Экологический контроль (надзор) и мониторинг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1

Экологический контроль (надзор) и мониторинг

Вводная информация

[Слайд с названием темы]

Первым делом нам следует обратить внимание на схожесть терминов, но увидеть разницу между различными институтами экологического права, понять как они соотносятся и что именно обозначают.

 

[Слайд с терминами без расшифровки]

 

· Экологический контроль (надзор)

· Экологический мониторинг

 

У кого-нибудь есть идеи или мысли о том, как соотносятся данные понятия, или что стоит за этими терминами?

 

Механизмы экологического контроля (надзора) и экологического мониторинга настолько тесно связаны и даже внешне похожи по названию, что порой выдвигаются мнения о том, что экологический мониторинг является составной частью экологического контроля (надзора), однако это совершенно не так.

 

Экологический контроль (надзор) и экологический мониторинг – это совершенно разные институты экологического права.

 

На данный момент все понятно, о чем я говорю? Все понимают, что я имею ввиду, говоря об институтах экологического права? Если не все, то сразу поясняю: институт права – это такая группа правовых норм, которые регулируют определенные отношения. В данном случае это конкретная часть экологического права.

[Слайд с расшифровкой]

· Экологический контроль (надзор) – это контроль за охраной окружающей среды, т.е. контроль за деятельностью лиц, участвующих в экологических правоотношениях. Экологические правоотношения – это общественные отношения, которые регулируются нормами Экологического права.

· Экологический мониторинг – это контроль за состоянием и изменением окружающей среды.

 

Зачем вообще это нужно? Какую роль играют эти институты “в жизни”, а не на бумаге? – можете спросить вы.

Если просто и на пальцах, то у государства есть интерес – оно должно урегулировать отношения по использованию природной среды так, чтобы соблюсти баланс природно-экономических интересов: с одной стороны обеспечить себя ресурсами, без чего наша страна не продержится в силу того, что экономика у нас сырьевая, а с другой стороны – нужно не загубить природу.

 

Так вот экологический контроль (надзор) и мониторинг – это такой механизм всевидящего государственного Ока, с помощью которых органы государственной власти получают сведения о состоянии окружающей среды и могут выявлять, а также пресекать нарушения экологического законодательства, привлекать виновных лиц к юридической ответственности (о юридической ответственности мы поговорим чуть позже, сначала разберемся с этой темой).

 

 

Права граждан:

 

· направлять обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране

· принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, референдумах по вопросам охраны окружающей среды

· выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении

· обжаловать действия и решения, которые нарушают права и свободы граждан

 

Лекция 17 от 07.12.2015 г. (часть 2)

      Мы продолжаем говорить об ответственности. Я Вам говорил о том, какой иск подаем – о возмещении вреда. Кто подает такие иски? Иск подает лицо потерпевшее. К этому мы привыкли. А всегда ли так? Ведь можно подать иск в защиту других лиц о возмещении вреда.

       Предъявление иска о возмещении вреда окружающей среде

Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде относится:

- к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (возмещение вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды);

- к праву граждан (возмещение вреда окружающей среде);

- к праву общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (возмещение вреда окружающей среде).

      Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

     Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда:

1) окружающей среде и ее компонентам,

2) безопасности государства,

3) имуществу физических и юридических лиц,

Гражданский кодекс РФ. Общие основания ответственности за причинение вреда.
     

    Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

    Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

     Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

    В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

       Предупреждение причинения вреда

       Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

       Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

       Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

 

 

       Как соотносятся ГК РФ и закон о промышленной безопасности.

       Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

       Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

       Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

       Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

           

 

А теперь поговорим о возмещение морального вреда.

       Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

       Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

* вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

* в иных случаях, предусмотренных законом.

       Мы поговорили с вами об УК, АПК, ГК. Теперь поговорим о законе «О промышленной безопасности». Это не специальное экологическое законодательство. Закон применим, к нему есть приложения. Но по отношению ГК можно говорить, что документ носит специальный характер.

       К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

       получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества следующих видов:

1) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

2) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

3) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

4) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

5) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели

6) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели

7) вещества, представляющие опасность для окружающей среды.

 

       Вот, например, юридическая ответственность по УК РФ. Учебники ограничиваются упоминанием об этом, не раскрывают всё подробно, потому что есть специальные законы.

      


Тема 1

Экологический контроль (надзор) и мониторинг

Вводная информация

[Слайд с названием темы]

Первым делом нам следует обратить внимание на схожесть терминов, но увидеть разницу между различными институтами экологического права, понять как они соотносятся и что именно обозначают.

 

[Слайд с терминами без расшифровки]

 

· Экологический контроль (надзор)

· Экологический мониторинг

 

У кого-нибудь есть идеи или мысли о том, как соотносятся данные понятия, или что стоит за этими терминами?

 

Механизмы экологического контроля (надзора) и экологического мониторинга настолько тесно связаны и даже внешне похожи по названию, что порой выдвигаются мнения о том, что экологический мониторинг является составной частью экологического контроля (надзора), однако это совершенно не так.

 

Экологический контроль (надзор) и экологический мониторинг – это совершенно разные институты экологического права.

 

На данный момент все понятно, о чем я говорю? Все понимают, что я имею ввиду, говоря об институтах экологического права? Если не все, то сразу поясняю: институт права – это такая группа правовых норм, которые регулируют определенные отношения. В данном случае это конкретная часть экологического права.

[Слайд с расшифровкой]

· Экологический контроль (надзор) – это контроль за охраной окружающей среды, т.е. контроль за деятельностью лиц, участвующих в экологических правоотношениях. Экологические правоотношения – это общественные отношения, которые регулируются нормами Экологического права.

· Экологический мониторинг – это контроль за состоянием и изменением окружающей среды.

 

Зачем вообще это нужно? Какую роль играют эти институты “в жизни”, а не на бумаге? – можете спросить вы.

Если просто и на пальцах, то у государства есть интерес – оно должно урегулировать отношения по использованию природной среды так, чтобы соблюсти баланс природно-экономических интересов: с одной стороны обеспечить себя ресурсами, без чего наша страна не продержится в силу того, что экономика у нас сырьевая, а с другой стороны – нужно не загубить природу.

 

Так вот экологический контроль (надзор) и мониторинг – это такой механизм всевидящего государственного Ока, с помощью которых органы государственной власти получают сведения о состоянии окружающей среды и могут выявлять, а также пресекать нарушения экологического законодательства, привлекать виновных лиц к юридической ответственности (о юридической ответственности мы поговорим чуть позже, сначала разберемся с этой темой).

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 742.