Таблица 8.
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Показ частей своего тела. | «Покажи свою правую рук, ногу, глаз, ухо». «Покажи глаз-нос, ухо-бровь, глаз-нос-ухо». | Исследуется сохранность (нарушение) схемы тела, понимание правого и левого в пространственных ощущениях и ориентировке в пространстве, т.е. сомато-пространственное восприятие. Нарушение в этих пробах могут говорить о дисфункции теменных и теменно-затылочных отделов левого и правого полушария. | |
2. Показ правой (и левой) рукой, указанных педагогом предметов. | «Покажи правой рукой стул, левой рукой люстру. Возьми левой рукой карандаш, правой рукой лист бумаги». | То же. | |
3. Разделение бумаги на левую и правую стороны. | «Раздели линией (карандашом) лист бумаги на 2 части – левую и правую. Отметь правую сторону красным крестиком, левую – синим». | То же. | |
4. Рисование отличающихся фигур на левой и правой сторонах по показу и по речевой инструкции. | «Рисуй на правой стороне круги, а на левой – треугольники, после того как я тебе: 1. покажу круг или треугольник; 2. скажу «круг» или «треугольник»». | То же. | |
5. Дорисовывание у предметов (животных) недостающих элементов – справа или слева. | «Дорисуй: - у собаки левое ухо; - у девочки правую руку; - у стола левую ножку и т.д.» | То же. | |
6. Называние пальцев своей руки, руки педагога и нарисованной кисти руки. Узнавание пальцев кисти руки. | «Назови этот палец, теперь – этот» и т.д. «Скажи, как называется этот палец у тебя, у меня…» | Нарушение называния пальцев может идти в синдроме амнестической афазии, а нарушение узнавания – в синдроме агнозии поражения теменно-затылочных отделов левого и правого полушария. |
ЦВЕТОВОЙ ГНОЗИС
Таблица 9.
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Классификация предметов одинаковых по форме и величине, но разных по цвету. | Лоскутки или картонные фигурки одинаковой формы, но разного цвета; карандаши. | 1. Разложи все фигурки в разные стопки, чтобы в каждой были фигурки одного цвета. 2. Положи сюда все красные, а сюда все синие фигурки. 3. Скажи, какого цвета эта фигурка. | Агнозия на цвета часто сочетается с агнозией на лица, и поэтому возникает при дисфункции затылочных отделов как левого, так и правого полушария, но преимущественно правого. Нарушение называния (а не узнавания) цвета сочетается с поражением затылочных отделов левого полушария. |
III . ПАМЯТЬ
ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
В третьем и четвертом разделах обследуются память и внимание. Исследование памяти является важным для представления о состоянии не только познавательных процессов у ребенка, но и речи, формирование и развитие которой тесно связано также и с состоянием мнестических процессов. Здесь исследуются общая и специальные виды памяти (зрительная, слухоречевая, двигательная), произвольные и непроизвольные процессы запоминания и воспроизведения.
Исследование памяти является важным для понимания состояния психической деятельности ребенка, т.к. она играет существенную роль в развитии мышления, "общего поведения", регуляции деятельности. Исследования показывают, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется памятью. Кроме того, память участвует в формировании поведения ребенка, собственной его организации, мотивов поведения. Спиноза писал, что намерение — есть память.
Однако роль памяти в психической деятельности, в частности, в мышлении, меняется с возрастом. В раннем возрасте память как бы замещает мышление, для этого возраста мыслить — значит вспоминать. А у подростков — память играет лишь вспомогательную роль в мышлении, для них, наоборот, писал Л.С. Выготский, — "...вспоминать — это значит мыслить". Важным при исследовании памяти является ее связь с речью и речевая организация памяти. Развитие памяти у детей (и у взрослых) идет по линии ее опосредствования другими ВПФ или предметами ("узелок на память", логические построения запоминания, образы-представления и др.). Собственно память отличается принципиально от опосредствованной памяти, которая является собственно организацией и включением других ВПФ в процесс запоминания — это более высокий этап развития памяти. При исследовании памяти у детей следует изучить способность детей к опосредствованному запоминанию (как зону ближайшего развития).
Таблица 10.
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Воспроизведение событий. | События дня. Прошлые события. | «Расскажи, что ты сегодня делал?» «А что ты летом (зимой) делал, где был?» | Исследуется процесс воспроизведения (актуализация прошлого) и процесс запоминания и воспроизведения. Этот вид памяти нарушается при дисфункции глубинных структур мозга или при снижении корковой активности. |
СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ
Таблица 11.
