Правовые основы внешнеторговой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Правовую основу внешнеторговой деятельности составляют нормы Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[5]. Все принципы государственного регулирования экономики можно перенести на внешнеторговую сферу. Также можно выделить и специальные принципы, которые проявляют себя только в сфере внешнеторговой деятельности. Это специфические принципы.

1. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг. Этот принцип реализуется в деятельности федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности. Так, в соответствии с пп. 2 ст. 6 Федерального закона № 164-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относится защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц. Правительство РФ вправе применить специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры[6] при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации. В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины. В целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации Правительство Российской Федерации может принять решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

2. Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Принцип экономической недискриминации «не разрешает» создавать для иностранных товаров и лиц правовой режим, который был бы хуже, чем общий правовой режим, предоставляемый товарам и лицам из третьих государств.

Принцип наибольшего благоприятствования требует уравнивания условий в сравнении с наилучшими условиями, предоставляемыми товарам и лицам иностранных государств. Сфера применения этого метода (например, тарифная сфера) может оговариваться сторонами в двустороннем или многостороннем соглашении, а может вытекать из международного обычая.

Принцип предоставления национального режима требует уравнивания правового режима для иностранных товаров и лиц с правовым режимом, которым пользуются отечественные товары и лица.

Роль и значение принципа предоставления национального режима возрастают. Он содействует конвергенции правовых систем разных государств, которая прослеживается в мире.

В целом данные принципы составляют единство, являющееся стержнем организации международного торгового права вообще и права ВТО в особенности, обеспечивая с разных сторон недискриминационное отношение

3. Взаимность в отношении другого государства (группы государств). Международный принцип взаимности, осмысленный как взаимовыгодное взаимодействие государств с одной стороны и использование ограничений и запретов на основе взаимности с другой стороны. Например, Федеральная таможенная служба (Российская Федерация) и Департамент таможни и акцизов Министерства финансов Республики Кипр, с учетом законодательства своих государств и принимая во внимание, что Меморандум[7] не применяется по вопросам, относящимся к компетенции Европейского Союза, таможенные службы, будут в соответствии с положениями Меморандума сотрудничать и оказывать друг другу взаимную помощь в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства и в целях предотвращения, расследования, пресечения и преследования таможенных правонарушений. Таможенные службы будут предоставлять друг другу информацию, без предварительного запроса, когда предполагается незаконное действие с целью: обеспечения правильного исчисления таможенных пошлин, налогов и иных сборов, взимаемых при ввозе, транзите или перегрузке или вывозе товаров;  применения условий запрета, ограничения и контроля ввоза, вывоза, транзита и перегрузки товаров. Если запрашиваемая таможенная служба не располагает запрашиваемой информацией, она может по своему усмотрению принять меры для получения такой информации в соответствии со своими национальными законами, положениями и процедурами и в пределах своей компетенции. Запрашиваемая таможенная служба будет предоставлять информацию о случаях незаконного перемещения наркотических средств, психотропных веществ и веществ, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ с территории государства одной таможенной службы на территорию государства другой таможенной службы, с учетом национального законодательства по защите информации. Аналогичные соглашения заключены с Республикой Куба, Республикой Перу, Боливарианской Республики Венесуэла и другими государствами.

4. Принцип обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации. Данный принцип исходит из нормы Конституции РФ. В соответствии с часть. 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации»[8] международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

5. Принцип выборы мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Например, в соответствии с действующим правовым регулированием[9] нормотворческой деятельности Евразийской экономической комиссии к подготавливаемому проекту решения Комиссии департамент Комиссии, ответственный за подготовку проекта решения Комиссии, или к компетенции которого относится подготовка проекта решения Комиссии на основании предложений органов государственной власти государств-членов составляет информационно-аналитическую справку о последствиях влияния проекта решения Комиссии на условия ведения предпринимательской деятельности. В информационно-аналитической справки приводится обоснование наличия проблемы, на решение которой направлено принятие проекта решения Комиссии; объективного характера проблемы, обусловливающего необходимость ее решения посредством осуществления нормативного регулирования; необходимости решения проблемы в рамках права Союза. Приводится краткое описание причинно-следственной связи между принятием и реализацией проекта решения Комиссии и достижением цели регулирования. Описание взаимосвязи предлагаемого регулирования и решаемой проблемы должно подтверждать, что принятие и реализация проекта решения Комиссии существенным образом снизят негативное воздействие проблемы в сфере регулирования или обеспечат значительный позитивный эффект, достижение которого является целью регулирования.

