Монологическое высказывание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вариант 3

Часть 1Задание 1. Чтение текста.

На фотографии изображена Москва — столица России. Выразительно прочитайте текст о Москве вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Москва – столица России. Её история насчитывает уже более 850 лет. Первые упоминания о Москве относятся к далёкому 1147 году, связаны они с именем Юрия Долгорукого. Его считают основателем города, поэтому в самом центре столицы князю поставлен памятник.

Сегодня Москва – это один из крупнейших городов мира, в котором соседствуют история и современность. Стены Кремля помнят своих защитников: и народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, и советских солдат, державших оборону Москвы в годы Великой Отечественной войны. Помнят они и парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, после которого бойцы уходили на фронт бить фашистов, защищать свободу страны.

Москва – современный город. Своеобразие придаёт ей и метро с его многочисленными ветками и станциями, и красивые здания делового центра «Москва-сити», построенные в современном стиле, торговые и развлекательные центры. Именно в Москве находятся федеральные органы власти, резиденция Президента – В.В. Путина.

В городе созданы все условия для отдыха москвичей и гостей столицы. Москва гостеприимно встречает всех гостей города.                              150 слов

Задание 2. Пересказ текста.

«Есть город удивительный — Москва: планеты изумление и гордость.»

Георгий Александров.

Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

Примерный ответ

Москва – столица России. Её история насчитывает более 850 лет. Первое упоминание о Москве связано с именем Юрия Долгорукого.

Москва – это старинный и современный город одновременно. Она помнит всех своих защитников. В Москве находятся федеральные органы власти, резиденция В.В. Путина. В ней много деловых, торговых и развлекательных центров. Столица гостеприимно встречает своих гостей.

Георгий Александров сказал: «Есть город удивительный – Москва: планеты изумление и гордость.» Он называет Москву удивительным городом за её историю, красоту, прошлое и настоящее, за неповторимое своеобразие. Вся планета с изумлением смотрит на Москву, на то, как она в любые годы испытаний может выстоять, какой огромный авторитет имеет в мире как столица России. Прогрессивные люди мира с гордостью смотрят на Москву, как символ единства России, давшей миру А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, П.И Чайковского и Д.Д. Шостаковича, И.И. Шишкина и И.К. Айвазовского и ещё множество величайших людей, прославивших Родину.

Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

Хобби (на основе описания фотографии).

Есть ли у тебя друг?

Почему нужно охранять природу?

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Примерный ответ

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

 

Карточка собеседника-экзаменатора. Тема 1. Хобби. Опишите фотографию. 1. Есть ли у тебя хобби? Почему тебе нравится заниматься этим делом в свободное время? 2. Как ты пришёл к такому увлечению? Что на это повлияло? 3. Хочешь ли ты увлечь своим хобби друзей?

 

 

Да, у меня тоже есть хобби. Я очень люблю домашних животных, много времени уделяю своим домашним питомцам- кошке и собаке.

Мне нравится гулять с моим верным доберманом Треком, видеть, как он радуется, когда я прихожу домой, как он резвится на улице, как преданно смотрит на меня. А по вечерам мне так спокойно, когда рядом мой пёс и кошка Ксюша, свернувшаяся у меня на коленях.

У нас в доме с детства были животные. Очень любит их моя мама. Её увлечение передалось и мне. Помню, как она учила меня ухаживать за животными. Говорила, что они всё понимают, преданностью и любовью отвечают на ласку и внимание.

Мой друг тоже любит животных. И у него есть верная овчарка Пальма. Мы часто вместе бываем всей семьёй на природе. Вот уже где раздолье нашим питомцам! Так что, можно сказать, что у нас с другом есть общее хобби, это ещё больше нас сближает.

 

Карточка собеседника-экзаменатора. Тема 2. Есть ли у тебя друг? 1. Как ты думаешь, почему у некоторых людей нет друзей? 2. Чем друг отличается от знакомых и одноклассников? 3. Согласен ли ты с мнением, что дружбу надо заслужить?

Я думаю, что те, у кого нет друзей, просто не готовы к настоящим дружеским отношениям. Ведь здесь надо уметь думать о другом, радоваться вместе с ним, помогать ему. А если человек эгоистичен, то ему просто не хочется делиться с кем-то, заботиться о ком-то.

Человек живёт среди людей. Нас постоянно окружают люди- одноклассники, знакомые. Отношения с ними строятся по разным причинам. С одноклассниками нас просто когда-то записали в один класс. Кто-то нам нравится, кто-то нет, но мы вынуждены целый день находиться с ними. В этом случае мы не выбираем себе одноклассников. То же и со знакомыми, при встрече с которыми мы обмениваемся общими фразами. С друзьями же нас связывает очень много общего, и здесь выбор, с кем дружить, делает каждый сам.

Безусловно, дружбу надо заслужить. Нужно стремиться быть интересным человеком, работать над собой формировать свой характер, избавляться от плохих черт. И тогда обязательно появится человек, который захочет стать твоим другом. Я уверен в этом.

Карточка собеседника- экзаменатора. Тема 3. Почему нужно охранять природу? 1. Были ли в твоей жизни случаи, когда ты или твои сверстники вели себя на природе неправильно? 2. Какие чувства ты сейчас испытываешь по поводу вашего поведения? 3. Что конкретно можешь сделать ты, твои друзья и одноклассники по спасению природы?

 

Я всегда стараюсь бережно относиться к природе. Этому учат меня родители буквально с детства. Они всегда показывают пример, как нужно отдыхать на природе, как не навредить ей. К сожалению, в моей жизни бывали случаи, когда мне было стыдно за моих одноклассников, когда во время похода в лес они пытались оставить после себя мусор. Только после замечаний учителя они навели порядок.

Я и сегодня, вспоминая наш поход, испытываю чувство стыда, сожаления, что некоторые мои одноклассники пока ещё не осознали, как надо относиться к природе. Думаю, что уже пора быть взрослее, ответственнее. К счастью, таких всего несколько человек из класса. В основном все понимают, что на природе тоже нужно соблюдать правила поведения.

Мы с одноклассниками каждую весну наводим порядок на нашем пришкольном участке: сажаем деревья, убираем мусор, разводим клумбы. Наш школьный двор очень красивый. И, конечно, мы стараемся не загрязнять природу, беречь её.

 

Вариант 2           Часть 1

Задание 1. Чтение текста.

Вам, конечно, знакома картина художника Н.Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском». На ней изображён великий русский поэт, читающий своё стихотворение другу Пущину.

Выразительно прочитайте текст о А. С. Пушкине вслух.

У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Александр Сергеевич Пушкин – это великий русский поэт и писатель, живший в XIX веке. В 2009 году отмечалось 210 лет со дня его рождения.

С творчеством А.С. Пушкина мы знакомы с самого раннего детства. Сначала нам читали сказки, потом мы познали красоту его стихов о природе.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись…

Став немного постарше, мы поняли, что А.С. Пушкин – это ещё и прекрасный писатель. С каким волнением мы наблюдали за тем, как остался человеком чести, верным присяге, Пётр Гринёв, спасая Машу Миронову (это произведение «Капитанская дочка»). А «Повести Белкина» А.С. Пушкина! Сколько в них каждый из нас и сегодня находит важного для себя: как надо относиться к родителям, каким человеком нужно быть.

Как удивительны его стихи о любви!

Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем…
Да, у каждого свой Пушкин. Сколько бы нам ни было лет- 15 или уже за 50- в его творчестве мы находим всё новое и интересное, продолжая восхищаться творениями гениального мастера слова.                  167слов

 



Задание 2. Пересказ текста.

                                                «А Пушкин – наше всё.»

А Григорьев.

Правильный ответ

А.С. Пушкин – великий русский поэт, живший в 19 веке. С творчеством А.С. Пушкина каждый знакомится с ранних лет. Сначала это сказки. Потом стихи о природе, затем проза. Мы следим за поступками героев, находим в произведениях что-то важное для себя. Старшеклассниками мы зачитываемся стихами поэта о любви. У каждого – свой А.С. Пушкин, независимо от возраста.

Аполлон Григорьев так высказался о поэте: «А Пушкин – наше всё». Действительно, это наша культура, наша духовная связь поколений, это красота жизни, выраженная в стихах, богатство русского языка, художественного слова. Произведения А.С. Пушкина делают нас всех добрее, милосерднее, учат любить родину, природу, ценить людей.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

 

1. Праздник (на основе описания фотографии).

