Наглядные методы обучения и приемы работы с ними (учебные картины, произведение живописи, иллюстрации в учебнике, картина- портрет, предметная наглядность, видеоматериал)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принцип наглядности сформулирован в 17 веке , основал Я.А. Каменский.

Наглядный метод - способ организации деятельности учащихся по приобретению ими знаний на основе наглядных пособий.

Функции наглядного метода:

❖ наглядно-чувственная - получение информации с помощью анализаторов;

❖ эстетическая;

❖ эмоциональная;

❖ развивающая;

❖ воспитывающая.

 

Существует несколько классификаций, выделенных по разным основаниям:

Классификация наглядных средств по их содержанию:

1. Естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места(пирамиды, вел.кит. стена, софийский собор в новгороде, красная площадь)

2. Подлинные предметы мат. Культуры: археологические находки, вещественные остатки (орудия труда, оружия, украшения)

3. Специально изготовленная предметная наглядность: макеты, модели, реконструкции предметов быта.

4. Изобразительная наглядность: учебные картины, репродукции.

5. Условно-графическая наглядность: схемы, графики, историч карты, аппликации.

6. Технические средства обучения: кинофильмы, аудиозаписи, презентации.

Учебная картина- наглядное пособие, специально созданное художниками к темам курса. Событийные картины дают представления о конкретных событиях. Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся ист факты, события, типичные для данной эпохи. Культурно- исторические картины знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры.

 

Классификация по характеру исторического образа:

● предметная;

● изобразительная;

● условно-графическая.

Учебные картины - наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса.

Учебные картины подразделяются:

● событийные (дают представление о конкретных единичных событиях);

● типологические (воспроизводят многократные исторические факты/события типичные для изучаемой эпохи);

● культурно-исторические (знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, скульптуры разных времен с их особенностями).

Работа с картиной на уроке (методист В.Г. Карцов):

1.Учитель открывает/вывешивает картину в том момент, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображения на ней.

2. Даёт учащимся время для восприятия картины в целом.

3. Начиная рассказ, учитель указывает на время и место действия.

4. Дав общее описание обстановки обстановки фона, на котором развернулось действие, останавливается на главном.

5. Выявляет детали и частности.

6. Делает общий вывод, указывает существенные признаки явления.

Искусствоведческий анализ произведения художника (По Запорожцу):

1.    Автор, время создания произведения.

2.    Содержание произведения: его сюжет, кто изображен, что изображено (передний и задний план, центр, обстановка, в которой изображены люди, интерьер, помещение, пейзаж).

3.    Средства выражения: объёмность, пропорциональность, цвет.

4.    Чувства и эмоции, вложенные автором.

Работа с портретом

Выясняем кто и как изображён, цель и мысль автора в произведении искусства. Используем соц характеристики в портретах художников- реалистов, которые обычно сопровождали изображение людей историко-бытовыми деталями (костюм, причёска, предметы быта, так же важно рассмотрение лица, изображённого на портрете). Эти детали имеют важное значение для определения классовой принадлежности и для оценки исторического значения данного героя, как деятеля своей эпохи, своего класса.

 

7. Характеристика практических методов обучения (устные упражнения, письменные упражнения, графические упражнения: составление таблицы, логической схемы; творческие задания) .

Практический метод – это способ приобретения знаний учащимися самостоятельно, по определенному плану, заданному учителем, а также формирование практических умений и навыков.

К нему относятся:

·    упражнение,

·    лабораторная работа,

·    практическая работа.

Упражнения делятся на:

·    устные,

·    письменные,

·    графические (составление схемы).

Устные упражнения – найти в тексте причины, последствия, значение исторических событий (войны, восстания, культурного или общественного явления); найти в тексте определение термина; найти соответствие рисунка и текста.

Письменные упражнения:

1) Составить план параграфа или его части.

План может быть:

·    простым, то есть текст делится по смыслу на части и выделяется главная мысль;

·    в вопросах, то есть текст делится на части, и к ним формулируются вопросы;

·    в цитатах, то есть в план выносится основная мысль каждой части текста словами учебника.

2) Найти в тексте определение термина и выписать его в словарик

Графические упражнения:

1) Составить таблицу

·     тематические – составляются на основе события (война, восстание, достижения культуры). Они имеют определённый шаблон с заполненной верхней строкой, которая и является заданием.

Год Место Событие

·    сравнительные – составляются по социально-общественным явлениям и событиям

Вопросы для сравнения Вотчина Поместье
Кому принадлежит земля? Боярам Дворянам
На каких условиях? По наследству За службу царю
Кто обрабатывает землю? Крестьяне Крестьяне
Кому принадлежал урожай? Боярам Дворянам

2) Составление логической схемы

Царь

 

                          Земский собор        Приказы  Боярская дума

Дата: 2019-02-02, просмотров: 871.