Принцип наглядности сформулирован в 17 веке , основал Я.А. Каменский.
Наглядный метод - способ организации деятельности учащихся по приобретению ими знаний на основе наглядных пособий.
Функции наглядного метода:
❖ наглядно-чувственная - получение информации с помощью анализаторов;
❖ эстетическая;
❖ эмоциональная;
❖ развивающая;
❖ воспитывающая.
Существует несколько классификаций, выделенных по разным основаниям:
Классификация наглядных средств по их содержанию:
1. Естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места(пирамиды, вел.кит. стена, софийский собор в новгороде, красная площадь)
2. Подлинные предметы мат. Культуры: археологические находки, вещественные остатки (орудия труда, оружия, украшения)
3. Специально изготовленная предметная наглядность: макеты, модели, реконструкции предметов быта.
4. Изобразительная наглядность: учебные картины, репродукции.
5. Условно-графическая наглядность: схемы, графики, историч карты, аппликации.
6. Технические средства обучения: кинофильмы, аудиозаписи, презентации.
Учебная картина- наглядное пособие, специально созданное художниками к темам курса. Событийные картины дают представления о конкретных событиях. Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся ист факты, события, типичные для данной эпохи. Культурно- исторические картины знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры.
Классификация по характеру исторического образа:
● предметная;
● изобразительная;
● условно-графическая.
Учебные картины - наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса.
Учебные картины подразделяются:
● событийные (дают представление о конкретных единичных событиях);
● типологические (воспроизводят многократные исторические факты/события типичные для изучаемой эпохи);
● культурно-исторические (знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, скульптуры разных времен с их особенностями).
Работа с картиной на уроке (методист В.Г. Карцов):
1.Учитель открывает/вывешивает картину в том момент, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображения на ней.
2. Даёт учащимся время для восприятия картины в целом.
3. Начиная рассказ, учитель указывает на время и место действия.
4. Дав общее описание обстановки обстановки фона, на котором развернулось действие, останавливается на главном.
5. Выявляет детали и частности.
6. Делает общий вывод, указывает существенные признаки явления.
Искусствоведческий анализ произведения художника (По Запорожцу):
1. Автор, время создания произведения.
2. Содержание произведения: его сюжет, кто изображен, что изображено (передний и задний план, центр, обстановка, в которой изображены люди, интерьер, помещение, пейзаж).
3. Средства выражения: объёмность, пропорциональность, цвет.
4. Чувства и эмоции, вложенные автором.
Работа с портретом
Выясняем кто и как изображён, цель и мысль автора в произведении искусства. Используем соц характеристики в портретах художников- реалистов, которые обычно сопровождали изображение людей историко-бытовыми деталями (костюм, причёска, предметы быта, так же важно рассмотрение лица, изображённого на портрете). Эти детали имеют важное значение для определения классовой принадлежности и для оценки исторического значения данного героя, как деятеля своей эпохи, своего класса.
7. Характеристика практических методов обучения (устные упражнения, письменные упражнения, графические упражнения: составление таблицы, логической схемы; творческие задания) .
Практический метод – это способ приобретения знаний учащимися самостоятельно, по определенному плану, заданному учителем, а также формирование практических умений и навыков.
К нему относятся:
· упражнение,
· лабораторная работа,
· практическая работа.
Упражнения делятся на:
· устные,
· письменные,
· графические (составление схемы).
Устные упражнения – найти в тексте причины, последствия, значение исторических событий (войны, восстания, культурного или общественного явления); найти в тексте определение термина; найти соответствие рисунка и текста.
Письменные упражнения:
1) Составить план параграфа или его части.
План может быть:
· простым, то есть текст делится по смыслу на части и выделяется главная мысль;
· в вопросах, то есть текст делится на части, и к ним формулируются вопросы;
· в цитатах, то есть в план выносится основная мысль каждой части текста словами учебника.
2) Найти в тексте определение термина и выписать его в словарик
Графические упражнения:
1) Составить таблицу
· тематические – составляются на основе события (война, восстание, достижения культуры). Они имеют определённый шаблон с заполненной верхней строкой, которая и является заданием.
Год | Место | Событие |
· сравнительные – составляются по социально-общественным явлениям и событиям
Вопросы для сравнения | Вотчина | Поместье |
Кому принадлежит земля? | Боярам | Дворянам |
На каких условиях? | По наследству | За службу царю |
Кто обрабатывает землю? | Крестьяне | Крестьяне |
Кому принадлежал урожай? | Боярам | Дворянам |
2) Составление логической схемы
Царь
Земский собор Приказы Боярская дума
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1383.