В современном мире практически любое государство, любая организация сталкивается с коррупционными преступлениями, в связи с чем возникает острая необходимость совершенствовать уголовную политику государства по борьбе со взяточничеством. Формирование и проведение активной политики по борьбе со взяточничеством является самостоятельной и первостепенной функцией. Ибо невозможно представить нормальное функционирование государственной службы и государства в целом при широком распространении данного явления.
В настоящее время ни одному европейскому государству не удалось полностью искоренить взяточничество, и иные коррупционные преступления. С момента появления данного вида преступлений государства пытаются путем принятия уголовно-правовых мер уменьшить уровень коррупционных преступлений. С другой стороны, очевидно, что в настоящее время «полностью ликвидировать» взяточничество невозможно, являясь остро негативным социальным явлением, в тоже время оно основательно «проросло» в политическое, экономическое и социальное устройство общества. Можно лишь поставить вопрос об ограничении уровня взяточничества, уменьшении причиняемого им ущерба и о защите граждан и общества в целом от повсеместных «поборов» должностными лицами.
Европейские исследователи пишут, что «население разных стран неодинаково воспринимает уровень коррупции, но в целом сама коррупция как явление осуждается в любой культуре».[33] Подтверждение данному исследованию можно увидеть в значительном росте с течением времени антикоррупционных законов и правовых актов, не только на национальном, но и на международном уровне.
Обратимся к Индексу восприятия коррупции. Данное глобальное исследование показывает распространенность коррупции в государственном секторе. Индекс представляет из себя оценку от 0 – максимальный уровень коррупции, до 100 – отсутствие коррупции. Согласно статистике, за 2016 году Россия находится на 131 месте, и ее оценка составляет 29 баллов. В 2017 году Россия находится на 135 месте, ИВК -29.[34] Начиная с 2012 года индекс восприятия коррупции в Российской Федерации не менялся. Для сравнения, приведем оценки стран, рассматриваемых дальше. ФРГ – 10 место, ИВК - 81, Великобритания также на 10 месте, с аналогичным ИВК, Италия - 60 место, ИВК – 47. [35] Считаю целесообразным рассмотреть, проанализировать и оценить уголовно-правовые меры по противодействию преступлениям коррупционной направленности Европейских государств, чей уровень ИВК выше, чем у Российской Федерации. Что в дальнейшем позволит сделать предположения об эффективности той или иной меры уголовной политики РФ по борьбе со взяточничеством.
Исходя из вышесказанного, не удивительно, что мировое сообщество давно уделяет огромное внимание проблеме противодействия коррупционным преступлениям. Наглядным примером может служить Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (принятая в Страсбурге в январе 1999 года) государств членов Совета Европы, в преамбуле которой закреплено положение о необходимости «в первоочередном порядке проводить общую уголовную политику, направленную на защиту общества от коррупции».[36] Конвенция говорит о том, что «коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества, считая, что для эффективной борьбы с коррупцией требуются расширение, активизация и надлежащее осуществление международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере».[37]
Конвенция ООН против коррупции 2003 года, подчеркивает, что «в условиях глобализации мировой экономики коррупция уже не представляет собой местную проблему, а превратилась в транснациональное явление».[38] ООН утверждает, что борьба с коррупцией - обязанность государств, и для увеличения эффективности необходимо не просто устанавливать меры уголовно - правового характера, но и всем государствам необходимо разрабатывать «междисциплинарный подход к профилактике коррупции». В своих статьях Конвенция устанавливает необходимость «создания специализированных органов по борьбе с коррупцией, принятия специализированных кодексов поведения должностных лиц, привлечение к участию в борьбе с коррупцией гражданского общества, в первую очередь через доступ для граждан к информации о деятельности государственных органов».[39] Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции 2003 года, за исключением некоторых статей и пунктов, таких как, «Ответственность юридических лиц», так как в РФ не предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц, и «Незаконное обогащение». Незаконное обогащение представляет собой «приобретение должностным лицом имущества, стоимость которого значительно превосходит его законные доходы и происхождение которого он не может объяснить разумным образом».[40]
В развитых странах мира, где коррупционные преступления отличаются низким показателями введение данной нормы не представляет нужды. В свою очередь, в некоторых странах (Аргентина, Гонконг, Колумбия, Китай) с высоким уровнем коррупции статья «незаконное обогащение» уже введена. В связи с тем, что Россия находится на 135 месте согласно статистике ИВК, представляется возможным криминализировать данное деяние, как эффективный способ борьбы с коррупционными преступлениями.
