Лицензия – специальный документ на право осуществления экспорт и (или) импорта товаров. Лицензирование реализуется путем выдачи уполномоченным органом участнику внешнеторговой деятельности лицензии на экспорт и (или) импорт товаров.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об экспортном контроле»[22] внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий в Российскую Федерацию в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых в Российскую Федерацию подлежит лицензированию, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании списков (перечней).
Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.
На экспорт отдельных видов контролируемых товаров и технологий в иностранные государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, могут выдаваться генеральные лицензии, то есть лицензии с указанием наименований и количества товаров или наименований технологий и объема передаваемых прав на них, без определения конкретного иностранного лица, являющегося получателем этих товаров или технологий.
Перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров и технологий, на экспорт которых разрешается выдавать генеральные лицензии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Генеральная лицензия может выдаваться только российскому участнику внешнеэкономической деятельности, создавшему внутреннюю программу экспортного контроля и получившему в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации.
Временный вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий без передачи таких товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранному лицу, в частности для демонстрации на выставках или в целях использования для собственных нужд, может осуществляться без лицензий при условии, что такие товары и технологии будут оставаться под непосредственным контролем российского участника внешнеэкономической деятельности, осуществляющего их временный вывоз из Российской Федерации, и будут возвращены в Российскую Федерацию в установленные сроки. Решение о временном вывозе из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий принимается межведомственным координационным органом по экспортному контролю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В отношении иностранных государств, придерживающихся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, соблюдающих требования международных режимов экспортного контроля и (или) участвующих в региональной интеграции совместно с Российской Федерацией, может устанавливаться, если это не противоречит интересам безопасности и международным обязательствам Российской Федерации, режим безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров.
Перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается режим безлицензионного экспорта, утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Действие режима безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров в отношении иностранного государства или иностранных государств может быть прекращено либо приостановлено указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров вправе осуществлять только российские юридические лица, включенные в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять такой экспорт. Формирование и ведение указанного реестра, в том числе включение в него и исключение из него российских юридических лиц, осуществляются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля в порядке, установленном этим федеральным органом.
Условиями включения российских юридических лиц в реестр российских участников внешнеэкономической деятельности, которым разрешено осуществлять безлицензионный экспорт отдельных видов контролируемых товаров, являются:
1) наличие опыта осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, не менее чем три года до дня обращения в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля с просьбой о включении в указанный реестр;
2) отсутствие в течение указанного срока нарушений российским юридическим лицом законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;
3) отсутствие судимости за совершение умышленного преступления у руководителя российского юридического лица и других должностных лиц российского юридического лица, выполняющих управленческие функции, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности;
4) наличие работника или работников, имеющих квалификационный аттестат специалиста в области экспортного контроля.
Основанием для исключения российского юридического лица из реестра российских участников внешнеэкономической деятельности является:
1) несоблюдение условий включения в реестр, предусмотренных настоящей статьей;
2) привлечение российского юридического лица, его руководителя или других должностных лиц российского юридического лица, выполняющих управленческие функции, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности, к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля либо привлечение указанных руководителя или других должностных лиц к уголовной ответственности за совершение умышленных преступлений.
В случае применения режима безлицензионного экспорта отдельных видов контролируемых товаров порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении этих товаров устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Административным регламентом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также формированию и ведению федерального банка выданных лицензий государственная услуга предоставляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и территориальными органами Министерства.[23] Результатом исполнения государственной услуги является оформление лицензии (разовой, генеральной, исключительной), разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров либо отказ в выдаче лицензий (разовой, генеральной, исключительной), формирование и ведение федерального банка выданных лицензий.
Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов заявителем.
Дубликат лицензии выдается в течение 5 рабочих дней со дня подачи обращения заявителя. Разрешение выдается в течение 3 рабочих дней со дня подачи проекта разрешения заявителем. Дубликат разрешения выдается в течение 5 рабочих дней со дня подачи обращения заявителя.
Срок предоставления сведений, содержащихся в федеральном банке выданных лицензий, не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.
Для оформления лицензии (разрешения) заявитель направляет в Департамент или территориальный орган сопроводительное письмо, которое составляется письменно в свободной форме, с предоставлением следующих документов.
