В соответствии с Федеральным Законом № 324-ФЗ[78] Уголовный кодекс РФ была включена статья 291.2 «Мелкое взяточничество», в которой, предусмотрен размер взятки – не превышающий 10.000 рублей. Предпосылкой для дополнения Уголовного кодекса данной нормой явилось то, что в 2012 - 2015 годах подавляющее большинство уголовных дел по факту получения или дачи взятки возбуждались при размере взятки менее 10 000 рублей. «Учитывая небольшую общественную опасность данного преступления и принимая во внимание необходимость реализации принципа справедливости при назначении уголовного наказания за это деяние, статьей 291.2 УК РФ устанавливается ответственность за дачу и получение взятки, размер которых не превышает 10 тысяч рублей».[79] Санкцией данной статьи предусмотрено более мягкое наказание, чем частью 1 статьи 290 УК РФ и частью 1 статьи 291 УК РФ. Представляется, что в действующем УК РФ общественная опасность взяточничества поставлена в зависимость от размера взятки, эта же позиция обоснована в вышеупомянутой пояснительной записке и представлена, как одна из причин введения состава «мелкое взяточничество». Данная позиция представляется не обоснованной, так как основным объектом посягательства при даче и получении взятки выступает нормальное функционирование государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления и авторитет службы. В ситуации, когда совершаются преступления, предусмотренные главой 30 УК РФ, подрывается авторитет государственной службы. При этом не имеет значения о какой сумме взятки идет речь, превышающей 10 000 рублей или нет. В любом случае само деяние вызывает негативные последствия при которых страдает авторитет органов государственной власти. Поэтому подобная дифференциация ответственности исходя из указанной суммы взятки, при условии, что в обоих ситуациях общественная опасность остается одинаковой, представляется необоснованной.
Согласно статье 15 УК РФ «мелкое взяточничество», относится к преступлениям небольшой тяжести, так как максимальный срок лишения свободы по части 2 статьи 291.2 не превышает трех лет. Отнесение мелкого взяточничества к данной категории не только не соответствует реальной общественной опасности возникающей, при совершении подобного деяния, но и образует пробел в правоприменительной практике. Согласно пункту 3 статьи 8 ФЗ №144 «проведение оперативного эксперимента допускается в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления…».[80] Таким образом, возникает ситуация при которой отсутствуют правовые инструменты борьбы с данным видом преступлений, что понижает эффективность данной нормы и негативно сказывается на уголовной политике России по борьбе со взяточничеством. Данный пробел в законодательстве возможно решить путем включения в статью 8 вышеупомянутого Федерального закона - «преступлений небольшой тяжести», и тогда данное дополнение законодательства позволит проведение оперативного эксперимента, тем самым повысит уровень предупреждения, пресечения и раскрытия такого преступления, как мелкое взяточничество.
Необходимо отметить, что законодатель не установил ни одного квалифицирующего признака в статье 291.2 УК РФ, что на практике приводит, например, к ситуации, когда должностному лицу при вымогательстве взятки в размере, не превышающем 10 000 рублей, максимальное наказание – лишение свободы сроком до одного года, либо, что, исходя из судебной практики более вероятно, штраф в качестве основного вида наказания. С другой стороны, при подобной ситуации, где сумма взятки превышает 10 000 рублей, наказание в виде лишения свободы будет от семи до двенадцати лет. Аналогичная проблема возникает и с другими квалифицирующими признаками (группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, с вымогательством взятки, за незаконные действия).
В настоящее время мелкое взяточничество является привилегированным составом по отношению к части 1 статьи 290 УК РФ, части 1 статьи 291 УК РФ, и выступает в роли специальной нормы, при отсутствии в данной статье квалифицирующих признаков. Возможно разрешение сложившейся ситуации путем внесения изменений в статью 291.2 «мелкое взяточничество», выраженных в квалифицирующих признаках. Данное дополнение, представляется обоснованным, так как очевидно, что при наличии квалифицирующих признаков общественная опасность деяния возрастает и ответственность за преступление должна дифференцироваться и быть более строгой, чем закреплена в части 1 статьи 291.2 УК РФ.
