Особенности построения схем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исходное состояние всех принципиальных схем МРЦ всегда соответствует неустановленным маршрутам, нормальному (плюсовому) положению стрелок, закрытым полуавтоматическим светофорам, открытым светофорам автоматического действия, свободным изолированным участкам (рельсовым цепям).

Принципиальные схемы маршрутно-релейной централизации практически в каждом проекте делятся на:

1. Схемы кнопочных реле.

2. Схемы сигнальных групп.

3. Схемы сигнально-управляющих реле.

4. Схемы пригласительных сигналов.

5. Схемы стрелок.

6. Схемы макета стрелок.

7. Схемы авторежимов.

8. Схемы ламп пультов.

9. Схемы КГУ.

В различных проектах могут присутствовать и другие схемы.

 

В разделе «Электрические схемы» рассматриваются реальные схемы некоторых станций Калужско-Рижской линии московского метрополитена, разработанные для реконструкции устройств СЦБ в 1989 году. Вся аппаратура размещена в релейных помещениях, поэтому система устройств СЦБ названа «АТДП с централизованным размещением аппаратуры».

 Следует учитывать, что на разных линиях, на разных станциях схемы централизации могут иметь отличия, связано это с годом ввода в эксплуатацию станций, реконструкцией устройств СЦБ, участием в разработке схем различных проектных организаций, а также с модернизацией устройств и аппаратуры.

 

Схемы кнопочных реле.

Обычно схемы кнопочных реле включают в себя схемы кнопочных наборных реле (КН), схемы маршрутно-наборных реле (МН) и схемы реле отмены. Кнопочные наборные реле возбуждаются (встают под ток) при нажатии соответствующих кнопок, т.е. фиксируют первоначальные действия дежурного по посту централизации (ДСЦП) или поездного диспетчера (ДЦХ) по установке (заданию) маршрута. На данной схеме (схема №11) показано подключение нескольких кнопочных наборных реле.

Маршрутной кнопке может соответствовать одно кнопочное реле; кнопке, которая участвует в установке встречных маршрутов, - два реле, а при установке маршрутов, входящих в две сигнальные группы, реле-повторитель кнопки и два кнопочных реле.

Кнопочное реле именуется в соответствии с номером светофора или пути, у которого на светосхеме пульта расположена кнопка. При двух кнопочных реле к номеру светофора добавляется буква Н (нечетное направление) или Ч (четное направление), либо римские цифры (направление в сторону одного из главных станционных путей.

Рассмотрим работу кнопочных реле при установке маршрута приема на I главный станционный путь ст. Медведково от станции Бабушкинская (в соответствии с таблицей взаимозависимостей должны будут открыться на разрешающие показания светофоры, входящие в данный маршрут). Первой нажимается кнопка у светофора, с которого начинается маршрут, т.е. кнопка 601К (См. сх. №1). Для возбуждения соответствующего кнопочного реле (601КН) плюсовой потенциал (П) аккумуляторной батареи должен быть подключен к контакту 4 обмотки питания реле, а минусовой потенциал (М) - к контакту 1 этой же обмотки.

