Коммуникационное взаимодействие в управленческой практике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальными исследованиями установлено, что люди, занимающиеся управленческой деятельностью, от 50-90% своего времени затрачивают на коммуникации, являющиеся основным и связующим процессом в осуществлении управленческой деятельности. Коммуникация (от лат. – сообщение, передача) – это процесс обмена сообщениями, информацией между различными личностями, их социальными группами, общностями и организациями. Эффективно работающие руководители хорошо представляют себе суть коммуникационного процесса, обладают навыками устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. Каждая организация имеет структурные звенья управления: руководство управления (первый уровень); руководители отделов (второй уровень управления); руководство направлений и отделений (3-й уровень управления); сотрудники (4-й уровень управления).

Внутри организации информация перемещается с уровня на уровень в рамках вертикальной коммуникации. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие (сообщается о текущих задачах, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурами и т.п. Наиболее очевидным примером обмена информацией по вертикали являются отношения между руководителем и подчиненным – основная часть коммуникационной деятельности руководителя. Коммуникации по восходящей – передача информации с низших уровней на высшие.

Субординационные отношения – взаимоотношения между высшими и низшими звеньями управления, между управляющими и управляемыми, т.е. отношения по вертикали. Эти отношения возникают после подачи руководителем команд управления (приказов, устных или письменных указаний) и действий исполнителей, направленных на выполнение этих команд. Отношения субординации строятся между сотрудниками на основе принципа соподчиненности. Реализация субординации отношений зависит и определяется руководителем. От его авторитета, компетентности, стиля работы, понимания управленческой ситуации зависит качество отношений с подчиненными, степень согласованности усилий для решения задач. По видам субординационные отношения могут быть – линейные и функциональные.

Линейные отношения – у руководителя много подчиненных, а у подчиненных только один руководитель. При этой разновидности субординационных отношений связи приобретают преимущественно властный характер, полное подчинение сотрудника руководителям. Функциональные отношения – на основе специализации по осуществлению определенных функций. В организациях выделяются подразделения, сотрудники которых специализируются на выполнении конкретных функций управления, например: подразделения, которые выполняют учетные и контрольные функции над деятельностью коллектива; инспекторские подразделения – контрольно-наблюдательные функции над деятельностью коллектива; кадровые подразделения – функции по приему, перемещению, увольнению кадрового состава и др.

В тоже время руководитель функционального подразделения более ограничен в своих правах, нежели линейный руководитель. Они не могут воздействовать на деятельность коллектива напрямую, минуя линейного руководителя.

Наряду с отношениями субординации важное место в системе управленческих отношений занимают отношения координации. Координационные отношения предполагают согласованность действий сотрудников (руководителей органов, подразделений), неподчиненных друг другу, принадлежащих к одному уровню управления и осуществляющих совместную деятельность по достижению общей цели. В отличие от субординационных отношений (по вертикали), координационные отношения – это отношения по горизонтали. Эти взаимосвязи не являются административными. Связующим звеном между органами, подразделениями, отдельными лицами в данном случае является общая цель их деятельности. При отсутствии общей цели основания для возникновения координационных отношений нет.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 216.