Исследования Л.С. Выготского показали, что на первых этапах развития сложные психические процессы, формируясь, опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в основе и составляющих как бы «базу» для развития более сложных психических функций. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что у ребенка не может развиваться речь без развития восприятия, ребенок может говорить и мыслить только воспринимая. Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и про странственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов (ощупывание) и т.д. — создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для «формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь. А позже речь в свою очередь начинает оказывать существенное влияние на развитие процессов восприятия, уточняя и обобщая их.
В этом разделе обследуются процессы восприятия разной модальности слухового, оптического, тактильного гнозиса. Исследуются процессы:
1) Зрительно-предметного восприятия:
а) узнавание предметов и изображений предметов на картинке;
б) узнавание «зашумленных» (перечеркнутых, пунктирных, стилизованных) предметных картинок;
в) узнавание символических изображений: геометрических фигур, букв;
г) узнавание цвета;
д) узнавание пальцев руки (по инструкции «покажи такой же палец»).
2) Акустического восприятия:
а) оценка ритмов;
б) воспроизведение ритмов;
в) узнавание предметов по соответствующему звучанию (шум дождя, шум поезда и т.д.).
3) Кожно-кинетического восприятия:
а) узнавание предмета на ощупь по тактильному ощущению (стереогноз), в этом случае восприятие и опознание производится только по показу (без слова!).
АКУСТИЧЕСКИЙ ГНОЗИС
а) Неречевой слух: исследование процессавосприятия неречевых звуков (акустических образов-восприятия-представлений)
Таблица 3
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Шелест бумаги. 2. Звон ложечки о стакан и др. 3. С магнитофона: - шум дождя; - шум поезда; - пение птиц. 4. Мелодия знакомой песни без слов. | Неречевые звуки, шумы. | Внимательно послушай звучание и скажи, что это такое, или покажи предмет, звук которого ты слышишь. Ты слышал? Узнай, что это такое, и назови, или покажи картинку. Послушай и скажи, какая это песня. | Исследуется: Слуховое внимание. Дифференцированное восприятие бытовых звуков, звучаний, шумов. Исследуется наличие слуховых предметных образов. Исследуется музыкальный слух. Неузнавание неречевых звуков, музыкальных и песенных мотивов может говорить о дисфункции теменно-височных отделов правого полушария. |
б) слухо-моторные координации
Таблица 4
Тесты | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 |
Ритмы: 1. Оценка ритмов. Воспроизведение: 2.Выполнение по образцу (постукивание пальцем или карандашом). 3. По речевой инструкции. | Со слуха: Скажи, по сколько раз я стучала? Послушай внимательно и стучи так, как я. II, II, II, III, III, II, III, II … III, II … II и др. Стучи по 2 раза, теперь по 3 раза; 2 раза слабо и 3 раза сильно, еще раз повтори. Два сильных удара и 3 слабых, а теперь 2 слабых и 3 сильных и т.д. | Ошибки восприятия ритмов и их оценки говорят о дисфункции верхнее-височных отделов левого полушария Ошибки воспроизведения – это ошибки моторики: лишние удары – возможно заинтересованы теменно-височные отделы, недостаточность ударов, замедленность, персеверации и др. – возможно заднее-лобные отделы. Оценка ошибок позволит уточнить – это дисфункция премоторных, заднелобных отделов коры левого полушария, или дисфункция афферентных систем нижнетеменных отделов мозга. В первом случае ошибки по типу персевераций, во втором- замедленность, моторные трудности выполнения. |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 284.