В современном Уголовном Кодексе Российской Федерации законодатель предоставляет право выбора мер государственного принуждения за преступления коррупционной направленности, начиная со штрафа и заканчивая лишением свободы. При этом рассмотрев в первой главе исторический аспект, можно сделать вывод, что наказания (санкции) за взяточничество идут по пути гуманизации. Кодексы РСФСР 1926 и 1960 годов предусматривали не только лишение свободы сроком до пятнадцати лет с конфискацией имущества, но и смертную казнь, как наивысшую меру наказания, в свою очередь, в Уголовном Кодексе 1996 года впервые был закреплен штраф, как альтернативный лишению свободы, вид наказания. Изначально штраф предусматривался, как санкция за дачу взятки и ее получение без отягчающих обстоятельств. В настоящее время, кратный штраф является основным видом наказания, для преступлений, предусмотренных статьями 290 и 291.1 УК РФ. Также к основным видам наказания относятся исправительные и принудительные работы, а также лишение свободы. В качестве дополнительного вида наказания для данных статей характерно: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и штраф в определенном размере. В судебной практике нередко встречаются случае назначения штрафа в качестве дополнительного вида наказания.
В 2011 году Федеральный закон включил в санкции данных статей - штраф, кратный сумме взятки, как основной вид наказания.[55] Штраф представляет собой денежное взыскание, которое может быть назначено в пределах, предусмотренных уголовным законом. Данный вид уголовного наказания ограничивает имущественные права виновного. Кратный штраф представляет собой величину, кратную сумме взятки и устанавливается в размере до стократной величины данной суммы, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей. [56]
В 2010 году штраф, как основной вид наказания назначался лишь 11% осужденных за преступления коррупционной направленности, как дополнительный вид наказания в отношении 1% преступников.[57] Для 2010 года было характерно назначение наказания в виде условного лишения свободы, что составляло около 56% приговоров по преступлениям коррупционной направленности, но после изменений в законодательстве 2011 года, штраф в большинстве случаев подменил санкцию в виде условного лишения свободы. Согласно данным статистики в 2011 году процент назначения штрафов, в качестве основного вида наказания увеличился на 30% по сравнению с 2010 годом. В 2012 - 2013 годах штраф был назначен около 70% осужденных за преступления, предусмотренные статьями 290, 291.1 и 291.2 УК РФ.[58] Начиная с 2015 года и по настоящее время штраф, как основной вид наказания назначается в подавляющем большинстве случаев по делам о преступлениях коррупционной направленности.
Необходимо отметить, что в большинстве случаев, инициатива по способствованию раскрытия и пресечения преступлений коррупционной направленности исходит от должностного лица, в случае если размер взятки не превышает двадцати пяти тысяч рублей. На примере 2015 года, можно проиллюстрировать данную тенденцию: [59]
Осуждено по ч.1 ст. 290 УК РФ | Осуждено по ч. 1 ст. 291 УК РФ (+ покушение) | |
Количество | 187 | 259 |
Аналогичная ситуация складывается и в отношении получения и дачи взятки за незаконные действия: [60]
Осуждено по ч.3 ст. 290 УК РФ | Осуждено по ч.3 ст. 291 УК РФ (покушение) | |
Количество | 1039 | 4772 |
Данная тенденция возникает в связи с тем, что ответственность за получение взятки по п. 1 и п. 3 ст. 290 УК РФ превышает выгоду от приобретения взятки. Противоположная статистика характерна для более крупных сумм взяток. В подобных случаях инициатива по предотвращению преступлений исходит от взяткодателей.
Проанализируем на примере Пермского края статистику назначения наказания за преступления коррупционной направленности за период 2016 года, в который было рассмотрено 156 уголовных дел. За данный период времени рассмотрено: 11 уголовных дел - статья 290 УК РФ, 2 уголовных дела - 291.1 УК РФ, 24 уголовных дела - статья 291.2 УК РФ. Таким образом, было рассмотрено 37 приговоров по делам о взяточничестве.[61]
Виды наказания | Количество преступлений |
Лишение свободы | 8 |
Штраф | 26 |
Условное осуждение | 3 |
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (дополнительный вид наказания) | 5 |
Лишение специального звания (дополнительный вид наказания) | 1 |
Основным видом наказания является штраф более 70 % от общего количества преступлений, предусмотренных статьями 290, 291.1 и 291.2 УК РФ.
Изучение судебной практики данного региона показывает, что наиболее коррумпированные субъекты - муниципальные и государственные служащие, а также лица, выполняющие управленческие функции. Из 37 изученных приговоров, в 25 случаях осужденные являлись муниципальные служащие, либо оказывающие муниципальные услуги. Предметом взяточничества в подавляющем большинстве случае выступали денежные средства, реже иное имущество, в одном из приговоров – услуга имущественного характера (предоставление квартиры для проживания взяткополучателя и членов его семьи). Из данных, представленных в таблице видно, что в 70 % приговоров по делам коррупционной направленности судами был избран штраф, как основной вид наказания. Что несомненно является весьма характерным показателем развития уголовной политики России в настоящее время.
