Пятый столп: вера в последний день, включающая в себя четыре составные части
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ)

 

То есть день воскресения, когда Аллах оживит людей для расчета и воздаяния.

 

Он был назван так потому, что другой день после него не наступит, и обитатели рая поселятся в своих жилищах, а обитатели огня – в своих.

 

 

Вера в последний день включает в себя три составные части:

ПЕРВАЯ: вера в воскресение, то есть оживление умерших после того, как ангел вострубит в трубу во второй раз, и люди восстанут и направятся к своему господу босыми, нагими и необрезанными, ибо Аллах Всевышний сказал: «…как создали Мы первое творение, так и повторим его в соответствии с Нашим обещанием. Поистине, Мы сделаем!». «Пророки», 104.

 

Воскресение является бесспорной истиной, на которую указывают Коран, сунна и общее мнение мусульман. Аллах Всевышний сказал: «Потом, поистине, после этого вы умрете, а потом, поистине, в судный день вы будете воскрешены». «Верующие», 15-16.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день люди будут воскрешены босыми и необрезанными». Этот хадис приводят Бухари и Муслим.

 

Все мусульмане убеждены в достоверности этого, что сообразуется с замыслом Аллаха, который состоит в том, что Аллах даст людям другую жизнь, и в этой жизни Он воздаст им за выполнение ими того, что Он поручил людям делать через Своих посланников. Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы посчитали, что Мы создали вас для забавы и что вы к Нам не будете возвращены?!». «Верующие», 115.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, тот, кто вменил вам в обязанность Коран, обязательно вернет вас к жизни!».

 

ВТОРАЯ: вера в отчет и воздаяние, то есть вера в то, что раб должен будет давать отчет за свои дела и получит за них соответствующие воздаяние, на что указывают Коран, сунна и общее мнение мусульман.

 

Аллах Всевышний сказал: «Поистине, к Нам их возвращение, а потом Нам предстоит рассчитаться с ними». «Покрывающее», 25-26.

 

Аллах Всевышний также сказал: «Совершившему нечто благое воздастся десятикратно, а совершившему нечто дурное воздастся только подобным же, и они не будут обижены». «Скот», 160.

 

Аллах Всевышний также сказал: «И устроим Мы весы верные для дня воскресения. Не будет обижена душа ни в чем, и даже если будет это весом с пылинку, Мы принесем и его, и достаточно будет Нас для расчетов!». «Пророки», 47.

 

В одном из хадисов, передаваемых со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: - Поистине, Аллах приблизит к Себе верующего, и покроет его Своей сенью и скажет: «Знаешь ли ты о таком-то грехе? Знаешь ли ты о таком-то грехе?» И он скажет: «Да, о Господь», а после того, как Он заставит его сознаться в его грехах, и он увидит, что погиб, Он скажет: «Я покрыл твои грехи в мирской жизни и Я прощаю их тебе сегодня». И Он даст ему книгу с записью его благих дел. Что же касается неверных и лицемеров, то Он обратится к ним через головы тех, кто возводил ложь на своего Господа и скажет: «Разве не лежит проклятие Аллаха на несправедливых?!». Этот хадис приводят Бухари и Муслим.

 

И известно также, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, тому, кто задумает совершить нечто благое и совершит это, Аллах запишет от десяти до семисот и более благих дел, тому же, кто задумает совершить нечто дурное и совершит это, Аллах запишет только одно дурное дело».

 

Все мусульмане сходятся во мнении о том, что расчет и воздаяние являются непреложной истиной, ибо это полностью сообразуется с замыслом Аллаха Всевышнего, который ниспослал людям Писания, направил к ним посланников, вменил Своим рабам в обязанность согласие с тем, что они приносили с собой, и выполнение всего необходимого из этого и обязал их сражаться с теми, кто этому противится, сделав дозволенными для мусульман их жизнь и имущество и разрешив им захватывать жен и детей неверных.

 

А если бы ни расчета, ни воздаяния не было, то все это действительно было бы забавой, но Мудрый Господь не имеет с подобными вещами ничего общего, на что и указал Аллах Всевышний, сказав: «Мы обязательно спросим тех, к кому были посланы, и Мы обязательно спросим посланников и Мы обязательно расскажем им со знанием, ведь не бываем Мы отсутствующими!». «Преграды», 6-7.