Еще одним нововведением законодателя можно считать тот факт, что дача и получение взятки, без квалифицирующих признаков равны по степени общественной опасности. Так статья 291.2 УК РФ «мелкое взяточничество» предусматривает одинаковую санкцию за дачу, получение взятки лично, либо через посредника. Президиум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что «получение взятки, дача взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, влечет ответственность по части 1 статьи 291.2 УК РФ независимо от того, за какие действия (законные или незаконные) они совершены, в каком составе участников (единолично или группой лиц), а также наличия или отсутствия других квалифицирующих признаков взяточничества».[81]
В уголовной политики России по борьбе со взяточничеством, законодатель, как правило разделял степень общественной опасности данных деяний, выделяя повышенную степень общественной опасности именно у должностного лица, получавшего взятку. Его противоправные деяния не просто подрывают авторитет государственной службы, но и причиняют вред государственным интересам. Аналогичная тенденция послеживает и в ряде уголовных законодательств зарубежных стран.
Таким образом, можно говорить о том, что уголовная политика России по борьбе с «мелким взяточничеством» очевидно идет по пути смягчение уголовной ответственности.
Рассмотрим за период 2017 - 2018 годов наказание по преступлениям, предусмотренным статьей 291.2 УК РФ – проанализировано 37 приговоров по уголовным делам.
статья 291.2 УК РФ | |
Лишение свободы | 4 |
Ограничение свободы | 1 |
Исправительные работы | 4 |
Штраф | 28 |
В подавляющем большинстве проанализированных приговоров в качестве основного вида наказания избран штраф около 76%. Минимальная сумма штрафа составила 8.000 рублей. Так Постановлением Президиума Самарского областного суда от 12.01.2027 года по делу № 44у-11/2017(44у-261/2016) изменен приговор Безенчукского районного суда Самарской области от 28.07.2016 года, где С. осужденной по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 291.2 УК РФ (покушения на дачу взятки должностному лицу - инспектору ДПС ФИО13 лично в сумме 300 рублей за совершение заведомо незаконного бездействия - не составление в отношении нее протокола об административном правонарушении) назначено наказание в виде штрафа в размере 8.000 рублей.[82]
Максимальная сумма штрафа равна 150.000 рублей, при этом в основном сумма штрафа варьируется от 25.000 до 50.000 рублей. Например, Постановлением Президиума Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 12.05.2017 года по делу № 44У-20/2017 изменен Приговор Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2015 года и Апелляционное Определение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.02.2016 года - переквалифицированы действия осужденной с ч. 3 ст. 290 УК РФ на ч. 1 ст. 291.2 УК РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.[83] Также, Постановлением Президиума Самарского областного суда от 02.03.2017 № 44у-55/2017 изменен Приговор Красноглинского районного суда Самары, в котором действия М. переквалифицированы на ч.3 ст.30 и ч.1 ст. 291.2 УК РФ (покушение на дачу взятки должностному лицу лично за совершение им заведомо незаконного бездействия в размере 1000 рублей) и назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей. [84]
При назначении исправительных работ дополнительно во всех приговорах было произведено удержание заработка, осужденного ежемесячно в размере от 5 до 10 % в доход государства. Так, например, Апелляционным Определением Омского областного суда от 09.11.2017 года по делу № 22-3444/17 оставлен без изменения Приговор Центрального районного суда г. Омска от 04.09.2017 в отношении осужденного К.А.В. по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ (получение взятки в размере 10 000 рублей) назначено наказание в виде 6 месяцам исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы осужденного в доход государства.[85]
В действующем УК отсутствует дифференциация ответственности за факт получения взятки, не превышающей 10 000 рублей, без квалифицирующих признаков и при их наличии, приравнены по степени общественной опасности факты получения и дачи взятки в размере, не превышающем 10 000 рублей. На основании судебной практики можно говорить о применении штрафа в качестве основного вида наказания в большинстве случаев. Эти факты позволяют нам говорить о наличии в настоящее время тенденции к необоснованному смягчению уголовной ответственности за «мелкое взяточничество».
При анализе статьи 291. 2 УК РФ возникает вопрос о целесообразности выделения «мелкого взяточничества» в отдельную норму, в связи с обозначенным кругом проблем, возникающих на практике и при отсутствии правовых инструментов борьбы с данным видом преступлений. Одним из возможных вариантов решения является – внесение изменений в УК РФ, путем включения в статью 291.2 таких квалифицирующих признаков, как вымогательство взятки, совершение деяния группой лиц по предварительному сговору, организованной группой и за незаконные действия. Представляется необходимым внести изменения в статью 8 Федерального Закона №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» дополнив ее словами - «преступления небольшой тяжести», что позволит проведение оперативного эксперимента, тем самым повысит уровень предупреждения, пресечения и раскрытия такого преступления, как мелкое взяточничество.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 216.