Сущность, цели и статус центрального банка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Центральные банки являются главным звеном денежно-кредитной системы практически всех стран. Они имеют различные названия: центральный банк, народный, национальный, резервный (Федеральная резервная система в США), эмиссионный, банк страны (Англии, Японии, Норвегии и т.д.).

Первые центральные банки появились в 17 веке в условиях относительно развитых капиталистических отношений, но наибольшее их распространение произошло на рубеже 20 века. Создание центральных банков связано с процессами концентрации и централизации капитала и переходом к единым национальным денежным единицам. Возникла потребность в осуществлении единого государственного регулирования и контроля за денежными потоками на финансовом рынке страны. Эти функции были возложены на крупнейшие банки.

Первый центральный банк появился в Швеции в 1668 году – Риксбанк. Банк Англии был образован в 1694 году для концентрации финансовых средств и направления их для ведения войны с Францией. С этой целью один из лондонских банков был наделен особыми полномочиями, вплоть до права эмиссии банкнот. На протяжении полутора веков этот банк исполнял роль эмиссионного банка страны, однако, законодательно его статус был закреплен за ним лишь в 1844 году. Банк Франции появился в 1848 году. Рейхсбанк (Германия) и Банк Испании появились в 1874 году. В США роль центрального банка выполняет Федеральная резервная система, функционирующая с 1914 года. Центральный Банк Росси был учрежден «сверху» в 1860 году и был подчинен Министерству Финансов, в отличие от большинства других центральных банков, действующих самостоятельно, как независимые от правительства эмиссионные центры страны.

Центральные банки являются наиболее крупными банками страны, играющими роль центра банковской системы. Сущность центрального банка заключается в посредничестве между государством и экономикой, регулировании денежных и кредитных потоков.

Центральный банк является органом регулирования, сочетающим черты кредитной организации и государственного ведомства.

Как орган государственного регулирования Банк России формирует и организует реализацию государственной денежно-кредитной политики, осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций, регулирование валютного рынка и рынка ценных бумаг, платежной системы страны.

Это и предопределяет цели его деятельности. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются[1]:

· защита и обеспечение устойчивости рубля;

· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

· обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

· развитие финансового рынка Российской Федерации;

· обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Как кредитная организация  Банк России, осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами, открытию и ведению счетов кредитных организаций. Результатом осуществления банковской деятельности является получение Банком России доходов в виде процентов и комиссий.

В связи с необходимостью разграничения государственных финансов и банковских ресурсов, то есть ограничению прав правительства по использованию средств центрального банка, они имеют особый статус. Как правило, большинство центральных банков являются относительно независимыми. В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Банк России является юридическим лицом.

Статус независимого органа определяется рядом критериев:

1. участие государства в уставном капитале центрального банка. Исторически центральные банки возникли как акционерные компании (общества), капитал которых принадлежит государству полностью, или частично, то есть его контрольный пакет. Центральный Банк Российской Федерации – Банк России - имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей,капитал – 12,5трлн. руб.(на1.02.2016г.)

2. Экономическая самостоятельность. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Разница между суммой доходов от банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, представляет собой прибыль Банка России. 75% прибыли Банка России подлежит перечислению в Федеральный бюджет, соответственно, 25% остается в распоряжении Банка России. По итогам 2015 года 90% прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии Налоговым Кодексом РФ, направлено в Федеральный бюджет.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Госдума:

- рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики;

- рассматривает годовой отчет Банка России;

- принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений.

3.Процедура назначения руководства центрального банка.

Государственная Дума:

- назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

- назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

- направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты.

4. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России.

По проблемам особого статуса центральных банков высказываются различные мнения. В большинстве западных стран центральные банки независимы от органов государственной власти и выступают определенным противовесом действиям правительства, которое может решать экономические вопросы, руководствуясь чисто политическими соображениями. Например, в период предвыборной компании, проведения референдума и других аналогичных случаях. Но независимость центрального банка должна иметь и свои разумные пределы, поскольку конфликт с органами власти может привести к экономическому кризису. Поэтому положение центральных банков в большинстве своем двояко. С одной стороны, центральный банк действует в соответствие со стратегией развития государства, в интересах всего общества; с другой стороны, по тактическим вопросам экономического регулирования могут возникнуть разногласия с правительством. В западной литературе данное разногласие получило название «магического четырехугольника», в качестве углов которого выступают экономический рост, занятость населения, стоимость денег, сбалансированность платежного баланса. Одновременное решение этих целей невозможно, но стремление к их достижению определяет конкретные действия центрального банка.