Перечень документов, необходимых для получения лицензии:
1) заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии;
2) электронная копия заявления в формате, утвержденном Комиссией Таможенного союза, созданная с помощью программного обеспечения, разработанного Комиссией Таможенного союза и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе. Заявитель может использовать собственное программное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденным Комиссией Таможенного союза форматом;
3) копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;
4) копия документа (сведения) о постановке на учет в налоговом органе или о государственной регистрации;
5) копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности или сведения о наличии лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на таможенной территории;
6) иные документы, если они определены Решением Комиссии Таможенного союза, на основании которого введено лицензирование данного товара.
Министерство (территориальный орган) не вправе требовать от заявителя: предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Таможенного союза, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации находятся в распоряжении государственных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги.
В случае отсутствия копия документа (сведения) о постановке на учет в налоговом органе или о государственной регистрации или копии лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности или сведения о наличии лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на таможенной территории Министерство (территориальный орган) запрашивают подтверждение наличия и/или достоверности таких документов у соответствующих государственных органов путем обращения к информационным ресурсам этих государственных органов или посредством межведомственного электронного взаимодействия, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Порядок направления межведомственных запросов, а также состав информации, которая необходима для оказания государственной услуги, определяются технологической картой межведомственного взаимодействия государственной услуги, согласованной Министерством с соответствующим государственным органом, участвующим в предоставлении государственной услуги, в целях реализации положений статьи 7.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя.
Документ (сведения) о постановке на учет в налоговом органе или о государственной регистрации или лицензия на осуществление лицензируемого вида деятельности или сведения о наличии лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование могут быть представлены в виде электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
В случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, заявление до представления в Департамент (территориальный орган) направляется на основании Решения Комиссии Таможенного союза заявителем на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в рамках своей компетенции Правительством Российской Федерации.
В случае утраты лицензии Департамент (территориальный орган) выдает по письменному обращению заявителя дубликат лицензии, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись «Дубликат». Обращение, в котором разъясняются причины и обстоятельства утраты лицензии, составляется заявителем в произвольной форме.
Для получения разрешения заявитель представляет в территориальный орган проект разрешения в 1 экземпляре на бумажном носителе и электронную копию проекта разрешения в формате, утвержденном Комиссией Таможенного союза, созданную с помощью программного обеспечения, разработанного Комиссией Таможенного союза и передаваемого заявителю на безвозмездной основе. Заявитель может использовать собственное программное обеспечение, которое формирует электронную копию проекта разрешения в строгом соответствии с утвержденным Комиссией Таможенного союза форматом.
В случае утраты выданного разрешения территориальный орган может выдать по письменному обращению заявителя дубликат разрешения, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись «Дубликат». Обращение, в котором разъясняются причины и обстоятельства утраты разрешения, составляется заявителем в произвольной форме.
Документы, представленные для оформления лицензии или разрешения, а также документы, подтверждающие исполнение лицензии, подлежат хранению в Министерстве (территориальных органах) в течение 3 лет после окончания срока действия лицензии или разрешения либо даты принятия решения о прекращении или приостановлении действия лицензии.
По истечении указанного срока документы уничтожаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Оснований для отказа в приеме документов международными договорами и законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:
- наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представляемых заявителем для получения лицензии;
- несоблюдение установленных требований о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами;
- прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии;
- нарушение международных обязательств Российской Федерации, которое может наступить вследствие исполнения договора (контракта), для реализации которого запрашивается лицензия;
- исчерпание квоты (в случае оформления лицензии на квотируемые товары).
Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и предоставляется заявителю в письменной форме.
В случае если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.
