Сфера деятельности отраслевых органов управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отраслевыми республиканскими органами управления являются соответствующие министерства, комитеты, концерны, объединения, союзы, учреждения. Они регулируют деятельность важнейших комплексов и отраслей народного хозяйства республики: промышленности, топливно-энергетического комплекса, строительного комплекса, транспорта, связи и т.д. Обеспечивают выработку и реализацию отраслевой политики, выбор приоритетов, размещение госзаказов, составление прогнозов и программ развития отраслей и т.д. Основные функции и деятельность отраслевого управления определяются исходя из специфики каждой отрасли, направлений ее реформирования.
Государственное управление промышленным комплексом страны осуществляется Министерством промышленности. Основные направления его деятельности – проведение промышленной и отраслевой научно-технической политики, направленной на структурную перестройку промышленности, переориентацию важнейших ее отраслей, на удовлетворение нужд народного хозяйства республики, решение неотложных социальных задач, совершенствование экономических отношений в условиях формирующегося рынка. В сферу компетенции министерства промышленности входит государственное регулирование деятельности предприятий машиностроительной, металлообрабатывающей, радиоэлектронной, приборостроительной, металлургической, химической, нефтехимической и медицинской промышленности (независимо от их ведомственной подчиненности), а также предприятий, находящихся в ведении управлений местной промышленности облисполкомов.

Министерству промышленности подчинены: Белорусский государственный научно-производственный концерн порошковой металлургии, Белорусский государственный научно-производственный концерн межотраслевого машино- и приборостроения «Белмашприбор», Белорусское государственное объединение по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов.

Министерство энергетики. Основной принцип его деятельности заключается в том, что вопросы перспективного развития организационно-экономического управления решаются комплексно по всей территории, а техническое обеспечение функционирования отдельных звеньев (газоснабжение, электроснабжение, снабжение нефтепродуктами и твердыми видами топлива) – по отраслевой принадлежности. Оптимальное развитие топливоснабжающих систем осуществляется с учетом имеющихся ресурсов, их взаимозаменяемости, транспортных затрат и потребительского эффекта.

Министерству энергетики подчинены: Белорусское государственное предприятие по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз», Белорусский государственный энергетический концерн «Белорусский концерн по топливу и газификации». Функции, связанные с энергосбережением и энергетическим надзором обеспечивает Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия - содержание функций Министерства сосредотачивается в основном на перспективах развития и координации отраслей АПК, государственной инспекции, защите интересов комплекса перед другими сферами народного хозяйства, а также интересов производителей. Министерство должно обеспечивать содействие областным ассоциациям агропромышленных производителей, советам по управлению агропромышленными объединениями, заниматься формированием отраслевых сельскохозяйственных ассоциаций, созданием на коммерческой основе и на добровольных началах хозрасчетных формирований республиканского и местного значения, выполняющих прогнозирование, перспективное планирование, селекционную работу, семеноводство, снабжение, научное обслуживание, транспортировку и сбыт продукции, строительство совместных предприятий, объектов социального назначения, мелиоративных сооружений и мелиорации земель, производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды является основным государственным органом в области охраны окружающей среды. разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности в этом направлении других республиканских органов государственного управления и юридических лиц;

осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;

обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по ее оздоровлению, участие в создании системы образования и воспитания в области охраны окружающей среды, взаимодействие с общественными природоохранными объединениями;

осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции.

Министерство связи является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Минсвязи осуществляет свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами, международными организациями, иными юридическими лицами. Минсвязи осуществляет руководство объединениями, организациями, учреждениями, иными юридическими лицами, находящимися в его подчинении. Минсвязи и подчиненные ему организации, а также организации, созданные в процессе разгосударствления и приватизации с долей государственной собственности, составляют систему Минсвязи.

Министерство информации - республиканский орган государственного управления, формирующий и реализующий государственную политику в сфере средств массовой информации, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения.

Министерство сформировалось в результате ряда реорганизаций Государственного комитета по печати и Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 516 (24.10.2001)

«О совершенствовании системы органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный комитет Республики Беларусь по печати был преобразован в Министерство информации. В систему Министерства информации входят управления информации областных исполнительных комитетов Республики Беларусь, а также подчиненных ему организаций.

Министерство архитектуры и строительства является органом государственного управления, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь.


Министерство транспорта и коммуникаций

В условиях самостоятельности хозяйствования республики усилилась необходимость создания единой дорожно-транспортной системы, которая позволила бы решить такие важные общетранспортные проблемы, как совершенствование взаимодействия транспорта и обслуживаемых им отраслей народного хозяйства, сочетание отраслевых и территориальных интересов в развитии материальной базы, более эффективное планирование и распределение работ. Проведение единой дорожно-транспортной политики, независимо от вида транспорта, возложено на Министерство транспорта и коммуникаций.


30.Особенности формирования структуры предприятий и системы управления ими в процессе становления рыночных отношений.
Функции государства отражают основные направления его деятельности, выражают сущность и назначение государственного управления общественными делами. Государство, как универсальная организация общества и субъект управления, выражает интересы всех граждан. Его сущность раскрывается и реализуется во взаимодействии с обществом, вне которого его деятельность теряет всякий смысл, поэтому следует отражать и общественные функции государства.

Можно выделить несколько внутренних и внешних общественных функций государства, которые присущи ему в современный период. К внутренним функциям относятся: экономическая – выработка стратегии и тактики экономического развития страны и реализация этой политики; политическая – обеспечение ценности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство; социальная – определение социальной политики, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности всего общества, регулирование отношений между гражданами по поводу их места в обществе, социальная защита малообеспеченных слоев населения; нормативно-правовая – принятие нормативно-правовых документов, регулирующих всю общественную жизнь; экологическая – регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.

Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, сотрудничество в решении глобальных проблем современности.

Функции по своему характеру можно подразделить на политические и административные. Очень важно, чтобы те и другие выделялись в положении конкретного министерства, уставе административной службы.

Выполнение политических функций означает, что государственные органы имеют право издания нормативно-правовых актов в узаконенной сфере. Государственное учреждение может издавать нормативные акты, но они обязательны лишь для тех граждан (физических и юридических лиц) и в том случае, если они являются пользователями услуг данного учреждения, его клиентами. Политические функции не являются непрерывными.

Административные функции в отличие от политических, непрерывны в исполнении, и их сущность состоит в обеспечении исполнения законов, норм, правил, норм порядка и предоставлении государственных услуг юридическим и физическим лицам. Идеалом здесь может служить автоматизм принятия административных мер, например, по пресечению правонарушений. Именно таким образом обеспечивается правовой характер государства.

Прогнозирование и планирование – главное звено всей системы управления. Прогнозирование – это предвидение перспектив развития объекта и последствий его преобразований для общества, конкретной организации. Планирование – это процесс определения достижимого состояния объекта, а также средств, способов и ресурсов для этого. Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние как объекта, так и субъекта управления. То есть, это – постановка целей, определяющих перспективы развития и будущее состояние управляемых объектов и процессов, а также способы достижения намеченных целей. Цели и задачи, определенные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.





Дата: 2019-02-02, просмотров: 260.