События, произошедшие в октябре 1917 года изменили форму правления и государственного строя России, но не повлияли на взяточничество, оно продолжало существовать в колоссальных масштабах. 4 мая 1918 года Ленин В.И. дал указания о подготовке нового законопроекта о взяточничестве. Указания гласили: «необходимо тотчас с демонстративной быстротой внести законопроект, что наказание за взятку должны быть не ниже десяти лет тюрьмы и сверх того, десяти лет принудительных работ». [16]
В связи с указаниями в Советской России был издан первый нормативно - правовой акт, устанавливающий ответственность за взяточничество - Декрет «О взяточничестве».[17] В статье первой было закреплено понятие должностного лица и ответственность за получение взятки. Согласно данной статье наказанием за получение взятки являлось «лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенное с принудительными работами на тот же срок».[18]
Декрет устанавливал, как ответственность за дачу, получение взятки, так и за подстрекательство к даче, получению взятки, пособничество во взяточничестве и прикосновенность ко взяточничеству. Декрет предусматривал ряд отягчающих обстоятельств: нарушение служащим своих обязанностей, вымогательство взятки и принадлежность служащего к имущему классу. Наказание ужесточалось при наличии отягчающих обстоятельств и могло выразиться в конфискации имущества. Данный нормативный акт не предусматривал понятий «лихоимство» и «мздоимство». Лицо, дающее взятку могло избежать уголовной ответственности при обращении и сообщении в органы государственной власти о произошедшем преступлении.
Декрет 1917 года должен был уменьшить количество коррупционных преступлений, но особых изменений не произошло. Согласно статистике, десять процентов от общего числа преступлений, совершенных в Москве приходилось на взяточничество.[19] В связи с этим, очевидно, что в 1919 году согласно Декрету дела о взяточничестве стали рассматривать в Особом революционном трибунале при Всероссийской чрезвычайной комиссии. Уголовный закон того времени не устанавливал высший предел наказания за взяточничество, оставляя возможность «судейского усмотрения», коллегия шла по пути ужесточения наказания, заключавшегося в лишении свободы на срок более десяти лет.
В Декрет «О борьбе со взяточничеством»[20] 1921 года были внесены изменения, которые предусматривали, что лицо, давшее взятку освобождалось от уголовной ответственности при содействии правоохранительным органом и изобличении взяткополучателя. Как мы можем заметить, изменения, предусмотренные новым Декретом «О борьбе со взяточничеством» оказались не существенными, и не принесли надлежащего эффекта.
Еще в 1918 году встал вопрос о необходимости создания нового уголовного закона, а точнее кодекса, который бы отражал существующую в то время политическую структуру государства и идеологию нового времени. 1 июня 1922 года был принят Уголовный Кодекс РСФСР, который включал в себя главу II, предусматривающую ответственность за должностные (служебные) преступления.
Уголовный Кодекс 1922 года, как и Декрет «О борьбе со взяточничеством» предусматривал ответственность за получение взятки в статье 114 УК РСФСР. Статья состояла из двух частей, первая предусматривала «получение взятки за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия»[21], вторая же включала в себя список отягчающих обстоятельств получения взятки, таких как: нанесения или возможность нанесения материального ущерба в результате принятия взятки, наличие судимости за данного рода преступления и неоднократность получения взятки. Часть первая устанавливала ответственность в виде «лишения свободы на срок не ниже одного года с имущественной конфискацией или без таковой».[22] Часть вторая предусматривала более строгий вид наказания – «лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет и в особо отягчающих обстоятельствах - высшая мера наказания с конфискацией имущества».[23]
Статья 114а УК РСФСР устанавливала ответственность за дачу взятки, посредничество во взяточничестве, оказание какого-либо содействия или непринятие мер по противодействию взяточничеству т.е. «заведомое создание должностным лицом обстановки и условий, вызывающих предложение взятки, в целях последующего изобличения, дающего взятку».[24] В статье 115 содержалась норма об ответственности за провокацию взятки. Санкция статьи 115 предусматривала: лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет или высшую меру наказания.
Несмотря на ужесточение ответственности за взяточничество согласно данным статистики уровень взяточничества не только не уменьшался, но и присутствовала тенденция роста, относительно иных должностных преступлений. В 1924 году уровень взяточничества достигает 40% в общей массе должностных преступлений, нельзя не отменить, что к 1926 году этот процент понизился до 11%.[25] Представляется, что в данном случае, снижение уровня взяточничества обусловлено ужесточением наказания.
