Правовые основы внешнеэкономической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие внешнеэкономической деятельности Понятие внешнеэкономической деятельности предусматривает  совокупность внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них)[1]. В доктрине под внешнеэкономической деятельностью понимают внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность (включая производственную кооперацию) в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них[2].

Основополагающими, базовыми принципами государственного регулирования экономики являются: соответствие экономической политики долгосрочным интересам государства; сочетание гибкости политики и устойчивости стратегии; четкое определение и ранжирование целей государственного воздействия на экономику; обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования; гарантированность и мотивированность государственной поддержки в решении социально-экономических проблем; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность и нанесения ущерба хозяйствующим субъектам и национальной экономике; приоритет экономических мер государственного регулирования по отношению к административным мерам; принцип законности, предусматривающий осуществление государственного регулирования строго в рамках, предусмотренных действующим законодательством; принцип федерализма, означающий, что государственное регулирование экономики исходит из сложившегося государственного устройства, сформировавшегося механизма взаимоотношений между федерацией и ее субъектами, с учетом существования выведенного за рамки государственных структур местного самоуправления; прозрачность и гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования; нацеленность государственного регулирования на обеспечение безопасности государства и его обороноспособности; координация и взаимодействие государственных органов при осуществлении государственного регулирования; вовлечение в процесс государственного регулирования экономики общественных институтов.

Участие государства в развитии внешнеэкономической деятельности заключается в создании благоприятных условий для ее развития на национальном (система поддержки и регулирования внешнеэкономической деятельности) и межгосударственном (в рамках сотрудничества с зарубежными странами, участия в региональных интеграционных объединениях, международных организациях и форумах) уровнях. Сфера реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»[3] охватывает все значимые вопросы развития и регулирования внешнеэкономической деятельности, включая: двустороннее, региональное и многостороннее экономическое сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами; развитие экономической интеграции в формате Таможенного союза и Единого экономического пространства с перспективой формирования Евразийского экономического союза; существующие и проектируемые институты и механизмы развития внешнеэкономической деятельности; систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом отнесения широкого круга вопросов внешнеэкономического регулирования к предмету регулирования законодательства Таможенного союза; развитие таможенной деятельности, таможенно-логистической инфраструктуры и системы таможенного администрирования; функционирование системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с учетом расширения внешнеэкономической деятельности.

Приоритеты государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности определены в соответствии со стратегическими документами и включают:

- формирование (через институты, механизмы и инструменты международного экономического сотрудничества) необходимых и достаточных условий для достижения стратегических целей Российской Федерации в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач инновационно ориентированной модернизации национального хозяйства;

- создание интегрированного Евразийского экономического пространства (единого рынка) государств - членов Евразийского экономического союза, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

- создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности;

- формирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса в процессе международного экономического сотрудничества с учетом изменившихся условий внешней среды. Реализация данного приоритета тесно связана с осуществлением наднациональных полномочий в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности Евразийской экономической комиссией, эффективностью механизма выработки и принятия решений в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства и степенью влияния Российской Федерации на эти процессы;

- эффективное обеспечение интересов участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Таможенного союза в целом в сфере экономики и безопасности систем таможенного администрирования и пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Цели государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности достигаются путем реализации мероприятий по приоритетным направлениям и заключаются в следующем: усиление позиций Российской Федерации в глобальной экономике, прежде всего в высокотехнологичных, наукоемких сегментах мирового рынка; повышение динамизма и улучшение качественных параметров развития внешнеэкономической сферы, в том числе путем внедрения российских организаций на новые перспективные рынки, диверсификации экспорта и рационализации импорта; обеспечение эффективного продвижения и защиты национальных экономических интересов в системе мирового хозяйства; содействие интеграции Российской Федерации в систему мирового хозяйства на благоприятных, выгодных для страны условиях, включая формирование конкурентоспособной международной специализации Российской Федерации; повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение актуальных задач социально-экономического развития страны, обеспечение устойчивого, инновационно ориентированного экономического роста; формирование условий для дальнейшего развития и углубления евразийской экономической интеграции; обеспечение национальной и международной экономической безопасности.

Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности включают:

- внедрение программно-целевого подхода к развитию внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов Российской Федерации с учетом имеющихся у них полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности путем разработки и реализации программ развития внешнеэкономической деятельности;

- комплексное развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, с учетом потребностей участников внешнеэкономической деятельности;

- обеспечение формирования и распространения современных компетенций в сфере внешнеэкономической деятельности среди государственных органов и организаций субъектов Российской Федерации;

- создание и совершенствование на региональном уровне механизма взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства по вопросам развития внешнеэкономической деятельности;

- формирование (в случае целесообразности) межрегиональных объединений (ассоциаций) субъектов Российской Федерации для продвижения совместных программ и проектов в сфере развития внешнеэкономической деятельности;

- содействие реализации страновых приоритетов внешнеэкономической политики Российской Федерации, прежде всего по развитию сотрудничества и углублению интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств с участием региональных систем поддержки внешнеэкономической деятельности;

- тесную координацию и взаимодействие по вопросам развития внешнеэкономической деятельности с уполномоченными федеральными органами в рамках реализации Программы и программ развития внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации, специально создаваемых институциональных форматов и регламентов информационного обмена.

Предполагается повысить темп роста экспорта несырьевых товаров, числа организаций – экспортеров товаров, повысить долю экспорта машин и оборудования.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» предусматривается совершенствование следующих показателей таможенной деятельности: сокращение предельного времени прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки; сокращение предельного времени прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки; увеличение доли нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных при декларировании товаров с применением системы управления рисками, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами по результатам таможенного контроля; сокращение предельного времени совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска, при условии, что в отношении товаров (транспортных средств) предоставлена необходимая информация (документы) и товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые товары (транспортные средства), требующие дополнительной проверки документов и (или) досмотра, и не подлежат ветеринарному, фитосанитарному, санитарно-карантинному контролю.

Федеральный закон «О специальных экономических мерах»[4] устанавливает специальные экономические меры, которые применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены на:

1) приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;

2) запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление;

3) запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление;

4) прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

5) изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;

6) запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;

7) установление ограничений на осуществление туристской деятельности;

8) запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.

Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность включает в себя внешнюю торговлю, международное инвестиционное сотрудничество, международную производственную кооперация, международное научно-техническое сотрудничество, валютно-финансовые и кредитные операции. Соответственно, внешняя торговля является одним из направлений внешнеэкономической деятельности, а категории «внешнеторговая деятельность» и «внешнеэкономическая деятельность» соотносятся как часть и целое.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 226.