При нажатой кнопке 601К ее контакты 11 и 12 замыкаются, далее цепь проходит через контакты 11 и 12 реле 6ПРМУ, название которого расшифровывается как 6 (шестой) Повторитель Реле Местного Управления, это реле будет находиться под током (в возбужденном состоянии) при местном управлении, т.е. маршрут задается с поста централизации. Если централизация находится на диспетчерском управлении, то реле 6ПРМУ обесточено и питание кнопочных реле будет осуществляться по схеме диспетчерской централизации. В дальнейшем рассмотрение всех схем МРЦ будет происходить при условии местного управления. После контакта реле 6ПРМУ цепь проходит через контакты 11-13 реле ПГКНО, обесточенное состояние которого говорит об отсутствии действий по отмене маршрутов, далее – через контакты 13-11 реле 1аАС (автодействие не установлено) плюс батареи поступил на контакт 4 верхней обмотки реле 601КН. Если в дальнейшем будет установлен маршрут автодействия, то кнопочное реле будет возбуждаться без нажатия кнопки, через фронтовой контакт 11-12 реле 1аАС. Минусовой потенциал питания (М) первоначально (при задании маршрута) подается через контакты 31-32 реле 1а/1ПП, в дальнейшем, при прохождении состава по маршруту, - через контакты 71-73 обесточившегося реле 1а/1з. Этими контактами обрывается цепь питания реле 601КН после использования маршрута. Далее минус проходит через контакты 31-33 реле 1аКНО, необходимых для отключения реле 601КН при отмене маршрута, контакты 31-33 реле 613ЧКН (проверяется отсутствие заданного враждебного маршрута) и подключается к контакту 1 верхней обмотки реле 601КН. Параллельно контакту 1аКНО включены контакты 11-13 реле ОМО (Общая Маршрутная Отмена), необходимых для отмены окончательно заданного маршрута. Таким образом, на обмотку реле 601КН  поступило напряжение питания, реле встало под ток, во всех схемах разомкнув свои тыловые контакты и замкнув фронтовые, в том числе контакты 31-32 в цепи питания нижней обмотки реле 601КН, создав так называемую цепь самоблокировки. На пульте-табло рядом с маршрутной кнопкой загорается мигающим светом белая лапочка, свидетельствующая о возбуждении кнопочного реле. Кнопку можно отпустить. Далее нажимается кнопка ОПК -  окончания маршрута, расположенная около светофора ОП. Плюс на обмотку реле ОПКН подается аналогично цепи питания для реле 601КН, но добавлены контакты 21-22 реле 601КН, зафиксировавшие нажатие кнопки начала маршрута. Минус питания у обоих кнопочных реле общий. Реле ОПКН встает под ток, через собственные контакты 21-22 остается на самоблокировке после отпускания кнопки, у маршрутной кнопки загорается белая лампочка. Дальнейшая работа устройств МРЦ вплоть до открытия светофоров происходит автоматически. Рассмотрим работу кнопочных реле при установке маршрута подачи с I главного станционного пути на 3 станционный путь. Для того, чтобы открыть светофор МД613, первой нажимается кнопка 613К. Должно встать под ток реле 613НКН, название которого расшифровывается так: 613 – номер светофора, Ннечетное направление, КН – кнопочное наборное реле. Плюс батареи проходит через контакты нажатой кнопки, фронтовой контакт ПРМУ, тыловой контакт ПГКНО, тыловые контакты реле 1 I КН, 2 I КН, ЕКН (исключается одновременное задание враждебных маршрутов), тыловой контакт 3/4АД (отсутствие авторежима). Минус на реле подается аналогично всем схемам кнопочных реле (через контакт противоповторного реле, контакт реле КНО) и контакт реле 613ЧКН (отсутствие задания враждебного маршрута). Реле начала маршрута 613НКН встает под ток, загорается белая лампочка у кнопки, нажимается кнопка конца маршрута, в соответствии с таблицей взаимозависимостей это кнопка у светофора МД-1 – . Через контакт нажатой кнопки встает под ток реле 1КНК, и уже через контакт этого реле создается цепь питания кнопочного реле 1 I КН, название которого расшифровывается так: 1 – номер светофора (МД-1), римская цифра I –в маршрут включен первый главный станционный путь, КН – кнопочное наборное. В цепи возбуждения этого реле дополнительно включены тыловые контакты кнопочных реле враждебных маршрутов. После загорания лампочки у кнопки 1К кнопка отпускается, реле остается под током по цепи самоблокировки (через собственный контакт). Схема кнопочных наборных реле ст. ВДНХ (№11а) отличается от схемы №11 в основном наличием в ней контактов реле ИА, через которые подключаются контакты других реле для автоматического возбуждения кнопочных реле. Более подробно схема будет описана в разделе автоматических маршрутов.

 

Схема реле отмены.

