Статьи баланса | На 01.01.20... г |
1. Драгоценные металлы | |
2. Средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов | |
3. Кредиты и депозиты: Из них: - кредитным организациям –резидентам - для обслуживания внешнего долга | |
4. Ценные бумаги – всего, - из них долговые обязательства Правительства РФ | |
1. Требования к МВФ | |
5. Прочие активы - всего - в том числе: основные средства | |
Итого по активу: | |
1. Наличные деньги в обращении | |
2. Средства на счетах в Банке России: из них: - Правительства РФ - кредитных организаций - резидентов | |
3. Средства в расчетах | |
4. Обязательства перед МВФ | |
5. Прочие пассивы - всего | |
6. Капитал | |
7. Прибыль отчетного года | |
Итого по пассиву: |
Баланс отражает операции, связанные с выполнением основных функций Банка России, а также результаты его деятельности за год. Счета сгруппированы в укрупненные статьи в целях предоставления информации о выполнении основных функций Банка России. Банк оРоссРРРР России обязан ежемесячно публиковать свой баланс, который наряду со счетом прибылей и убытков и распределение прибыли включается в годовой отчет и представляется на рассмотрение Государственной Думе.
Статьи активов отражают:
- « Драгоценные металлы» - запас монетарного золота страны;
- «Средства и ценные бумаги в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов» - вложения Банка России в ценные бумаги иностранных государств, кредиты и депозиты в дочерних банках за рубежом, остатки средств на корреспондентских счетах и депозиты, размещенные в иностранных центральных банках;
- «Кредиты и депозиты» - ссуды, предоставленные банкам, Правительству для обслуживания внешнего долга, также депозиты в иностранных банках;
- «Ценные бумаги» - отражает все вложения Центрального банка в государственные ценные бумаги, в акции иностранных дочерних и ассоциированных банков;
- «Прочие активы» - основные и оборотные средства, средства в расчетах с Министерством финансов РФ, с банками и другие активы.
Статьи пассивов отражают:
- «Наличные деньги в обращении»- эмиссионные операции Банка России и показывает общее количество банкнот и монет в обращении;
- «Средства на счетах в Банке России» - средства кредитных организаций- резидентов на их корреспондентских счетах, фонды обязательного резервирования, привлеченные депозиты банков. В совокупности эти средства образуют банковские резервы. Также эта статья отражает операции Банка России по обслуживанию бюджетов различных уровней, счета государственных внебюджетных фондов, счета Правительства РФ и прочих клиентов Банка России.
- «Средства в расчетах» - движение средств в расчетах в платежной системе Банка России – это платежные обязательства Банка России как разница между полученными средствами и уже выплаченными;
- «Прочие пассивы» - сальдо доходов и расходов будущих периодов по операциям с ценными бумагами, кредитования, кредитам от МВФ и др. статьям;
- «Капитал» - сумму уставного капитала, добавочного капитала, резервного фонда и фондов специального назначения.
Сводный баланс Банка России позволяет проанализировать общее состояние денежно-кредитной сферы страны, например, объем эмиссии наличных денег, объем золотовалютных резервов и др. Первые четыре статьи активов баланса Банка России отражают активы, приносящие ему доход, а, следовательно, обеспечивают выполнение его функций. Их изменение приводит к изменению денежной базы. Первые две статьи пассива баланса Банка России представляют собой денежные (монетарные) обязательства Банка России, или денежную базу. Их изменение приводит к изменению объема денежного предложения.
Содержание и методы осуществления денежно-кредитной политики Банка России.
Любые операции Банка России оказывают влияние на состояние финансового рынка страны. Поэтому операции Банка России находят отражение в проводимой им денежно-кредитной политике и предусматривают достижение определенных целей.
Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан. Проявляется в воздействии через процентные ставки на экономику и количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, максимальной занятости населения, роста реального объема производства. Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику Банк России (во взаимодействии с Правительством РФ), который является органом денежно-кредитного регулирования.
Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть достижение стабильно низкой инфляции. С учетом структурных особенностей российской экономики установлена цель по снижению инфляции до 4% в 2017 году и сохранению ее вблизи данного уровня в среднесрочной перспективе.
На протяжении всей своей деятельности Банк России проводит последовательную политику стабилизации цен. Эта политика может быть представлена следующим образом. Центральный банк увеличивает предложение денег, если уровень цен опускается ниже запланированных параметров, и, наоборот, сокращает предложение денег, если инфляция превышает заданные границы. Следуя жестким установкам по обязательному достижению намеченных показателей, центральный банк должен сократить совокупный спрос путем уменьшения денежного предложения, что вызовет падение производства и сокращение занятости (политика рестрикции). И, наоборот, расширяя денежное предложение, центральный банк стимулирует рост инвестиций в экономику и повышение темпов роста производства (политика экспансии).