Функции центрального банка.

Функции – это объективно обусловленные постоянные цели, которые должны преследовать каждый центральный банк. Понятие функции следует отличать от понятия задачи. Задачи – набор конкретных проблем, решение которых в совокупности будет означать достижение указанных целевых функций.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации» Банк России выполняет следующие функции[2]:

1) разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2)  разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов;

7) осуществляет управление золотовалютными резервами Банка России. Золотовалютные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Минфина России. Они складываются из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и иностранной валюты.

В категорию средств в иностранной валюте входят наличная иностранная валюта; остатки средств на корреспондентских счетах, включая обезличенные металлические счета в золоте; депозиты с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно (в том числе депозиты в золоте) в иностранных центральных банках, в Банке международных расчетов (БМР) и кредитных организациях-нерезидентах; долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; кредиты, предоставленные в рамках сделок обратного РЕПО, и прочие финансовые требования к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно.

Специальные права заимствования (СДР) - международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в Департаменте СДР Фонда.

Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиции по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях.

Монетарное золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству Российской Федерации стандартные золотые слитки и монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 995/1000. В эту категорию включается как золото в хранилище, так и находящееся в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей.

По состоянию на 1.04.2016 года международные резервы РФ составляют 387,0 млрд. долл. США, в том числе иностранная валюта – 318,9 млрд. долл. США (82,4%); СДР – 6,8 млрд. (1,8% ); резервная позиция в МВФ 3,2 млрд. долл. США (0,8%); золото – 58,1 млрд. долл. США (15,0 %)

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) составляет платежный баланс Российской Федерации;

17)  анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам;

18)осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

19.) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

20) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Длительный опыт деятельности многих центральных банков стран мира позволил выявить наиболее характерные их функции, которые могут быть сгруппированы следующим образом:

1. монополия денежной эмиссии. Центральные банки всех стран мира наделены исключительным правом эмиссии наличных денег на территории своей страны. Данная функция законодательно закреплена за центральным банком, как представителем государства. Центральный банк осуществляет не только производство, но и дизайн, установление знаков защиты от подделок, ликвидацию денежных знаков и монет. Продажа банкнот банкам осуществляется центральным банком по номиналу. Разница между номиналом и издержками на производство банкнот представляет собой эмиссионный доход Банка России. Но в отдельных странах центральные банки могут взимать комиссию за предоставление дополнительных услуг в связи с доставкой наличных денег банкам. Например, Банк Норвегии берет дополнительную плату за поставки банкнот, пригодных для автоматических кассовых автоматов, за специально упакованные монеты и другие услуги.

Монополии на безналичную эмиссию не существует. Выпуск в обращение векселей, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов и иных безналичных денег могут осуществлять как центральные, так и коммерческие банки.

2. функция банкира Правительства. Центральный банк является платежным агентом Правительства страны. Он организует расчеты в стране, осуществляет исполнение бюджета и управление государственным долгом, финансирование программ экономического и социального развития страны, размещение государственных ценных бумаг, анализирует состояние экономики и разрабатывает ее прогноз, разрабатывает платежный баланс страны.

3. функция банка банков. Центральный банк является расчетным центром и кредитором в последней инстанции для кредитных организаций, осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков, осуществляет лицензирование их деятельности, методологическое обеспечение проведения банковских операций, их учета и составления отчетности и другие регулирующие и контрольные функции по отношению к кредитным организациям.

4. денежно-кредитная политика центрального банка. Это определение основных направлений ее осуществления в стране, методов и инструментов ее реализации, антиинфляционная политика, организация платежного оборота в стране.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 313.