2. Мой поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).

3. Почему нужно учиться слушать классическую музыку? (рассуждение по поставленному вопросу)

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Карточки участника экзамена

Тема 1. Праздник 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, когда проходит праздник; чему он посвящён; кто принимает участие в празднике; опишите присутствующих и их настроение.

 

Тема 2. Расскажите о том, как Вы с классом ходили в музей.   Не забудьте рассказать, когда и в какой музей Вы ходили; как Вы готовились к экскурсии; что запомнилось особенно; планируете ли Вы ещё раз сходить в музей.

 

Тема 3. Почему нужно научиться слушать классическую музыку?   В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: Как ты понимаешь выражение «классическая музыка»? В чём заключается подготовка к слушанию такой музыки? Как ты думаешь, почему некоторые твои одноклассники не любят слушать классическую музыку? Есть ли у тебя любимые классические произведения?

Примерный ответ

Тема 1. Праздник

1. Опишите фотографию.

На фотографии изображён праздник – Новый год. Он отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января и символизирует начало нового года. Люди отмечают это событие радостно, в кругу родных друзей, наряжая ёлку, готовя подарки, чтобы порадовать близких. В этот день все загадывают желание, надеясь, что оно обязательно сбудется.

На фотографии мы видим все символы праздника: нарядную ёлку, деда Мороза, который дарит подарок девочке. Она, видимо, заслужила его, рассказав дедушке своё любимое стихотворение. Дед Мороз, как и положено, с большой бородой, в красивом наряде. Да и девочка в своём голубом платье выглядит замечательно. Настроение у обоих хорошее, праздничное. Оба они улыбаются друг другу.

Я люблю Новый год. Как хорошо, что есть такой замечательный праздник!

 

Тема 2. Расскажите о том, как Вы с классом ходили в музей.

Я люблю ходить в музеи, узнавать историю нашей страны. Мне запомнилось, как в начале учебного года мы всем классом ходили в Государственный исторический музей в моём родном городе.

Перед экскурсией наш классный руководитель провёл с нами классный час, на котором мы узнали, что музей имеет давнюю историю и ему уже более двух столетий. Нас познакомили с тем, какие экспозиции можно посмотреть в музее.

Экскурсия мне запомнилось надолго. Вся история нашей Республики- от самой древности и до 21-го века- словно предстала перед нашими глазами. Мы увидели, как жили люди, что их радовало, как они отмечали праздники. Но меня впечатлила карета, которая была специально изготовлена для приезда в Казань императрицы Екатерины 2. Вот где красота, роскошь, величие! Огромная, мастерски выполненная, она сегодня напоминает о далёком 18-ом веке. Мы с удовольствием сфотографировались на её фоне

Уверен, что ещё схожу в этот музей и не раз, ведь в нём много интересного, что стоит посмотреть!

 

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка собеседника- экзаменатора. Тема 1. Праздник Опишите фотографию. 1. Какой праздник твой самый любимый и почему? 2. Готовишься ли ты к празднику заранее? 3. Как ты считаешь, когда праздник получается запоминающимся?

 

 

Примерный ответ

Мой самый любимый праздник – это мой день рождения. Именно в этот день приезжают мои родственники, приходят друзья. Я очень люблю быть в кругу дорогих мне людей, получать подарки, слушать поздравления.

Да, к празднику я готовлюсь заранее. С мамой мы продумываем меню, украшаем комнату шарами, плакатами, цветами. Я подбираю записи любимых мелодий и тщательно готовлю программу всего праздника.

 Я уверен, что любой праздник пройдёт интересно и запомнится надолго, если его хорошо подготовить, пригласить на него дорогих нам людей. Да и настроение в этот день должно быть праздничным, нужно забыть на время о своих заботах и веселиться.

 

Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка собеседника- экзаменатора. Тема 2. Расскажите о том, как Вы с классом ходили в музей. 1. Как ты думаешь, почему создаются музеи? 2. Твои друзья любят ходить в музей? 3. Какие экспонаты музеев тебя больше всего интересуют?

Примерный ответ.

Я думаю, что люди начали создавать музеи, чтобы сохранилась память о том, как жили люди, чтобы последующие поколения знали свою историю, культуру.

 В музеи мы с друзьями ходим, к сожалению, редко. Но если такая экскурсия происходит, то она всегда запоминается надолго. Мы любим рассматривать экспонаты, слушать экскурсовода, узнавать о прошлом своей страны.

Мне особенно нравятся экспонаты, по которым можно узнать о быте людей далёкого времени, как жили люди, какие у них были дома, одежда. А ещё мне нравится история техники, поэтому любые экспозиции, связанные с этой темой, мне всегда интересны.

 

Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка собеседника- экзаменатора. Тема 3. Почему нужно научиться слушать классическую музыку?   1. Когда по телевидению передают концерт классической музыки, ты слушаешь его или переключаешь на другой канал? 2. Как ты думаешь, если твоим одноклассникам предложат билеты на концерт симфонической музыки, они купят их? 3. Хотел бы ты по-настоящему понимать классическую музыку?

Примерный ответ.

Я, к сожалению, пока ещё не готов к восприятию концерта классической музыки, она мне кажется скучной. Поэтому, признаюсь, я всегда переключаю на другой канал. Понимаю, что это неправильно, надо уметь слушать классическую музыку.

       Думаю, что да, купят. Мы любим все классом куда-то ходить вместе, не так уж и часто это получается сделать. Посещение концертного зала – это возможность быть вместе, общаться. Думаю, что и музыка нас тоже заинтересует, ведь это так здорово услышать, как играет большой оркестр. К сожалению, я ещё никогда не был на таком концерте.

Да, мне бы очень хотелось по-настоящему понимать классическую музыку. Ведь мне так нравятся некоторые оперы, балет, там такая удивительная музыка. Думаю, что я в будущем приду к тому, что надо серьёзно заняться этой музыкой.

 

 

Вариант 1                                               Задание 1. Чтение текста.

Задание 2.

Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ высказывание американской актрисы Лизы Карпентер: «Как много мы потеряли, перестав писать письма!»

Примерный ответ

До недавнего времени люди пользовались обычной почтой. Сегодня распространена почта электронная. Она появилась не сразу. Начало было положен в 1965году, но тогда ещё не было Интернета. Именно с его появлением электронная почта стала доступна каждому желающему. Она очень удобна, несмотря на многочисленный спам. Правда, люди стали редко писать друг другу письма. Американская актриса Лиза Карпентер даже так сказала по этому поводу: «Как много мы потеряли, перестав писать письма. Конечно, приятно получить письмо, написанное другом или близким человеком, ощущать, словно он рядом. Кто знает, может, люди со временем снова начнут писать письма, как это было раньше, чтобы быть ближе друг к другу.

 

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

1. День Победы (на основе описания фотографии).

2. Мой поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).

3. Почему нужно заниматься спортом? (рассуждение по поставленному вопросу)

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника экзамена

Тема 1. День Победы. 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать: · когда проходит праздник; · чему он посвящён; · кто принимает участие в празднике; · опишите присутствующих и их настроение.

Тема 2 . Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию). Не забудьте рассказать, куда и когда Вы ходили в поход; с кем Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями, с родителями); как Вы готовились к походу (экскурсии); почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).

Тема 3. Почему нужно заниматься спортом? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: · Как влияет занятие спортом на укрепление здоровья человека? · Как выбрать вид спорта? · Может ли зарядка укрепить здоровье? · Почему так важно серьёзно относиться к урокам физкультуры в школе?

 

Примерный ответ

Тема 1. День Победы.

На данной фотографии изображено празднование Дня Победы.

Это один из самых важных праздников в нашей стране. Он отмечается 9 мая и посвящён победе СССР над фашисткой Германией в 1945 году.

На фотографии запечатлены ветераны Великой Отечественной войны и дети, которые поздравляют их с праздником. Ветераны надели свои ордена и медали. Ребята с восхищением и уважением смотрят на людей, защитивших нашу страну от врагов.

На заднем плане фотографии мы видим много людей. Все они отмечают этот праздник и пришли поздравить ветеранов.

Настроение у всех радостное, праздничное. Люди улыбаются, приветствуют друг друга. Настроение поднимает и прекрасная солнечная погода.

Я очень люблю этот праздник. Фотография напомнила мне о том, как мы с друзьями тоже поздравляли ветеранов, дарили им цветы, благодарили за победу, за мирное небо над головой.