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Повторение отдельных слов. Повторение серий слов. | Слова: дом, стол, игла. Серии слов: стол, звон, лес, шкаф. | По словесной инструкции: «Повторяй за мной слова: дом, стол, игла. Повтори еще раз те же слова». «Повтори: стол, звон. Еще раз». [проба на непосредственное воспроизведение] «Повтори: лес, шкаф. Еще раз». [проба на отсроченное воспроизведение]. | |
2. Запоминание групп слов. | 1-я группа слов: круг, земля, стол. 2-я группа слов: день, собака, дерево. | Запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори. Теперь запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори. А теперь скажи, какие слова были первыми, а какие вторыми. | Исследуются: 1. Объем запоминания. 2. Прочность запоминания. 3. Ретро- и проактивное торможение, которое возникает при поражении средних отделов височной зоны мозга. |
3. Запоминание двух смысловых рядов. | 1. Собака лает. 2. Дом горит. | Запомни и повтори. Скажи первое предложение, а какое 2-е? | Исследуются ошибки воспроизведения: если не воспроизводятся (или воспроизводятся с трудом) 1-е предложение (или предыдущие слова), а последующие воспроизводятся хорошо, то стоит думать о возникновении ретроактивного торможения, которое возникает при поражении средних отделов коры левой височной зоны мозга. |
4. Запоминание и повторение фраз: а. непосредственное; б. отсроченное, после пустой паузы; в. после паузы, заполненной беседой (гомогенная интерференция). | А. «Дети взяли корзинки, и пошли в лес». Б. «Сегодня в школу пришел новый учитель по истории». В. «Я сначала сделала уроки, помогла маме вымыть посуду, а потом пошла в кино». | А. «Повтори предложение и запомни его». Б. «Повтори предложение и запомни его». После паузы: «скажи, какие ты запомнил предложения?». В. «Повтори предложение и запомни его». Затем – пауза, заполненная беседой (наложение на стимульное предложение других предложений – это гомогенная интерференция). После беседы (30 сек.): «Повтори предложение, которое ты должен был запомнить». | Нарушение непосредственного запоминания может говорить о дефектах следовой деятельности и о дисфункции глубинных структур мозга. При отсроченном воспроизведении после интерференции – ошибки запоминания связаны с тормозимостью следов последующей информацией, а не с самой следовой деятельностью. Такое нарушение возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария (2-й височной извилины). |
5. Запоминание пар фраз: - непосредственное; - отсроченное. | 1. На ветке елки сидит красивый дятел. 2. Высоко в небе сокол летит красивой стрелой. | Повтори и запомни 1-е предложение. Еще раз повтори. Повтори и запомни 2-е предложение. Еще раз повтори. Скажи 1-е предложение. Скажи 2-е предложение. | При запоминании предложений возможны: а. контаминации; б. замена одного предложения другим; в. воспроизведение предложений, которые были не в этой пробе, а в предыдущей; г. отказ от работы. Все эти ошибки говорят о слабости следовой деятельности, о влиянии на них последующей информации, приводящей к невозможности актуализации предыдущих предложений или к контаминациям и т.д. Все это происходит из-за дисфункции височных отделов мозга. |
6. Кривая памяти. Запоминание 10 слов. | 10 слов: дом, стол, кот, ночь, окно, игла, пирог, звон, крест, колодец. В зависимости от возраста можно брать для заучивания 5-7 слов. Серия слов повторяется 5 раз. Записываются все слова, порядок их воспроизведения и побочные слова (ассоциации). | Послушай внимательно все слова. Повтори все слова, которые ты запомнил. | Исследуется процесс, динамика запоминания и воспроизведения, тенденции к росту или снижению количества ошибок. Разные ошибки говорят о разной топике поражения мозга. |
ЗРИТЕЛЬНО-ПРЕДМЕТНАЯ ПАМЯТЬ
Таблица 12.
Пробы | Материал | инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Запоминание предметных картинок | Предметные картинки. Для запоминания предъявляются 2 картинки (с последующим увеличением до 5). Затем их смешивают с другими (7-10) и нужно найти заданные картинки. | Непосредственное запоминание. «Запомни эти картинки. А теперь найди их среди этой группы картинок». Отсроченное воспроизведение (после 5-10 мин.). «Найди снова картинки, которые ты запомнил» | |
2. Запоминание символических фигур | Геометрические фигуры | Повторить опыт с геометрическими фигурами так же, как с предметными картинками. | Исследуется запоминание малочастотных и трудно вербализуемых объектов и влияние речи на запоминание |
3. Опосредствованное запоминание | От 2-х до 4-х предметных картинок и разного цвета кружочки (или треугольники). На каждую картинку накладывается кружок определённого цвета. | «Запомни эти картинки и посмотри, какого цвета кружки лежат на них ». Картинки убираются. Ребёнку показывают кружки. «Какая картинка была под каким кружком». У старших детей такой опыт можно провести со словами | Исследуется высокий уровень развития памяти, её связи с другими ВПФ, организация запоминания |
Дополнительные пробы.
