ИКТ-информационно-коммуникационные технологии. ИКТ-обобщающее понятие, описывающие различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий в начальной школе является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, сам выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника-консультанта.
Мультимедиа-средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, пополнению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
При использовании информационных технологий в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации.
Достигаются общие цели образования:
1. умение собирать факты и сопоставлять их;
2. умение организовывать и выражать свои мысли на бумаге и устно;
3. умение логически рассуждать;
4. умение слушать и понимать устную и письменную речь.
ИКТ помогают учащимся:
-ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
-овладеть практическими способами работы с информацией;
-развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
-расширить возможность самостоятельность деятельности;
-развивать мышление;
-формировать приемы мыслительной деятельности, навыки исследования деятельности, контроля и самоконтроля.
Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий
1-2 класс – 7-15 минут
3-4 класс – 15-20 минут
Использование ИКТ позволяет учителю:
-совершенствовать содержание, методы и орг. формы работы с уч-ся;
-активизировать познават. деят-ть выполняемой работы;
-рационально организовать уч. процесс, повысить эффективность урока;
-усилить положительную мотивацию обучения;
-обеспечить высокую степень дифференциации обучения (индивид. подойти к ученику, применяя разноуровневые задания);
-сократить время для контроля и проверки знаний уч-ся;
-в полной мере реализовать основные принципы познават. деят-ти.
16. Игровые технологии на уроках обществознания в н.ш.
(классификация, функции).
Первые игры, имевшие дидактическую направленность, появились в первой четверти 19 века. В 1823 году в Казани была выпущена настольная игра, в которой нашли отражение события внешней и внутренней политики России.
В советские времена идея Гартвига и его единомышленников оформились в игровой метод обучения.
Игры, которые используются в н.ш. можно разделить на две большие группы:
- сюжетно-ролевые исторические игры (ретроспективные и деловые) могут принимать различные формы: ист. расследование, воображаемое путешествие и т.д. В ретроспективных играх моделируется ситуация отдаленного прошлого, участники играют роли ист. деятелей и представителей социальных групп, причастных к тем или иным важным событиям. В интересах корректного обращения с историей рекомендуется не брать роли реальных персонажей прошлого, а ограничиваться кругом собирательных героев. В деловых сюжетно-ролевых играх школьники выполняют роли своих взрослых современников – специалистов в разных областях знаний, имеющих отношение к проблеме игровой встречи. Для сюжетно-ролевых игр существенным является наличие роли, сюжета и игровых взаимоотношений, в которые вступают дети, исполняющие роли.
- ист. игры с правилами (тренировочные игры). Не имеют сюжета и не требуют от участников перевоплощения в людей другой эпохи или соц.статуса. Включают такие виды игр как викторины, чайнворды, лото, кроссворды, ребусы и тд.
Основные функции игр:
1. Социо-культурное назначение игры. Игра- сильнейшее средство социализации ребенка, включающая в себя процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм присущих обществу или группе сверстников.
2. Функция межнациональной коммуникации. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности.
3. Функция самореализации человека в игре.
4. Коммуникативная игра.
5. Диагностическая функция игры.
6. Игротерапевтическая функция игры. Может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.
7. Функция коррекции в игре. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
8. Развлекательная функция игры.
17. Проблемное обучение. Проблемные ситуации, способы создания проблемных ситуаций на уроках обществознания в н.ш.
Проблемное обучение –тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с пояснениями готовых выводов науки, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся.
В 20 веке идея проблемного обучения получила интенсивное развитие и распространение в образовательной педагогике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием Д. Дьюи. Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Д. Брунера.
В отечественной пед. литературе идеи проблемного обучения становятся актуальными со 2 половины 50-х гг 20 века. М. А. Данилов, В. П. Есипов формируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:
- Вести учащихся к обобщению, не давать им готовые определения и понятия.
- Эпизодически знакомить уч-ся с методами исследования.
- Развивать самостоятельность их мысли с помощью творч. заданий.
Со 2 половины 60х гг идея проблемного обучения начинает всесторонне и глубоко разрабатываться.
Основным элементом проблемного обучения является проблемная ситуация. Наиболее четко и последовательно компоненты проблемной ситуации разработаны психологом Матюшкиным. В психологической структуре он выделяет три компонента:
1. Неизвестное достигаемое знание или способ действия
2. Познавательные потребность побуждающего человека к интеллектуальной деятельности
3. Интеллектуальные возможности человека вкл. его творческие способности и прошлый опыт.
Способы создания проблемной ситуации на уроках обществознания:
- Ситуация неожиданности (создается при ознакомлении учащихся с фактами и идеями вызывающие удивление)
- Ситуация конфликта (построена на противоречии новых фактов и теоретических обобщениях сложившихся в науке)
- Ситуация несоответствия (складывается из столкновения научных данных с житейским опытом и бытовыми представлениями)
- Ситуация неопределенности (содержит в своём условии недостаточное количество данных для решения, но оно всё-таки может быть найдено благодаря сообразительности, интуиции ученика и базовым знаниям)
- Ситуация предположения (школьникам предполагается создать собственную интерпретацию исторических и является объяснить их причины и следствия, мотивы и цели деятельности, привести аргументы)
- Проблемное задание версионого характера (содержит в условии два и более противоречивых мнения о причинах характера, последствиях, обычаях и явлениях)
- Ситуация прогнозирования (представить альтернативные пути развития исторических событий: и тех, которые уже состоялись и тех, последствия которых еще неизвестны).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 527.