В отношении лицензирования ввоза (вывоза) отдельных товаров, например продукции военного назначения, предусмотрено отдельное правовое регулирование лицензирования ввоза (вывоза). В соответствии с Указом Президента РФ от 10.09.2005 года № 1062[24]
Исключительно Президент Российской Федерации принимает решения:
- о вывозе продукции военного назначения, не включенной в список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (список № 1), за исключением временного вывоза такой продукции для проведения показов (демонстраций в действии) и участия в выставках образцов продукции военного назначения за пределами территории Российской Федерации. В качестве иностранных заказчиков могут выступать уполномоченные органы и субъекты военно-технического сотрудничества иностранных государств, а также международные организации, представляющие интересы иностранных государств;
- о вывозе продукции военного назначения в иностранные государства, не включенные в список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (список № 2);
- о вывозе продукции военного назначения для передачи международным организациям, представляющим интересы иностранных государств;
- о передаче иностранным заказчикам лицензий на производство продукции военного назначения;
- о сотрудничестве с иностранными государствами в области разработки и производства продукции военного назначения;
- о проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах иностранных заказчиков;
- об оказании военно-технической помощи иностранным государствам в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, а также на основании обращений компетентных органов иностранных государств. Характер, объем, сроки и порядок оказания военно-технической помощи определяются Президентом Российской Федерации в каждом конкретном случае отдельно;
- об участии в международных конкурсах (тендерах) на проведение в интересах иностранных заказчиков работ по разработке продукции военного назначения, на передачу лицензий на производство разработанной продукции военного назначения, на организацию ее лицензионного производства на территориях иностранных государств, предусматривающие при условии победы в международном конкурсе (тендере) разрешение на проведение указанных работ (передачу лицензии, организацию лицензионного производства) и содержащие поручение Правительству Российской Федерации принять решение, определяющее конкретные виды, объемы, сроки и условия выполнения работ (передачи лицензии, организации лицензионного производства).
На основании решений Правительства Российской Федерации осуществляются:
- вывоз продукции военного назначения, включенной в список № 1, в иностранные государства, включенные в список № 2, в случаях, если поставки продукции военного назначения осуществляются из наличия федеральных органов исполнительной власти, или с использованием средств федерального бюджета, или с применением особых условий расчетов за поставляемую продукцию военного назначения (отсрочка платежей, внешнеторговая бартерная сделка и другие) либо предусматривают передачу сведений, составляющих государственную тайну;
- оказание услуг по обеспечению запуска иностранных космических аппаратов военного назначения в интересах иностранных государств, включенных в список № 2;
- создание в установленном порядке совместных с иностранными заказчиками предприятий (организаций), занимающихся разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и уничтожением (утилизацией) продукции военного назначения, включенной в список № 1;
- ввоз продукции военного назначения для нужд федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем составе войска и воинские формирования, в рамках государственного оборонного заказа государственным посредником - специализированной организацией, созданной по решению Президента Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации, совместно с головными исполнителями (исполнителями), определенными в государственном оборонном заказе. Решением о ввозе продукции военного назначения в данном случае является постановление Правительства Российской Федерации об утверждении государственного оборонного заказа на соответствующий год
- оказание технического содействия в создании специальных объектов на территориях иностранных государств, включенных в список № 2;
- оказание технического содействия в дооборудовании и модернизации специальных объектов, которые созданы без участия Российской Федерации на территориях иностранных государств, включенных в список № 2, и предназначены для производства, размещения, ремонта, эксплуатации, боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) продукции военного назначения, включенной в список № 1.
На основании решений Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству осуществляются:
- вывоз продукции военного назначения, включенной в список № 1, в иностранные государства, включенные в список № 2, а также временный вывоз продукции военного назначения, не включенной в список № 1, в иностранные государства, включенные в список № 2, для проведения показов (демонстраций в действии) и участия в выставках образцов продукции военного назначения;
- проведение международных выставок образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и участие в выставках на территориях иностранных государств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при условии согласования с Министерством обороны Российской Федерации и при необходимости с иными федеральными органами исполнительной власти объемов распространяемой в ходе рекламно-выставочной деятельности информации и обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- проведение показов (демонстраций в действии) продукции военного назначения на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, включенных в список № 2, при условии согласования с Министерством обороны Российской Федерации и при необходимости с иными федеральными органами исполнительной власти объемов распространяемой в ходе проведения показов (демонстраций в действии) информации и обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- проведение испытаний образцов (макетов, полезных моделей) продукции военного назначения, произведенных иностранными государствами, включенными в список № 2, без выдачи рекомендаций по их совершенствованию;
- оказание услуг по обучению специалистов иностранных государств производству, боевому применению, эксплуатации, ремонту и обслуживанию продукции военного назначения, поставленной в установленном порядке в эти иностранные государства, в случае если это обучение осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и (или) организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения на основании контрактов на поставку этой продукции;
- временный ввоз продукции военного назначения для демонстрации на международных выставках или проведения испытаний;
- подготовка к поставке продукции военного назначения, включенной в список № 1, содержащей сведения, составляющие государственную тайну (без передачи самих сведений), в иностранные государства, включенные в список № 2, до выдачи экспертного заключения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи таких сведений иностранному государству;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по модернизации продукции военного назначения, включенной в список № 1;
- модернизация продукции военного назначения, включенной в список № 1;
- оказание услуг по адаптации продукции военного назначения, включенной в список № 1, к образцам вооружения и военной техники иностранных государств, включенных в список № 2;
- оказание технического содействия в дооборудовании и модернизации специальных объектов, созданных на основании ранее принятых решений на территориях иностранных государств.
