Исторические представления, формирование представлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Историческое представление – конкретный образ исторического факта, локализованный во времени и пространстве. Они отражают внешние признаки исторических объектов. Их формирование способствует развитию реконструирующего воображения, образного мышления, проявляющегося в способности оперировать ими.                      Исторические представления должны быть локализованы во времени и пространстве, предметны, целостны и точны.

Выделяют три вида исторических представлений:

- о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества (материальная, историко-культурная, социально-политическая жизнь людей);

- об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений);

- об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия).

К приемам создания исторических представлений относится повествование, описание, образная характеристика, работа с историческим документом или произведением художественной литературы, и, конечно, использование средств наглядного обучения (учебные картины, иллюстрации, портреты, фотографии, материалы реконструкции, макеты, модели, кинофильмы и т.п.). Создавая исторические представления, необходимо соблюдать меру конкретизации: обилие малосущественных деталей в рассказе или описании может помешать отчетливости представления.

     При изучении процесса формирования теоретических знаний важно понять:

     - каковы особенности отбора этого вида содержания

     - какие приемы обеспечивают его осознанное усвоение

     -в чем заключается познавательная деятельность учащихся при его усвоении.

 

Исторические понятия, приемы формирования понятий: описание, характеристика, сравнение.

Понятие можно изобразить следующей формулой: понятие=термин+определение.

Термин-слово или сочетание слов,обозначающие понятие.

Определение- краткое или развернутое перечисление признаков понятия в их иерархической последовательности.

Классификация исторических понятий:

  1. Экономические-понятия об орудиях труда и видах хоз. жизни, различных исторических периодах, экономических процессах.
  2. Социально-политические- раскрывают социальные отношения и политическое устройство государств.
  3. Историко-культурные - достижения материальной и духовной культуры.
  4. Идеалогические- взгляды, идеи, представители разных политических сил и социальных групп.

Способы формирования исторических понятий:

  1. Аналитическое описание на основе и без типологического рисунка.
  2. Обобщающая характеристика с перечислением существенных признаков понятий.
  3. Развернутое объяснение, включающее историческую справку о трансформации понятия в течении времени.
  4. Сравнительная характеристика с заполнением сравнительно-обобщающей таблицы.
  5. Проблемное изложение

Формирование представлений о времени (работа с лентой времени, единицы времени, эра, наша эра, до нашей эры, век), определение века.

Восприятие времени – трудная задача для младших школьников. Главные свойства исторического времени: линейность, протяженность, необратимость.

Для развития восприятия времени, учащимся предлагается работа с лентой времени. Лента времени – прямая линия, на которой отмечают различные события в хронологической последовательности. Параллельно с формированием элементарных представлений об основных свойствах времени начинается ознакомление школьников с основными хронологическими понятиями. Единицы времени (Год, век, тысячелетие), (эра, календарь, эпоха, наша эра / до нашей эры).

До н.э.        Р.Х. – 0                 988 – Н.Э., крещ.р.                                      2018

Можно предлагать учащимся задания на определение века. (988 г - ? 1240 - ? и тд), а так же упражнения: сколько лет существует христианство в России? (2018 – 988). Какое событие произошло раньше и на сколько?(куликовская битва - 1240, невская битва – 1380). 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 1039.