 

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка собеседника- экзаменатора. Тема 1. Праздник. Опишите фотографию. День Победы.   1.Как в вашей семье отмечается День Победы? 2. Есть среди твоих родственников участники Великой Отечественной войны? Что ты помнишь из их рассказов о войне? 3. Почему это праздник один из самых важных в нашей стране?

 

Примерный ответ.

1. День Победы- это один из любимых праздников в нашей семье. Мы любим смотреть по телевизору парад на Красной площади, восхищаться нашей мощной и боеспособной армией, техникой. Но особенно мне нравится салют, который проводится в честь этого праздника, когда почти весь горд собирается на центральной площади, чтобы посмотреть его.

2. Да, мой прадед был участником войны. К сожалению, он умер до моего рождения, но мои родители часто рассказывают о том, как он дошёл до самого Берлина, прошёл всю войну, имел много орденов и медалей. Я горжусь своим прадедом.

3. День Победы- это один из самых важных праздников в нашей стране. Ведь именно в этот день в 1945 году наш народ защитил свободу страны, разбил фашистов. Этот праздник- напоминание о том, как страшна война и как нужно беречь мир на земле.

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка собеседника- экзаменатора. Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию). 1.Какие экскурсии и походы ты любишь и почему? 2. Что тебе особенно запоминается в них? 3. О какой экскурсии ты мечтаешь?

 

Примерный ответ

Я очень люблю ходить в походы в лес, с ночёвкой. Так весело бывает с друзьями сидеть вечером около костра, слушать интересные истории, петь песни. Такие походы помогают проверить, насколько я выносливый, как поведу себя в необычной ситуации. А экскурсии я люблю по городу, в музеи. Мне всегда интересно узнавать что- новое.

Мне особенно запоминаются новые места, знакомства, а также то настроение радости, которое я всегда испытываю.

Я мечтаю побывать на озере Байкал. Так много о нём читал. Хочется побродить в его окрестностях, поплавать в нём, покататься на катере, ощутить всю мощь этого удивительного озера. Думаю, что смогу в будущем исполнить свою мечту.

 

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка собеседника-экзаменатора. Тема 3. Почему нужно заниматься спортом? 1.Какие виды спорта тебе нравятся и почему? 2.Какие черты характера формируются во время занятий спортом? 3.Любишь ли ты ходить на спортивные мероприятия и почему?

 

Примерный ответ

Мне нравятся многие виды спорта: хоккей, футбол, тяжёлая атлетика и другие. Но особенно я хочу выделить плавание. Я думаю, что это очень сложный вид спорта, ведь от пловца требуется столько физической силы, навыков, чтобы преодолеть дистанцию. Это очень красивый и завораживающий вид спорта.

Занятия спором формируют выносливость, стойкость, умение достигать поставленной цели, учат трудолюбию, ответственности, пунктуальности.

Мне очень нравится участвовать в спортивных мероприятиях и посещать их. Я люблю соревнования, спартакиады, лыжные кроссы, всегда стараюсь с в них участвовать. Очень мне нравится быть болельщиком на соревнованиях по футболу, плаванию и другим видам спорта. На них ощущаешь единение с другими, вместе радуешься победам и огорчаешься неудачам. Спорт очень сближает людей.

 

 

Вариант 4

Задание 1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображенный на этой картине. Это Михаил Васильевич Ломоносов – великий учёный, поэт. Выразительно прочитайте текст о М.В. Ломоносове вслух.

У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Михаил Васильевич Ломоносов – учёный мирового значения. Он жил в 18 веке, в период правления императрицы Елизаветы Петровны.

В 19 лет самостоятельно отправился в Москву учиться. Он получил хорошее по тем временам образование: окончил славяно-греко-латинскую академию, Академию наук и художеств в Санкт-Петербурге. В 1736 году, как один из лучших учеников, был отправлен в Германию, где изучал химию, горное дело.

Желание учиться было свойственно Михаилу Васильевичу до конца жизни. Он всегда стремился познать мир, понять его законы. Не случайно во многих науках Ломоносов сделал свои открытия: в химии, астрономии, географии, металлургии, истории, был прекрасным поэтом, художником.

М.В. Ломоносов мечтал, чтобы молодые люди получали высшее образование не только за рубежом, но и в России. В одной из од он писал:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

По его инициативе в 1755 году был открыт в Москве первый в России университет, в котором М. Ломоносов преподавал, разрабатывал программу обучения, подбирал лучших педагогов. Сегодня университет носит имя этого удивительно талантливого человека.

Деятельностью М.В. Ломоносова во благо России гордятся его потомки.              164 слова.

 

Задание 2. Пересказ текста.

Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.       У Вас есть 1 минута на подготовку.

«Ломоносов — из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в столетие или раз в тысячелетие, а вообще — один только раз». (Е.Н. Лебедев, автор книги «Ломоносов», серия «Жизнь замечательных людей».)

 

 Примерный ответ

М.В. Ломоносов – великий деятель мирового значения, живший в 18 веке. В 19 лет он сам отправился в Москву учиться. Получил хорошее образование в России и Германии.

М.В. Ломоносов всю жизнь любил учиться, познавать новое. Он сделал открытия в очень многих областях знаний. Был поэтом и художником.

М. Ломоносов мечтал, чтобы высшее образование люди получали и в России. По его инициативе был открыт университет в Москве в 1755 году, в котором он и сам работал.

Е.Н. Лебедев, автор книг о М.В. Ломоносове, очень высоко оценил значение его деятельности. Он отмечал, что такие люди вообще рождаются на земле один раз. Этим он подчеркнул ту огромную роль, которую имела детальность этого человека и для России, и для всего мира. Его величайшие открытия во многих областях знаний и сегодня поражают своей дальновидностью, а круг его познания – многосторонностью.

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы:

1. День пожилого человека (на основе описания фотографии).

2. Моё посещение театра (повествование на основе жизненного опыта).

3. Какую роль играют книги в жизни людей? (рассуждение по поставленному вопросу)

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Карточки участника экзамена

Тема 1. День пожилого человека. 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, когда проходит праздник; чему он посвящён; кто принимает участие в празднике; опишите присутствующих и их настроение.

Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в театр. Не забудьте рассказать, с кем Вы ходили; какой спектакль Вы смотрели; что Вам запомнилось больше всего; посоветуете ли Вы своим друзьям сходить на этот спектакль?

Тема 3. Какую роль играют книги в жизни людей? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: Почему так важно с детства приучать ребёнка к чтению? Чему могут научить книги? Согласны ли Вы с мнением, что для каждого возраста есть свои книги?

Примерный ответ

Тема 1. День пожилых людей.

1. Опишите фотографию

На фотографии изображён праздник – День пожилого человека. Он отмечается в России 1 октября с 1992 года. В этот день особое внимание обращено на проблемы людей пенсионного возраста. И в семье, и в обществе в целом люди стремятся помочь им, организуют встречи, дарят подарки, окружают заботой.

На фотографии, я думаю, изображена пожилая пара ветеранов. Их только что поздравили с праздником. Видно, что у них радостное настроение. Хорошо, что они не остались одни в этот день. Внимание им очень приятно. А дети тоже рады, что могут скрасить одиночество этих людей.

Нужно, чтобы такие встречи были не только в праздник. Каждый из нас может оказывать посильную помощь, вместе со взрослыми помогать этим людям. Это так нужно всем — и пожилым, и самим нам. Милосердие, сострадание, доброта- эти качества должны воспитываться буквально с детства.

 

Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в театр.

Я люблю ходить в театр, смотреть спектакли. Мне запомнилось, как мы с классом ходили в театр имени В.И. Качалова на спектакль по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». Произведение было нами прочитано заранее, поэтому мы с интересом наблюдали за игрой актёров.

Особенно понравился нам городничий. Актёр сумел показать его грозным, властным, и в то же время смешным, когда он попал в нелепое положение. А Хлестаков просто удивил своей весёлостью, подвижностью, хитростью. Особенность постановок данной труппы в том, что она удачно использует музыкальное оформление. Так и в этом спектакле была музыка, танцы, он шёл так быстро, что просто не хотелось, чтобы он заканчивался. Ещё понравились декорации. Они сменялись по кругу, зрители мгновенно попадали из дома городничего в гостиницу, где жил Хлестаков.

Я посоветую всем моим друзьям, которые ещё не смотрели этот спектакль, обязательно сходить в театр. Впечатление будет просто незабываемым. Пьеса Н.В. Гоголя смотрится так современно, легко и с интересом.