Иногда возникает необходимость перекрыть (закрыть) светофор на запрещающее показание. Это делается путем отмены маршрута. Отмену маршрута при неполном (предварительном) замыкании маршрута с экстренным закрытием светофора производят двумя действиями: нажатием групповой отменяющей кнопки ГОК и одной из кнопок, которой был установлен маршрут. На схеме №12 изображены реле, с помощью которых происходит отмена маршрута. Для отмены маршрутов предусмотрены общие для станции реле: групповое кнопочное отменяющее реле ГКНО, групповое отменяющее реле ГО и его повторитель ПГО, групповое включающее реле ГВ, а также кнопочные отменяющие реле КНО, которые подключаются в схему кнопочных реле и устанавливаются по одному на каждую сигнальную группу, и отменяющие реле авторежимов. Рассмотрим порядок отмены и работу схем при отмене маршрута приема. Для отмены этого (и любого другого) маршрута нажимается кнопка   ГОК, возбуждается реле ГВ, цепь питания которого проходит через контакты нажатой кнопки, фронтовой контакт реле местного управления, тыловой контакт ГКНО и тыловой контакт ГО. Через контакты 31 – 32 реле ГВ, контакты 33 – 31 реле ГО встает под ток реле ГКНО. Через собственные контакты 51 – 52 реле встает на самоблокировку. На пульте рядом с кнопкой ГОК мигающим светом загорается красная лампочка. Кнопку ГОК можно отпустить. Реле ГВ обесточивается.  В период нахождения под током реле ГКНО невозможно задать ни один маршрут.  Далее нажимается одна из кнопок задания маршрута, например, 601К. Через контакты 11 – 12 реле 601КН встает под ток реле 1аКНО. Оно встает на самоблокировку, кнопку можно отпустить. Если замыкание маршрута было неполным (или предварительным), то контакты 31 – 33 реле 1аКНО обрывают цепь питания реле 601КН и ОПКН, светофоры перекрываются на запрещающее показание. В схеме отмены происходит следующее: через контакты 41 - 42 реле 1аКНО, тыловые контакты ПГО и ГВ, фронтовые ГКНО встает под ток реле ГО, которое своими контактами 31 – 33 обрывает цепь питания реле ГКНО, красная лампочка гаснет. Реле 1аКНО обесточивается после отпускания кнопки 601КН, после этого обесточивается реле ГО. Схема пришла в исходное состояние.  В случае ошибочного нажатия кнопки ГОК или необходимость отмены отпала, сбросить возбудившееся реле ГКНО можно повторным нажатием кнопки ГОК, при этом возбуждается реле ГО (через фронтовой контакт реле ГКНО). Реле ГО обрывает цепь питания ГКНО, которое, в свою очередь, обесточивает реле ГО. Схема пришла в исходное состояние.                                                                                                                                                Все кнопочные реле имеют замедление на отпадание для того, чтобы при отмене маршрута не создавалась пульс-пара между кнопочным наборным реле и кнопочным отменяющим реле. Предположим, что реле 601КН не имеет замедления, в таком случае при отмене маршрута может произойти следующее: реле 1аКНО, встав под ток, обрывает цепь питания реле 601КН, но нужно иметь ввиду, что якорь реле 1аКНО поднимается вверх не моментально, а в течение какого-то времени (доли секунды), и поэтому после разрыва его контактов 31 – 33 и до замыкания фронтовых контактов цепь питания реле 601КН находится в обрыве. Это реле, не имея замедления на отпадание, моментально разрывает свои контакты 11 – 12 в цепи реле 1аКНО, которое еще поднимает свой якорь. Следовательно, реле 1аКНО вновь обесточивается и замыкает контакты 31 – 33 в цепи обмотки 601КН. При нажатой кнопке 601К вновь создается цепь возбуждения реле 1аКНО, процесс повторяется.                                                                                   

 

 

 

3.2.3. Схема маршрутно-наборных реле.

Маршрутно-наборные реле МН фактически являются повторителями двух кнопочных наборных реле (схема №13). Контакты этих реле используются в схемах стрелок, в схеме зеленых ламп пульта-табло (для обозначения полосы устанавливаемого маршрута) и в некоторых других схемах, сокращая число контактов в них. Одно реле МН обычно применяется на два встречных маршрута с одинаковым положением стрелок, в название реле входят номера путей, по которым устанавливается маршрут. Например, реле 1/3МН встает под ток при установке маршрута с первого главного станционного пути на третий станционный путь (через контакты реле 613НКН) или, наоборот, с третьего станционного пути на первый главный станционный (через контакты реле 613ЧКН). Сигнализация состояния реле МН на пультах отсутствует. 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 646.