 

ТРЕТЬЯ: вера в рай и ад, а также в то, что они станут вечным исходом для людей. При этом рай станет обителью блаженства, уготованного Аллахом Всевышним для верующих и богобоязненных, которые уверовали в то, чему Он обязал их верить, и повиновались Аллаху и Его посланнику, сохраняя верность Аллаху и следуя за Его посланником.

 

Из видов блаженства в раю есть то, чего не видели глаза, о чем не слышали уши и чего не могло представить себе сердце человека. Аллах Всевышний сказал: «…воздаяние им у их Господа – сады Адна, гда внизу текут реки, останутся они там навечно. Аллах доволен ими и они довольны Аллахом. Это – для тех, кто боялся своего Господа». «Явное доказательство», 8.

 

Всевышний также сказал: «И не знает душа, что скрыто для них из радующего глаз в награду за то, что они творили». «Земной поклон», 17.

 

Что же касается ада, то он станет обителью мучений, уготованной Аллахом Всевышним для неверных и несправедливых, которые не уверовали в Него и ослушались Его пророков, и в этой обители их ждут такие мучения и наказания, что этого невозможно даже представить себе. Аллах Всевышний сказал: «И бойтесь огня, который уготован неверным…». «Семейство Имрана», 131.

 

Всевышний также сказал: «Поистине, Мы приготовили для несправедливых огонь, который окружит их будто шатер, а если они станут взывать о спасении, то помогут им водой, подобной расплавленному металлу, которая обожжет лица. Скверное это питье и плохое пристанище!». «Пещера», 29.

 

Всевышний также сказал: «Поистине, Аллах проклял неверных и уготовил для них пламя, в котором они останутся навечно! Не найдут они покровителя и помощника, а в тот день, когда лица их будут повергнуты в огонь, они скажут: ‘О если бы мы повиновались Аллаху и повиновались посланнику!’». «Сонмы», 64-66.

 

К вере в последний день присоединяется и вера во все то, что произойдет после смерти, например:

А – В искушение могилы, когда после погребения покойного станут спрашивать о его Господе, о его религии и его пророке, и при этом каждому из уверовавших Аллах даст возможность ответить твердо, и он скажет: «Господь мой – Аллах, религия моя – ислам, а пророк мой – Мухаммад». Несправедливых же Аллах введет в заблуждение, и неверный скажет: «Я не знаю», а лицемер или сомневающийся скажет: «Я не знаю, я только слышал, как люди говорили что-то и повторял за ними».

 

Б – В мучения и блаженство, которые ожидают покойных в могилах. Мучения ждут лицемеров и неверных, ибо Аллах Всевышний сказал: «Если бы увидел ты несправедливых, пребывающих в предсмертной агонии, когда ангелы протягивают руки свои: ‘Изведите ваши души, сегодня воздастся вам наказанием унизительным за то, что не истину говорили вы об Аллахе и превозносились над его знамениями!’». «Скот», 93.

 

А о роде фараона Всевышний сказал так: - …огонь, в который будут ввергать их утром и вечером, а в тот день, когда наступит час…: «Подвергните род фараона сильнейшему наказанию!». «Верующий», 46.

 

В одном из хадисов, передаваемых со слов Зайда бин Сабита, сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям: «Если вы не станете погребать друг друга, я попрошу Аллаха, чтобы Он дал вам услышать то, что происходит, когда покойного подвергают мучениям в могиле, как это слышу я», а потому он повернулся к ним лицом и сказал: «Молите Аллаха о защите от мучений огня», и они сказали: «Прибегаем к защите Аллаха от мучений огня». Потом он сказал: «Молите Аллаха о защите от мучений могилы», и они сказали: «Прибегаем к Аллаху от мучений могилы». Потом он сказал: «Молите Аллаха о защите от явных и тайных искушений», и они сказали: «Прибегаем к защите Аллаха от явных и тайных искушений». И, наконец, он сказал: «Молите Аллаха о защите от искушений Антихриста», и они сказали: «Прибегаем к защите Аллаха от искушений Антихриста». Этот хадис приводит Муслим.

