Можно использовать помимо главного качественного анализа дефекта и количественный анализ. Мы предлагаем простую систему, которая была разработана в лаборатории А.Р. Лурии.
Выполнение тестов оценивается по четырехбалльной системе с помощью четырех цифр 0,1,2,3.
0 — это практически правильное выполнение всех тестов без ошибок;
1 — это 25% ошибок и 75% правильно выполненных тестов;
2 — это 50% ошибок и 50% правильно выполненных тестов;
3 — это 100% ошибок при выполнении тестов.
Подсчет процентов ошибок по каждому тесту дает возможность построить кривую, в которой будет отражено на момент обследования распределение симптомов в синдроме и его ядро. Обследование в динамике коррекционной работы может показать динамику изменений ВПФ, тенденцию изменений, взаимодействие ВПФ в процессе коррекционной работы, наиболее слабые и сильные стороны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Дополнительные методики [Методики разработаны автором для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста и со взрослыми больными].
Эти методики предназначены для диагностического исследования и терапевтического воздействия на образную сферу и образное мышление. Они применяются в качестве дополнительных и сенсибилизированных в случае, если симптоматика очень бедная и возникают трудности постановки диагноза. Второе их назначение терапевтическое. Их полезно использовать в восстановительном обучении.
1. Методика дорисовывания до целого.
Ребенку (или взрослому больному) предлагается ряд предметов, но не дорисованных; их требуется дорисовать до целого. Причем исходные рисунки могут постепенно усложняться за счет все меньшей информативности. Эта методика направлена на исследование и на восстановление предметных образов-представлений. Процедура и инструкция: а) здесь нарисована только часть предмета, дорисуй ее до целого предмета, б) здесь нарисована только часть яблока, дорисуй его до целого. В этом случае включается и речь, чтобы с ее помощью актуализировать образ предмета.
2. Методика дорисовывания до любого предмета.
Эта методика также используется и как диагностическая, и как терапевтическая.
Процедура и инструкция: здесь нарисованы кружочки и квадраты, а ты дорисуй каждую фигуру (кружочек и квадрат) до любого предмета. Дается пример, как это можно сделать.
Эта методика более сложная и требует большей сохранности предметных образов-представлений. С помощью этой методики исследуется и восстанавливается объем и богатство воображения, образов-представлений, их динамика, а также и фантазия.
3. Методика предметно-образных ассоциаций.
Эта методика направлена на исследование свободных образных ассоциаций (в отличие от первых двух методик, где воображение испытуемого направлялось). Исследуется богатство, объем, динамика образов-представлений. Инструкция: рисуй любые предметы, и чем больше нарисуешь, тем лучше.
Анализ продукции надо проводить не только количественный, но и качественный: проанализировать группируются ли рисунки семантически, т.е. выделить семантические группы и принцип группирования — ситуативный, категориальный. Эта методика позволяет судить об образном уровне мышления.
4. Методика вербальных ассоциаций.
Хорошо провести по 3-й методике (после длительного перерыва) тесты на вербальные ассоциации. Инструкция: называй (или пиши) любые слова, которые тебе приходят в голову (кроме имен и названий городов и улиц), чем больше напишешь, тем лучше (дается время — 1 минута). Затем сопоставляются образные и вербальные ассоциативные ряды, тем самым исследуется наличие у ребенка вербально-образных связей или их отсутствие, качество связей — категориальные или ситуативные и т.д.
5. Методика реконструкции букв и цифр.
Исследуется прочность и обобщенность знания символических знаков. Процедура и инструкция: дается какая-либо буква (цифра) и предлагается путем «прибавления» или «убавления» какой-либо ее части (элемента) сделать из нее другую букву (цифру). Дается пример, как это можно сделать. Материал — буквы печатные и рукописные, отдельные элементы — палочки, кружки, полукруги и др.
Пример: буква А. 1) Убирается поперечная палочка — получается Л; 2) убирается поперечная палочка и прибавляются две палочки — получается М.
Это очень информативный диагностический метод на восприятие и обобщенное знание букв, а также очень сильный метод восстановления знания букв.
6. Зрительно-предметная методика: предмет действия и фон. Методика предназначена для диагностического обследования и для восстановления памяти — запоминания и воспроизведения.
В 1-й части опыта испытуемому предлагается для запоминания 3—4 (в зависимости от возраста) предметных картинки (в усложненном варианте — не цветные геометрические фигуры). Затем эти стимульные картинки смешиваются с 10 другими (фоновыми) картинками и испытуемому предлагается найти те, которые давались ему для запоминания. Проводится 5 сеансов такой работы, в каждом сеансе стимульные картинки меняются. Следует помнить, что стимульные картинки всякий раз после работы с ними откладываются в сторону и в этой части опыта более не используются.
2-я часть опыта сенсибилизированная и направлена на исследование прочности запоминания, дифференцированности воспроизведения и роли гомогенной (однородной) интерференции. Все картинки, которые были стимульными в 1-й части опыта, в этой части становятся и стимульными, и фоновыми. Из них выбирается 3—4 картинки и даются для запоминания, а фоном, из которого надо их выбрать, являются все те же картинки, которые в 1-й части опыта уже были стимульными. Создается конфликтная ситуация при выборе запоминаемого материала. Процесс выбора затруднен из-за наложения (интерференции) одних и тех же картинок.
Анализировать надо объем запоминания, точность выбора, если были ошибки, то какие — контаминации, персеверации и др., по какому типу шло смешение — по семантическому, образному или словесному., Все это укажет на механизм нарушения памяти, на топику дисфункции зоны мозга, а также и на методический путь преодоления дефекта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Методический материал
Перечень материала составлен по главам. Следует отметить, что некоторые картиночные материалы могут быть использованы при исследовании состояния разных психических процессов. Например, предметные картинки можно использовать и при исследовании зрительного предметного гнозиса, и при исследовании процессов мышления (проба на классификацию), и при исследовании речи - называния предметов и понимания предметных слов. Это замечание относится и к другим видам картиночного и вербального материала.
