Коммуникация – это процесс информационного взаимодействия субъектов в обществе. Межличностная коммуникация изучает взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, используется широко в процессе выработки, в осуществлении управленческих решений. Для него характерны непосредственный контакт между субъектами общения. Особенности межличностной коммуникации: тесная обратная связь, регулирующая процесс общения, множество используемых средств – не только вербальных (словесных), но и невербальных. В процессе коммуникационного взаимодействия чаще всего используются его ролевая разновидность, содержание и направленность, формы её выражения определяются ролевыми отношениями партнеров (например: руководитель – подчиненный, сотрудник – сотрудник и т.п.). Процесс передачи сообщения в данном случае ориентирован на достижение определенного результата, например, на выполнение задания, которое поручает руководитель подчиненному. В процессе осуществления межличностной коммуникации руководителю необходимо уметь преодолевать преграды, которые могут возникнуть в практике межличностного общения, конфликтов. Необходимо учесть, что информация, противоречащая нашему опыту, может либо полностью отвергаться, либо искажаться реципиентом в соответствии с его опытом. Барьеры в коммуникационном взаимодействии могут возникнуть в связи с неточностью восприятия и понимания некоторыми людьми слов, используемых в качестве символов в процессе общения между сотрудниками и т.д.
Второй тип коммуникаций – функционально – ролевой. Правила коммуникации в данном случае соответствуют той социальной роли, которую человек выполняет в данной системе деятельности и в данной организации, прежде всего в профессиональном плане, его социальному статусу и сложившейся социальной иерархии позиций господства и подчинения в данной организации. Контакты между людьми при таком типе коммуникаций взаимодействий чаще всего формализованы и четко ранжированы в соответствии с теми должностными позициями, которые занимают различные индивиды в данной организации. Эффективность коммуникаций такого типа и связанных с ними управленческих решений предопределяются тем, насколько грамотно и конструктивно сумеет наладить коммуникационное взаимодействие руководитель.
22. Особенности СМИ и их роль в управлении общественными процессами.
Средства массовой информации (СМИ) являются составным элементом современного гражданского общества, представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений различным лицам. Виды СМИ: пресса, справочники, радио, телевидение, кино и звукозапись, видеозапись.
Сегодня трудно представить существование общества без СМИ, они играют значительную роль в обществе. Иногда их называют «четвертой властью. В современном мире СМИ выполняют функции: информационную, образовательную, социализирующую, критика и контроль, формирование общественного мнения, артикуляция интересов и интеграция политических субъектов. Выражают позиции определенных социальных субъектов, осуществляют то или иное идеологическое воздействие на сознание.
На истолкование событий в прессе влияет ряд факторов:
персоналистический – это то, как сам журналист понял событие; публичный – на истолкование и оценку эмпирических фактов влияют также ожидания публики. Публичность – это довольно сложное явление; например она предполагает учет зрительских ожиданий, а значит, формирование некоторого типичного образа читателя (зрителя); манифестационный – как правило, журналист идентифицирует себя с тем или иным социальным субъектом, от имени которого он и выступает. «технологический» – технология масс-медиа, Технология делает значимым ряд моментов, которые раньше почти не учитывались, а именно, выдержаны ли параметры предъявления новостей (информации), можно ли эту информацию перепродать и т.п.; «коммуникационный». В наше время журналистские тексты создаются в пространстве масс-медиа, где обращаются различные другие журналистские и нежурналистские тексты. Поскольку зрители и читатели имеют доступ к этим другим текстам, к их интерпретациям и оценкам, не учитывать это пространство просто невозможно.
Значение СМИ в современном мире весьма велико. Именно СМИ в значительной мере формируют наше мировоззрение, наши взгляды и убеждения. Без участия СМИ предвыборные кампании немыслимы. Выделяют два больших направления в предвыборных технологиях. Первое – это непосредственная работа с населением; встречи с электоратом, организация различных агитационных акций и т.п. Второе – это агитация электората через средства массовой информации.
23. Особенности построения и функционирования организаций.
В ходе исследования деятельности некоторых субъектов хозяйственной деятельности и их структуры управления были рассмотрены пять основных вопросов:
Понятие организации;
Структура управления организацией;
Взаимодействие организации с внешней средой;
Этапы и принципы построения хорошей организации;
Пути усовершенствования организационной структуры субъектов хозяйственной деятельности.