Подготовка к поставке продукции военного назначения, включает в себя:
а) уведомление иностранного заказчика о вступлении заключенного контракта (договора) в силу, получение от иностранного заказчика финансовых средств, необходимых для выполнения работ;
б) закупку организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения оборудования и материалов;
в) осуществление технологических операций по изготовлению указанной продукции военного назначения;
г) подготовку мотивированных ходатайств в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны в целях получения экспертных заключений о возможности передачи иностранным государствам содержащихся в продукции военного назначения сведений, составляющих государственную тайну, без вывоза этой продукции с территории Российской Федерации и без доведения до иностранных заказчиков таких сведений до принятия в установленном порядке решений Правительства Российской Федерации о возможности поставки иностранным государствам продукции военного назначения, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и о передаче самих сведений.
Лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения выдаются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству на основании принятых в установленном порядке решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения.
Выдача лицензий на ввоз продукции военного назначения в интересах федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят войска и воинские формирования, осуществляемый в рамках государственного оборонного заказа государственным посредником - специализированной организацией, созданной по решению Президента Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации, производится Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству на основании постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении государственного оборонного заказа на соответствующий год.
Лицензии оформляются на бланках на специальной, защищенной от подделки бумаге. Неотъемлемой частью лицензий являются прилагаемые к ним перечни продукции военного назначения.
Лицензии оформляются на основании заявления на получение лицензии и подписываются директором Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству или уполномоченным им лицом.
Лицензии и заявления на их получение оформляются как с указанием срока возврата продукции, так и без его указания. Случаи, в которых в лицензии указывается срок возврата продукции военного назначения, определяются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству по согласованию с Федеральной таможенной службой.
В целях идентификации ввозимой и вывозимой продукции военного назначения при оформлении и выдаче лицензий, а также при совершении таможенных операций применяется классификатор продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляются по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству
Лицензии выдаются только следующим российским организациям:
- государственному посреднику - специализированной организации, созданной по решению Президента Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации;
- Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», созданной Российской Федерацией на основании федерального закона;
- организациям - разработчикам и производителям продукции военного назначения и управляющим компаниям интегрированных структур, получившим в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
Выдача лицензий на ввоз и вывоз запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения, на проведение работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту (в том числе с модернизацией, предполагающей проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), утилизации и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения, на обучение иностранных специалистов проведению указанных работ осуществляется на основании ранее принятых в установленном порядке решений о поставке продукции военного назначения, закупке продукции военного назначения или о передаче лицензий на ее производство, а в случае отсутствия таких решений - на основании решений Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, принятых в соответствии со списком продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, и списком государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам
Выдача лицензий на ввоз и вывоз запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, предусматривающего поставки такой продукции иностранным государствам, при условии, что сведения, содержащиеся в планируемой к поставке продукции, были разрешены для передачи тем же иностранным государствам ранее принятыми решениями Правительства Российской Федерации и это подтверждено органом государственной власти, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну.
Выдача лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения, оказание услуг и выполнение работ, указанных в настоящем пункте, для обеспечения эксплуатации продукции военного назначения российского производства и разработки (производства и разработки бывшего СССР), находящейся на вооружении государств, независимо от источника приобретения этой продукции осуществляется на основании решений Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.
Выдача лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения, оказание услуг и выполнение работ, указанных в настоящем пункте, для обеспечения эксплуатации продукции военного назначения советского производства и разработки, находящейся в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, осуществляется Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству без принятия по этим вопросам решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.
В случае если поставки указанной в настоящем пункте продукции военного назначения подпадают под действие международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля, принятых в целях нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, лицензии выдаются при наличии положительного заключения Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
Выдача лицензий на ввоз продукции военного назначения для нужд организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения осуществляется Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству без принятия по этому вопросу решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.