 

Что же касается блаженства пребывания в могиле, то оно уготовано для тех, кто искренне верил, ибо Аллах Всевышний сказал: - Поистине, к тем, которые говорили: «Господь наш – Аллах»-, а потом не отступали от этого, нисходили ангелы: «Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам!». «Разъяснены», 30.

 

Аллах Всевышний также сказал: «А разве не будет так, что когда она дойдет до гортани, и вы будете смотреть, то Мы окажемся ближе к этому, чем вы сами? А разве, если бы не были вы обязаны, то не вернули бы ее обратно, если вы правдивы? Тому же, кто относился к числу приближенных, - покой, аромат и сад благодати». «Падающее», 83-89.

 

Аль-Бара бин Азиб (да довольствуется им Аллах) передал, что о верующем, который даст двум ангелам ответы на их вопросы в своей могиле, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал так: - И тогда раздастся с небес голос: «Правду сказал раб мой, постелите же ему ложе из рая, и оденьте его в одежды из рая и откройте для него врата рая!» И его охватит покой благодать рая, и сделана будет могила его просторной, насколько хватит глаз его. Часть длинного хадиса, приводимого Ахмадом и Абу Даудом.

 

 

Вера в последний день приносит много важных плодов, в том числе:

1 – Желание и стремление к повиновению Аллаху в надежде на награду Его в этот день.

2 – Опасение ослушания и желания ослушания из страха перед наказанием этого дня.

3 – Забвение верующим того, что минуло его из мирских благ, ибо забывать об этом ему помогает его надежда на обретение блаженства и награды в мире ином.

 

Неверные отрицали воскресение после смерти, утверждая, что это невозможно, однако подобные утверждения несостоятельны, а о ложности их свидетельствуют шариат, ощущения и разум.

Если обратиться к шариату, то указанием на ложность подобных утверждений служат слова Аллаха Всевышнего: - Утверждали те, кто не веровал, что они никогда не будут воскрешены. Скажи: «Да, клянусь Господом моим, вы будете воскрешены, а потом сообщено вам будет о том, что вы совершали, и это для Аллаха легко». «Взаимное обманывание», 7.

 

И в этом сходятся все ниспосланные свыше Писания.

 

Если говорить о том, что познается посредством чувств, то Аллах уже в этом мире показал рабам Своим, что воскресение из мертвых возможно, и в суре «Корова» приводится пять примеров этого.

ПРИМЕР ПЕРВЫЙ: он касается соплеменников Мусы, которые сказали ему: «О Муса, мы ни за что не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто!». «Корова», 55.

 

И после этого Аллах Всевышний сначала умертвил их, а потом воскресил, и об этом говорил Аллах Всевышний, обращаясь к израильтянам:

- И вот сказали вы: «О Муса, мы ни за что не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто!» И поразила вас молния, пока вы смотрели, а потом Мы воскресили вас после вашей смерти, - может быть, вы будете благодарны! «Корова», 55-56.

 

ПРИМЕР ВТОРОЙ: он касается того убитого, из-за которого между израильтянами возник спор, и тогда Аллах Всевышний повелел им принести в жертву корову и ударить покойного какой-либо ее частью, чтобы он сообщил им о том, кто убил его, и Аллах Всевышний сказал об этом так:

- И вот вы убили душу и вступили в спор о ней, а Аллах выводит наружу то, что вы скрывали. И Мы сказали: «Ударьте его какой-либо ее частью». Так оживляет Аллах мертвых и показывает вам Свои знамения, - может быть, вы уразумеете! «Корова», 72-73.

 

ПРИМЕР ТРЕТИЙ: он касается тех тысяч людей, которые оставили свои жилища, спасаясь от смерти, и Аллах Всевышний умертвил их, а потом воскресил, и об этом Он говорит так: - Разве ты не видел тех, кто покинул свои жилища, - а было их тысячи – опасаясь смерти? И сказал им Аллах: «Умрите!» -, а потом Он оживил их. Поистине, Аллах милостив к людям, но люди в большинстве своем неблагодарны! «Корова», 243.