 

Тема 3. Какую роль играют книги в жизни людей?

Книги играют в жизни человека важную роль. Это не только источник информации, без которой просто невозможно жить в наше время. Книги способствуют формированию лучших качеств человека. На примере героев, их поступков читатели делают выводы, как надо вести себя в обществе, каким человеком нужно быть.

Книги учат доброте, отзывчивости, любви к родине, внимательности к окружающим людям и многому-многому другому, что делает человека интересной, душевной личностью.

У каждого возраста – свои книги. Я согласен с этим мнением. Есть книги, которые обязательно нужно прочитать в детстве, в отрочестве, юности. Тогда они окажут более сильное воздействие на душу человека. А какие-то книги понятными становятся в более старшем возрасте. Хотя есть произведения, читать которые можно в разные годы, и каждый раз человек открывает в них что-то новое. Думаю, что к такой книге относится роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Читать книги нужно. Это делает человека духовно богаче.

 

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка собеседника-экзаменатора. Тема 1. День пожилых людей. Опишите фотографию.   1. Отмечается ли в Вашей семье День пожилого человека? 2. Как Вы думаете, почему этот праздник- один из самых важных в нашей стране? 3. Какое событие этого праздника Вам особенно запомнилось?

 

     Примерный ответ

Да, День пожилого человека отмечается в нашей семье. В этот день мы поздравляем наших бабушек и дедушек с праздником. Мы ездим к ним в гости, дарим подарки, покупаем то, что они особенно любят, чтобы сделать им приятное. Конечно, говорим, как мы все их любим, желаем здоровья и долгих лет жизни.

 Этот праздник – один из важных в нашей стране. Пожилые люди, которых очень много, ждут нашего внимания и заботы. Проявление доброты, чуткости делает каждого из нас лучше, а также наполняет радостью сердца пожилых людей. Так важно научиться помогать людям, делиться с ними тем, что у тебя есть. Внимательность сближает людей, делает их душевно богаче.

       Мне запомнился концерт, который мы проводили в нашей школе для пожилых людей. Ребята танцевали, пели песни тех далёких лет, когда бабушки и дедушки были молодыми, они им подпевали. Мы дарили им подарки. А в конце устроили для пожилых чаепитие - угостили их чаем с пирогами, которые испекли вместе с мамами. Было так здорово!

 

 

Задание 4. Диалог

Карточка собеседника-экзаменатора. Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в театр. 1. Как Вы думаете, почему люди ходят в театр? 2. Вы больше любите смотреть современные пьесы или классические произведения? 3. Смотрели ли вы постановки по произведениям, которые изучали на уроках литературы? Какие впечатления они произвели на Вас? Если не смотрели, то хотели бы посмотреть?

 

Примерный ответ

Я думаю, что в наш век различных информационных технологий люди ходят в театр, чтобы услышать живую речь, соприкоснуться с искусством, почувствовать атмосферу театра, ведь она так необычна. Да и просто посмотреть на игру актёров, на известные произведения.

Мне нравится и классика, и современность. Люблю спектакли, мне нравится балет «Лебединое озеро», с удовольствием был на опере «Евгений Онегин». Искусство завораживает, думаю, что у него нет временных границ.

Да, я живу в городе, в котором очень много театров, — в Казани. Поэтому у меня была возможность посмотреть спектакли по М. Булгакову, Н.В. Гоголю, М. Зощенко, слушать оперу «Евгений Онегин». Впечатления незабываемые. В театре по-новому видишь героев, понимаешь произведение. Актёры, внося своё видение характера, показывают их нам с какой-то своей стороны. И ещё привлекает зрелищность, декорации, музыка.

 

Задание 4. Диалог

Карточка собеседника-экзаменатора. Тема 3. Какую роль в жизни человека играют книги? 1.Какие книги Вы любите читать? 2.Есть ли у Вас любимые книги? 3. Какую книгу Вы бы хотели посоветовать прочитать своим одноклассникам и почему?

 

Примерный ответ

Я люблю читать. С детства помню, как мои родители читали мне перед сном книжки, как я с удовольствием представлял себе героев. Так постепенно я приучился читать. Люблю исторические книги, фантастику, приключения. Меня привлекают необычные герои, которые могут выбраться из любой ситуации. Хочется быть похожим на них.

Да, у меня есть любимы книги. Люблю читать про Шерлока Холмса писателя Конан Дойла, нравятся рассказы Д. Лондона, Р. Брэдбери. Из русской классики люблю произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка», с большим интересом прочитал «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Посоветовать другим что-то почитать трудно, ведь у каждого – свои интересы. Но, думаю, что мои одноклассники с удовольствием прочитают рассказ Д. Лондона «Любовь к жизни». Герой произведения переносит сложнейшие испытания, но остаётся жить. Сила духа, желание выжить помогают ему преодолеть всё: и травму ноги, и предательство друга, и беспомощность, и голод, и страх. Он сохраняет своё человеческое достоинство. Воля этого человека не может не поражать. Мне очень нравится этот рассказ, думаю, он будет интересен и моим сверстникам.

 

Вариант 5                                             Задание 1.Чтение текста.

Текст для чтения посвящён пословицам. Вы, ребята, конечно, знаете, что эти меткие выражения делают речь образнее, ярче.

Выразительно прочитайте текст о пословицах вслух.                У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Одновременно он является зеркалом национальной культуры. История, традиции, нравственные законы- всё передаётся при помощи языка из поколения в поколение.

Сокровищницей русского языка являются пословицы. Созданные народом, они и в наши 2000-ые годы не утратили своего значения. И пусть за окном 21 век, но и сегодня можно услышать знакомые нам с детства пословицы: «Любишь кататься – люби и саночки возить!», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Старый друг лучше новых двух» и многие другие.

Пословицы – это небольшие высказывания, содержащие обобщённый нравоучительный смысл. В них в иносказательной форме выражена народная мудрость. Как надо вести себя в обществе, что является ценным для человека, каким человеком нужно быть? На все эти вопросы можно найти ответы в пословицах.

Используйте их в своей речи, и тогда она станет яркой, точной и выразительной. Как сказано в пословице, «хорошую речь приятно слушать».                        156 слов.

 

Задание 2. Пересказ текста.

Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У Вас есть 1 минута на подготовку.

«Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах».

Френсис Бэкон (английский философ, историк, политик 17-го века).

 

Язык – средство человеческого общения. В нём выражена культура народа, его традиции, моральные принципы, передаваемые из поколения в поколение.

Богатством языка являются его пословицы, в которых выражена мудрость народа. Многие из них знакомы нам с детства.

Пословицы – это высказывания, имеющие глубокий поучительный смысл. Нужно учиться использовать их в речи, тогда она станет более выразительной.

Прекрасно высказался о пословицах английский философ, историк и политик 17-го века Френсис Бэкон. Он отметил, что в них проявляются «гений, дух, характер народа». Действительно, ум, смекалка народа, его взгляды на жизнь, особенности характера, патриотизм, вера в добро – всё отражено в этих высказываниях.

Народ очень тонко подмечал явления жизни и отражал их в пословицах. «При солнышке тепло, при матери добро», «Родина – мать, люби за неё постоять» – эти и многие другие половицы учат, каким человеком нужно быть.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

 

1. На уроке физкультуры (на основе описания фотографии).

2. Моё незабываемое путешествие (повествование на основе жизненного опыта).

3. Почему так важно следить за своей речью? (рассуждение по поставленному вопросу)

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Тема 1.На уроке физкультуры. 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, какой урок изображён на фотографии; что делают ребята; опишите присутствующих и их настроение; интересно ли Вам было бы на таком уроке физкультуре и почему?

Тема 2. Расскажите о том, как Вы путешествовали. Не забудьте рассказать, где вы были во время путешествия; с кем Вы путешествовали (с одноклассниками, друзьями, с родителями); готовились ли Вы заранее к путешествию; почему это путешествие стало для Вас незабываемым.

Тема 3. Почему так важно следить за своей речью?   В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы. Какую роль в жизни людей играет язык, речь? На что способно слово, почему так велика его сила? Почему очень важно следить за тем, что и как говоришь? Как научиться правильно и красиво говорить?

Примерный ответ

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка собеседника-экзаменатора. Тема 1. На уроке физкультуры. Опишите фотографию. 1. Как ты считаешь, почему так важны уроки физкультуры? 2. Нужно ли на уроках физкультуры проводить соревнования между командами и почему? 3. О каких уроках физкультуры ты мечтаешь?

