Основу экономических отношений предприятия составляют отношения, которые складываются в процессе производства, распределения, обмена и потребления между предприятиями, внутри подразделений и между отдельными работниками.
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй - в позиции объекта управления. Для того чтобы между ними существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять.
Наиболее принципиальными являются два типа отношений:
1) отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной трудовой деятельности ассоциированных собственников;
2) отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.
Определяющую роль в эффективности экономического механизма хозяйствования любого предприятия играет совершенствование управления экономическими отношениями, которые складываются на двух уровнях:
- отношения между предприятием и внешними субъектами: с государством, государственным бюджетом, вышестоящей организацией, поставщиками и потребителями, финансовыми организациями и др.
- внутрихозяйственные экономические отношения.
Причем, если на экономические отношения с внешними субъектами (уровень цен на средства производства поставляемые предприятиям, кредитно-финансовый механизм и налоговая политика, развитие систем лизинга) предприятия практически не могут повлиять, то внутрихозяйственные экономические отношения зависят в большей степени от их организации и совершенствования в конкретных хозяйствующих субъектах.
Базой построения внутрихозяйственных экономических отношений является хозяйственный или коммерческий расчет. При хозяйственном расчете определение цен на продукцию ограничивается простой самоокупаемостью, тогда как при коммерческом расчете - самофинансированием.
Для формирования внутрипроизводственных экономических отношений важен состав элементов, характер связи между ними, а также роль элементов в рамках этих связей. Эффективность внутрихозяйственных отношений во многом обеспечивается хорошей организацией управления всей связанной с этим работы, четким определением функций руководителей, специалистов, работников производственных подразделений.
В зависимости от степени хозяйственной самостоятельности структурных подразделений можно выделить три модели внутрихозяйственных экономических отношений: первая - когда внутрихозяйственные подразделения наделяются правами лишь производственной самостоятельности, но не могут вступать в хозяйственные отношения с другими предприятиями. Вторая модель поднимает планку самостоятельности первичных подразделений и дает право распоряжаться оговоренной частью или даже всей произведенной продукцией. Товарная продукция реализуется по складывающимся ценам рынка. Во внутрихозяйственном обороте используют расчетные (внутренние) цены, рассчитанные с учетом нормативного уровня рентабельности. Третья модель внутрихозяйственного расчета предполагает наделение структурных подразделений предприятия полной хозяйственной самостоятельностью. Они имеют свои балансы и расчетные счета в финансово-расчетных центрах предприятия или даже банке. Отношения их с другими хозяйствами и с другими юридическими лицами строятся самостоятельно на договорных началах.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 256.