 

ПРИМЕР ЧЕТВЕРТЫЙ: он связан с рассказом о том, кто проходил мимо разрушенного селения, посчитав невероятным, что Аллах Всевышний может оживить его, и тогда Аллах умертвил его самого на сто лет, а потом оживил его, и об этом Аллах Всевышний говорит так: - Или как тот, кто проходил мимо разрушенного до основания селения и сказал: «Как оживит это Аллах после его смерти?» И Аллах умертвил его на сто лет, а потом воскресил. Сказал Он: «Сколько ты пробыл?» Тот сказал: «Пробыл я день или часть дня». Сказал Он: «Нет, ты пробыл сто лет! И взгляни на свою пищу и питье – оно не испортилось. И взгляни на своего осла, чтобы сделали Мы тебя знамением для людей. И взгляни на эти кости, как Мы их поднимем, а потом облечем их мясом». А когда стало ясно, он сказал: «Я знаю, что Аллах может все». «Корова», 259.

 

ПРИМЕР ПЯТЫЙ: он касается рассказа о друге Аллаха Ибрахима, который попросил Аллаха показать ему, как Он оживляет мертвых. И тогда Аллах Всевышний повелел ему умертвить четырех птиц и поместить части их тела на стоявших вокруг горах, а потом позвать их, и тогда части их соединятся и устремятся к Ибрахиму.

 

И об этом Аллах Всевышний говорит так: - И вот сказал Ибрахим: «Господь мой, покажи мне, как Ты оживляешь мертвых». Он сказал: «Разве ты не уверовал?» Он сказал: «Да, но чтобы сердце мое успокоилось». Сказал Он: «Возьми четырех птиц, собери их к себе и разорви, а потом помести на каждой горе по части и позови их: они явятся к тебе стремительно. Поистине, Аллах – Могучий, Мудрый!». «Корова», 260.

 

Все это – примеры реальных фактов, познаваемых с помощью чувств и свидетельствующих о возможности воскрешения мертвых, а раньше мы уже упоминали о знамениях Аллаха Всевышнего, давшего Исе, сыну Марйам, способность воскрешать мертвых и выводить их из их могил по соизволению Аллаха.

 

Что же касается разума, то он свидетельствует о возможности из мертвых двояко:

 

Во-первых, поистине, Аллах Всевышний является Создателем небес, земли и всего того, что в них обитает, а тот, кто сотворил их в первый раз, может сделать это и снова. Аллах Всевышний сказал: «Он – тот, кто впервые производит творение, а потом повторит его, и это для Него еще легче». «Румы», 27.

 

Всевышний также сказал: «…как создали Мы первое творение, так Мы его и повторим в соответствии с Нашим обещанием. Поистине, Мы действуем!». «Пророки», 104.

 

Повелевая же дать ответ тем, кто отрицал возможность оживления истлевших костей, Он сказал: - Скажи: «Оживит их тот, кто создал их в первый раз, и Он сведущ о всяком творении…». «Йа син», 79.

 

Во-вторых, и земля бывает мертвой, когда на ней нет ни одного зеленого растения, но после дождя она приходит в движение, и на ней появляется свежая зелень, а из этого можно сделать вывод о том, что тот, кто способен оживить землю после ее смерти, может оживить и покойных. Аллах Всевышний сказал: «К числу знамений Его относится то, что ты видишь землю сухой, а когда Мы ниспосылаем на нее воду, она приходит в движение и разбухает. Поистине, тот, кто оживил ее, конечно, оживит и мертвых. Поистине, Он все может!». «Разъяснены», 39.

 

Всевышний также сказал: «И низвели Мы с небес воду благословенную и произрастили ею сады, и зерна урожая и пальмы высокие, первые плоды которых располагаются друг над другом, в удел рабам и оживили ею мертвую страну. Таков же будет и исход!». «Каф», 9-11.

 

Тем не менее отклонившиеся от пути истинного отрицали, что в могилах людей могут ожидать мучения или блаженство, утверждая, что подобного быть не может, так как это противоречит реальным фактам. При этом они ссылаются на то, что если могилу покойного вскрыть, то мы обнаружим, что он находится в том же положении, как и раньше, а размеры самой могилы не изменились.

 

Однако подобные утверждения являются несостоятельными ни с точки зрения шариата, ни с точки зрения постигаемого с помощью чувств, ни с точки зрения разума.