Проанализируем приговоры, вынесенные судами за период 2016 - 2017 годов по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 290 УК РФ – рассмотрено 30 уголовных дел.
В таблице представлены данные по назначению судами таких видов наказания, как штраф и лишения свободы (в качестве основного вида наказания): [62]
Штраф | Лишение свободы | |
ч. 1 ст. 290 | 2 | - |
ч. 2 ст. 290 | 5 | - |
ч. 3 ст. 290 | 4 | 4 |
Ч.4 ст. 290 | - | - |
ч.5 ст. 290 | 4 | 8 |
ч.6 ст. 290 | 3 | - |
В больше половины проанализированных приговоров в качестве основного вида наказания избран штраф, около 56 %. Предметом взятки в 96% случаях являются денежные средства, в одном из рассмотренных уголовных дел предметом взятки являлся автомобиль. Наиболее подверженными коррупции субъектами являются муниципальные и государственные служащие.
Что касается дополнительных видов наказаний в проанализированных приговорах выявлено:
1) лишение права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти - 16 случаев. Так, Апелляционным Определением Хабаровского краевого суда от 27.09.2017 года № N 33-7575/2017 оставлен без изменения приговор Бикинского городского суда Хабаровского края, в котором В.И.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ, назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций сроком на три года. [63]
2) лишение права заниматься преподавательской деятельностью - 2 случая. Постановлением Президиума Ставропольского краевого суда от 31.01.2017 года № 44у-72/17 оставлен без изменения приговор Шахтинского городского суда Ростовской области от 25.04.2016 г. и Апелляционное Определение судебной коллегии по уголовным делам Ростовского областного суда от 23.08.2016 г., в соответствии с которым В.Д. осужденному по ч. 2 ст. 290 УК РФ за получение взятки в виде денег в размере 1 500 рублей за незаконные действия - проставление отметки о сдаче студентом зачета - назначено дополнительное наказание в виде лишения права заниматься преподавательской деятельностью сроком на 3 года.[64]
3) штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – 4 случая. Так Постановлением Президиума Саратовского областного суда от 12.02.2018 года по делу № 44у-12/18 изменен приговор Балашовского районного суда Саратовской области, в котором К. осужденному по п. «в» ч. 5 ст. 290 назначено дополнительное наказание – лишение права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций на государственной и муниципальной службе и в правоохранительных органах сроком на 3 года и штраф в размере 2-кратной суммы взятки, то есть в сумме 800 000 рублей.[65] Аналогичным является Постановление Московского городского суда от 15.03.2018 по делу № 4у/5-1103/18, где осужденному по ч. 6 ст. 290 УК РФ назначено в качестве дополнительного вида наказания – лишение права занимать должности, связанные с выполнением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в органах государственной власти, на срок 5 лет, со штрафом в размере пятикратной суммы взятки - 6 657 425 рублей 45 копеек.[66]
4) без дополнительного вида наказания – 8 случаев. Так, например, по Приговору Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 27.10.2017 года по делу № 1-1217/2017 Назаренко С.М. осужден по ч. 3 ст. 290 УК РФ (получил взятку в виде денег в размере 30 000 рублей, за незаконное бездействие за возможность беспрепятственно осуществлять незаконную торговлю на торговом объекте). Суд назначил наказание в виде штрафа в десятикратном размере взятки – 300 000 рублей в доход государства, без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.[67] Аналогичное наказание назначено Приговором Пушкинского районного суда от 12.10.2017 года по делу № 1-248/2017, осужденному по ч. 2 ст. 290 УК РФ Кравцову – два года лишения свободы без дополнительных видов наказания. [68]
Рассмотрим за период 2017 - 2018 годов преступления, предусмотренные статьей 291.1 УК РФ – проанализировано 35 приговоров по уголовным делам.[69]
Штраф | Лишение свободы | |
ч. 1 ст. 291.1 | - | - |
ч. 2 ст. 291.1 | 5 | 3 |
ч. 3 ст. 291.1 | 1 | 9 |
ч. 4 ст. 291.1 | - | 14 |
ч.5 ст. 291.1 | 2 | 1 |
В данных уголовных делах лишение свободы является наиболее распространенным основным видом наказания, что в настоящее время не является характерным для статей, предусматривающих уголовную ответственность за взяточничество. Согласно статистике, зарегистрирован низкий процент назначения наказания осужденным в виде лишения свободы за преступления главы 30 УК РФ. Данные показывают, что лишь каждому десятому осужденному назначается лишение свободы.[70]
В качестве дополнительного вида наказания выступает:
1) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – 8 уголовных дел. Приговором Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 20.02.2017 года по делу № 1-30/2017 Закревскому Е.М. осужденному по ч. 5 ст. 291.1 УК РФ (сообщил должностному лицу о своем намерении стать посредником во взяточничестве, за совершение незаконных действий и передать взятку в сумме 500 000 рублей) назначено наказание в виде лишение свободы сроком на два года, с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, сроком на три года. [71]
2) штраф – 20 приговоров. Постановлением Московского суда от 26.12.2017 года по делу № 4у/2-7816 оставлен без изменения Приговор Бабушкинского районного суда города Москвы от 07.02.2017, в котором Г. осужден по п. «б» ч.3 ст. 291.1 УК РФ (посреднику Г. передана взятка в сумме 290 000 рублей за общее попустительство И. по службе и за незаконное бездействие, входившее в его служебные полномочия) на 7 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима, со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки 14 500 000 рублей. [72]
Предметом взяточничества во всех, кроме одного уголовного дела (две квартиры общей стоимостью 14 250 000 рублей)[73], выступают – денежные средства.