В современном мире существуют параллельно и первичные формы организации производства, и суперсовременные формы организации производства.
Проанализировав в работе деятельность некоторых предприятий, мы видим, что наиболее адекватной формой организации управления современным производством является капиталистическая кооперация, которая имеет определенные материальные и интеллектуальные ресурсы для производства или реализации определенного продукта. Значительное место в этой организации принадлежит фирмам, управленческая структура которых зависит от объемов, количества и качества продукции, которую они изготавливают, их конкурентно способности в условиях рыночной экономики.
К типовой структуре управления фирмой входят президент или председатель правления, управляющие предприятием, функциональные службы, мастера. Большая фирма имеет совет директоров или правление, президента или председателя правления, функциональные службы и мастеров. Управление в них строится по принципу функциональной, линейной и штабной организации. Функциональная организация – это организационная структура функций, что состоит из трех групп: финансовой, производственной и группы сбыта; линейная организация – это непосредственное участие в реализации функций, штабная организация – это административные службы.
Данная структура является типовой, но её реальное заполнение зависит от уровня экономической структуры, условий её функционирования в определенное время в определенной среде, прежде всего рыночной.
Что касается государственных форм управления, то за центральными органами закрепляется функция стратегического расчета экономического развития страны, а управление, организация намеченной стратегии полностью переносится на производственные единицы.
В этом значении рыночная демократизация управления предприятиями призвана радикально изменить саму производственную организацию, производственную систему.
Новые формы рыночной кооперации, выдвинутые самой жизнью, создают и принципиально новый комбинированный процесс труда, который исполняется в определенном, рассчитанном самими коллективами объеме. Такая форма требует и соответственного управления, которое обязано установить сотрудничество между индивидуальными работами и выполнять общие функции, которые возникают из процессов всего производственного организма.
Именно отсутствие должного сотрудничества, обусловленное внешней организацией управления, и стало одной из причин неприспособленности нашей экономической организации к условиям рынка.
Таким образом, утверждение нормального рыночного экономического развития возможно только на основе принципиально нового типа комбинированной комбинации труда, которая возникает в результате стихийного сложения новых форм её кооперации, но требует разумного управления производственным процессом. Объёмы этого процесса (а отсюда и объёмы объекта управления) зависят от конкретного экономического подразделения, которое теперь выступает как определенная экономическая подсистема, структурные элементы которой пребывают в такой связи, которая принципиально изменяет суть управления ими.
Управление производством призвано сейчас организовать, по сути, новый тип единства между индивидуальным и ассоциированным трудом, разумно используя одно из преимуществ организованного становления рынка – его способность к уместной производственной самоорганизации на основе частной собственности на средства производства. Тогда рассчитанная на рынок управленческая деятельность приобретет принципиально новые качества, раскроет свои потенциальные возможности как вид продуктивного труда.
Типология организаций
Организации ввиду своего чрезвычайного разнообразия могут быть типологизированы, то есть, выделены и объединены по многим характерным чертам. Наиболее часто встречаются следующие виды типологизации:
• по характеру деятельности – общественные, хозяйственные, государственные, муниципальные и т.п.
• по сфере деятельности – экономические, политические, военные, социальные, детские и т.п.
• по отраслевой принадлежности – строительные, горнодобывающие, лечебные, спортивные и т.п.
• по отношению к власти – правительственные, муниципальные, независимые;
• по государственной принадлежности – национальные, иностранные, совместные;
• по степени самостоятельности – головные (материнские) и дочерние;
• по форме собственности – частные, государственные, муниципальные, общественные, смешанные и т.
п.;
• по организационно-правовой форме – государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, товарищества, кооперативы, общественные объединения, учреждения, ассоциации и т.п.;
• по степени формализации – юридические и неюридические лица;
• по численности работающих – крупные, средние и малые;
• по продолжительности функционирования – постоянные, временные, сезонные и т.п.;
• по отношению к прибыли – коммерческие (прибыльные) и прочие;
• по отношению к бюджету – бюджетные, финансируемые из бюджета и небюджетные;
• по организационной структуре – линейные, функциональные, матричные и т.п.
Могут быть и другие виды типологизации
Дата: 2019-02-02, просмотров: 306.