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Запоминание и выбор заданных картинок из других, которые составляют фон, а заданные – предмет действия | 1. Для запоминания даются 2-3 картинки, которые являются предметом действия. Они смешиваются с 8 другими картинками Нужно найти 2(3) заданные картинки. Затем даются 2-3 другие картинки, их надо запомнить и найти среди новых 7-8 картинок, и так 5 раз. Картинки-стимулы откладываются в сторону после работы с ними и не смешиваются с картинками, из которых каждый раз выбираются заданные картинки | «Запомни эти картинки и найди их в другой группе картинок» | В этом опыте, проведённом автором на большом количестве детей, обнаружилось: 1) дети младшего дошкольного возраста путают фоновые и основные картинки; 2) дети младшего школьного возраста также делают эти ошибки, но нередко исправляют их; 3) третий тип ошибок – инертность: дети выбирают предыдущие картинки (персеверации); 4) четвёртый тип ошибок – контаминации из всех групп, предлагаемых для запоминания. Все ошибки говорят о несформированности процессов памяти, о нарушении прочности следов, процессов выбора подвижности, что может негативно влиять на формирование речи, мышления и в целом интеллектуальной деятельности. Ошибки могут быть связаны с нарушением (дисфункцией): 1) лобных отделов мозга, а также и 2) затылочных. Ошибки в том и другом случае будут разными. В 1-ом случае – персеверации, контаминации и др., во 2-ом случае – смешение фоновых и стимульных картинок |
2. Конфликтная проба: замещение одних картинок другими | Во 2-ой части опыта наоборот – стимульные картинки становятся фоном, а фоновые – стимульными; из них даются 2-3 картинки для запоминания. | «Запомни эти картинки и найди их среди других» | Исследуется дифференцированное восприятие и образ-представление, дифференцированность и точность запоминания и воспроизведения и роль сформированности зрительно-предметного восприятия для формирования памяти. Ошибки могут говорить о заинтересованности в патологии височно-затылочных отделов левого полушария |
IV . ВНИМАНИЕ
Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания. Внимание — важнейший психический процесс, тесно связанный с общей и направленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Никакой психический процесс не может получить полноценного формирования без сформированного процесса внимания.
Многие практические работники недооценивают роли несформированности процесса внимания в формировании дебильности. Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстракции. Невозможность формирования понятий "... заключена у дебилов ... из-за несформированности внимания, потому что у них недоразвиты высшие формы произвольного внимания". [Л.С. Выготский. Избранные психологические исследования. 1956, стр.425.] Поэтому к исследованию произвольного внимания надо подойти со всей серьезностью и квалифицированно проанализировать все ошибки, т.к. это важно для постановки диагноза и последующей восстановительной работы.
Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4—5 годам. Шестилетние дети могут играть в течение одного часа. Для детей дошкольного возраста характерно лишь непроизвольное внимание. Слабо развито у них и распределение внимания. У школьников первых 2—3 классов объем внимания в 2—3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке они могут сохранять не более 12—15 минут. Все это необходимо учитывать при обследовании ребенка и делать частые перерывы в обследовании, в которых дать ребенку подвигаться, побегать, поиграть и др.
Таблица 13.
