Дать определение методике преподавания обществознания, назвать ее предмет и задачи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дать определение методике преподавания обществознания, назвать ее предмет и задачи.

Методика ( в пер. с древнегреческого – способ познания) – это отрасль пед.науки, исследующая закономерности обучения определенному предмету.

Методика обучения обществознания – это пед.наука о задачах, содержании и методах обучения обществознанию.

Объектом исследования методики выступает процесс обучения истории и обществознания, а предметом – внутренние закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения этим предметам.

Значение методики обществознания (задачи):

1. Позволяет выявить уровень знаний и умений по истории, обществознанию у учеников конкретного возраста.

2. Позволяет конкретизировать цели обучения по классам, разделам и темам.

3. Ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность работы на разных этапах.

4. Отбирать содержание в соответствии с целями и задачами обучения познавательным возможностям учащихся.

5. Соотносить содержание обучения с применяемыми приемами и методами.

6. Разрабатывать тесты, логические задачи и задания.

7. Применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения.

8. Предвидеть и выявлять результаты обучения, вносить коррективы в пед.деятельность.

2. Охарактеризовать современную структуру обществоведческого образования (интегрированный курс, модульный курс).

Обществоведческое образование структурируется на основе Гос.стандарта начального общего
образования, включающего в себя три компонента:

1)Федеральный, обязательный для всех общеобразовательных учебных учреждений на всей территории РФ;

2)Региональный, установленный субъектом РФ;

3)Компонент самого образовательного учреждения.

Кроме того, учитывается, что образовательный компонент «Окр. мир», может быть реализован реализован двумя вариантами – интегрированным и модульным.

Структура обществоведческого образования в начальной школе


Компонент

Вариант освоения образовательной области “Обществознание”

Интегрированный курс Модульный курс Федеральный компонент Окружающий мир (естествознание+обществознание) Природоведение+история России+экономика (право) Региональный компонент Краеведение субъекта Федерации, родной язык субъекта Федерации Природа родного края+история и культура субъекта Федерации+этнические традиции субъекта Федерации+родной язык Компонент образовательного учреждения Увеличение кол-ва часов по учеб.предмету в зависимости от специализации школы или введения доп.предмета по специализации Этика, МХК, граждановедение, народные традиции религиозные традиции в светской школе и др. (по выбору)

Структура школьного истор. образования

Линейная структура - предполагает однократное изучение курсов отечественной и зарубежной истории.

Концентрическая структура была введена в 1993 г.

1) Нач. школа - 1-4 класс - пропедевтические курсы истории.

Пропедевтика - (греч. “предварительно обучаю”) - предшествует более глубокому и систематическому изучению шк.предмета.

Цель пропедевтического курса – развитие широкого круга учебных умений, необходимых для
активного и творческого изучения истории.

2) Основная школа (5-9 кл.) - I концентр.

3) Полная средняя школа (10-11кл.) - II концентр.

3. Образовательные программы и учебники, обеспечивающие реализацию образовательной области «Окружающий мир» (раскрыть информацию, опираясь на таблицу).

Какие наиболее существенные изменения произошли в целях, содержании, структуре обществоведческого образования?


Образовательная система Л.В. Занкова

Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков 1 вариант: «Мы и окр мир» (1-4 кл) И.П. Товпинец и др. 2 вариант: «Я и окр мир» (1 кл) «Окр мир» (2-4 кл) Система начального образования Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева «Окр мир» (1-4 кл) УМК «Перспективная начальная школа» Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.К.Федотов «Наш мир» (1-4 кл) УМК «Перспектива» (под ред. Л.Ф.Климановой) М.Ю.Новицкая, А.А. Плешаков «Мы и наш мир»

Изменения:

В советской системе государство формулировало цель и рассматривало предмет как инструмент социального воздействия.

Постановка цели обществоведческого образования превратилась в педагогическую задачу, в результате реализации которой учитывалось несколько факторов. В центр были поставлены интересы личности и запросы общества, причем цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы они интегрировались. Кроме того учитывались:

● Традиции образования и международный опыт;

● Тенденции и приоритеты образования в контексте существующих общественных условий;

● Состояние базовых наук;

● Психолого-педагогические идеи.

Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Классификация уроков. Структура урока. Виды уроков обществознания и их особенности. Подготовка учителя к уроку.