Рассмотрим несколько уголовных законодательств стран членов Европейского союза по борьбе со взяточничеством:
1) Федеративная Республика Германия (ФРГ)
Традиционно, взяточничество является одним из самых распространенных должностных преступлений, однако в Германии уровень коррупции ниже, чем во многих странах мира.
По УК ФРГ субъектом получения взятки является: «должностное лицо или лицо, специально уполномоченное на выполнение публичных обязанностей, которое за совершение служебного действия требует в качестве вознаграждения выгоду для себя или третьего лица, принимает обещание предоставить или принимает эту выгоду».[41] Состав получения взятки является формальным.
Уголовное законодательство ФРГ включает, такие статьи, как «Незаконное приобретение выгоды» и «Получение взятки». Объектом этих преступлений является «неподкупность» должностного лица (общественные отношения в сфере управления).
«Незаконное приобретение выгоды - деяние служащего или уполномоченного должностного лица, который требует, соглашается с обещанием или получает выгоду для себя или третьего лица за исполнение своих служебных обязанностей.» [42] «Получение взятки - деяние служащего или уполномоченного должностного лица, который требует, соглашается с обещанием или получает выгоду для себя или третьего лица за то, что он в качестве встречной услуги совершил или совершит в будущем проступок в отношении своих служебных обязанностей»[43] Таким образом, приведенные выше составы отличаются по фактическому характеру деяния и моменту исполнения обещания или услуги.
В уголовном праве ФРГ ответственность за получение взятки должностным лицом дифференцируется в зависимости от того, совершает ли должностное лицо, действия превышающие его служебные полномочия, либо незаконные действия. Согласно статье 332 УК ФРГ, санкцией за «Получение взятки» является: «лишение свободы сроком от шести месяцев до пяти лет»[44], либо при отсутствии отягчающих обстоятельств «лишение свободы до трех лет, либо денежный штраф»[45], размер которого не установлен УК ФРГ. Статья 331 УК ФРГ «Получение выгоды» предусматривает наказание в виде «лишения свободы на срок до трех лет или денежный штраф»[46], размер которого так же не установлен кодексом, лишение свободы, права занимать определенную должность и конфискация имущества.
Представляется, что конфискация имущества является одним из эффективнейших способов по борьбе с коррупцией. Все коррупционные преступления, в том числе и взяточничество обладают корыстными мотивами и «нарушают порядок имущественных общественных отношений посредством незаконного извлечения выгоды государство вправе обратить собственность преступника в публичное благо».[47] Применение, такой санкции, как конфискация имущества позволяет полностью или частично компенсировать нарушенное право.
2) Великобритания
Еще одним интересным антикоррупционное законодательство является законодательство Великобритании. Действующий нормативно-правовой акт «О взяточничестве» от 1 июля 2011 года считается наиболее «жестким» законом по борьбе со взяточничеством среди всех стран Европейского Союза. В параграфе 1 и 2 данного закона устанавливает два вида взяточничества «активное взяточничество» (предложение, обещание и дача взятки) и «пассивное взяточничество» (просьба, согласие и получение взятки). В соответствии с законом «О взяточничестве»: «все подарки, предлагаемые служащему в связи с исполнением официальных обязанностей должны им отвергаться». [48] В порядке исключения, может рассматриваться лишь рождественские подарки, если они «представляют собой календари, записные книжки, предметы канцелярского обихода скромной стоимости и имеют на себе название или знак компании, что делает возможным рассматривать их в качестве рекламных материалов». [49]
Меры ответственность за взяточничество, предусмотренные в уголовном праве Великобритании: лишение свободы сроком от трех до семи лет, конфискация незаконно полученной выгоды, штрафы, размер которых не установлен и не ограничен законом, что позволяет в каждом конкретном случае исходить из обстоятельств дела.