Примерный ответ

Я считаю, что уроки физкультуры нужны в школе. Они помогают укреплять здоровье, ведь не каждый находит время вне школы заниматься спортом. На уроках физкультуры ребята двигаются, бегают, разминаются. Это своеобразный отдых от занятий на других уроках.

Да, соревнования на уроках позволяют проверить уровень подготовки учеников, сближают ребят, делают их активными. А сколько эмоций и радости они испытывают в эти минуты!

Я мечтаю, чтобы уроки физкультуры проходили не только в спортивном зале, но и, например, в бассейне, на теннисном корте, чтобы были спортивные тренажёры. Да и обычные удобства, такие, как душевые комнаты, тоже были бы уместны. Думаю, что это вполне реальная мечта, во многих школах уже созданы такие условия.

 

 

Карточка собеседника-экзаменатора. Тема 2. Моё незабываемое путешествие (повествование на основе жизненного опыта) 1. Как ты думаешь, почему люди любят путешествовать? 2. Нравятся ли тебе телепередачи о путешествиях и почему? 3. Куда ты мечтаешь съездить, что посмотреть?

Я думаю, что людей всегда тянет увидеть что-то необычное, непривычное. Хочется повидать мир, узнать, как живут другие народы, какие у них традиции, познакомиться с их культурой.

Да, я люблю телепередачи, в которых рассказывается о других странах, когда авторы приглашают телезрителей совершить заочные путешествия. Ведь человек не сможет побывать везде, а ему так хочется узнать побольше о нашей земле, о народах и странах. Такие телепередачи расширяют кругозор, позволят узнать многое о нашей планете. Особенно я люблю смотреть программу «Вокруг света» на канале «Россия» (ведущий Михаил Кожухов), «Поедем- поедим!» на «НТВ» (ведущий Джон Уоррен).

Моя мечта – посмотреть пирамиды. Я столько про них читала, просто мечтаю постоять у их подножия, увидеть аллею сфинксов, почувствовать эту связь веков. Надеюсь, что моя места осуществится.

Карточка собеседника-экзаменатора. Тема 3. Почему так важно следить за своей речью? (Рассуждение по поставленному вопросу) 1.Всегда ли ты следишь за тем, что и как ты говоришь? 2. Бывали ли в твоей жизни случаи, когда тебе было стыдно за свои слова? 3.Хочешь ли ты научиться красиво, правильно говорить и почему?

 

Примерный ответ

Я стараюсь следить за своей речью, особенно, если нахожусь в школе, среди взрослых людей. Конечно, при разговоре с друзьями я иногда позволяю себе произносить не совсем нужные слова (уж очень не люблю я это слово «короче», от которого так трудно избавиться).

Да, к сожалению, были случаи, когда мне было стыдно за свои слова. Но не потому, что это были грубые, нецензурные слова (такие я не произношу), а потому, что в них было равнодушие. От меня ждали поддержки, а я не смогла сразу оказать её. Конечно, потом мы вместе решили с этим человеком проблему, но за мои слова «у меня и без тебя проблем достаточно» мне до сих пор стыдно.

Да, я хочу красиво говорить. Это поможет мне в будущей моей профессии, да и просто в общении с людьми. Ведь красивая речь притягивает, заставляет с уважением смотреть на человека. Это признак его культуры.

 

Вариант 6        Часть 1 Чтение текста.

Вам, конечно, известно, что такое СМИ и какую роль они играют в современном мире.

У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

СМИ – это средства массовой информации: печатные и сетевые издания, телевидение, радио. В современном мире их роль невозможно переоценить. Они являются одним из ключевых факторов развития общества. Термин «средства массовой информации» появился в русском языке в 1970-х годах. Сегодня он прочно вошёл в активный лексический запас людей.

СМИ играют ведущую роль в освещении деятельности органов власти, в создании системы обратной связи, мониторинге общественного мнения и общественных настроений. Они являются неотъемлемой частью социально-экономической, политической и культурной жизни общества.

Одной из важнейших функций СМИ сегодня является формирование общественного мнения по той или иной проблеме. Также СМИ играют рекреативную, то есть развлекательную роль. Особенно это проявляется в деятельности телевидения и радио, разнообразные шоу-программы в которых стали привычным явлением и занимают более 50 % эфирного времени.

«Четвёртой властью» называют СМИ, поэтому необходимо, чтобы общество требовательно относилось к ним, не допуская негативных явлений. 154 слова.

 

Задание 2. Пересказ текста.

«Пресса — руководительница общественного мнения.» (Ги де Мопассан. Французский писатель 19-го века).

Микротемы.

1.Понятие СМИ. Роль их в обществе. Появление термина и его судьба сегодня.

2.Разнообразные функции СМИ: формирование общественного мнения, социальные опросы, информационная, рекреативная и другие функции.

3.Требования общества к СМИ — «четвёртой власти».

Высказывание по цитате.

Французский писатель 19-го века Ги де Мопассан отмечал, что «пресса — руководительница общественного мнения.» Из всех СМИ он выделил именно прессу, так как остальные современные средства массовой информации в его время ещё не существовали, а радио только -только стало входить в жизнь. Писатель отмечал важную роль прессы в обществе, ведь она способна руководить общественным мнением. Он имел в виду, что именно печатные издания формируют мнение общества, пропагандируют ту или иную политику, влияя на сознание людей и общества в целом.

Цитату прокомментировать лучше во второй части ответа, когда речь идёт о функциях СМИ.

 

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

1. Робототехника (на основе описания фотографии).

2. Расскажите о том, как вы участвовали в субботнике (повествование на основе жизненного опыта).

3. Можно ли быть неконфликтным человеком? (Рассуждение по поставленному вопросу)

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточка участника экзамена

Тема 1. Опишите фотографию. Робототехника. Не забудьте рассказать, чем занимаются ребята; где может происходить данное действие; каково выражение лиц мальчиков; нравится ли им это занятие.

Тема 2. Расскажите о том, как Вы участвовали в субботнике. Не забудьте рассказать, чему был посвящён субботник; где Вы его проводили; что конкретно Вы делали во время субботника; каким был итог Вашей работы.

Тема 3. Можно ли быть неконфликтным человеком? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы. Какого человека можно назвать конфликтным? Как Вы думаете, почему люди конфликтуют? Можно ли не допускать конфликтной ситуации? Какими качествами должен обладать человек, чтобы не доводить спор до конфликта?

Примерный ответ

Примерный ответ.

1. Я думаю, что дети увлекаются робототехникой потому, что это очень интересно, увлекательно, ведь мальчикам всегда нравится любая техника, а робототехника — это что-то новое. Кроме того, за роботами будущее. Они стали использоваться буквально во всех сферах жизни. Возможно, кто-то хочет связать свою жизнь с их созданием и использованием.

2. Я уверен, что произойдёт расширение возможностей использования роботов, так как их применение имеет большие перспективы. Ведь робот не может устать, как человек; его можно использовать в недоступных и опасных местах, например, в завалах после землетрясения или даже на другой планете.

3. Как использование любой техники, применение роботов таит в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Плюсы в том, что его применение значительно облегчает домашние дела, позволяет производить наисложнейшие операции, увеличивает производительность труда и многое другое. Однако роботы, попавшие в руки злых, властолюбивых людей, могут быть запрограммированы на уничтожение живого. Необходимо быть ответственными за изобретение и использование робототехники.

 

 

Задание 4. Диалог.

Тема 2. Расскажите о том, как Вы участвовали в субботнике. 1. Как ты думаешь, почему так важно участвовать в субботниках? 2. Согласен ли ты с тем, что участие в субботниках – это проявление гражданской позиции человека? 3. Когда, по- твоему, необходимо проводить субботники: только перед праздниками или по мере необходимости?

Примерный ответ.

Субботники стали проводиться в нашей стране в период СССР. И сегодня эта хорошая традиция продолжается, когда люди в свободное от работы и учёбы время наводят чистоту там, где они живут, работают и учатся. Я думаю, что в субботниках важно участвовать, так как чувствуешь себя частью народа, страны, вносишь свой вклад в то, чтобы всё вокруг было красивым, чистым и уютным.

Да, я согласен. Участие в субботниках – это проявление гражданской позиции. Все мы- граждане своей страны, каждый должен вносить посильный вклад в наведение в ней порядка.