Допускается последующее оформление дополнительных перечней продукции военного назначения (далее - дополнительные перечни):
а) к ранее выданным лицензиям на ввоз и вывоз запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества к ранее поставленной продукции военного назначения или к продукции военного назначения советских производства и разработки, находящейся в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;
б) к ранее выданным лицензиям на поставку, закупку продукции военного назначения, в отношении которой в период действия гарантийных обязательств по контракту предъявлены претензии, для удовлетворения которых необходимо осуществить ввоз и вывоз запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества.
Дополнительные перечни составляются организацией - разработчиком и производителем продукции военного назначения, участвующей в выполнении контракта на поставку продукции военного назначения иностранному заказчику, утверждаются ее руководителем и согласовываются с военным представительством Министерства обороны Российской Федерации, аккредитованным при этой организации. Согласования дополнительных перечней с федеральными органами исполнительной власти не требуется, за исключением согласования, в случае необходимости, с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю. Об утверждении дополнительных перечней соответствующий российский субъект военно-технического сотрудничества в 2-дневный срок уведомляет Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству и Министерство обороны Российской Федерации.
Допускаются непосредственно на выставке проведение идентификации продукции в качестве продукции военного назначения и выдача лицензии на ввоз продукции военного назначения для демонстрации и (или) показа (демонстрации в действии).
Для получения лицензии организации представляют в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству следующие документы:
а) заявление на получение лицензии;
б) копию контракта (выписку из контракта) с иностранным заказчиком (поставщиком) или иного документа, подтверждающего намерение сторон осуществить внешнеторговую сделку (ввоз и (или) вывоз продукции военного назначения);
в) копию договора между организацией-заявителем и организацией - разработчиком и производителем продукции военного назначения (при вывозе этой продукции) или между организацией-заявителем и организацией - потребителем продукции военного назначения (при ввозе этой продукции);
г) сертификат конечного пользователя - легализованный в установленном порядке документ, содержащий обязательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из Российской Федерации продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации.
В случае принятия решения о вывозе продукции военного назначения для передачи международной организации, представляющей интересы иностранного государства, сертификат конечного пользователя представляется уполномоченным органом этого иностранного государства.
Сертификат конечного пользователя не представляется, в случае если указанные обязательства включены в международные договоры Российской Федерации, содержащие перечни поставляемой продукции военного назначения, либо в иные международные договоры Российской Федерации и в подписанные на их основе контракты российских субъектов военно-технического сотрудничества с иностранными заказчиками;
д) копию разрешения на осуществление иностранной организацией внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, выданного уполномоченным органом иностранного государства, в котором зарегистрирована иностранная организация, заключившая с организацией-заявителем контракт;
ж) документы, подтверждающие полномочия иностранной организации-покупателя на заключение с организацией-заявителем контракта (в случае если иностранная организация-покупатель не является конечным пользователем поставляемой продукции военного назначения);
ж) копии лицензий на осуществление деятельности организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения, участвующих в выполнении контракта на ее поставку (закупку);
з) копии учредительных документов организации - разработчика и производителя продукции военного назначения, для нужд которой осуществляется ввоз продукции военного назначения;
и) копию документа, подтверждающего, что указанная в заявлении ввозимая продукция военного назначения предназначена для использования организацией - разработчиком и производителем продукции военного назначения при производстве и (или) разработке собственной продукции военного назначения.
Для получения лицензии на ввоз и вывоз запасных частей, агрегатов, узлов, приборов, комплектующих изделий, специального, учебного и вспомогательного имущества, технической документации к ранее поставленной продукции военного назначения, на проведение работ по освидетельствованию, эталонированию, продлению срока эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту (в том числе с модернизацией, предполагающей проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), утилизации и других работ, обеспечивающих комплексное сервисное обслуживание ранее поставленной продукции военного назначения, на обучение иностранных специалистов проведению указанных работ, осуществляемых на основании ранее принятых в установленном порядке решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставке продукции военного назначения, закупке продукции военного назначения или о передаче лицензий на ее производство, организация-заявитель дополнительно к документам, представляет в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству:
а) документ, подтверждающий полномочия указанных в заявлении организаций - разработчиков и производителей продукции военного назначения участвовать в выполнении контракта на поставку продукции военного назначения;
б) заключение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;
в) документ органа государственной власти, наделенного полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, подтверждающий, что сведения, содержащиеся в планируемой к поставке иностранным государствам продукции военного назначения, ранее были разрешены в установленном порядке для передачи тем же иностранным государствам.
