Государственный экологический надзор осуществляет Росприроднадзор – это основной участник, но помимо него регулярно добавляются всякие Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) (например, Росреестр или Росрыболовство) в рамках своих полномочий.
Региональный экологический надзор производится уполномоченными органами исполнительной власти на уровне субъектов РФ.
При осуществлении государственного экологического надзора государственные инспекторы по охране природы принимают меры по предупреждению, выявлению и устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности. При обнаружении экологического правонарушения государственный инспектор составляет протокол об экологическом правонарушении.
На основании этого протокола государственный инспектор принимает решение о применении к нарушителю одной или нескольких (в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения) мер воздействия. Например, дает предписание об устранении экологического правонарушения, выносит постановление о наложении штрафа или о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Закон об охране окружающей среды устанавливает крайне важное правило, которое направлено на обеспечение законности в сфере экологических правоотношений – запрет совмещения функций государственного надзора и функций хозяйственного использования природных ресурсов. Это значит, что лицо, имеющее должность в контролирующем органе не может иметь должность в компании, которая подлежит контролю. В целом положение правильное, но оно не решает проблемы, ибо есть еще родственники и друзья.. я не знаю как решить эту проблему, а у вас есть мысли?
[Слайд: полномочия должностных лиц государственного экологического надзора]
66 статья закона об охране окружающей среды устанавливает права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.
Государственные инспекторы имеют право:
1. Посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического надзора материалами;
2. Проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
3. Предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений экологического законодательства и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля (надзора);
4. Привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
5. И др.
[Слайд: обязанности инспекторов]
Государственные инспекторы обязаны:
· Предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
· Разъяснять нарушителям законодательства их права и обязанности
· Соблюдать требования законодательства
Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ. Не будем особо вдаваться в подробности, это вам ни к чему, но скажу лишь, что бывает два типа таких обжалований – можно пойти в суд, а можно к начальству этого государственного инспектора или иного должностного лица, заниматься этим будут юристы.
Сейчас мы вели разговор с позиции государства, обсудили то, какие гарантии оно устанавливает для того, чтобы упорядочить систему экологических правоотношений и обеспечить себе комфортную работу. Но должны существовать гарантии и для игроков этого рынка, гарантии от произвола и излишнего вмешательства. И некоторые такие гарантии установлены, полномочия государственных органов и должностных лиц ограничены и действует принцип: “Разрешено только то, что прямо дозволено”. Никакое должностное лицо или орган не могут выдумать процедуру или порядок из воздуха, все четко регламентировано.
Например, есть Закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного экологического контроля (надзора) и муниципального контроля”. Важный момент, гарантии, которые содержатся в этом законе, распространяются не только на государственный надзор, но и на контроль на муниципальном уровне.
[Слайд: Проверки]
Вышеназванный закон детально регламентирует проведение проверок. Что об этом следует знать?
Проверки:
· Плановые
· Внеплановые
· Документарные
· Выездные
Рассказать что это вообще такое и как
[Слайд - Плановые поверки]
· Проводятся не чаще, чем один раз в 3 года
· О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного надзора не позднее, чем за 3 дня до ее начала
[Слайд-внеплановые проверки]
Законом устанавливаются основания для проведения внеплановой проверки.
Примеры оснований:
· истечение срока исполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований
· поступление в органы государственного надзора, органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации из средств массовой информации или от органов государственной власти.
Внеплановая выездная проверка может быть осуществлена по ряду оснований после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности подконтрольных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Это – еще одна гарантия для бизнеса от беспредела со стороны проверяющих органов.
Срок проведения плановой и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа, осуществляющего контроль, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней для малых предприятий и не более 15 часов для микропредприятий.
Проверка производится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного надзора, органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом, которое указано в распоряжении уполномоченного лица.
По результатам проверки составляется специальный акт по установленной форме в двух экземплярах.
В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, должностные лица, которые проводят проверку, обязаны:
1. Выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения
2. Принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного вреда
3. Принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные правонарушения, к ответственности.
Результаты проверок, которые были проведены с грубыми нарушениями, не могут являться доказательствами нарушения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований и правил экологического законодательства, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного надзора или судом на основании заявления юридического лица или предпринимателя.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 741.