Конечно, перед праздниками нужно проводить субботники. Ведь и дома мы, встречая гостей, готовясь к какому-то торжеству, тоже убираемся. Но и в обычное время, если мы видим, что где-то нужно навести порядок, тоже можно провести субботник. Сегодня стало развиваться волонтёрское движение. В нашем городе часто звучит призыв к горожанам выйти на уборку какого-то парка. Очень многие откликаются. Ведь это наш город. И если каждый будет наводить в нём чистоту, то и жизнь станет краше.

 

Карточка собеседника-экзаменатора. Тема 3. Можно ли быть неконфликтным человеком? 1.Как ты думаешь, чем спор отличается от конфликта? 2. Можно ли решить спорную ситуацию, избегая конфликта? Что нужно сделать для этого? 3. Почему так важно уметь правильно выходить их конфликтной ситуации?

 

   ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ

Спор – это выяснение позиций его участников по какому-либо вопросу. В споре рождается истина. Конфликт же – это столкновение интересов, часто противоположных. Во время конфликта участники на первой его стадии не принимают точку зрения другого, придерживаются только своих взглядов. Конфликт приводит к непониманию, даже вражде.

Любую спорную ситуацию можно и нужно не доводить до конфликта. Для этого нужно быть тактичным, толерантным человеком, внимательно выслушивать аргументы другого, чётко высказывать свои доказательства против них, если не согласны. Избегание конфликта свойственно культурным, уверенным в себе людям.

Очень важно верно выходить из конфликта (либо принимать позицию другого, поняв его правоту; либо умело доказывать свою позицию, убедив собеседника; либо прибегнуть к компромиссу, то есть прийти к взаимным уступкам). Ведь конфликт может привести к вражде, злобе, а на уровне государств- к столкновению социальных групп и даже к глобальному конфликту. Только мирное решение вопросов является цивилизованным путём решения конфликтных ситуаций.

 

Вариант 7

Чтение текста.                    Вам, наверное, знакомо имя Александра Матросова.

Выразительно прочитайте текст о нём.   У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Подвиг Александра Матросова. Картина художника А.Памфилова

Герои Великой Отечественной войны! Сколько их было в 1941-1945 годах! Защищая Родину, многие погибли, отдав свои жизни за мир, свободу, за счастливое будущее своих детей.

Имя Александра Матросова стало символом смелости, героизма, патриотизма советских людей в годы войны. В 1942 году, когда Александра после его многочисленных просьб отправили на фронт, ему было всего 18 лет. Сначала он несколько месяцев учился в пехотном училище, затем воевал на Калининском фронте. Там Александр Матросов и совершил 27 февраля 1943 года свой бессмертный подвиг.

Три фашистских дзота преграждали путь советским солдатам, не давая им возможности атаковать опорный пункт немцев. Вскоре первый и второй дзот были взорваны. Но третий так и не могли уничтожить. Тогда Александр подполз к нему и закрыл своей грудью, чтобы дать возможность товарищам прорваться вперёд.

За героический подвиг Александру Матросову в 1943 году было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Более 400 солдат повторили этот подвиг в годы войны! Имя Александра Матросова навечно вошло в историю нашей страны. Ему поставлены памятники. Имя героя носят улицы многих городов России. 163 слова

 

Задание 2. Пересказ текста.

«В жизни всегда есть место подвигу». (А.М. Горький, советский писатель).

Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У Вас есть 1 минута на подготовку.

           Тезисы пересказа.

1. Много героев Великой Отечественной войны погибло, защищая нашу Родину от фашистов в 1941-1945 г.

2. Александр Матросов – один из них. В 18 лет он ушёл на фронт. Воевал на Калининском фронте, где и совершил свой подвиг.

3. Александр Матросов закрыл своим телом фашистский дзот, позволив таким образом своим товарищами прорваться и выполнить боевое задание.

4. В 1943 году А. Матросову было присвоено звание Героя Советского Союза. Народ помнит его и чтит.

 

Использование цитаты (в конце ответа).

А.М. Горький писал, что «в жизни всегда есть место подвигу». Да, это так. Особенно в годы войны, когда необходимо защитить свободу своей страны, народа. А. Матросов, многие миллионы советских людей совершили свой подвиг- на фронте, в партизанских отрядах, в тылу- приближая победу.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

1. Описание картины. «Зима пришла. Детство». Художник С.А. Тутунов.

2. Моё посещение кинотеатра (повествование на основе жизненного опыта).

3. Согласны ли Вы с тем, что грамотным быть модно? (Рассуждение по поставленному вопросу)

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника экзамена

Тема 1. Опишите картину художника. «Зима пришла. Детство». Художник С.А. Тутунов. 1960 г. Не забудьте рассказать, какое время года изображено на картине; какие краски использовал художник, чтобы передать настроение; каким изображён мальчик; почему картина имеет такое название, что этим хотел подчеркнуть автор?

Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в кинотеатр. Не забудьте рассказать, какой фильм вы смотрели, почему выбрали именно его;с кем Вы ходили в кинотеатр (с одноклассниками, друзьями, с родителями);какое впечатление произвёл на Вас фильм; посоветуете ли Вы своим друзьям сходить на этот фильм?

Тема 3. Согласны ли Вы с тем, что грамотным быть модно?   В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы. Какого человека мы называем грамотным? Что необходимо сделать, чтобы быть грамотным человеком? Чем объяснить появившуюся сегодня моду на грамотность? Почему у грамотного человека больше шансов достичь желаемых результатов в жизни?

Примерный ответ

Тема 1. Опишите картину художника.   «Зима пришла. Детство». Художник С.А. Тутунов. 1960 г.

На картине «Зима пришла. Детство» художник С.А. Тутунов изобразил один из первых зимних дней, когда выпал снег, покрыв ещё не успевшие до конца облететь с деревьев листья и всё вокруг.

Автор сумел передать радостное настроение, используя для этого светлые, нежные краски- от белой, светло-серой до голубой.

Мальчик изображён прислонившимся к окну и рассматривающим то, как всё за окном изменилось, побелело. Он видимо, недавно проснулся, волосы у него всклочены, он не успел ещё переодеться- сразу подошёл посмотреть на первый снег.

Картина имеет, я думаю, не случайно такое название. Ведь именно в детстве всё самое обычное кажется таким сказочным, необыкновенным. Он словно хочет вместе с нами посмотреть на прекрасную природу глазами ребёнка и восхититься ею.

2. Расскажите о том, как Вы ходили в кинотеатр.

Я люблю в свободное время ходит в кинотеатр, смотреть новые фильмы, да и мультфильмы мне тоже нравятся, они в последние годы стали такие интересные, красочные.

Мне нравится следить за новинками кино. Конечно, большую роль в этом играет реклама. Так, я с большим интересом смотрел фильм «Легенда № 17» режиссёра Николая Лебедева о знаменитом хоккеисте Валерии Харламове. Я сам увлекаюсь хоккеем и с большим интересом читаю и смотрю всё, что связано с жизнью хоккеистов.

На фильм я ходил со своими одноклассниками и с другом. После просмотра мы долго обсуждали увиденное.

Большое впечатление произвела на меня игра актёров Никиты Козловского и Олега Меньшикова, которые смогли передать, как тяжело даётся победа в спорте, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать победителем. Наши хоккеисты стремились не просто к победе в матче с канадцами, они защищали свою страну, доказав миру, что мы сильнейшие.

Я советую всем, кто не видел этот фильм, обязательно его посмотреть, чтобы понять, какими должны быть настоящие мужчины, как нужно стремиться к своей цели и побеждать.

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка собеседника- экзаменатора. Тема 1. Опишите картину художника. «Зима пришла. Детство». Художник С. А. Тутунов. 1960 г. 1. Любишь ли ты смотреть картины художников о природе – пейзажи? 2. Может ли фотография заменить картину? 3. Каких художников-пейзажистов ты знаешь?

Примерный ответ.

1. Да, мне нравится смотреть на картины художников-пейзажистов, рассматривать, как авторы красиво изобразили природу, мельчайшие её детали.

2. Я думаю, что и фотография, и картина художника хороши по-своему. На фотографии запечатлевается момент, мгновение из жизни природы, в ней нас привлекает реалистичность. На картине художник отражает своё видение уголка природы, с его помощью мы можем увидеть что-то новое, что, возможно, не заметили бы сами. Потому замена здесь не нужна, каждый вид искусства – и фотография, и живопись – прекрасны.

