных преимуществ могут выступать товаропроизводители, работники предприятия, которые стремятся улучшить условия производства его имидж, качество товара, услуг[2].

В качестве факторов конкурентоспособности следует выделить основные причины, наличие которых необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.

Чтобы определить конкурентные позиции предприятия на рынке необходимо выяснить основные факторы, которые воздействуют на возможности выигрыша или проигрыша в конкурентной борьбе. В свою очередь, анализ факторов дает возможность выявить сильные и слабые стороны в своей деятельности и в работе конкурентов, разработать меры и средства, за счет которых фирма могла бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех, изменить свою долю в продажах на конкретном рынке.

По мнению французских экономистов А. Оливье, А. Дайана и Р. Урсе, уровень компетентности (конкурентоспособности) может быть представлен по следующим векторам (факторам):

- по концепции, на которой базируется деятельность предприятия;

- по качеству, выражающемуся в соответствии товара (услуги) высокому уровню товаров (услуг) рыночных лидеров и выявляемому путем опросов и сравнительных тестов;

- по соответствию товара (услуги) спросу;

- по цене товара (услуги) с возможной наценкой;

- по финансам - как собственным, так и заемным;

- по рекламным мероприятиям;

- по форме продвижения товаров (услуг) и обслуживания потребителей.

Оценка возможностей предприятия по этим векторам (или критериям) позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности» предоставляемых услуг. Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.

По мнению В. Петрова, конкурентоспособность предприятия может быть определена с помощью трех основных факторов, среди которые:

- ресурсные,

- ценовые факторы, которые определяют определенный уровень и динамику цен на все используемые ресурсы производства и услуги;

- факторы среды, т.е. экономической политикой государства и степенью ее воздействия на рыночного контрагента.

Наиболее фундаментальные исследования конкурентоспособных факторов организации были проведены М. Портером. М. Портер к факторам конкурентоспособности относит одну из четырех детерминант конкурентных преимуществ[3]. Конкурентные преимущества соотносятся М. Портером со стратегией предприятия. Кроме того, ученый рассматривает и анализирует структуру и конкурентов, спрос и родственные отрасли и предприятия, которые являются конкурентоспособными на мировом рынке[4].

Под конкурентным понимается такое преимущество, которое основано на какой-либо детерминанте, одной или двух. Наличие двух детерминант характерно для отраслей, которые имеют сильную зависимость от сырьевых ресурсов или в тех отраслях, где не используют смежные технологии и высококвалифицированный труд. При этом, следует отметить, что наличие такого преимущества обычно является кратковременным и теряется, когда на рынок вступают крупные компании и фирмы[5].

Таким образом, преимущества компонентов системы, а также факторы, которые обуславливают эти преимущества, являются предпосылками для конкурентных преимуществ в отрасли. Следует отметить, что только взаимодействие преимуществ по всем детерминантам позволяет получить синергетический (самоусиливающийся) эффект системы. Отсюда следует, что большое значение имеет правильное выявление и грамотное использование факторов, которые обеспечивают конкурентоспособность организации.

Для конкурентоспособности более значимыми являются факторы более высокого порядка, которые являются более развитыми. Такие факторы требуют больших вложений, как человеческих ресурсов, так и вложений капитала. Кроме того, необходимым условием самого создания ряда развитых факторов является эффективное использование квалифицированного персонала и современных технологий.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

Повышение конкурентоспособности предприятия возможно осуществлять за счет наличия у последнего развитых и специализированных факторов. Наличие таких факторов и их качество оказывает непосредственное влияние на уровень конкурентных преимуществ и возможностей их усиления.

Факторы, которые оказывают воздействие на конкурентоспособность, способствуют изменению преимуществ предприятия, как в позитивную, так и в негативную стороны.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.