Заявление на получение лицензии согласовывается с Министерством обороны Российской Федерации или другим государственным заказчиком продукции военного назначения, в интересах которого осуществляются ввоз и (или) вывоз указанной продукции, которые должны подтвердить, что:
а) в установленном порядке обеспечивается военно-техническое сопровождение поставок указанной в заявлении продукции военного назначения, в том числе контроль за разработкой, производством и поставками этой продукции;
б) указанная в заявлении ввозимая или вывозимая продукция правильно классифицирована как продукция военного назначения (в случае если заявление согласовывается с другим государственным заказчиком, он получает подтверждение по этому вопросу от Министерства обороны Российской Федерации);
в) указанная в заявлении ввозимая продукция военного назначения входит в комплектацию продукции, производимой организацией - разработчиком и производителем продукции военного назначения, либо необходима для ее производства и (или) разработки.
Не требуют согласования заявления:
а) на вывоз продукции военного назначения российского производства, осуществляемый для ее демонстрации на международных выставках, показах (демонстрации в действии), при наличии утвержденных Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству номенклатуры и количества экспонатов выставки (образцов продукции военного назначения, демонстрируемых на показе);
б) на ввоз продукции военного назначения иностранного производства, осуществляемый для ее демонстрации на международных выставках, показах (демонстрации в действии);
в) на вывоз продукции военного назначения в части, касающейся оказания услуг по обучению иностранных специалистов эксплуатации, ремонту и обслуживанию продукции военного назначения, поставляемой (поставленной) в установленном порядке в иностранные государства, в случае если это обучение осуществляется в объеме информации, содержащейся в технической документации, включенной в утвержденную экспортную комплектацию продукции военного назначения;
г) на вывоз продукции военного назначения в части, касающейся оказания услуг по обучению иностранных специалистов боевому применению, эксплуатации, ремонту и обслуживанию продукции военного назначения, поставляемой (поставленной) в установленном порядке в иностранные государства, в случае если это обучение осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Согласование заявления на получение лицензии с Министерством обороны Российской Федерации (другим государственным заказчиком) осуществляет организация-заявитель в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (другим государственным заказчиком). Срок согласования или выдачи Министерством обороны Российской Федерации (другим государственным заказчиком) мотивированного заключения об отказе в согласовании не должен превышать пять рабочих дней со дня поступления заявления. Для обеспечения срочных поставок продукции военного назначения в соответствии с условиями контракта срок согласования не должен превышать два рабочих дня со дня поступления заявления.
В случае если согласование заявления на получение лицензии или выдача мотивированного заключения об отказе в его согласовании в указанные сроки не осуществлены, то заявление на получение лицензии считается согласованным.
Представляемые организацией-заявителем документы подлежат регистрации и проверке в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству для определения:
а) правильности оформления, полноты объема и достоверности;
б) соответствия заявления на получение лицензии и контракта с иностранным заказчиком (поставщиком) требованиям, установленным решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения;
в) наличия в контрактах обязательств иностранного заказчика использовать экспортируемую из Российской Федерации продукцию военного назначения только в заявленных целях, не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации и обеспечивать защиту сведений, полученных при выполнении контракта;
г) правоспособности иностранного заказчика (поставщика);
д) соответствия уровня внешнеторговых цен на продукцию военного назначения, указанных в заявлении, уровню цен, согласованному с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству;
е) полномочий организации - разработчика и производителя продукции военного назначения участвовать в выполнении контракта;
ж) правильности классификации указанной в заявлении ввозимой или вывозимой продукции как продукции военного назначения.
Заявление на получение лицензии подписывает руководитель организации-заявителя, или его заместитель, или другое лицо, уполномоченное руководителем, образцы подписей которых вместе с образцом печати организации-заявителя представляются в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству.
В случае если заявление изложено на нескольких листах, они должны быть прошиты и пронумерованы, о чем делается соответствующая запись, которая заверяется подписью руководителя организации-заявителя, или его заместителя, или другого лица, уполномоченного руководителем, и печатью организации-заявителя.
Представляемые для получения лицензии документы, оформленные в иностранном государстве, подлежат консульской легализации в установленном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и данное иностранное государство, или решением межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации и данного иностранного государства. К представляемым документам прилагаются их копии на русском языке.
Копии документов или выписки из них должны быть прошиты и засвидетельствованы организацией-заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При выявлении неточностей или противоречий в представленных документах Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству могут запрашиваться дополнительные документы. Внесение изменений в заявление, а также подчистки и исправления в нем не допускаются.