Урок как основная форма организации учебного процесса существует с 17 века. Основные положения, характеризующие урок были заложены в 17-19 в., в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, И. Дистервега, К.Д. Ушинского.

В современной педагогической литературе встречаются различные определения понятия урок. Но самое полное и верное определение предложено В.А.Сластёниным: «Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».

Типы уроков по ФГОС НОО:

Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учеников способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа, обучение детей нахождению причины своих затруднений, самостоятельности, способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Как проводить?

1.Лесенка успеха. Каждая ступень-один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается направленный человек.

2.“Знаки” Попросить уч-ся обвести/подчеркнуть самую красивую букву/цифру.

3.Дерево успеха Каждый листочек имеет свой цвет: Зеленый-Все сделал правильно, жёлтый встретились трудности, красный - много ошибок.

* Рефлексия содержания материала - Проводиться в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Анкета: на уроке я работал…активно/пассивно. Своей работой я… доволен/недоволен. Материал урока мне был… понятен/непонятен.. полезен /бесполезен

Графическая. На доске таблица со знаками: Цели урока +(Всё понятно) - (ничего не понятно) ?(не интересно, хочу узнать подробнее)

Дать определение методике преподавания обществознания, назвать ее предмет и задачи.

Методика ( в пер. с древнегреческого – способ познания) – это отрасль пед.науки, исследующая закономерности обучения определенному предмету.

Методика обучения обществознания – это пед.наука о задачах, содержании и методах обучения обществознанию.

Объектом исследования методики выступает процесс обучения истории и обществознания, а предметом – внутренние закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения этим предметам.

Значение методики обществознания (задачи):

1. Позволяет выявить уровень знаний и умений по истории, обществознанию у учеников конкретного возраста.

2. Позволяет конкретизировать цели обучения по классам, разделам и темам.

3. Ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность работы на разных этапах.

4. Отбирать содержание в соответствии с целями и задачами обучения познавательным возможностям учащихся.

5. Соотносить содержание обучения с применяемыми приемами и методами.

6. Разрабатывать тесты, логические задачи и задания.

7. Применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения.

8. Предвидеть и выявлять результаты обучения, вносить коррективы в пед.деятельность.

2. Охарактеризовать современную структуру обществоведческого образования (интегрированный курс, модульный курс).

Обществоведческое образование структурируется на основе Гос.стандарта начального общего
образования, включающего в себя три компонента:

1)Федеральный, обязательный для всех общеобразовательных учебных учреждений на всей территории РФ;

2)Региональный, установленный субъектом РФ;

3)Компонент самого образовательного учреждения.

Кроме того, учитывается, что образовательный компонент «Окр. мир», может быть реализован реализован двумя вариантами – интегрированным и модульным.

Структура обществоведческого образования в начальной школе


Компонент

Вариант освоения образовательной области “Обществознание”

Интегрированный курс Модульный курс Федеральный компонент Окружающий мир (естествознание+обществознание) Природоведение+история России+экономика (право) Региональный компонент Краеведение субъекта Федерации, родной язык субъекта Федерации Природа родного края+история и культура субъекта Федерации+этнические традиции субъекта Федерации+родной язык Компонент образовательного учреждения Увеличение кол-ва часов по учеб.предмету в зависимости от специализации школы или введения доп.предмета по специализации Этика, МХК, граждановедение, народные традиции религиозные традиции в светской школе и др. (по выбору)

Структура школьного истор. образования

Линейная структура - предполагает однократное изучение курсов отечественной и зарубежной истории.

Концентрическая структура была введена в 1993 г.

1) Нач. школа - 1-4 класс - пропедевтические курсы истории.

Пропедевтика - (греч. “предварительно обучаю”) - предшествует более глубокому и систематическому изучению шк.предмета.

Цель пропедевтического курса – развитие широкого круга учебных умений, необходимых для
активного и творческого изучения истории.

2) Основная школа (5-9 кл.) - I концентр.

3) Полная средняя школа (10-11кл.) - II концентр.

3. Образовательные программы и учебники, обеспечивающие реализацию образовательной области «Окружающий мир» (раскрыть информацию, опираясь на таблицу).

Какие наиболее существенные изменения произошли в целях, содержании, структуре обществоведческого образования?


Дата: 2019-02-02, просмотров: 1103.