Таблица 5.
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Выбор картинки по слову, наименованию. | 1. Реальные предметы. 2. Предметные картинки. | «Найди, где тетрадь, где медведь и т.д.» | Исследуется восприятие и узнавание предметов, организация восприятия словом (речью). Ошибки могут говорить о возможной дисфункции средне-височных отделов левого полушария. |
2. Называние. | 3. Контурные изображения. 4. Перечеркнутые изображения. 5. Конфликтные фигуры («кентавры»). | «Что здесь нарисовано - назови». «Назови». | Если предыдущая проба на простое узнавание выполнена, то следует перейти к сенсибилизированной пробе (контурные, перечеркнуты предметы и т.д.); исследуется вычленение существенных признаков предметов. |
3. Выбор из 3-х предметных картинок. | Корова, лошадь, тигр; медведь, свинья, баран. | «Найди такой же предмет» (дается картинка, задача – узнать и найти такую же). | Исследуется точность и дифференцированность восприятия предметов, их знание. Ошибки в выполнении возможны при дисфункции затылочных и лобных отделов мозга. |
4. Выбор частей целого. | «Найди элементы, из которых состоит это животное». | Исследуется дифференцированное восприятие, вычленение существенных признаков, процесс сравнения, целостный образ-представление предмета – средне-височные отделы левого полушария, затылочные и лобные зоны мозга. | |
Опознание и выбор букв, цифр, геометрических фигур. | Буквы, цифры, геометрические фигуры. | Дается 1 буква (цифра, геометрическая фигура), задача – выбрать такую же из имеющихся трех. «Найди такую же среди этих трех букв». | Исследуется сохранность (несохранность) перцепторного образа и образа-представления. Ошибки опознания предметов идут за счет дисфункции затылочных отделов, которая ведет к предметной агнозии. Однако эти же ошибки могут допускать дети с дисфункцией лобных систем мозга, так как у них отсутствует аналитическое поведение, которое есть у детей с первичной агнозией. Они не вычленяют существенных признаков объекта и делают заключение о предмете по одному случайному признаку. |
Копирование фигур. | Буквы, цифры, геометрические фигуры. Предметы – яблоко, огурец. | «Срисуй то, что видишь. Старайся срисовать точно». | Исследуется восприятие и воспроизведение символических и бытовых фигур, часто встречающихся предметов. Исследуется сформированность (нарушения) зрительного восприятия и образов-представлений. Важно отметить, имеется ли разница в ошибках при выполнении 1-го и 2-го заданий (предметный и символический уровни). |
Рисование по слову. | Предметы: яблоко, стол, девочка, мама, папа. | «Нарисуй яблоко. Постарайся нарисовать хорошо и точно». | Исследуется связь предметных образов со словом, зрительно-моторная и семантическая связи. |
Дорисовывание до целого | Недорисованные предметы, предметные картинки с недостающими элементами. | «Посмотри, узнаешь этот предмет? Дорисуй его». (Если ребенок не узнал, то надо назвать). «Это пальто, дорисуй его» и т.д. | Исследуются сохранности конкретных предметных образов-представлений и образов-восприятий. Ошибки возможны при дисфункции или поражении затылочных отделов мозга или зоны ТРО. |
Дорисовывание предметных изображений. | Рисунки предметов (стол без ножки, чайник без ручки и др.). | «Это что такое? Дорисуй, чего здесь не хватает. Дорисуй этот предмет до целого». | Исследуется сохранность (нарушение) пространственного восприятия предмета и образа предмета. Ошибки могут говорить о поражении (или дисфункции) теменных или теменно-затылочных зон. |
Определение недостающих элементов. | Картинки с недостающими элементами. | «Скажи, чего здесь не хватает. Найди среди этих картинок». | То же. |
Дорисовывание до любого предмета. | Различные геометрические и другие фигуры. | «Дорисуй до любого предмета. Представь себе его и рисуй все, что хочешь. Постарайся нарисовать побольше предметов». | Исследуются сохранность объема образов, их динамики, богатства, в целом – воображения. Нарушение этого вида деятельности возможно при дисфункции затылочных отделов мозга, зоны ТРО и лобных отделов мозга. Следует провести точный дифференцированный качественный анализ ошибок и поведения ребенка при выполнении этой пробы и только на этой основе ставить топический диагноз. |
Все эти тесты направлены на исследование акустического и зрительного восприятия, на исследование предметных образов-представлений слуховых и зрительных, т.е. на исследование тех психологических основ, которые являются базой для формирования и развития речи и интеллекта. На более поздних этапах развития ВПФ речь начинает влиять на развитие других ВПФ, формируется ее организующая роль, она начинает влиять на развитие познавательных и интеллектуальных процессов. Ошибки при выполнении этих тестов могут быть связаны с поражением, дисфункцией или недоразвитием височной зоны и зоны ТРО левого полушария, т.е. височно-теменно-затылочной зоны. Количество тестов можно сократить, если после двух-трех тестов становится ясной картина сохранности (или нарушения) зрительного восприятия и образов-представлений.
ТАКТИЛЬНЫЙ ГНОЗИС
Таблица 6.
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тактильное опознание: ощупывание предмета с закрытыми глазами. | Ключ, часы, скрепка, монета и др. | «Закрой глаза, я положу тебе в руку предмет. Ты сожми руку и назови его, или, не раскрывая руки, найди этот предмет среди предметов, которые лежат на столе». | Исследуется тактильный гнозис, узнавание предметов по кожно-кинестетическому ощущению. Ошибки опознания могут говорить о дисфункции зоны кожно-кинестетического анализатора, о дисфункции теменных отделов мозга. |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 251.