Что касается шариата, то выше мы уже цитировали соответствующие аяты Корана и хадисы, подтверждающие, что в могилах людей ожидают мучения или блаженство, что имеет отношение к вере в последний день.

 

В одном из хадисов сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышедший за пределы Медины, услышал голоса двух человек, подвергавшихся мучениям в своих могилах». Далее в этом же хадисе сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, один из них не закрывался от собственной мочи, другой же распространял сплетни».

 

Что касается постигаемого с помощью чувств, то в качестве примера можно указать на то, что во сне человек может увидеть, что он находится в некоем просторном и красивом месте, пребывание в котором доставляет ему наслаждение, или же ему может присниться, что он находится в некоем тесном и безлюдном месте, пребывание в котором заставляет его страдать.

 

Однако когда он просыпается, то видит, что находится в в своей комнате и лежит на своей постели, как и прежде. Но сон является братом смерти, и поэтому Аллах Всевышний назвал его кончиной, сказав: «Аллах приемлет души в момент их смерти и приемлет их во сне, задерживая ту, для которой Он определил смерть, и отпуская другую до названного срока». «Толпы», 42.

 

Что касается разума, то можно указать на то, что в своих снах спящий видит то, что соответствует действительности. Так, например, он может увидеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует) таким, каким он был, а увидевший его в подобном виде видит его в действительности, и вместе с тем спящий на своей постели остается далеким от того, что он видит.

 

Однако если подобное возможно в мире этом, то почему же это невозможно в мире ином?!

 

1 – Недопустимо возражать доводам Корана и сунны, выдвигая подобные сомнительные аргументы, ибо если выдвигающий их хорошо поразмыслит над ними, то он поймет их несостоятельность, как сказал об этом поэт: «Сколь много порицающих слово правильное, Беда которых состоит в том, что нет у них правильного понимания!»

2 – Все то, что будет происходит в период между смертью человека и днем воскресения, относится к миру сокровенного и не может быть познано чувствами, в противном случае не было бы никакого смысла верить в скрытое и сокровенное, ибо тогда верующие в сокровенное и отрицающие сокровенное сравнялись бы между собой.

3 – Что касается мучений и блаженства могилы, а также размеров могилы, то все это становится известным только самому покойному. Это можно сравнить с положением спящего, ибо если посмотреть на него со стороны, то внешне положение его не изменяется, что бы он ни увидел – нечто просторное и прекрасное или же нечто тесное и безлюдное, так как в любом случае он будет оставаться в той же комнате и на той же постели.

 

Так, например, бывали случаи ниспослания пророку (да благословит его Аллах и приветствует) откровений в то время, когда он находился среди сподвижников. При этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) слышал слова откровений, а сподвижники не слышали, и может быть так, что пред ним представал ангел, который говорил ему нечто, но сподвижники не видели этого ангела и не слышали его слов.

4 – Поистине, способность людей к постижению ограничена теми возможностями, которыми наделил их Аллах Всевышний, и поэтому они не могут постичь все сущее.

 

В то же время семь небес и земля вместе с теми, кто в них обитает, а также и все остальное, прославляют Аллаха, но услышать эти прославления Аллах Всевышний лишь иногда позволяет тем, кому пожелает, оставаясь скрытым от нас.

 

И об этом Аллах Всевышний говорит так: «Прославляют Его семь небес, и земля и те, кто в них, и нет ничего, что не прославляло бы Его, воздавая Ему хвалу, но вы не понимаете прославления их». «Ночное путешествие», 44.

 

То же самое касается шайтанов и джиннов, снующих по земле в разных направлениях. Так, например, известно, что джинны являлись к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и слушали его чтение, а потом возвращались к своим соплеменникам, но вместе с тем они отделены от нас, и об этом Аллах Всевышний сказал так: «О сыны Адама, не искусит вас шайтан, как извел он ваших прародителей из рая, лишив их одежды, чтобы показать им их срам. Поистине, он и племя его видят вас оттуда, откуда вы не видите их, и, поистине, сделали Мы шайтанов покровителями тех, кто не верует!». «Преграды», 27.

 

Таким образом, если постижению людей все сущее недоступно, то не следует и отрицать того, что имеет отношение к миру сокровенного и чему имеются свои подтверждения.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.