VI . АГРАФИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Письмо является сложным психическим процессом, кото­рый нельзя относить либо только к речи, либо к системным и произвольным процессам восприятия или к двигательной сфере. Оно является сложным системным и произвольным психическим процессом, включающим совместную работу и восприятия разной модальности, и предметных действий, и тонкую моторику, с одной стороны, и сформированность по­ведения (намерений, внимания и др.) — с другой.

Известно, что генез письма и чтения отличается от генези­са устной речи, их мозговые основы также различны, поэтому нарушения или несформированность письма и чтения у детей младшего школьного возраста будут иметь механизмы нару­шения, формы протекания дефекта, степень тяжести, методы восстановления разные для устной и письменной речи.

Письмо и письменная речь требуют для своего формиро­вания и развития абстракции; письмо, писал Л.С. Выготский, есть "алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма наме­ренной и сознательной речевой деятельности. [Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования. Изд. АПН РСФСР, 1956. С. 267.] Дефекты письменной речи у детей (или трудности ее формирования) поэтому и носят сложный системный характер, их причины мо­гут лежать в сфере нарушения не столько элементарных пси­хических процессов моторики, графомоторных координации, изолированного нарушения перцепторных процессов (акустических, зрительных, кинестетических), сколько в сфере их взаимодействия, в сфере системных нарушений (несформированности) высших психических процессов, их взаимодействия, нарушения поведения, нарушения абстрактных форм мышления. Тем не менее, аграфию у детей не­редко все еще рассматривают только как речевое нарушение и методические разработки также встречаются нередко только вербального характера.

Письмо и письменная речь играют значительную роль в развитии ВПФ и в целом — поведения. Ребенок научается в школе, в частности благодаря письменной речи и грамматике, осознанию своих действий, произвольному оперированию своими действиями и умениями. Поэтому, если обнаружатся дефекты в сфере произвольных действий, операций, то это может стать причиной трудностей формирования и письма.

В психологии были исследованы и сформулированы неко­торые психологические предпосылки формирования этого ви­да речевой деятельности, нарушение которых ведет к различ­ным формам нарушения письма или к трудностям его форми­рования у детей:

1. Сформированность (или сохранность) устной речи, произвольного владения ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности.

2. Сформированность (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений и званий и их взаимодействия:

— зрительно-пространственного гнозиса;

— слухо-пространственного гнозиса;

— сомато-пространственных ощущений;

— знания и ощущения схемы числа;                   

— знания и ощущения «правого» и «левого».

3. Сформированность двигательной сферы тонких движений, предметных действий (т.е. разных видов праксиса рук), их подвижности, переключаемости, устойчивости и др., является третьей предпосылкой.

4. Важнейшей предпосылкой является формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предме­тами к действиям с абстракциями.

5. Важной является и Сформированность общего поведе­ния, регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, на­мерений, мотивов поведения.

Этот краткий анализ показывает, насколько сложным яв­ляется строение письма и насколько разными по структуре и содержанию являются этапы его формирования. Все это ве­дет к тому, что письмо может быть не сформировано или на­рушено в разных звеньях и иметь разную топику поражения мозга, а следовательно, и разные методы его восстановления или формирования. Существуют 3 вида аграфий:

1. Речевые аграфии, идущие в синдроме различных форм афазии — моторная (афферентная и эфферентная) и сенсор­ная (поражения заднелобных, нижнетеменных, верхне­височных зон мозга).

2. Неречевые аграфии (гностические) идут в синдроме на­рушения восприятия — зрительного, пространственного, опти­ко-пространственного (поражение теменно-затылочных и за­тылочных отделов мозга).

3. Аграфии, как нарушения (или несформированность) це­ленаправленного поведения, его организации и контроля, несформированности мотивов (дисфункция коры лобных зон ле­вого полушария мозга).

Таблица 17.

 

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
1. Идеограмное письмо. Речевые стереотипы Письмо своего имени, фамилии, имён близких людей, названий города и улицы, где живёт ребёнок. Напиши свои фамилию и имя, быстро, не задумываясь. Исследование непроизвольного письма. Как правило, оно нарушается только при грубых нарушениях мозга.
2. Списывание Буквы: печатные, прописные, заглавные, стилизованные Спиши эти буквы. Исследование зрительно-моторных координаций, знание букв, пространственного восприятия и образа буквы; сохранные или нарушенные графемы. Ошибки: а) дефекты дифференцирования похожих букв (оптические дефекты) б) дефекты написания пространственно-ориентированных букв. Возможно поражение (дисфункция) затылочных и теменных отделов коры левого полушария мозга
3. Письмо под диктовку а) звуков: дизъюнктных и оппозиционных;   б) слов: дом, лес, стол, мак, мама, рука, нога, стул, окно, дорога, громкоговоритель;   в) фраз: коротких, 2-3 сложных, с постепенным увеличением объёма. «Я иду в кино». «Я играю в снежки» Я назову букву, а ты её напиши.   Послушай, запомни и запиши фразу, я ещё раз её повторю, а ты её пиши Исследование процесса звукоразличения; связи звука с буквой, с моторикой – звукографомоторных связей. Исследование процесса звукоразличения и письма на семантическом уровне (влияние значения слова на правильность написания звукобукв). Ошибки: замена одной буквы другой – оппозиционной из-за нарушения фонематического слуха (верхне-височные отдела коры левого полушария). Исследование письма на уровне фразы: запоминание, понимание, связь семантики с сенсомоторными компонентами. Ошибки: возможны ошибки логико-грамматические – замена предлогов, дефекты флексий ( патология теменно-затылочных отделов мозга), возможны литеральные и вербальные параграфии (либо теменные, либо височные отделы)

 

Дополнительные тесты.

 

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
1. Самостоятельное письмо: а) по предметным картинкам;   б) по сюжетным картинкам   Предметные картинки     Сюжетные картинки Подпиши эту картинку – что здесь нарисовано? Напиши, что здесь нарисовано (фразу) Исследование субъективно словаря и связи слова с предметом. Связь письма с сюжетом и с опорой на зрение. Зрительно-моторные координации. Исследуется координация сенсо-моторного уровня и семантического. Возможны различные ошибки: а) литеральные параграфии ( сенсорные и моторные); б) вербальные замены; в) аграмматизмы. Анализ ошибок укажет на их связь с определёнными зонами мозга – моторных, сенсорных или зоны ТРО
2. Вставление пропущенных букв, а затем слов Гор-д, огор-д. В саду растут… Мальчик… на стуле. Он читает… Напиши пропущенные буквы в слове. Напиши пропущенные слова. Исследование сохранности состава слова и последовательности букв в слове ( или слов во фразе). Аналитическое восприятие слова (аналитическое письмо).
3. Составление слов из букв разрезанной азбуки Даётся схема Видишь картинку? Назови её. Теперь возьми буквы и вставь их в квадраты, чтобы получилось слово. Аналитико-синтетический процесс письма с опорой на семантику. Деятельность со словом.
4. Разбивка слова на слоги Слова: дорога, стол, окно, цветок Разбей слова на слоги и отдели каждый слог чёрточкой Аналитическое отношение к слову: деятельность со словом.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 251.