Необходимо отметить, что в большинстве рассмотренных уголовных дел лишение свободы назначено на срок от трех до четырех лет. В одном из таких приговоров, Постановлением Московского городского суда от 31.01.2018 года по делу № 4у/6-541/18 оставлен без изменения Приговор Чертановского районного суда от 18.08.2016 года, в котором А, осужден по ч. 2 ст. 291.1 УК РФ к трем годам лишение свободы в исправительной колонии общего режима. [74]
Что касается штрафа он устанавливается в размере от десятикратной до семидесятикратной суммы взятки, то есть практически от минимального до максимального размера кратного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 291.1 УК РФ. В проанализированных приговорах минимальный размер, назначенного штрафа составил – 14 500 000 рублей, а максимальный доходил до 500 000 000 рублей. Так Постановлением Президиума Севастопольского городского суда от 27.12.2017 года № 44у-41 оставлен без изменения приговор Нахимовского районного суда г. Севастополя от 14.07.2016 года и Апелляционное Определение судебной коллегии по уголовным делам Севастопольского городского суда от 01.09.2016 года, в котором М. осуждена по ч. 4 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве, способствование взяткодателю и взяткополучателю в достижении и реализации соглашения о получении и даче взятки в виде имущества - двух квартир общей стоимостью 14 250 000 рублей.) назначен - штраф в размере семидесятикратной суммы взятки - 500 000 000 рублей, с лишением права занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий на срок 3 года.[75]
Назначение штрафов подобного размера, заставляет задуматься о возможности фактического исполнения подобного рода наказания.
Статья 291.1 УК РФ была введена в 2011 году[76] для привлечения к ответственности лиц, не наделенных организационно - распорядительными или административно - хозяйственными полномочиями, но обладающих возможностью решения определенного рода вопросов за вознаграждения. До введения данной нормы привлечение их к ответственности возможно было по ч. 3 ст. 159 УК РФ, по ст. 30 и ст. 159 УК РФ, либо по ч. 5 ст.30 и ст.290 УК РФ, по которым санкции значительно мягче, чем в действующей статье 291.1 УК РФ. Таким образом, законодатель, закрепив в УК РФ данную норму, не только ужесточил ответственность за подобного рода деяния, но и ввел основания освобождения от уголовной ответственности в случае активного способствования раскрытию и пресечению преступления, и добровольному сообщению о совершенном преступлении, что побуждает посредников во взяточничестве сотрудничать с правоохранительными органами.
Проанализируем статистические данные за 2016 год в Российской Федерации по основным и дополнительным видам наказания, предусмотренных статьей 290 УК РФ. Всего по данной статье 1318 приговоров, из которых в 388 уголовных делах в качестве основного вида наказания избрано лишения свободы. [77]
Что касается дополнительных видов наказания:
1) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – 703 приговора;
2) штраф – 432 приговора;
3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград – 45 приговоров.
4) без дополнительного вида наказания – 138 приговоров.
Аналогичные тенденции возможно проследить и в 2017 году, лишь за тем исключением, что количество уголовных дел по статье 290 УК РФ немного уменьшилось. Относительно основных видов уголовного наказания - штраф в приговорах превышает 50 % от общего числа дел. Данная статистика не вызывает удивления, так как в связи с нововведениями, принятыми законодателем в 2011 году – кратный штраф стал одним из основных видов наказания.
Таким образом, можно сделать вывод, что в уголовной политике России по борьбе с коррупционными преступлениями упор сделан на материальное взыскание, исчисляемое в величине, кратной сумме взятки, как на основной вид наказания. Предполагается, что данный вид наказания является более эффективным средством борьбы со взяточничеством, так как штраф, кратный сумме взятки делает невыгодным совершение данного преступления. Однако, так ли это на самом деле? В случае назначения наказания в виде штрафа, кратного сумме взятки возникает проблема при его последующем исполнении, ставится под сомнения реальная возможность исполнения приговоров. В связи с этим возникает вопрос, можно ли считать данный вид наказания гуманизацией уголовной политики? Или же ужесточением наказаний с учетом неэффективности его исполнения и заменой данного вида наказания на лишение свободы?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 226.