Следующий Уголовный Кодекс 1926 года вступил в действие с 1 января 1927 года. Данный закон ужесточил ответственность за ряд преступлений, так, например, ответственность за дачу взятки и посредничество во взяточничестве возросла до пяти лет лишения свободы. Претерпели изменения, случаи освобождения взяткодателей от уголовной ответственности, Уголовный Кодекс 1926 года предусматривал две ситуации: первое, при вымогательстве взятки, второе, при немедленном сообщении в правоохранительные органы о факте передачи взятки должностному лицу.[26] Более строгой стала ответственность за получение взятки при квалифицирующих обстоятельствах, наказание составляло: конфискацию имущества, лишение свободы (причем верхний предел по-прежнему не был установлен, и оставался на усмотрение суда), расстрел. Лишь 1 октября 1927 года расстрел, как мера наказания за взяточничество - отменен.
В 1960 году был принят новый уголовный закон - Уголовный Кодекс РСФСР, который вступил в действие 1 января 1961 года. Данный нормативный акт, внес ряд изменений в санкции статей о взяточничестве. Так, например, уголовная ответственность за получение взятки по статье 173, в части 1 составляла - «лишение свободы на срок до пяти лет»[27], по части 2, при неоднократности получения, вымогательстве взятки «от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой».[28] Статья 174 предусматривала ответственность за дачу взятки и посредничество без отягчающих обстоятельств в виде «лишение свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до одного года», при неоднократности дачи взятки, либо лицом, ранее судившимся за взяточничество, наказывалось «лишением свободы на срок до пяти лет»[29]. В Уголовный Кодекс 1960 года не была включена статья «Провокация взятки».
В 1962 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество». Данный нормативный акт был дословно внедрен в УК 1960 года, характерной чертой, которого стало ужесточения уголовной ответственности за взяточничество. Так, санкция за получение взятки по части 1 возросла с пяти лет лишения свободы до десяти лет с конфискацией имущества, по части 2 до пятнадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества.[30] Ответственность за дачу взятки - «лишение свободы от двух до восьми лет», без отягчающих обстоятельств, а при наличии таких - «лишение свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой и со ссылкой после отбытия лишения свободы на срок от двух до пяти лет или без ссылки».[31]
В данный период времени, существовало много «громких дел» о взяточничестве, одно из таких - дело Соколова Ю.К., который был обвинен в многократном получении взяток. Соколов Ю.К., являлся директором «Елисеевского» гастронома в период с января 1972 по октябрь 1982 гг. систематически получал взятки за то, что через вышестоящие торговые организации обеспечивал бесперебойную поставку в магазин продовольственных товаров в выгодном для взяткодателей ассортименте. В судебном заседании было установлено, что Соколов Ю.К., используя свое должностное положение с корыстными целями систематически получал взятки, в связи с чем был приговорен к смертной казни (расстрелу) с конфискацией имущества и лишением всех званий.
Данное дело положило начало череде борьбы с преступлениями коррупционной направленности. В результате оперативных мероприятий только столичных органов КГБ и МВД к уголовной ответственности в тот период было привлечено около 15 тысяч человек, включая и начальника Главного управления торговли Н. П. Трегубова.
Происходившие в России изменения, требовали и изменения уголовного законодательства страны. Уже в 1992 году был внесен на обсуждения вариант нового уголовного кодекса, а также специальных законов, таких как Закон «О борьбе с коррупцией», Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР», которые содержали проекты норм об ответственности за взяточничество.
Рассмотрев Советский период развития уголовной политики по борьбе со взяточничеством, можно сказать, что подавляющее количество реформ, проведенных в данный момент времени, было направлено на изменение уголовной ответственности за взяточничество, а не на разработку превентивных мер по борьбе с коррупционными преступлениями. Проанализировав историю развития уголовного законодательства России в ХХ веке можно сказать, что законодатель, решая вопрос об уголовной ответственности за взяточничество, иногда шел по пути смягчения уголовной ответственности. Уголовные кодексы 1926 и 1960 годов отличались более жестокими мерами ответственности, нежели действующий кодекс 1996 года. Путь смягчения уголовной ответственности за взяточничество был избран в связи с изменением общественного и государственного строя, которые требовали реформирования уголовного законодательства за должностные и коррупционные преступления.[32]
Дата: 2019-02-02, просмотров: 260.