№ п/п | № темы | Наименование практических, семинарских занятий | Методы проведения | Коды компетенций | Трудоемкость (часы) |
1 | 1 | Тема 1. Предпринимательство как самостоятельная инициативная деятельность граждан и их объединений. | Практическое занятие, тесты | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
2 | 2 | Тема 2. Организационно-правовые формы организаций (предприятий) | Практическое занятие Тесты | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
3 | 3 | Тема 3. Объединения юридических лиц | Практическое занятие, эссе | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
4 | 4 | Тема 4. Государственное регулирование деятельности организаций (предприятий). | Практическое занятие, рефераты | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
5 | 5 | Тема 5. Управление качеством, стандартизация и сертификация продукции | Практическое занятие, | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
6 | 6 | Тема 6. Производственный процесс и организационная структура управления организацией | Практическое занятие, задачи | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
7 | 7 | Тема 7. Основы планирования деятельности организации. | Практическое занятие, рефераты | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
8 | 8 | Тема 8. Основной капитал (основные средства) организации | Практическое занятие, задачи | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 4 |
9 | 9 | Тема 9. Нематериальные активы | Практическое занятие, кейс | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
10 | 10 | Тема 10. Оборотный капитал (оборотные средства) организации | Практическое занятие, задачи | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 4 |
11 | 11 | Тема 11. Персонал, организация и оплата труда в организации (предприятии) | Практическое занятие, задачи | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 4 |
12 | 12 | Тема 12. Инновационная деятельность | Практическое занятие, творческое задание | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
13 | 13 | Тема 13. Инвестиционная деятельность | Практическое занятие, задачи | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
14 | 14 | Тема 14. Маркетинговая деятельность | Практическое занятие, дискуссия, кейс | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
15 | 15 | Тема 15. Издержки производства и себестоимость продукции. | Практическое занятие, задачи | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
16 | 16 | Тема 16. Доход, прибыль и рентабельность, ценовая политика | Практическое занятие задачи | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
38 |
Перечень практических занятий – заочная форма обучения
№ п/п | № темы | Наименование практических, семинарских занятий | Методы проведения | Коды компетенций | Трудоемкость (часы) |
8 | 8 | Тема 8. Основной капитал (основные средства) организации | Практическое занятие, тесты, задачи | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
10 | 10 | Тема 10. Оборотный капитал (оборотные средства) организации | Практическое занятие, задачи | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 1 |
11 | 11 | Тема 11. Персонал, организация и оплата труда в организации (предприятии) | Практическое занятие, тесты, задачи | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
15 | 15 | Тема 15. Издержки производства и себестоимость продукции. | Практическое занятие, контрольное задание | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 2 |
16 | 16 | Тема 16. Доход, прибыль и рентабельность, ценовая политика | Практическое занятие, дискуссия | ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50 | 1 |
8 |
Примерная тематика курсовых проектов (работ) (ПК – 12,23,48,50)
1. Социально-экономическое положение России в условиях рыночной экономики.
2. Отраслевая структуризация и проблемы оптимального соотношения отраслей народного хозяйства.
3. Экспорт и импорт товаров в России на современном этапе
4. Влияние процессов глобализации и интеграции экономических процессов на деятельность предприятий.
5. Нормативно – правовое обеспечение деятельности предприятий в рыночной экономике.
6. Предприятие как основное звено рыночной экономики и тенденции развития.
7. Моделирование экономического механизма функционирования предприятия.
8. Экономический потенциал предприятия .
9. Правовые основы деятельности торгового предприятия.
10. Отраслевые особенности развития предприятий.
11. Прогрессивные формы организации производства в предприятиях, их эффективность.
12. Формирование и анализ покупательского спроса на продукцию и услуги предприятий.
13. Проблемы развития малого бизнеса в рыночной экономике.
14. Проблемы деятельности предприятий и их адаптация в условиях неопределенности внешней среды.
