Историческое представление – конкретный образ исторического факта, локализованный во времени и пространстве. Они отражают внешние признаки исторических объектов. Их формирование способствует развитию реконструирующего воображения, образного мышления, проявляющегося в способности оперировать ими. Исторические представления должны быть локализованы во времени и пространстве, предметны, целостны и точны.
Выделяют три вида исторических представлений:
- о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества (материальная, историко-культурная, социально-политическая жизнь людей);
- об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений);
- об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия).
К приемам создания исторических представлений относится повествование, описание, образная характеристика, работа с историческим документом или произведением художественной литературы, и, конечно, использование средств наглядного обучения (учебные картины, иллюстрации, портреты, фотографии, материалы реконструкции, макеты, модели, кинофильмы и т.п.). Создавая исторические представления, необходимо соблюдать меру конкретизации: обилие малосущественных деталей в рассказе или описании может помешать отчетливости представления.
При изучении процесса формирования теоретических знаний важно понять:
- каковы особенности отбора этого вида содержания
- какие приемы обеспечивают его осознанное усвоение
-в чем заключается познавательная деятельность учащихся при его усвоении.
Исторические понятия, приемы формирования понятий: описание, характеристика, сравнение.
Понятие можно изобразить следующей формулой: понятие=термин+определение.
Термин-слово или сочетание слов,обозначающие понятие.
Определение- краткое или развернутое перечисление признаков понятия в их иерархической последовательности.
Классификация исторических понятий:
Способы формирования исторических понятий:
Формирование представлений о времени (работа с лентой времени, единицы времени, эра, наша эра, до нашей эры, век), определение века.
Восприятие времени – трудная задача для младших школьников. Главные свойства исторического времени: линейность, протяженность, необратимость.
Для развития восприятия времени, учащимся предлагается работа с лентой времени. Лента времени – прямая линия, на которой отмечают различные события в хронологической последовательности. Параллельно с формированием элементарных представлений об основных свойствах времени начинается ознакомление школьников с основными хронологическими понятиями. Единицы времени (Год, век, тысячелетие), (эра, календарь, эпоха, наша эра / до нашей эры).
До н.э. Р.Х. – 0 988 – Н.Э., крещ.р. 2018
Можно предлагать учащимся задания на определение века. (988 г - ? 1240 - ? и тд), а так же упражнения: сколько лет существует христианство в России? (2018 – 988). Какое событие произошло раньше и на сколько?(куликовская битва - 1240, невская битва – 1380).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1039.