Дать определение методике преподавания обществознания, назвать ее предмет и задачи.
Методика ( в пер. с древнегреческого – способ познания) – это отрасль пед.науки, исследующая закономерности обучения определенному предмету.
Методика обучения обществознания – это пед.наука о задачах, содержании и методах обучения обществознанию.
Объектом исследования методики выступает процесс обучения истории и обществознания, а предметом – внутренние закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения этим предметам.
Значение методики обществознания (задачи):
1. Позволяет выявить уровень знаний и умений по истории, обществознанию у учеников конкретного возраста.
2. Позволяет конкретизировать цели обучения по классам, разделам и темам.
3. Ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность работы на разных этапах.
4. Отбирать содержание в соответствии с целями и задачами обучения познавательным возможностям учащихся.
5. Соотносить содержание обучения с применяемыми приемами и методами.
6. Разрабатывать тесты, логические задачи и задания.
7. Применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения.
8. Предвидеть и выявлять результаты обучения, вносить коррективы в пед.деятельность.
2. Охарактеризовать современную структуру обществоведческого образования (интегрированный курс, модульный курс).
Обществоведческое образование структурируется на основе Гос.стандарта начального общего
образования, включающего в себя три компонента:
1)Федеральный, обязательный для всех общеобразовательных учебных учреждений на всей территории РФ;
2)Региональный, установленный субъектом РФ;
3)Компонент самого образовательного учреждения.
Кроме того, учитывается, что образовательный компонент «Окр. мир», может быть реализован реализован двумя вариантами – интегрированным и модульным.
Структура обществоведческого образования в начальной школе
Компонент
Вариант освоения образовательной области “Обществознание”
Структура школьного истор. образования
Линейная структура - предполагает однократное изучение курсов отечественной и зарубежной истории.
Концентрическая структура была введена в 1993 г.
1) Нач. школа - 1-4 класс - пропедевтические курсы истории.
Пропедевтика - (греч. “предварительно обучаю”) - предшествует более глубокому и систематическому изучению шк.предмета.
Цель пропедевтического курса – развитие широкого круга учебных умений, необходимых для
активного и творческого изучения истории.
2) Основная школа (5-9 кл.) - I концентр.
3) Полная средняя школа (10-11кл.) - II концентр.
3. Образовательные программы и учебники, обеспечивающие реализацию образовательной области «Окружающий мир» (раскрыть информацию, опираясь на таблицу).
Какие наиболее существенные изменения произошли в целях, содержании, структуре обществоведческого образования?
Образовательная система Л.В. Занкова
Изменения:
В советской системе государство формулировало цель и рассматривало предмет как инструмент социального воздействия.
Постановка цели обществоведческого образования превратилась в педагогическую задачу, в результате реализации которой учитывалось несколько факторов. В центр были поставлены интересы личности и запросы общества, причем цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы они интегрировались. Кроме того учитывались:
● Традиции образования и международный опыт;
● Тенденции и приоритеты образования в контексте существующих общественных условий;
● Состояние базовых наук;
● Психолого-педагогические идеи.
Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Классификация уроков. Структура урока. Виды уроков обществознания и их особенности. Подготовка учителя к уроку.
Урок как основная форма организации учебного процесса существует с 17 века. Основные положения, характеризующие урок были заложены в 17-19 в., в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, И. Дистервега, К.Д. Ушинского.
В современной педагогической литературе встречаются различные определения понятия урок. Но самое полное и верное определение предложено В.А.Сластёниным: «Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».
Типы уроков по ФГОС НОО:
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учеников способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа, обучение детей нахождению причины своих затруднений, самостоятельности, способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Как проводить?
1.Лесенка успеха. Каждая ступень-один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается направленный человек.
2.“Знаки” Попросить уч-ся обвести/подчеркнуть самую красивую букву/цифру.
3.Дерево успеха Каждый листочек имеет свой цвет: Зеленый-Все сделал правильно, жёлтый встретились трудности, красный - много ошибок.
* Рефлексия содержания материала - Проводиться в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Анкета: на уроке я работал…активно/пассивно. Своей работой я… доволен/недоволен. Материал урока мне был… понятен/непонятен.. полезен /бесполезен
Графическая. На доске таблица со знаками: Цели урока +(Всё понятно) - (ничего не понятно) ?(не интересно, хочу узнать подробнее)
Дать определение методике преподавания обществознания, назвать ее предмет и задачи.
Методика ( в пер. с древнегреческого – способ познания) – это отрасль пед.науки, исследующая закономерности обучения определенному предмету.
Методика обучения обществознания – это пед.наука о задачах, содержании и методах обучения обществознанию.
Объектом исследования методики выступает процесс обучения истории и обществознания, а предметом – внутренние закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения этим предметам.
Значение методики обществознания (задачи):
1. Позволяет выявить уровень знаний и умений по истории, обществознанию у учеников конкретного возраста.
2. Позволяет конкретизировать цели обучения по классам, разделам и темам.
3. Ставить конкретные задачи обучения и определять эффективность работы на разных этапах.
4. Отбирать содержание в соответствии с целями и задачами обучения познавательным возможностям учащихся.
5. Соотносить содержание обучения с применяемыми приемами и методами.
6. Разрабатывать тесты, логические задачи и задания.
7. Применять наиболее эффективные методы, формы и средства обучения.
8. Предвидеть и выявлять результаты обучения, вносить коррективы в пед.деятельность.
2. Охарактеризовать современную структуру обществоведческого образования (интегрированный курс, модульный курс).
Обществоведческое образование структурируется на основе Гос.стандарта начального общего
образования, включающего в себя три компонента:
1)Федеральный, обязательный для всех общеобразовательных учебных учреждений на всей территории РФ;
2)Региональный, установленный субъектом РФ;
3)Компонент самого образовательного учреждения.
Кроме того, учитывается, что образовательный компонент «Окр. мир», может быть реализован реализован двумя вариантами – интегрированным и модульным.
Структура обществоведческого образования в начальной школе
Компонент
Вариант освоения образовательной области “Обществознание”
Структура школьного истор. образования
Линейная структура - предполагает однократное изучение курсов отечественной и зарубежной истории.
Концентрическая структура была введена в 1993 г.
1) Нач. школа - 1-4 класс - пропедевтические курсы истории.
Пропедевтика - (греч. “предварительно обучаю”) - предшествует более глубокому и систематическому изучению шк.предмета.
Цель пропедевтического курса – развитие широкого круга учебных умений, необходимых для
активного и творческого изучения истории.
2) Основная школа (5-9 кл.) - I концентр.
3) Полная средняя школа (10-11кл.) - II концентр.
3. Образовательные программы и учебники, обеспечивающие реализацию образовательной области «Окружающий мир» (раскрыть информацию, опираясь на таблицу).
Какие наиболее существенные изменения произошли в целях, содержании, структуре обществоведческого образования?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1773.