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тест на произвольное внимание. Произвольное последовательное прослеживание ряда чисел (букв, предметов) и поиск нужного ряда (или отдельных элементов ряда) | Таблица Шульта Предметы с недостающими или лишними элементами | 1) Найти цифры от 1 до 15 2) Найти красные цифры от 15 до 1 1) Чего здесь не хватает? 2) Чего здесь лишнее? | Исследуется объём внимания, скорость, подвижность и утомляемость Исследуется концентрация внимания. Нарушение этого отдела связано с дисфункцией лобных отделов мозга |
Поиск заданной картинки (фигуры) среди ряда других | Предметные картинки, геометрические фигуры | «Найди эту картинку» (показывается картинка). «Найди эту фигуру» (показывается геометрическая фигура). Картинки, фигуры и др. материал – всегда перед глазами ребёнка, т.к. это опыт не на запоминание, а на внимание. | Исследуется избирательность внимания. Нарушение может быть связано с дефектами лобных систем мозга, если не обнаружатся специфические трудности восприятия картинок |
Тест на непроизвольное внимание. Припоминание предметов, находящихся в комнате, с которыми работали | «Закрой глаза и скажи, что лежит на столе; что стоит в комнате» | Исследуется распределение внимания. | |
Тест на устойчивость внимания. Поиск указанных предметов, фигур, картинок, букв и др. среди ряда других. | Таблицы Анфилова Крепилина | Вычёркивай во всех строчках: 1) только букву А; 2) букву Е и И. Будь внимателен. | Исследуется прочность, точность внимания, сосредоточенность, распределение внимания, работоспособность. |
Тест на связь слова с вниманием. Слово – указатель внимания. Выполнение дифференцированных действий по речевой инструкции | Предметы | 1) возьми карандаш, положи его в карман; 2) встань и посмотри в окно; 3) возьми карандаш и нарисуй дерево и др. | Нарушение вниманиявлечёт за собой несформированность непознавательных процессов, интеллекта и поведения. Нарушение регулирующей роли речи (слова) указывает на дисфункцию лобных или глубинных структур мозга |
Количество проб можно уменьшить до трех (1-3). Иногда достаточно одной первой пробы.
V . РЕЧЬ И РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
Речь — одна из основных высших психических функций, которая должна быть обследована весьма тщательно. Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и образов. Л.С. Выготский писал, что всякое слово имеет первоначальный образ-представление и рост словаря прямо связан с образованием многочисленных и многообразных связей между предметным образом и словом. Понимание речи также связано с развитием чувственной основы речи — предметных образов. Следует также вспомнить, что первыми словами у детей являются не названия предметов, а действий, т.е. глаголов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека — она организовывает все ВПФ, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь как самостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять и функции опосредствования ВПФ, их связывания и организации.
Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств — жестов, мимики, интонации и пр. педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи — повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам и в ответах на вопросы, пересказы сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов). Материал исследования — вербальный и картиночный — должен быть высокочастотным, знакомым, объем не должен превышать 7 ± 2. Вербальный и картиночный материал должен отвечать следующим характеристикам: а) частотность (частота встречаемости слова, картинки у детей соответствующего возраста); б) субъективная частотность (собственный словарь ребенка); в) знакомость; г) нейтральная эмоциональная насыщенность; д) длина слова не короче двух и не длиннее 3-4 слогов, фонетический состав слова - средняя и легкая сложность.
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Таблица 14.
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Спонтанная речь. Метод беседы | Беседа с ребёнком на близкую ему тему | Я хотела бы узнать, как у тебя идут дела в школе. С кем ты дружишь, кто там самый драчун? | Могут быть: 1) ответы 1-2-сложные, с использованием слов, содержащихся в вопросе; 2) ошибки – отсутствие ответа, эхолалии и персеверации и др. |
2. Диалогическая речь. Метод коротких вопросов и ответов. | Короткие последовательные вопросы и ответы | Темы: «О школе», «Что ты делал во время каникул» и др. | 3) неадекватные ответы – эти и другие подобные речевые реакции могут говорить о дисфункции заднелобных и лобных отделов; 4) соскальзывание на побочные ассоциации –дисфункция лобных отделов; 5) трудности подбора слов, построения фразы, слов – возможна дисфункция теменно-височных отделов |
Автоматизированная речь | Произнесение цифрового ряда от 1 до 10. название дней недели, месяцев | Просчитай от 1 до 10, а теперь от 10 до 1, т.е. обратно. Это трудно, но ты сможешь. Назови подряд дни недели: понедельник… | Могут быть литеральные (моторные и сенсорные) парафазии, аграмматизмы (разного происхождения). Следует точно анализировать ошибки, которые могут указать на механизмы поражения и топику дисфункции мозговых зон |
