ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ВОСПРИЯТИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследования Л.С. Выготского показали, что на первых этапах развития сложные психические процессы, формируясь, опираются и зависят от более элементарных функций, лежа­щих в основе и составляющих как бы «базу» для развития более сложных психических функций. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что у ребенка не может развиваться речь без развития воспри­ятия, ребенок может говорить и мыслить только воспринимая. Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и про­ странственных отношений предметов, дифференцирован­ный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов (ощупывание) и т.д. — создает основу для обоб­щенного и дифференцированного восприятия и для «формиро­вания образов реального предметного мира, создает ту пер­вичную базу, на которой начинает формироваться речь. А позже речь в свою очередь начинает оказывать существенное влияние на развитие процессов восприятия, уточняя и обоб­щая их.

В этом разделе обследуются процессы восприятия разной модальности слухового, оптического, тактильного гнозиса. Ис­следуются процессы:

1) Зрительно-предметного восприятия:

а) узнавание предметов и изображений предметов на картинке;

б) узнавание «зашумленных» (перечеркнутых, пунктирных, стилизованных) предметных картинок;

в) узнавание символических изображений: геометрических фигур, букв;

г) узнавание цвета;

д) узнавание пальцев руки (по инструкции «покажи такой же палец»).

2) Акустического восприятия:

а) оценка ритмов;

б) воспроизведение ритмов;

в) узнавание предметов по соответствующему звучанию (шум дождя, шум поезда и т.д.).

3) Кожно-кинетического восприятия:

а) узнавание предмета на ощупь по тактильному ощуще­нию (стереогноз), в этом случае восприятие и опознание про­изводится только по показу (без слова!).

АКУСТИЧЕСКИЙ ГНОЗИС

а) Неречевой слух: исследование процессавосприятия неречевых звуков (акустических образов-восприятия-представлений)

Таблица 3

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
1. Шелест бумаги. 2. Звон ложечки о стакан и др.   3. С магнитофона: - шум дождя; - шум поезда; - пение птиц. 4. Мелодия знакомой песни без слов. Неречевые звуки, шумы. Внимательно послушай звучание и скажи, что это такое, или покажи предмет, звук которого ты слышишь. Ты слышал? Узнай, что это такое, и назови, или покажи картинку.     Послушай и скажи, какая это песня. Исследуется: Слуховое внимание. Дифференцированное восприятие бытовых звуков, звучаний, шумов. Исследуется наличие слуховых предметных образов.   Исследуется музыкальный слух. Неузнавание неречевых звуков, музыкальных и песенных мотивов может говорить о дисфункции теменно-височных отделов правого полушария.

 

б) слухо-моторные координации

Таблица 4

Тесты Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3
Ритмы: 1. Оценка ритмов.   Воспроизведение:   2.Выполнение по образцу (постукивание пальцем или карандашом). 3. По речевой инструкции. Со слуха: Скажи, по сколько раз я стучала? Послушай внимательно и стучи так, как я. II, II, II, III, III, II, III, II … III, II … II и др.   Стучи по 2 раза, теперь по 3 раза; 2 раза слабо и 3 раза сильно, еще раз повтори. Два сильных удара и 3 слабых, а теперь 2 слабых и 3 сильных и т.д. Ошибки восприятия ритмов и их оценки говорят о дисфункции верхнее-височных отделов левого полушария   Ошибки воспроизведения – это ошибки моторики: лишние удары – возможно заинтересованы теменно-височные отделы, недостаточность ударов, замедленность, персеверации и др. – возможно заднее-лобные отделы. Оценка ошибок позволит уточнить – это дисфункция премоторных, заднелобных отделов коры левого полушария, или дисфункция афферентных систем нижнетеменных отделов мозга. В первом случае ошибки по типу персевераций, во втором- замедленность, моторные трудности выполнения.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 248.