В отечественной историографии сложилось два концептуальных подхода к изучению истории: формационный с середины XIX века и цивилизационный с начала XX века.
Прилагательное «формационный» происходит от слова «формация», что по-гречески значит «ступень». Разработчиками теории формации (далее ТФ) являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, советские историки.
Основные черты теории формации:1. Вся история человечества была разделена на пять ступеней: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.2. Основным критерием каждой формации являлся главенствующий способ производства материальных благ.3. Этому способу соответствовали политические, юридические и идеологические учреждения определенной формации.4. Общество делилось на классы: на эксплуататоров и эксплуатируемых.5. Основным двигателем прогресса считались развитие орудий труда, классовая борьба как «локомотив истории».
Минусы теории формации:1. ТФ предлагала только один линейный (стадиальный) вариант развития стран: от первобытно-общинного к коммунистическому обществу. 2. Существовали такие страны и народности, которые ориентировались на усовершенствование материального способа производства (аборигены Австралии, Индия, Китай и др.). У них были такая культура и традиции, которые не приведешь к материальному знаменателю. Их культура опиралась на духовные ценности гармоничного сосуществования с окружающей средой. 3. Приоритетным являлось изучение классов, масс.4. Практика показала утопичность представлений о коммунистическом обществе.Методологии формационного подхода противостоит цивилизационный подход. Его суть: история человечества представляет собой постоянное сосуществование, взаимодействие и сменяемость различных типов цивилизаций, которые проходят в своем развитии ряд стадий: зарождение, расцвет, старение, угасание.
Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон.Во-первых, главное его достоинство в «очеловечивании» истории. Человек – начало и конец истории.Во-вторых, он применим к истории любой страны и ориентирован на учет специфики каждой из них, т.е. он универсален.В-третьих, ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном и многовариантном процессе.В-четвертых, цивилизационный подход не отвергает единства человеческой истории, что позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования: Александр Македонский – Наполеон Бонапарт, Гитлер – Сталин и т. д. В-пятых, важное значение для понимания исторического процесса отводится духовно-нравственным и интеллектуальным факторам: религии, культуре, менталитету народов.
Минусы цивилизационного подхода:1. Аморфность критериев выделения типов цивилизаций: разные исследователи выделяют разные критерии для оценки цивилизаций.2. Недостаточно разработанный понятийный аппарат.3. Универсальность как недостаток при разработке конкретных проблем.
Представители цивилизационного подхода: англичанин Роберт Оуэн, русский историк Николай Данилевский, немецкий ученый Освальд Шпенглер, английский историк Арнольд Тойнби; русский эмигрант, живший в США, Питирим Сорокин, наши соотечественники: Отто Лацис, профессора А. И. Мальков, Л. И. Семенникова и другие.
Человеческое сообщество, с точки зрения некоторых ученых, началось 35–40 тыс. лет назад. Было все одинаково: строй, быт, трансовая культура. Сейчас разнообразнее. Существует масса определений цивилизации. Цивилизация – это сообщество людей, объединенных основополагающими духовными и материальными ценностями, имеющих устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.
три типа цивилизации:1. С непрогрессивной формой существования (аборигены в Австралии, индейцы в Америке, эскимосы, нанайцы в России и др.).2. Цивилизация с циклическим развитием, или восточным типом (Китай, Индия, Иран, Ирак и другие).3. Цивилизация с прогрессивным развитием (современная западная, американская и другие формы).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 329.