Повторная речь | а) повторение: 1) звуков: а, о , у, б, к, п, д, л, т, н, х, р, ч; 2) дизъюнктных пар звуков: б-н, к-с, м-р; 3) оппозиционных пар звуков: б-п, д-т, к-г, х-к, з-с и др.; 4) серии звуков: би-ба-бо, бо-би-ба и др. | Материал для повторения подаётся по одному элементу (звук, слог, слово и т.д.). Рот педагога прикрыт. «Повторяй за мной звуки: закрой глаза, слушай внимательно и повторяй. А теперь повторяй пары звуков» и т.д. | Ошибки повторения оппозиционных пар звуков могут быть результатом не только нарушения фонематического слуха, но и дефектов моторики. Проверять с помощью другого индикатора. Дефекты переключения при повторении этих пар звуков (би-ба-бо) могут говорить о дисфункции задне-лобных отделов мозга или общем снижении корковой активности |
б) повторение слов: окно, потолок, дом, дым, балка, палка | Повторяй за мной, слушай внимательно | Ошибки повторения слов могут быть связаны с разными причинами, поэтому важно классифицировать эти ошибки: 1) с нарушением фонематического слуха (височные отделы – 22 поле); 2) с инертностью речевого процесса (персеверации, контаминации) – задне-лобные отделы; 3) с нарушением слухоречевой памяти (2-я височная извилина) и с нарушением моторной стороны речи ( литеральные моторные парафазии и др.) | |
в) повторение фраз (постепенно увеличивать объём предложений): Луна светит. Мальчик спит. Девочка пошла в лес. Мальчик играет в мяч. | Исследуется слухо-речевая память, объём слухового восприятия. Возможные ошибки – неудержание объёма фразы или последнего слова, литеральные и вербальные парафазии могут говорить о дисфункции височных отделов; контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз возможны соответственно при дисфункции лобных и задне-лобных отделов | ||
Активная речь | а) рассказ по сюжетной картинке (частотной, т.е. известной ребёнку и неизвестной); б) собственное сочинение (устный рассказ на заданную тему) | Расскажи пожалуйста что здесь нарисовано. Только складно и подробно. Расскажи о чём хочешь, ну, например, о зиме. | Исследуется активность, развёрнутость, связность рассказа, лексика, наличие парафазий, аграмматизмов, соскальзывания на побочные ассоциации, соответствие сюжету картинки и др. Эта проблема многозначна, с её помощью исследуется слухоречевая память, речь, вербальное мышление. Ошибки: в лексике – литеральные и вербальные парафазии, бедность лексического состава, грамматика речи (поражение речевых зон), связность выскальзывания, адекватность, понимание сюжета и его смысла ( поражение лобных зон мозга) |
Номинативная речь | Называние предметов по номинативным картинкам (5-7 в поле зрения) | Назови мне эту картинку (указывается), а теперь – эту и т.д. Затем по 2 – назови эту и эту. Затем по 3 | Могут быть ошибки: сенсорного и моторного происхождения ( литеральные парафазии). Возможна дисфункция нижних теменных и височных отделов височного полушария |
Понимание и называние частей тела – нос, глаза, шея, ухо, рука, нога, брови, волосы | Покажи на себе- где у тебя нос, глаз и т.д. А теперь нос-глаз, глаз-рот. А у меня покажи. Назови, что это такое ( указывается на нос, глаз и т.д.) | Дефекты называния частей тела могут говорить о нарушении сомато-пространственных ощущений, о дисфункции теменных отделов мозга |
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Таблица 15.
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Метод понимания и выполнения вербальных инструкций | Фразы: 1. Закрой глаза 2. Открой рот. 3. Положи руки. 4. Встань, подойди к двери, вернись сюда | Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй | Понимание наиболее упрочённых речевых инструкций нарушается при дисфункции височных отделов. Однако, чаще всего понимание этих инструкций сохраняется. |
2. Понимание обращённой речи. Метод беседы. | Обычная бытовая беседа. «Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Ты любишь занятия со мной?» | Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задавать мне вопрос, а я тебе отвечу | Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой, тогда сразу обнаруживаются нарушения понимания. И этот дефект скорее всего будет связан с дисфункцией височных отделов. |
3. Понимание предметных слов. Метод показа названных предметов (объектов) | 1. Предметные картинки 2. Окружающие предметы | Сначала по одному предмету, затем - по два, по три. Покажи «стол», «яблоко». Покажи ложку и яблоко и т.д. | Увеличение объёма может привести к ошибкам:
|
4. Понимание фраз. Метод понимания фраз. | Короткие простые по грамматической структуре фразы. Показатель понимания (индикатор) – показ соответствующих фразе картинок | Покажи картинку, на которой нарисовано: «мальчик сидит на стуле». «На столе стоят цветы» | |
5. Фонетический слух | Отдельные звуки: Дизъюнктные – а-к, б-л, т-ш; Оппозиционные – б, п, д, т (даётся только по одному звуку) | Индикатор – повторение. Повторяй за мной с закрытыми глазами. Индикатор – буква. Я назову звук, а ты найди соответствующую букву (из 3-4-х – Б, П, Г, Д или А, К, О, Р) Индикатор – условно-рефлекторная реакция. Если я назову Б, ты подними руку, а если я назову П, не поднимай | Ошибки – замены оппозиционных звуков говорит о наличии сенсорной афазии ( о дисфункции верхней височной извилины – поле 22) |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 291.