Организация-заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений.
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству имеет право отказать в выдаче лицензии по следующим основаниям:
а) неправильное оформление заявления;
б) представление не в полном объеме указанных документов;
в) несоответствие представленных организацией-заявителем документов требованиям;
г) несоответствие уровня внешнеторговых цен на продукцию военного назначения, указанных в заявлении, уровню цен, согласованному с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству;
д) наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации;
е) несоответствие указанной в заявлении ввозимой продукции военного назначения предмету производственной деятельности организации - разработчика и производителя продукции военного назначения, для нужд которой осуществляется ввоз этой продукции.
Лицензия выдается организации-заявителю в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству указанных документов.
В случае срочной поставки продукции военного назначения в соответствии с условиями контракта срок оформления и выдачи лицензии не должен превышать двух рабочих дней со дня поступления в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству заявления на получение лицензии.
Лицензия является официальным документом, которым разрешаются в течение указанного в нем срока ввоз и (или) вывоз продукции военного назначения.
При выполнении гарантийных обязательств по контракту разрешаются опережающие ввоз и вывоз кондиционного имущества на замену дефектного. Допускается заблаговременное (до получения рекламации и истечения срока действия гарантийных обязательств) оформление лицензии на ввоз и вывоз кондиционной и дефектной продукции военного назначения.
Срок действия лицензии определяется сроком выполнения контрактных обязательств и ограничен указанной в ней датой, но не должен превышать срок ввоза и (или) вывоза продукции военного назначения, установленный соответствующими решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.
Оформленная лицензия выдается организации-заявителю в одном экземпляре и не подлежит передаче другим организациям.
Оригинал лицензии представляется организацией-заявителем в таможенный орган Российской Федерации для постановки на контроль в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Дополнительные перечни к ранее выданной лицензии, представляются организацией - разработчиком и производителем продукции военного назначения, участвующей в выполнении контракта на поставку продукции военного назначения иностранному заказчику, в таможенный орган Российской Федерации по месту регистрации данной организации.
Лицензия, выданная в соответствии с настоящим Положением, является необходимым условием для совершения таможенных операций, связанных с помещением под таможенную процедуру, и проведения таможенного контроля продукции военного назначения.
Организации-заявители отчитываются перед Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству об исполнении выданных лицензий. Форма, периодичность и порядок представления отчетов об исполнении выданных лицензий устанавливаются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.
Срок действия лицензии может быть продлен в пределах сроков, установленных решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения.
Продление срока действия лицензии и (или) внесение в нее других изменений осуществляются на основании мотивированного в письменной форме обращения организации-заявителя, представленного в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству не позднее чем за пять дней до истечения срока действия лицензии.
Продление срока действия лицензии и (или) внесение в нее других изменений осуществляются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления указанного обращения, и оформляются в виде писем Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству в организацию-заявитель и в таможенный орган Российской Федерации, в котором зарегистрирована лицензия. Указанные письма являются неотъемлемой частью лицензии.
Лицензии, срок действия которых истек, продлению и (или) изменению, а также предъявлению в таможенные органы Российской Федерации не подлежат.
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству в случае необходимости может осуществлять проверки соответствия фактически вывезенной (ввезенной) организациями-заявителями продукции военного назначения той продукции военного назначения, которая указана в полученных ими лицензиях.
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству имеет право приостановить действие лицензии или аннулировать ее в следующих случаях:
а) представление организацией-заявителем соответствующего обращения;
б) обнаружение в течение срока действия лицензии недостоверных сведений в документах, представленных для получения лицензии;
в) нарушение организацией-заявителем условий действия лицензии, в том числе несоответствие фактически вывезенной (ввезенной) продукции военного назначения той продукции военного назначения, которая указана в лицензии;
г) лишение организации-заявителя права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
д) утрата лицензии. Об утрате лицензии организация-заявитель сообщает в 2-дневный срок в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству. Выдача новой лицензии взамен утраченной осуществляется в установленном порядке.
Решение о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании доводится до сведения организации-заявителя и таможенного органа Российской Федерации в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия такого решения.
В случае устранения организацией-заявителем обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству принимает решение о возобновлении действия лицензии.
Выдача лицензии осуществляется с взиманием государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Решения и действия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, связанные с выдачей лицензий, могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 286.