Неклассическая философия: основные характеристики, проблемы, направления, представители
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Неклассическая философия - совокупность разнообразных философских школ, течений и концепций, возникших в период с середины ХIХ в. до наших дней.споры с классической философской традицией происходит в различном диапазоне: от полного отрицания классических философских ценностей до их переосмысления применительно к новым условиям. Условия формирования неклассической философии: ускоренное развитие экономики, в особенности промышленности; быстрый научно-технический прогресс; урбанизация. Вторая половина 19 - начало 20 вв. – бурное развитие науки: открытие радиоактивности, делимости атома, формирование теории относительности и т.д. В результате произошедших открытий в корне изменяется научная картина мира. Пересматриваются проблемы: Подлинная реальность – дискретна (прерывна), неоднородна и противоречива. В мире присутствуют как разумное, так и неразумное. Мир – весьма сложная реальность, которая содержит различные возможности описания и объяснения. Разум не является определяющей сущностной характеристикой человека. Сущность и способ существования человека в мире обусловлены не разумом, а категорией жизни как совокупности разнообразных и многозначных форм его бытия. Человек рождается в мир не для того, чтобы познавать, а чтобы жить. Человек рассматривается не только как существо рационально-познающее, а как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, практически преобразующее природу и общество. Мир и человек едины, их нельзя разделить и противопоставить друг другу. Человек находится не вне мира, а внутри его. Отношение человека к миру определяется не только познавательными, но также практическими и ценностными формами. Философия из способа мышления мира в категориях разума превращается в способ понимания действительности. Основные направления неклассической философии: иррационалистическая  ( крайне критической отношение к классическому рационализму (А.Шопенгауэр, С. Кьеркегор, философия жизни); социально-критическая ( ориентация на объяснение и изменение общества (марксизм, неомарксизм); аналитическая ( ориентация на философско-методологический анализ науки (позитивизм, аналитическая философия, структурализм, прагматизм); экзистенциально-антропологическая (ориентация на осмысление специфики бытия человека и места человека в мире (феноменология, экзистенциализм, герменевтика, философия психоанализа).

Исторические формы позитивизма: Классический позитивизм (Огюст Конт, Герберт Спенсер- критика традиционных философских проблем (о сущности мира в целом); объявление их бессмысленными, поскольку они не способны сформировать достоверное знание;- провозглашение достоверными лишь тех знаний, которые основаны на опыте (позитивные знания) и которые формируются в рамках науки;- задача философии – классификация знаний отдельных позитивных наук, выявление общих для всех наук законов), Эмпириокритицизм (Эрнст Мах Рихард Авенариус - Принцип координации субъекта и объекта познания (результаты научного познания обусловлены не только спецификой объекта, но и особенностями средств и методов, используемых субъектом познания).Принцип экономии мышления (научное знание должно лишь описывать факты и избегать терминов, не имеющих соответствий в опыте, типа «закон», «причина» и т.д.) Неопозитивизм(Бертран Расел Людвиг, Витгенштейн -Философия рассматривается как средство анализа языка науки, отделения научных положений от ненаучных.Все научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики, которые являются результатом условного соглашения ученых.) , Постпозитивизм (Карл Поппер, Томас Кун - Предмет философии – история науки. Принцип относительности, историчности всех научных знаний. Приоритет анализа динамики научного знания, а не его структуры. Рассмотрение науки в качестве сложной системы, неразрывно связанной со всей совокупностью социокультурных факторов. Реабилитация философско-мировоззренческой проблематики в качестве важного элемента построения научной картины мира.)

13. Философия марксизма: диалектический материализм и материалистическое понимание истории.

 

МАРКСИЗМ – идейно- политическое течение, сложившееся в середине XIX века. В идейном содержании марксизма принято выделять марксистскую философию, марксистскую политэкономию и научный социализм. Идейную основу всего учения составляет марксистская философия. Ее возникновение связано с именами. К. Маркса (1818-1883) и Ф.Энгельса (1820-1895). Философию марксизма традиционно подразделяют на:

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о наиболее общих законах функционирования и развития мира в целом.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение об обществе, где рассматриваются наиболее общие законы функционирования и развития общества. Особой новизной отличаются социологические идеи марксистской философии. Маркс и Энгельс ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. В философской антропологии Маркс и Энгельс представляли человека как биосоциальное существо. Для них характерен системный подход к проблеме человека, Маркс, например, показал, что сущность человека представляет собой совокупность всех общественных отношений.

Характеризуя общественные отношения, складывающие между людьми, Маркс и Энгельс в качестве определяющих выделяли производственные отношения, что позволило обнаружить повторяемость в историческом развитии разных народов. Это воплотилось в понятие «общественно-экономическая формация».

    Дальнейшее развитие марксистской философии связано с деятельностью его соратников, учеников и последователей. Из всех последователей особая роль принадлежит В.И.Ленину (1870-1924).

В социальной философии Ленин разрабатывал идеи: о возрастании субъективного фактора в истории; о двух фазах коммунизма; о переходном периоде от капитализма к коммунизму; о государстве диктатуры пролетариата в условиях социализма и его отмирании при коммунизме. Марксистскую философию, развитую в новых исторических условиях, было принято называть МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. В 30- 90 годы XX века она была единственной, монопольной, официальной философией СССР и служила основой государственной идеологии советского государства и других стран социалистической ориентации. В целом марксистскую философию следует рассматривать, как сложный противоречивый процесс, в котором научная объективность переплеталась с элементами романтизма и утопизма, придавшими ей такой своеобразный, ярко выраженный, идеологизированный, политизированный характер

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.