Научный метод - это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности.
Выделяют: 1) общелогические методы познания, используемые и на уровне обыденного познания, и на уровне научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение.
2) методы, используемые в научном познании – на эмпирическом и теоретическом уровнях.
Анализ (от греч. – расчленение, разложение) – процедура мысленного (реального) расчленения исследуемого объекта, свойства предмета или отношений между предметными частями. Синтез – обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей (признаков, свойств и отношений) предмета в единое целое. Абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Последние обозначаются особыми замещающими знаками, благодаря которым они закрепляются в сознании как абстракции (например, различные числа).Обобщение – установление общих свойств и признаков объектов, переход от частного или менее общего понятия к более общему («клен» — «дерево» — «растение» – «живой организм»).Индукция – метод познания, в котором общий вывод строится на основе частных предпосылок. Дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует частное заключение,Аналогия (от греч.– соразмерность, пропорция) – на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Моделирование – изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.
Методы эмпирического исследования:наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования. В отличие от обыденного созерцания научное наблюдение опосредуется теоретическим знанием и имеет целенаправленный характер; измерение – познавательная операция, в результате которой получается численное значение измеряемых величин;
эксперимент – целенаправленно и методически организованный исследовательский прием познания, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения.
Методы теоретического исследования: мысленный эксперимент – задачей является построение абстрактных объектов как теоретических образцов действительности и оперирование ими с целью изучения существенных характеристик действительности;идеализация – разновидность операции абстрагирования, сущность которой состоит в выделении одного из необходимых условий существования изучаемого объекта, в последующем изменении выделенного условия, постепенном сведении его действия к минимуму; формализация – построение абстрактно-математических моделей, когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами);аксиоматический метод. Аксиомы – утверждения, истинность которых не требует доказательств. При логическом выводе истинность аксиом переносится на выводимые из них следствия, что способствует организации и систематизации научного знания и служит незаменимым средством построения развитой теории; гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развитое теоретическое знание развивается не «снизу» – за счет индуктивных обобщений научных фактов, а «сверху» по отношению к эмпирическим данным; метод математической гипотезы, когда исследователь вначале стремиться отыскать математический аппарат, оперирует с величинами, стремится перебросить построенные уравнения на новую область изучаемой действительности, затем найти интерпретацию уравнений, устанавливая связь между величинами и объектами новой области. Только опыт устанавливает соответствие математической гипотезы объективной реальности;метод восхождения от абстрактного к конкретному. Исследователь, применяя его, находит главную связь изучаемого объекта, а затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и результате проникает в сущность изучаемого объекта; исторический и логический методы исследования. Исторический метод основан на прослеживании истории во всей ее полноте и многообразии, обобщении эмпирического материала и установлении на этой основе обшей исторической закономерности. Основу же логического метода составляет изучение процесса на высших стадиях его развития, не обращаясь к реальной истории.
33. ОБШЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
Общество (в широком смысле) – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле:определённый этап человеческой истории (общественно-экономическая формация, межформационные и внутриформационные исторические ступени, например, докапиталистическое общество, раннефеодальное общество);отдельное индивидуальное общество (социальный организм), например, французское общество, белорусское общество и т.д.
Основными сферами жизни общества являются: материально-производственная (экономическая), социальная, политическая и духовная. Экономическая сфера – условие жизнедеятельности людей, создание средств существования и развитие производительных сил. Социальная – сложная совокупность связей и отношений социальных групп между собой и с обществом в целом. Политическая сфера включает политическое сознание, политические отношения, институты и действия. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти. Духовная сфера жизни общества – идеологическая, научно-теоретическая, религиозная, художественно-эстетическая, образовательная деятельность, цель которой – сохранение, преумножение и передача духовно-культурных ценностей. Все они тесно переплетены, и любое явление в жизни общества имеет место во всех сферах одновременно, но одна из них является в определённый исторический момент преобладающей.
Развитие общества – это изменение общественных отношений в различных сферах. Общество является саморазвивающейся системой, поскольку причина его развития – в самих общественных отношениях, точнее, в их противоречиях. Материалистическая позиция состоит в том, что источником развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями: развитие производительных сил вынуждает меняться вначале производственные отношения, а те, в свою очередь, влияют на все остальные отношения в обществе.
Поэтому отношения, связанные с материальным производством, являются самыми фундаментальными в системе общественной жизни: система производственных отношений и есть общественное бытие, объективная реальность общества. Отношения, которые формируются на основе и в зависимости от производственных (идеологические, политические, правовые и т.д.), – это общественное сознание. Общественное бытие определяет общественное сознание. Сознание есть не что иное, как отражение реальности и осознание людьми своего общественного бытия.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 303.