Реализация денежно-кредитной политики достигается посредством денежно-кредитного регулирования, то есть комплекса мер, направленных на изменение показателей денежного обращения: денежной массы, объема кредитования, уровня процентных ставок и др. Поскольку центральный банк несет ответственность за поддержание стабильности цен, немаловажное значение приобретает принимаемая им концепция воздействия денежно-кредитной политики на уровень цен при данном развитии экономики. Процесс воздействия принимаемых решений на экономику и на уровень цен осуществляется посредством совокупности методов денежно-кредитного регулирования.
Методы денежно-кредитной регулирования – это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определенных инструментов. Методы денежно-кредитной политики подразделяются на:
- административные;
- экономические.
К административным методам денежно-кредитной политики относятся:
- лимитирование уровня процентных ставок по кредитам;
- ограничение объема кредитов, выдаваемых кредитным организациям;
- селективная кредитная политика, включающая установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли экономики, создание специализированных кредитных организаций, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам;
- портфельные ограничения, предполагающие вменение кредитным организациям в обязанность приобретение государственных ценных бумаг;
- валютные ограничения, включающие лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, ограничение операций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке.
К экономическим методам денежно-кредитной политика Банка России относятся:
- нормативные методы, включающие нормативы отчислений в фонды обязательного резервирования, обязательные экономические нормативы Банка России;
- корректирующие методы, осуществляемые с использованием таких инструментов денежно-кредитной политики, как процентные ставки, операции на открытом рынке, валютные интервенции и другие.
Денежно-кредитная политика разрабатывается на предстоящий год, а начиная с 2008 года на 3 года. Банк России ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий период включают следующие положения:
· цели и принципы денежно-кредитной политики в предстоящих годах;
· развитие экономики России и денежно-кредитная политика в текущем году;
· сценарии макроэкономического развития и денежно-кредитная политика в предстоящие 3 года.
Банком России предусмотрено завершение перехода к режиму таргетирования (ограничения темпов роста) инфляции, применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование бивалютной корзины, контроль за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции.
Банк России использует совокупность инструментов в целях достижения установленных параметров денежно-кредитной политики. Согласно ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» основными инструментами денежно-кредитной политики Банка России являются:[4]
1) процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.
Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. К процентным ставкам Банка России относятся ключевая ставка, ставка рефинансирования, ставки по кредитам овернайт, ставки ломбардных кредитов, депозитные ставки и другие.
Ключевая процентная ставка, или основная процентная ставка, – это ставка по кредитам и депозитам, которую определяет Центральный банк каждой страны на определенный период. Ключевая ставка Банка России впервые официально была заявлена как основной инструмент денежно-кредитной политики 13 сентября 2013 года.
Ключевая ставка – это процентная ставка по основным операциям Банка России по регулирования ликвидности банковского сектора. Она является индикатором направленности денежно-кредитной политики. Целью использования Банком России ключевой ставки является оказание прямого или опосредованного воздействия на уровень процентных ставок, складывающихся в экономике страны. Она является основополагающей при определении процентных ставок коммерческих банков, кроме того, она напрямую влияет на уровень инфляции и на котировки на фондовом рынке. Процентная ставка позволяет стимулировать либо сдерживать экономическую активность предприятий и потребителей. В условиях экономического бума растёт опасность инфляции, и центральные банки повышают процентные ставки, то есть делают кредиты более дорогими. А если темпы экономического роста и темпы инфляции замедляются, то центральные банки, наоборот, снижают процентные ставки. Тогда и предприятиям, и частным лицам легче взять кредиты. Иными словами, они могут получить деньги в долг по более низкой цене и потратить их на покупку оборудования или потребительских товаров. Тем самым они будут стимулировать спрос и, соответственно, производство, что, в конечном счёте, должно вновь привести к экономическому подъёму. В настоящее время, действует ставка рефинансирования, равная 7,5%.
Ставка рефинансирования в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования Банка России в настоящее время не используется. За историю развития банковской системы РФ происходили значительные колебания ставки рефинансирования: с 20% на 1.01.1991 г. до 210% - на 15.10 1993 г. Ставки денежно-кредитного регулирования (учетные) ставки применяются центральными банками во всех странах мира. Например, в США резервная ставка установлена в размере 0,5%; в странах еврозоны -0%; В Великобритании – 0,5%; в Японии – 0,1%; в ряде стран значения этих ставок имеют отрицательную величину: в Швейцарии (-1,25%); в Швеции (-1,25%); в Дании (-0,65%).
обязательные резервные требования. Размер обязательных резервных требований (норматив обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов) и порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов определяют размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для банков и небанковских кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
Обязательные резервные требования (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов)
№ п/п | Наименование | Размер | |
1 | Нормативы обязательных резервов | ||
| Дата: 2019-02-02, просмотров: 265. |