3. Мне нравятся картины И.И. Левитана, особенно посвящённые осени; люблю творчество И.И. Шишкина,

В.Д. Поленова. Художники сумели передать свою огромную любовь к Родине, к её природе.

Карточка собеседника- экзаменатора. Тема 2. Расскажите о том, как Вы ходили в кинотеатр. 1. Как ты думаешь, почему сегодня, в век информационных технологий, люди любят ходить в кинотеатр, ведь фильмы можно посмотреть дома? 2. Чем, по -твоему, отличаются фильмы, созданные в 20-м веке и сегодня? 3. Как ты думаешь, в будущем останутся кинотеатры или они уже будут просто не нужны?

Примерный ответ.

1. Да, сегодня любой фильм можно посмотреть дома, ведь практически у каждого есть возможность выйти в Интернет. Однако люди продолжают ходить в кинотеатры, так как впечатления от просмотренных фильмов в них наиболее яркие, запоминающиеся.

2. Кончено, киноиндустрия не стоит на месте, и фильмы, созданные в 20-м веке, во многом отличаются от современных. Сегодня используется компьютерная графика, применяется больше разнообразных спецэффектов, есть возможность просмотра фильмов в режиме 3D.Однако и фильмы 20-го века до сих пор нравятся нам своей добротой, искренностью, юмором, освещением проблем, которые и сегодня нас волнуют.

3. Я просто уверен, что кинотеатры, просмотр фильмов в них не уйдёт в прошлое. Будут модернизироваться формы показа, станут более комфортными условия для зрителей, возможно, появится что-то ещё, что обязательно будет привлекать зрителей. Кроме того, в нашей стане, в мире так много талантливых актёров, которые всегда будут завораживать своей игрой.

Карточка собеседника- экзаменатора. Тема 3. Согласны ли Вы с тем, что грамотным быть модно? 1. Приятно ли тебе общаться с грамотными людьми? 2. Хочешь ли ты повысить свою грамотность? 2. Что ты делаешь для того, чтобы стать грамотным человеком?

Примерные ответы.

1.Да, мне приятно общаться с грамотными людьми. Они красиво говорят, не используют грубой лексики. Такие люди, как правило, много знают. Общаясь с ними, и сам узнаёшь что-то новое, стремишься быть в чём-то похожим на них.

2.Я хочу повысить свою грамотность: пополнить свой словарный запас, научиться красиво, чётко выражать свои мысли, не допускать ошибок в письменной речи.

3.Я стараюсь добросовестно относиться к урокам русского языка, литературы, учу правила, читаю произведения, часто обращаюсь к словарям, если не знаю значения слова или его произношения .Думаю, что я добьюсь своей цели и стану грамотным человеком.

 

 

Вариант 8 Часть 1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображенный на этой фотографии. Это В.В. Терешкова – первая женщина-космонавт. Выразительно прочитайте текст о В. В. Терешковой вслух.

У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

6 июня 1963 года состоялся полет женщины в космос. Первой женщиной лётчиком- космонавтом стала Валентина Терешкова.

Валентина Владимировна Терешкова прошла первоначальный отбор из тысячи с лишним сильных претенденток, чтобы стать первой в истории человечества женщиной-космонавтом. Как утверждают биографы Терешковой, ее кандидатуру одобрил лично генеральный секретарь Никита Хрущев. Сама «первая леди космоса» вспоминала, что выдержать тяготы тренировок и сложности полета ей помогало желание двигаться вперед, расти духовно и стать сильнее физически, быть частью мирового прогресса: «Надо не смотреть на жизнь со стороны, а идти вместе с ней».

Космическое путешествие В. Терешковой продлилось двое суток, 22 часа и 50 минут, за которые она совершила 49 оборотов вокруг Земли, наблюдала 47 восходов Солнца и преодолела расстояние в 2 млн. километров. Терешкова сама придумала себе позывной – «Чайка».

А ещё В. Терешкова всегда мечтала о полёте на Марс. Как-то она призналась: «Я бы и сейчас с удовольствием полетела бы на Марс. Много лет я интересовалась всем, что связано с ним. Это была мечта первого отряда космонавтов – полет к Красной планете. Ах, если бы я могла ее осуществить!» Кто знает, возможно, и на Марс когда-нибудь тоже одной из первых полетит женщина! 170 слов.

 

Задание 2. Пересказ текста.

«Эй! Небо, сними шляпу!» (В. Терешкова)

Примерный ответ.

Тезисы.

1. В. Терешкова - первая в мире женщина-космонавт, совершившая полёт в космос 6 июня 1963 года.

2. Она смогла пройти сложнейший отбор среди тысячи претенденток. Подготовка к полёту была сложной, но В. Терешкова всегда стремилась двигаться вперёд, быть частью мирового прогресса.

3. Космическое путешествие длилось около трёх суток, было преодолено огромное расстояние. Терешкова сама придумала себе позывной – «Чайка».

4. В. Терешкова мечтала о полёте на Марс. Возможно, и на эту планету когда-нибудь тоже одной из первых полетит женщина!

«Эй! Небо, сними шляпу!». Произнося эти слова, мне кажется, В. Терешкова имела в виду величайшие достижения советской науки, позволившие человеку полететь в космос, а также она словно воспела силу человека, его возможностей, умений. Даже Небо должно преклониться перед людьми, совершившими такой велики подвиг.

Пояснение.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

1. Помощь птицам зимой (на основе описания фотографии).

2. Расскажите о том, как Вы участвовали в школьном концерте (повествование на основе жизненного опыта).

3. Почему нужно правильно питаться? (Рассуждение по поставленному вопросу)

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Карточки участника экзамена

Тема 1. Помощь птицам зимой. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, как помогают дети птицам в зимнее время; как они со взрослыми приготовили для них кормушки; опишите детей, их настроение.

Тема 2. Расскажите о том, как Вы участвовали в школьном концерте. Не забудьте рассказать, в честь чего, по какому поводу Вы готовили концерт; кто был на него приглашён; как Вы готовились к концерту; чем Вам запомнилось это мероприятие.

 

Тема 3. Почему нужно правильно питаться? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы. 1. Что такое «правильное питание»? 2. Почему так важно следить за своим питанием? 3. Можно ли заболеть от еды? 4. Каковы, по-вашему, основные правила здорового питания?

Примерный ответ.

На данной фотографии изображено, как дети кормят птиц зимой. Они принеси хлебные крошки, семена и сыплют их в кормушки.

Видимо, эти ребята сделали кормушки при помощи взрослых: родителей или воспитателей в детском саду. Кормушки получились удобные, широкие. Они яркие, чтобы привлечь внимание птиц.

Дети увлечены работой. Они сосредоточены на том, чтобы поскорее покормить птиц, рады, что могут им помочь в зимнее время. Они ходят в детский сад, и во время прогулки вышли покормить птичек. Скоро благодарные птицы хорошо полакомятся в этих кормушках.

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка собеседника- экзаменатора. Тема 1. Помощь птицам зимой. (Описание фотографии.) 1.Почему так важно зимой людям кормить птиц? 2.Помогаешь ли ты птицам зимой, что ты для этого делаешь? 3.Проводятся ли в твоей школе мероприятия по оказанию помощи птицам?

Карточка собеседника- экзаменатора. Тема 2. Расскажите о том, как Вы участвовали в школьном концерте. 1. Нравится ли тебе выступать на сцене и почему? 2. Если в вашей школе будет проводиться концерт, то с каким номером ты мог бы выступить? 3. Как ты считаешь, нужно проводить школьные концерты?

Карточка собеседника- экзаменатора. Тема 3. Почему нужно правильно питаться?   1. Следят ли твои родители за тем, чтобы питание в семье было правильным, здоровым? 2. Стремишься ли ты правильно питаться? Что для этого делаешь? 3. Как ты понимаешь слова древнегреческого философа Сократа: «Я ем, чтобы жить, а некоторые живут, чтобы есть».

Примерный ответ.

1. Мне нравится выступать на сцене, особенно в сценках, которые мы готовим с одноклассниками. Бывает весело, интересно, можно проявить свои творческие способности.

2. Один на сцене я, скорее всего, не буду выступать, так как считаю себя не совсем готовым к этому. А вместе с другими могу и танец подготовить, и в хоре спеть, и в сценке сыграть. Вместе с другими спокойнее и не так страшно выступать перед всей школой.

