Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: обучение обобщению, выделению нового знания в структуре общего курса, его связь уже с приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
4. Урок развивающего контроля. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.
Деятельностная цель: обучение способам самоконтроля и взаимоконтроля.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
1. Структура урока «открытие» нового знания:
1. Самоопределение к деятельности (1-2 мин)
2. Актуализация знаний и мотивация (5-6 мин)
3. Постановка учебной задачи (1- 2мин)
4. Открытие нового знания (15-18 мин)
5. Первичное закрепление в устной речи (2-3 мин)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой (3-4 мин)
7. Включение в систему знаний, повторение (5-6 мин)
8. Рефлексия по продукту деятельности (2-3мин)
2. Структура урока рефлексии:
Нет открытия нового знания и закрепления в устной речи
3. Структура урока общеметодологической направленности:
Нет открытия нового знания и самостоятельной работы
4. Структура урока развивающего контроля:
Нет открытия нового знания, первичного закрепления в устной речи.
Виды уроков:
Рассказ, инсценировка, заочное путешествие, беседа, дискуссия, интервью, экскурсия, тренинг, ролевая и деловая игры, урок – суд, телепередача, упражнения, турнир, викторина, конкурс, олимпиада, тест, устный опрос, письменная контрольная работа.
Особенности игры, инсценировки:
1. Отсутствие четких временных рамок. Например, трудно предсказать, с какой скоростью пойдет игра или сколько потребуется времени для рисования плакатов и их защиты. Время определяется условно. Поэтому лучше этот урок ставить в расписание последним.
2. Нетрадиционная организация пространства. Для инсценировок, игр, тренингов необходимо свободное место. Для работы по подгруппам нужно сдвинуть парты. Обсуждение общей проблемы лучше делать в кругу. Для подготовки пространства требуется время, физические силы, инструктирование детей и т.д. Идеальный вариант ученической мебели — это парта-стол на одного человека. Тогда затраты на организацию пространства сводятся к минимуму.
3.Невозможность проведения без разнообразных средств обучения. К самым простым можно отнести фломастеры, карандаши и ватман. Но чаще нужны ТСО, игровая атрибутика.
4. Главная цель — воспитательная.
Особенности экскурсии: предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (учащихся и учителя) на основе их совместной деятельности. Экскурсия дает возможность группе детей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Во время экскурсии осуществляется эмоциональное взаимопонимание, формируется настроение.
Дискуссия: основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий.
Телепередача: учащиеся становятся участниками телепередачи, разрабатывают теоретический материал, готовя оборудование и оформление урока. Тема предлагается заранее. Затем монтируется видеоролик.
Урок-суд: можно провести суд над историческим деятелем. Реализуется один из главнейших принципов современного образования: формирование положительной мотивации к обучению, интереса. Позволяет: в зависимости от конечной цели: повторить, обобщить и проанализировать учебный материал; воспитывать нравственные, этические и эстетические ценности; совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в группах; выявить творческий потенциал. Требует много времени и подготовленности обучающихся.
Подготовка учителя к уроку:
1. Изучение методической и педагогической литературы.
2. Тщательное знакомство с учебным планом, программой.
3. Разработка индивидуального плана, конспекта урока, технологической карты.
14. Использование метода проектов на уроках обществознания в начальной школе (типы проектов, этапы проектной деятельности)
Метод проекта не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920г. В США, его авторы Джон Дьюи и В.Х. Килпатрик предлагали строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность.
В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, критического мышления. Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени.
Типы проектов:
1. Исследовательский - предлагает определение актуальности темы, формирования проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач. Данный тип проекта практически не используется в НШ, но могут быть использованы его отдельные элементы, что позволит подготовить мл. шк-в к проведению элементарных исследований.
2. Творческий - предполагает разработку сценария, который походу самостоятельной деятельности учащихся может содержать изменения. Результатом проекта может быть сочинение, рисунок, видеофильм, сценарий и т.д.
3. Ролевой, игровой
4. Межпредметный
Этапы проектной деятельности:
1. Представление темы проекта
(в чем заключается проблема, которую необходимо решить; что будет представлять собой конечный рез-т проекта; как и кем этот проект может использоваться в дальнейшем; с кем собираетесь работать; какая помощь потребуется)
2. Планирование
(анализ проблемы; определение источников информации; определение способов сбора и анализа информации; постановка задачи и выбор критериев оценки результатов и процесса; распределение ролей и обязанностей в группе; определение способа представления результата)
3. Принятие решений
(сбор и уточнение информации; обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта; уточнение планов деятельности; основные инструменты: интервью, эксперимент, опросы, наблюдение)
4. Выполнение
5. Оценка результатов
(анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин этого; анализ достижений поставленной цели)
6. Защита проекта
(подготовка возможных форм представления результатов; обоснование процесса проектирования; объяснение полученных результатов; коллективная защита; оценка; письменный отчет)
Дата: 2019-02-02, просмотров: 703.