1. Предметные картинки - используются в следующих частях, главах и параграфах методики. Часть первая, часть вторая, главы: II - познавательные процессы (2), III – память (3), V - речь, VIII - интеллектуальная деятельность. Предметные картинки широко используются для исследования многих психических процессов. Однако в каждом случае ставятся разные задачи, предъявляются разные инструкции и проводится разная процедура обследования.
2. Зашумленные (сенсибилизированные) предметные картинки - используются и в первой, и во второй частях методики - в главе II - познавательные процессы (2), (4) и в главе VIII - интеллектуальная деятельность:
- перечеркнутые и наложенные;
- неполные (недорисованные);
- абстрактные фигуры (геометрические, ломаные линии, сферы, полусферы и др.);
- картинки с недостающей правой (левой) стороной;
- картинки с недостающими частями;
- часы;
- римские цифры;
- буквы простые и сенсибилизированные, цифры простые и сенсибилизированные (перечеркнутые, наложенные, зеркально расположенные).
К главе III — память.
Зрительная память:
- таблица фигур для запоминания: для узнавания и воспроизведения;
- предметные картинки (из гл.II);
-трудно вербализуемые фигуры.
Слухоречевая память:
- наборы слов, например, дом - лес - кот - ночь; крест - поляна - хлеб - зеркало; пила - небо - колодец - пирог; стол - еж - река - рубашка.
4. К главам II - познавательные процессы (2), IV - внимание, VIII - интеллектуальная деятельность:
- картинки с недостающими (лишними) деталями;
- таблица Шульте.
5. К главам III - память, V - речь, VIII - интеллектуальная деятельность:
- предметные картинки (из гл. II);
- предметные картинки, наименование которых начинается с оппозиционных фонем (для исследования фонематического слуха, понимания предметных слов). Например, бочка - почка; дом - том; зуб - суп; медаль - педаль; коса - коза; кора-гора; сажа-Саша и др.;
- простые сюжетные картинки (что делает?) для составления простых предложений ( по типу S - Р - О );
- картинки для составления предложений с предметами и для понимания устных предложений с предложными конструкциями;
- картинки, обозначающие действия (глаголы) для исследования называния и понимания слов-глаголов (исследование предикативности речи);
- сюжетные картинки для составления и понимания предложений и др.
6. К главам VI - аграфия и VII - алексия:
- буквы разного шрифта - рукописного, печатного – для узнавания и называния;
- оптически близкие буквы - для дифференцированного восприятия букв, называния (чтения), письма;
- зашумленные буквы (наложенные, перечеркнутые), буквы, отличающиеся пространственным расположением элементов (д -б; т - ш; Е - Э);
- слова для исследования аналитического письма и чтения: частотные (дом, хлеб и др.) и низкочастотные (телега, брус и др.), короткие - длинные (нога - кораблекрушение), фонетически простые и сложные (стол - нога; стрела - молоко и др.), знакомые - незнакомые (пирог - дрезина), осмысленные - бессмысленные (творог - тетракот);
- слова с пропущенными буквами в начале, середине и в конце слова - для исследования оптического восприятия букв и слов при чтении (р-машка, огу-ец, топо-, -олоко);
- слова, написанные разными шрифтами (одно и то же слово), слова, близкие по смыслу, близкие по буквенному составу и разные или близкие по смыслу (рука - рука; огонь - пламя; борода - береза, пень - тень, скрепка - скрипка и др.).
7. К главе VIII - интеллектуальная деятельность:
- предметные картинки (из глав II, V и др.);
- серии сюжетных картинок;
- картинки с недостающими частями, деталями (из глав II, III, IV);
- "четвертый лишний";
- разрезанные на части: предметные картинки, сюжетные картинки;
- сюжетные картинки с подтекстом ("Разбитое окно", "Последняя весна");
- сюжетные картинки внешне похожие, но с разным смыслом ("Тройка", "В последний путь" и др.);
Для исследования понимания сюжета, смысла и морали:
- рассказы, притчи ("Галка и голуби", "Лев и мышь", "Муравей и голубка");
- аналогии: выбор соответствующего слова мать - ребенок
корова -................. (молоко, рога, хлев, теленок)
утка - вода
птица -............................. (корм, крылья, скворечник, воздух)
8. К главе VIII (3) - исследование счета:
Исследование знания и восприятия цифры:
-дорисовывание цифр. Исследование понятия числа, значение нуля в числе:
- чтение чисел с нулями - 150; 105; 1500; 50100; 102000;
- какое число больше? 10 или 150; 66 или 99; 501 или 105; 2051 или 2501.
Исследование понимания математических взаимоотно шений числа, понимания функции арифметического знака:
- поставить арифметические знаки +; -; :; х :
10 ... 2 = 5; 10 ... 2 = 20; 10 ... 2 = 8; 10 ... 2 = 12;
- операции с переходом через десяток 13-5= ; 15-6= ;
23-5= ; 14-6= ;
- операции без перехода через десяток 10-5= ; 15-3= ; 18-5= ; 19-7= .
9. К главе IX - эмоции:
- сюжетные картинки из главы VIII, а также картины «У могилы сына», «Две вороны», «Опять двойка»;
- «портреты» мамы, папы, мальчика, девочки, самого исследуемого, собаки, кошки;
- абстрактные изображения лиц (химеры) для обозначения на них эмоциональных состояний.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.