15. Анализ и перспективы развития предприятий отрасли (промышленности, торговли, общественного питания, связи, сферы услуг и др.).
16. Оценка результатов хозяйственной деятельности предприятий отрасли и проблемы их развития.
17. Определение организационно-экономического механизма взаимодействия предприятий по межотраслевым вопросам.
18. Качество продукции как фактор конкурентоспособности предприятия.
19. Управление качеством продукции на предприятии.
20. Основные направления развития научно-технического прогресса в условиях рыночной экономики.
21. Предприятие и налоговая система.
22. Инвестиционная деятельность предприятий в рыночных условиях.
23. Планирование инвестиционных бизнес-процессов.
24. Инновационный потенциал коммерческого предприятия
25. Планирование деятельности предприятия.
26. Бизнес - планирование на предприятии (раскрыть структуру бизнес –
плана на конкретном примере).
27. Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности.
28. Формы акционирования предприятий и их эффективность.
29. Акционерные общества, их экономико – правовые вопросы.
30. Анализ преимуществ и недостатков организационно-правовых форм хозяйствования юридических лиц.
31. Основные фонды предприятия, их классификация, показатели состояния и эффективности использования.
32. Пути повышения экономической эффективности использования основных фондов и оптимизации их структуры на предприятиях отрасли (указать конкретную отрасль).
33. Выбор вида амортизации основных фондов для конкретного предприятия.
34. Резервы и факторы улучшения использования основных средств на предприятии.
35. Оборотные средства предприятия, их классификация и эффективность использования.
36. Ускорение оборачиваемости оборотных средств как одна из основных задач эффективной предпринимательской деятельности предприятия.
37. Роль оборотных средств в производственном процессе.
38. Формирование цен и направления совершенствования ценовой политики на предприятиях.
39. Цены и ценовая политика предприятия.
40. Анализ зависимости цен на продукцию от эластичного спроса и предложения.
41. Влияние структуры рынка на ценовую политику предприятия.
42. Использование методов ценообразования в практике хозяйственной деятельности предприятия.
43. Анализ государственной политики цен в регионах страны.
44. Ценообразование в отраслях.
45. Влияние уровня издержек производства и обращения на эффективность деятельности предприятия.
46. Анализ издержек производства и обращения на предприятии.
47. Экономическая сущность себестоимости продукции предприятия и направления ее снижения.
48. Прибыль – основной критерий оценки эффективности предпринимательской деятельности предприятий.
49. Формирование и распределение прибыли предприятия.
50. Пути повышения рентабельности предприятия в рыночной экономике.
51. Финансы предприятия, их значение в условиях рыночной экономики.
52. Концепция самофинансирования и ее реализация на предприятиях в рыночной экономике.
53. Анализ источников образования финансовых ресурсов предприятия.
54. Анализ использования финансовых ресурсов предприятия.
55. Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятий – требование рыночной экономики.
56. Трудовые ресурсы предприятия и проблема занятости в современных условиях.
57. Определение потребности предприятия в кадрах.
57. Отраслевые особенности в оплате труда.
58. Производительность труда на предприятии, ее показатели и методы измерения.
59. Факторы и резервы повышения производительности труда на предприятиях.
58. Стимулирование труда и заработная плата на предприятии.
59. Анализ влияния внешней среды предприятия на результаты его деятельности.
60. Формирование внутренней среды предприятия и влияние ее оптимизации на эффективную деятельность.
61. Роль коммерческих процессов в инновационной деятельности предприятия.
62. Роль бизнес - планирования в организации эффективной деятельности предприятия (указать конкретный пример разработки бизнес - плана).
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
А) основная литература:
1. Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник/ В. Я. Горфинкель, Т. Г. Попадюк; под ред. Б. Н. Чернышева. – 2-е изд. – М.: Вузовский учебник; НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 296 с.- 20 экз.