3. Конечно, концерты в школе проводить нужно- и к праздникам, и по случаю окончания года для выпускников. Они сближают ребят, позволяют проявить свои умения и способности тем, у кого они есть. Такие мероприятия остаются в памяти на всю жизнь.

Примерный ответ.

1. В нашей семье всегда серьёзно относятся к питанию. Особенно за этим следит мама. Она старается, чтобы всегда были готовы завтрак, обед и ужин, чтобы все вовремя ели, не ходили голодными. Родители стараются покупать фрукты, овощи в любое время года.

2. Да, я пытаюсь питаться правильно. Во-первых, соблюдаю режим – вовремя ем. Во-вторых, понимаю, что нужно есть побольше овощей, фруктов, зелени, рыбы. Конечно, бывают и у меня «срывы», например, походы в Макдоналдс, да и сладкое я люблю. Но стараюсь всего есть в меру.

3. Слова Сократа я понимаю так. Человек ест для того, чтобы быть здоровым, активно жить, набираться сил, а не для того живёт, чтобы только и думать о том, как бы получше и побольше поесть. Я согласен с философом.

 

Вариант 9              Задание 1. Чтение текста.

Вы, конечно, узнали, к какому произведению написана данная иллюстрация. К повести «Алые паруса». А написал её Александр Грин. Выразительно прочитайте текст о А. Грине вслух.

У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Все мы читали повесть Александра Грина «Алые паруса», в которой показано, как исполнилась мечта главной героини Ассоль. К ней на корабле с алыми парусами приплыл её возлюбленный – капитан Грей. Алые паруса стали символом осуществления мечты, веры в добро, во всё хорошее. А вот судьба самого автора была далека от романтики.

Родился Александр Гриневский (да, именно такой была его фамилия, это в училище ребята стали называть его Грином) в 1880 году. На его молодость пришлись трудные годы в истории России: Первая мировая война 1914-1918 годов, несколько революций, Гражданская война. Голод, разруху, смерти – всё это видел писатель, однако в произведениях он создавал волшебный мир мечты. Критик К. Зелинский назвал страну, в которой происходит действие многих книг Грина, Гринландией.

И сегодня, читая «Алые паруса», хочется верить в чудо, но для этого, как писал автор, надо понять одну нехитрую истину. Она в том, чтобы «делать чудеса своими руками…» Наверное, не случайно по названию любимой читателями книги Александра Грина назван ежегодный праздник выпускников школ, проводимый в Санкт-Петербурге, – «Алые паруса». Юноши и девушки не только верят в то, что и в их жизни произойдёт чудо, но и сами приближают его.         170 слов.

 

Задание 2. Пересказ текста.

«Жизнь знает не время, а дела и события».

(Александр Грин)
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У Вас есть 1 минута на подготовку.


Примерные тезисы ответа.

Книга Александра Грина «Алые паруса» любима многими читателями, ведь в ней совершается чудо, осуществляется мечта героини Ассоль. Однако жизнь автора была далека от романтики.

Молодость А. Грина проходила в период, сложный для истории России, – войны, революции, голод, разруха. Но он создавал светлые произведения, изображал волшебный мир мечты.

И сегодня книга А. Грина вселяет уверенность, что мечта осуществима. Только нужно обязательно её приближать самим. Не случайно ежегодный праздник выпускников в Санкт-Петербурге называется «Алые паруса».

А. Грин писал, что «жизнь знает не время, а дела и события». Делом писателя были его прекрасные произведения. Каждый человек тоже должен совершать яркие дела, чтобы жизнь была прожита интересно и с пользой не только для себя, но и для других.

 

Произношение числительных.

Родился Александр Гриневский в 1880 году (в тысяча восемьсот восьмидесятом году).

Первая мировая война 1914-1918 годов (тысяча девятьсот четырнадцатого — тысяча девятьсот восемнадцатого годов).

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

1. На уроке в школе (на основе описания фотографии).

2. Расскажите о том, как вы отдыхали летом в детском оздоровительном лагере (повествование на основе жизненного опыта).

3. Как выбрать профессию? (Рассуждение по поставленному вопросу)

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Карточки участника экзамена

Тема 1. На уроке в школе. Опишите фотографию.   Не забудьте рассказать, какой урок запечатлён на фотографии, как это можно определить; чем занимаются ученики, какое задание выполняют; опишите выражение лиц учеников; как вы думаете, нравится ли им на этом уроке.

Тема 2. Расскажите о том, как Вы отдыхали летом в детском оздоровительном лагере. Не забудьте рассказать, в каком детском лагере Вы отдыхали, где он находится; с кем Вы отдыхали; какие моменты отдыха запомнились особенно и почему; хотели ли Вы ещё раз отдохнуть в детском лагере летом?

Тема 3. Как выбрать профессию? В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы. Почему так важно выбрать профессию по душе? Что должно быть, по-вашему, главным при выборе профессии? Могут ли взрослые повлиять на выбор профессии? Как Вы понимает слова: «Не место красит человека, а человек место»?

Примерные ответы.

Задание 4. Диалог.

Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка собеседника-экзаменатора. Тема 1. На уроке в школе. Опишите фотографию. 1. Какой предмет в школе тебе нравится больше всего и почему? 2. Нравится ли тебе, когда на уроках используют современную технику и почему? 3. Какими ты представляешь себе школьные уроки будущего?


Карточка собеседника-экзаменатора. Тема 2. Расскажите о том, как Вы отдыхали летом в детском оздоровительном лагере. 1. Как ты думаешь, почему летом детям желательно отдохнуть хотя бы месяц в детском лагере? 2. Что, по твоему мнению, должно быть в детских лагерях, чтобы ребятам хотелось в них отдыхать? 3. Как ты думаешь, нужны ли школьные летние лагеря отдыха и почему?

Карточка собеседника- экзаменатора. Тема 3. Как выбрать профессию? 1. Выбрал ли ты профессию, которой посвятишь свою жизнь? 2. Если выбрал, то почему выбрал именно эту профессию, а если нет, то с чем это связано? 3. Как ты думаешь, какую роль в жизни сыграет правильно выбранная профессия.

Примерные ответы.

Вариант 3

Часть 1Задание 1. Чтение текста.

На фотографии изображена Москва — столица России. Выразительно прочитайте текст о Москве вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Москва – столица России. Её история насчитывает уже более 850 лет. Первые упоминания о Москве относятся к далёкому 1147 году, связаны они с именем Юрия Долгорукого. Его считают основателем города, поэтому в самом центре столицы князю поставлен памятник.

Сегодня Москва – это один из крупнейших городов мира, в котором соседствуют история и современность. Стены Кремля помнят своих защитников: и народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, и советских солдат, державших оборону Москвы в годы Великой Отечественной войны. Помнят они и парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, после которого бойцы уходили на фронт бить фашистов, защищать свободу страны.

Москва – современный город. Своеобразие придаёт ей и метро с его многочисленными ветками и станциями, и красивые здания делового центра «Москва-сити», построенные в современном стиле, торговые и развлекательные центры. Именно в Москве находятся федеральные органы власти, резиденция Президента – В.В. Путина.

В городе созданы все условия для отдыха москвичей и гостей столицы. Москва гостеприимно встречает всех гостей города.                              150 слов

Задание 2. Пересказ текста.

«Есть город удивительный — Москва: планеты изумление и гордость.»

Георгий Александров.

Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

Примерный ответ

Москва – столица России. Её история насчитывает более 850 лет. Первое упоминание о Москве связано с именем Юрия Долгорукого.

Москва – это старинный и современный город одновременно. Она помнит всех своих защитников. В Москве находятся федеральные органы власти, резиденция В.В. Путина. В ней много деловых, торговых и развлекательных центров. Столица гостеприимно встречает своих гостей.

Георгий Александров сказал: «Есть город удивительный – Москва: планеты изумление и гордость.» Он называет Москву удивительным городом за её историю, красоту, прошлое и настоящее, за неповторимое своеобразие. Вся планета с изумлением смотрит на Москву, на то, как она в любые годы испытаний может выстоять, какой огромный авторитет имеет в мире как столица России. Прогрессивные люди мира с гордостью смотрят на Москву, как символ единства России, давшей миру А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, П.И Чайковского и Д.Д. Шостаковича, И.И. Шишкина и И.К. Айвазовского и ещё множество величайших людей, прославивших Родину.

Монологическое высказывание.

Выберите один из предложенных вариантов беседы:

Дата: 2019-02-02, просмотров: 1172.