6. Принцип гласности в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности подразумевает опубликование мер, принимаемых в сфере нетарифного регулирования. Например, опубликован Указ Президента РФ[10], в соответствии с которым глава государства установил, что ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению с 6 августа 2015 г. Во исполнение данного указа принято Постановление Правительства РФ.[11]

7. Обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Анализируя вышеназванный Указ Президента РФ, можно сделать вывод, что он принят в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Так, к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены на: приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества; запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление; запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление; прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин; запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов; установление ограничений на осуществление туристской деятельности; запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.

8. Принцип исключения неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации. Этот принцип может быть сформулирован как запрет нетарифных барьеров. Страны – члены ВТО обязались устранять нетарифные барьеры, заменяя их таможенными пошлинами – соответствующим тарифным эквивалентом. В практике многостороннего регулирования внешней торговли это получило название тарификации торговых ограничений. Несмотря на то, что основные положения ГАТТ посвящены таможенно-тарифному регулированию, торговая практика втягивала в сферу деятельности ГАТТ нетарифные меры.[12]

9. Принцип обеспечения обороны страны и безопасности государства в полной мере опосредствует применения нетарифных мер регулирования. Возникающие перед государством проблемы обеспечения обороны и безопасности эффективно возможно решить именно путем применения административных мер регулирования, что наблюдается в последнее время в связи с реакцией Российской Федерации на вводимые против нее санкции.

10. Принцип обеспечения права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности. Его действие подтверждается судебной практикой. Так, в Верховном Суде Российской Федерации были оспорены Указ Президента РФ «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 774 «Об утверждении Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые до 5 августа 2016 г. (включительно) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию»[13]. Порядок обжалования в настоящее время регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ[14].

11. Принцип единства системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности означает использование на равных двух основных методов государственно-правового регулирования - таможенно-тарифного и нетарифного. Применение таможенного тарифа (т.е. таможенных пошлин) не исключает возможности использования по отношению к ним нетарифных инструментов (лицензирования, контингентирования, технических, санитарных и иных торговых барьеров). В ряде случаев одновременное применение таможенно-тарифных и нетарифных методов дает большие гарантии достижения конкретных внешнеторговых целей[15]. В результате создания Таможенного Союза российское законодательство, регламентирующее порядок регулирования внешнеторговой деятельности, во многом теряет свое значение, по существу девальвируется. Приоритет отдается положениям, закрепленным в международных договорах и соглашениях Таможенного Союза, - это потребует от России определенной корректировки национальных законодательных актов, относящихся к регулированию внешней торговли.

12. Принцип единства применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации произведен от принципа единства системы государственного регулирования. Он означает, что эти методы применяются единообразно на всей территории Российской Федерации.

Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности обеспечивается единством соответствующей нормативно-правовой базы: применение упомянутых методов осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, положениями Таможенного кодекса Таможенного Союза и российским законодательством о государственном регулировании ВТД.

Данный принцип не только устанавливает единство форм и методов государственного регулирования, но и требует создания системы эффективного контроля за деятельностью государства во внешнеторговой сфере. Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, включающей в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей функцией управления, обеспечивающей проверку исполнения решения, достижения результата.[16]

В свою очередь специальные принципы можно разделить на две группы: универсальные внешнеторговые принципы, действующие на всех направлениях внешнеторговой деятельности (например, принцип законности), и специальные принципы, характерные для одного или нескольких направлений внешнеторговой деятельности (например, обеспечения обороны страны).

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 202.