Общая характеристика деревянных надстроек опор, область их применения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Надстройкой - называется часть деревянной опоры, расположенная выше фундамента. Надстройки опор применяют в тех случаях, когда нельзя произвести опирание пролетных строений непосредственно на фундаменты и возникает потребность в заполнении пространства между фундаментом и пролетными строениями какой-либо конструкцией. То есть требуется, как говорили раньше, «надстроить», нарастить (по высоте) фундамент.

В практике военного мостостроения применялось достаточно большое количество типов надстроек. Проклассифицировать их можно, прежде всего, по материалу. Наиболее распространенными являются деревянные надстройки. Значительно реже будут применяться металлические надстройки. Такие надстройки целесообразны при большой высоте моста. И лишь в исключительных случаях можно рассчитывать на применение железобетонных надстроек.

В любом случае конструкция надстройки получается рамной, состоящей из отдельных плоских рам, объединенных между собой в пространственную конструкцию. В зависимости от типа фундамента (свайного, лежневого, ряжевого) определяется название опоры в целом: рамно-свайная, рамно-лежневая, рамно-ряжевая.

Проектным институтом Ленгипротрансмост (ныне – АО «Трансмост») запроектированы типовые надстройки опор как из древесины, так и из металла и железобетона. Наибольший практический интерес представляют типовые проекты деревянных надстроек:

1. Опоры промежуточные деревянные сборные унифицированные под пролетные строения с ездой поверху пролетами до 55,0 м для временных железнодорожных мостов. Рабочие чертежи. Часть II. Надстройки опор. –Л.: ЛГТМ, 1994. Шифр 736КРЧ.

2. Проект деревянных унифицированных сборных блочных опор временных железнодорожных мостов под пролетные строения с ездой поверху пролетами до 33,6 м. Часть III. Надстройки опор из круглого лесоматериала. –Л.: ЛГТМ, 1972. Шифр 1293.

3. Проект деревянных блочных опор временных железнодорожных мостов под пролетные строения с ездой понизу. –Л.: ЛГТМ, 1961. Шифр 244.

4. Устои деревянные временных железнодорожных мостов под пролетные строения пролетами до 23 м и высоте насыпи до 6м. Рабочие чертежи. –Л.: ЛГТМ, 1982. Шифр 116КРЧ.

 

По железобетонным надстройкам имеется только один проект - Проект сборных железобетонных опор из унифицированных элементов для временных железнодорожных мостов. –Л.: ЛГТМ, 1974. Шифр 1661; 1523.

Металлические надстройки предполагается изучать в следующей теме, поэтому на них останавливаться пока не имеет смысла.

    Согласно выпущенным в 1960—70 гг. проектам максимальная высота деревянных надстроек опор составляет 16 м. В более поздних проектах, разработанных в соответствии с Инструкцией ПВКМ-79, высота надстроек ограничивается 12 м. Расчетные пролеты пролетных строений при езде поверху – от 18,0 до 33,6 м. Надстройки по проекту «шифр 244» запроектированы под пролетные строения с ездой понизу пролетами от 33,6 до 110,0 м.

    Деревянные надстройки удобнее и проще изготавливать из пиленого леса – из брусьев. Сложнее по конструкции и технологии изготовления получаются надстройки из круглого леса, однако у них есть одно преимущество – на их изготовление тратится меньше времени. Кроме того, нельзя исключить ситуации, когда у восстановителей по тем или иным причинам не будет возможности произвести распиловку леса. Кстати, при восстановлении мостов во время Великой Отечественной войны основным типом надстроек были надстройки из круглого леса. Высота таких надстроек достигала иногда 25-30 м. Следует особо отметить, что изготовление надстроек из круглого леса требует наличия очень высоких практических навыков в обращении с плотничным инструментом, поскольку во всех конструктивных узлах приходится подгонять элементы по месту.

   

Конструктивно надстройку можно разделить на три части:

 

1.Оголовок, обеспечивающий распределение нагрузки от пролетных строе­ний на стойки надстройки через опорные (а при необходимости и проклад­ные) брусья и верхние (рамные) насадки.

2.Основную или рамную часть, в которой расположены стойки - главные несущие элементы надстройки.

3.Часть сопряжения с ростверком или ростверковую часть, включающую подушки (нижние насадки) и прокладные брусья, которые обеспечивают сопряжение надстройки с фундаментом.

Объединение деревянных элементов надстроек осуществляется с помо­щью металлических скреплений: болтов с гайками и шайбами, тяжей, шты­рей, планок, скоб, шурупов, ершей, гвоздей (раньше эти скрепления называли поковками, в связи с выполнением большинства работ по их изготовлению в кузнице методом ковки).

В зависимости от типа фундамента опоры с деревянными рамными надстройками могут быть:

- рамно-свайными;

- рамно-лежневыми;

- рамно-ряжевыми.

 

 

 

По конструктивной форме различают плоские и пространственные надстройки.

 

Плоские надстройки (рис.1) состоят из одной или двух (рядом расположенных) плоских рам.

 Они передают на фундамент только вертикальные и поперечные горизонтальные силы и, поэтому могут быть применены только в промежуточных опорах.

   Плоские надстройки из одной рамы (однорядные) и двухрядные применяются в мостах эстакадного типа и в малых мостах (учебник ВИССО Гольденберг стр. 193).

Пространственные надстройки (рис.2) образуются из двух или большего числа рам объединением их в жесткую пространственную конструкцию, способную передать на фундамент не только вертикальные и поперечные горизонтальные, но и продольные горизонтальные силы. Такие надстройки применяются в промежуточных опорах и устоях больших и средних мостов. Промежуточные опоры с пространственными надстройками в форме башен называются башенными.

Типовыми проектами предусмотрены надстройки, собираемые из пространственных и плоских монтажных блоков, которые в свою очередь соби­раются из сборочных элементов. Габариты и вес блоков обеспечивают их монтаж с помощью грузоподъемных средств (стреловых кранов), находя­щихся на вооружении железнодорожных войск. Монтажные блоки и сбороч­ные элементы типовых конструкций заготавливаются вне мостового перехо­да на полевых заводах заготовки конструкций или специальных площадках. Такие надстройки часто называют блочными.

Нетиповые надстройки сооружаются из нетиповых сборочных элементов (рам), объединяемых при необходимости в соответствии с принятой техноло­гией работ в укрупненные монтажные конструкции. Такие надстройки изготавливаются из нестандартных рам из круглого леса. Заготовка их осуществ­ляется, как правило, на месте, на стройплощадке мостового перехода, когда доставка стандартных рам не представляется возможным.

   Материал деревянных надстроек опор – сосна, ель, лиственница, сосна кедровая, пихта. Для насадок и опорных брусьев допускается применение древесины дуба. Для нерасчетных элементов краткосрочных мостов разрешается применение древесины мягких лиственных пород. Применение клееных элементов допускается только при заводском их изготовлении по соответствующему нормативному документу. Влажность древесины для элементов, работающих на смятие поперёк волокон, ограничена – не более 25%, в исключительных случаях – не более 35%. Остальные элементы могут изготовляться из свежесрубленной древесины.


 




Дата: 2019-02-02, просмотров: 658.