Интересным представляется отдельно упомянутое в законодательстве Великобритании преступление – подкуп должностного лица с целью получения почетных наград. Взяткополучатель наказывается лишением свободы сроком до трех месяцев и (или) штрафом. Санкция за дачу взятки с целью получения почетных наград, является более строгой нежели за получение данной взятки, и составляет лишение свободы на срок до двух лет и (или) штраф в размере, который установит суд в зависимости от обстоятельств дела.[50]
3) Италия
Уголовный кодекс Италии предусматривает уголовную ответственность за получение взятки (статья 318), дачу взятки (статья 321) и вымогательство взятки (статья 317). В основу разделения этих составов в законодательстве Италии «легло» взаимоотношение взяткополучателя и взяткодателя. При получении взятки между должностным лицом и взяткодателям возникают добровольные отношения, оба они осознают общественную опасность своего деяния и стремятся своими действиями удовлетворить свои «потребности». При вымогательстве взятки, предусмотренной статьей 317 УК Италии должностное лицо использует свой авторитет для совершения данного деяния (оказывает психологическое давление на гражданина).[51] Согласно УК Италии, вымогательство взятки характеризуется: злоупотреблением служебным положением со стороны должностного лица, незаконностью его требований к гражданину, оказанием давления на гражданина. Мерой ответственность за вымогательство взятки является - лишение свободы сроком от четырех до двенадцати лет.
Ответственность за получение взятки без квалифицирующих признаков дифференцируется на основании действий, совершаемых должностным лицом за вознаграждение.
Предусмотрено три отдельных состава:
1) получение взятки в целях совершения действий, входящих в компетенцию должностного лица (статья 318 УК Италии);
2) получение взятки в целях совершения действий, противоречащих компетенции должностного лица (статья 319 УК Италии);
3) получение взятки в суде (статья 319-2 УК Италии).[52]
Санкцией для должностного лица за совершение действий в пользу взяткодателя, относящихся к его полномочиям, является лишение свободы от шести месяцев до трех лет. Ужесточение мер уголовной ответственности за взяточничество по УК Италии происходит в том случае, если должностное лицо получает взятку за «не совершение или отсрочку совершения действий, входящих в его служебные обязанности»[53]. Санкцией за это деяние является лишение свободы от двух до пяти лет.
Одной из наиболее строгих санкций за взяточничество в УК Италии является совершение должностным лицом действий «в целях благоприятствования или нанесения вреда одной из сторон в уголовном, гражданском или административном процессе»[54] - лишение свободы от трех до восьми лет.
Сравнивая законодательство ранее рассмотренных Европейских стран и уголовное законодательство Российской Федерации по вопросам борьбы со взяточничеством, необходимо отметить черты их объединяющие и различающие. Касательно санкций статей за коррупционные преступления, в рассмотренных Европейских странах конфискация имущества является одной из распространенных мер наказания, в РФ данная санкция отсутствует. Схожим являются остальные санкции, предусмотренные статьями о взяточничестве (штраф, лишение свободы, лишение права занимать определенную должность). Что касается, такого вида наказания, как штраф, то к примеру УК ФРГ, и нормативно - правовой акт «О взяточничестве» Великобритании, не устанавливают его размер, что позволяет в каждом деле исходить из его конкретных обстоятельств. В УК РФ, напротив закреплен в санкциях статей о взяточничестве определенный размер штрафа, что в свою очередь позволяет избежать судейского усмотрения.
Рассмотрев несколько законодательств стран членов Европейского Союза, следует отметить, что они обладают разнообразным и широким набором правовых мер по борьбе с коррупцией, которые способны пресечь любые возможные формы проявления коррупции, при этом нельзя с уверенностью сказать, что, хотя бы одной стране Европейского Союза удалось полностью искоренить взяточничество.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 257.