Суть вопроса в том, может ли субъект адекватно воспроизвести сущностные характеристики мира, познаваемых им объектов.По вопросу «Познаваем ли мир?» среди философов не было однозначной позиции. Основные позиции: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.
Сторонники положительного ответа сформировали лагерь так наз. «гносеологического оптимизма». Они считали, что границ познанию не существует, что человек в принципе может получать верные сведения о любом явлении действительности. Эту позицию разделяли практически почти все античные мыслители, философы эпохи Возрождения, но наиболее активно ее обосновывали представители диалектико-материалистической философии. Они полагали, что именно практическая деятельность является основанием и критерием истинности знания. Понятие «практика» понимается диалектическим материализмом предельно широко, практика – это любая форма преобразующей деятельности человека, включающая в себя социальную деятельность и обыденное познание, эксперимент и развитую научную теорию. Знание, многократно подтвержденное на практике, однозначно доказывает, что мир познаваем.
Сторонники негативного ответа могут быть отнесены к гносеологическим пессимистам. В зависимости от степени убежденности в непознаваемости мира они могут быть отнесены либо к скептикам, либо к агностикам.
Скептицизм – это более мягкая, умеренная позиция. Она принципиально не отрицает познаваемость мира, скорее, ее представители сомневаются в этом, а также в достоверности наших знаний. Основатель – позднеантичный философ Пиррон. По мнению софиста Протагора, все относительно – любые знания, ценности, законы, обычаи.
Агностицизм – более решительная версия «гносеологического пессимизма». Дословно термин переводится как недоступный познанию: «а» – отрицательная частица «не», «гнозис» – знание. Согласно агностикам, достоверное знание в принципе недостижимо. Зачатки агностицизма можно обнаружить в философии Протагора, но наиболее последовательно он был развит в учениях Юма, Беркли и Канта. В частности, Юм утверждал, что все познание имеет дело с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, поэтому нельзя судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Кант настаивал на существовании принципиальной границы между знанием и действительностью. Он вводит термины «феномен» («вещь-для-нас», или внешняя, явленческая сторона предмета, вещь, как она нам является в эмпирическом опыте) и «ноумен» («вещь-в-себе», сущность), подчеркивая, что все человеческое знание ограничено лишь феноменами и никогда не может постигнуть истинную сущность вещей, представленную ноуменом. Этим различением Кант стремился показать, что у эмпирического опыта и теоретического разума есть границы, поскольку есть сферы, которые не доступны эмпирическому опыту и теоретическому разуму, но принадлежат области веры.
Философия и наука ХХ века, не забывая о традициях гносеологического пессимизма, более активно исповедуют принципы гносеологического оптимизма. Но уверенность человека в своих познавательных возможностях не должна приводить его к отказу от доли здорового скептицизма и от критического анализа достигнутого знания.
29. Основные формы чувственного и рационального познания.
В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание. Любой познавательный процесс (на уровне обыденного, мифологического, научного, художественного опыта) предполагает их наличие.
Чувственное познание дает образную картину мира, обеспечивает нам первоначальную ориентацию в нем и приспособление к его реалиям.Логическое (рациональное) познание позволяет субъекту с помощью своего интеллекта проникать в сущности вещей, недоступные чувствам, обнаруживать скрытые для восприятия законы их бытия. Это познание связывает человека с миром опосредованно.
Чувства и разум человека совместно и непрерывно «работают» над решением той или иной познавательной задачи, выполняя свои функции и давая человеку, в конечном счете, некое комплексное знание объекта познания.
Чувственное познание возникает в результате непосредственного взаимодействия между человеком и окружающим миром и существует в трех формах: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение возникает в результате непосредственного контакта органа чувств человека с воспринимаемым предметом и отражает отдельные свойства или качества этого предмета в соответствии с нашими органами чувств, на которые он воздействует. (зрительные, обонятельные, осязательные, слуховые, вкусовые). Характер ощущений двоякий: с одной стороны, оно предполагает обязательное наличие предмета ощущений и основывается на определенной физиологии, поэтому ощущения объективны. С другой стороны, ощущение есть субъективный образ объективного мира.
Восприятие, также как и ощущение, возникает только в результате непосредственного контакта с предметом, но отражает уже не отдельные свойства или качества предмета, а формирует его целостный образ (качество-количество, причина-следствие, необходимость, часть-целое и др.). Восприятие – это уже определенная схематизация предмета с целью выделения в нем устойчивых (инвариантных) признаков.
Представление, также как и восприятие, дает нам целостный образ предмета, но уже без непосредственного контакта с этим предметом.
Рациональное познание также реализуется на трех уровнях: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – форма рационального познания, в которой фиксируются общие и существенные признаки предмета. Понятие – это результат абстрагирующей способности разума, оно лежит в основе такой важной логической процедуры, как обобщение. На основе понятий предметы обобщаются в классы. Понятия выделяют в предмете его сущностные, а, следовательно, устойчивые признаки. Понятия фиксируются в категориях как разговорного, так и научного языка и выражаются посредством слова-существительного.
Суждение – форма рационального познания, реализующаяся через связь понятий, т.е. оно фиксирует наличие или отсутствие у предметов определенных свойств, связей и отношений. В логике суждение записывается как «S есть P», где S выражает предмет мысли, а P – свойство предмета мысли. Например, в суждении «Воскресенье – выходной день» предметом мысли является воскресенье, а тем признаком, которым оно обладает – выходной. Одна из важнейших функций суждений – их способность выступать в качестве определений. В языке суждение выражается посредством предложения, следовательно, именно суждение является основной лексической единицей.
Умозаключение – форма рационального познания, отвечающая за «рост» знания, т.е. посредством умозаключения происходит переход от знания менее полного к знанию более полному и достоверному. Умозаключение представляет собой связь двух и более суждений. По форме умозаключения делятся на дедуктивные (наибольший вклад в их разработку внесли Аристотель и Декарт), индуктивные (велика роль Фр.Бэкона) и умозаключения по аналогии. Отличительная черта дедуктивных умозаключений – при соблюдении правил логики они дают достоверное, т.е. 100% знание, поэтому именно дедуктивные умозаключения лежат в фундаменте научного знания. Все законы, теоремы, аксиомы являются дедуктивными умозаключениями. Умозаключения индуктивные и по аналогии имеют вероятностный характер.
Разделение процесса познания на выделенные два уровня имеет относительный характер; в процессе реального мышления они диалектически взаимосвязаны. Это проявляется в том, что рациональное познание базируется на чувственном, а чувственное всегда определенным образом понятийно оформлено, т.е. несет в себе значительные элементы рационального знания.
Иррациональное постижение мира заключается в осуществлении таких познавательных актов, которые не сводятся к нормам строгого логического мышления и не имеют пока надежного научного объяснения. Например, интуиция как непосредственное (без анализа и обоснования) усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно-доброго или прекрасного. Подобные интуитивные догадки и решения рассматриваются чаще всего в качестве итоговой фазы логического размышления, которое протекает в глубинах психики и поэтому не осознается нами.
30. Структура познавательного процесса. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Структура познавательного процесса ‑ система уровней и элементов сознания. Два основных уровня: чувственное и рациональное познание.
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретическийОдни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Однако «на теоретическом уровне мы не найдем фиксации или сокращенной сводки эмпирических данных; теоретическое мышление нельзя свести к суммированию эмпирически данного материала. Получается, что теория вырастает не из эмпирии, но как бы рядом с ней, а точнее, над ней и в связи с ней».
Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 241.