2. Экономика организации (предприятия, фирмы): учебник/ Б.Н. Чернышов, В.Я. Горфинкель. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 535 с. -10 экз.
3. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник/ О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: ИТК Дашков и К, 2015. – 372 с. – Электронное издание («ЭБС Айбукс» http:// www.ibooks.ru).
4. Арзуманова, Т, И. Экономика организации: учебник/ Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. – М.: ИТК Дашков и К, 2014. – 240 с. – («ЭБС Айбукс» http:// www.ibooks.ru).
Б) дополнительная литература
1. Экономика предприятия: тесты, задачи, ситуации: учеб. пособие/ Под ред. В. Я. Горфинкеля, Б. Н. Чернышева. – 5-е изд., стер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 335 с. -5 экз.
2. Магомедов, М.Д. Экономика организации (предприятия): Учебник, 2-е изд [Электронный ресурс] : учебник / М.Д. Магомедов, Е.Ю. Алексейчева, И.Б. Костин. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2013. — 291 с. — («ЭБС Лань» Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=5675).
3. Растова, Ю.И. Экономика организации (предприятия) (для бакалавров) [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2013. — 280 с. — («ЭБС Лань» Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53610 - http://e.lanbook.com).
В)программное обеспечение
1. Лицензионное программное обеспечение 1C Предприятие 8(8.3.1.531).,Бюджет 1.3/рег. № 14-510., Инвестиционный анализ2.9/ рег. № 14-597., Финансовый анализ + Оценка бизнеса № 14-1172., Оценка 2.02/ РЕГ. 14-597О., Операционный день банка 3.1
Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru
2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы.
URL:www.nalog.ru.
3. Официальный сайт Всемирного банка URL:www.worldbank.org
Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики URL: www.gks.ru
5. Официальный сайт ОАО «РБК» URL: http://www.rbc.ru/
6. Официальный сайт журнала «Эксперт» URL: www.expert.ru
7. Справочно-правовая система ГАРАНТ
8. Электронная библиотека СПбУУиэ http://library.ime.ru
9. Электронная библиотека издательского дома "Гребенников"
http://grebennikon.ru
10. Электронно-библиотечная система "Лань"
http://e.lanbook.com/
11. Электронно-библиотечная система BOOK. RU "ibooks"
http://ibooks.ru
12. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека
он-лайн » www.biblioclub.ru
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
№ 210 кабинет экономики организации (телевизор, DVD, стенды по экономическим дисциплинам, парты) - Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Ленина, д. 106е
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
10.1 Особенности и порядок изучения дисциплины
Изучение дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» направлено на развитие у студентов навыков осуществления экономической деятельности организаций (предприятий).
Дисциплина «Экономика организаций (предприятий)» входит в образовательную профессиональную программу подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент».
Дисциплина «Экономика организаций (предприятий)» взаимодействует с другими дисциплинами подготовки по ООП такими как: «Теория организации», «Маркетинг», «Экономическая теория («Макроэкономика», «Микроэкономика», «Мировая экономика»)», «Статистика», «Методы принятия управленческих решений», «Теория вероятностей и математическая статистика» и др.
На изучение дисциплины по очной форме обучения отводится 144 часа, из них 38 – лекции, 38 - практические занятия, 68 – самостоятельная работа. По окончанию изучения дисциплины студенты защищают курсовую работу и сдают экзамен.
Преподавание дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» осуществляется в течение одного семестра. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, тестовых заданий.
Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена. Программа курса «Экономика организаций (предприятий)» составлена на основе требований ФГОС ВПО подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент» и содержит 16 тем. В соответствии с учебным планом направления студенты изучают дисциплину «Экономика организаций (предприятий)» на 2-ом курсе в течение 5 блока. Общая трудоемкость учебной дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» распределена в соответствии с этапами и формами ее изучения и в целом составляет 4 зачетные единицы (144 часа).
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при изучении курсов «Теория организации», «Маркетинг», «Экономическая теория («Макроэкономика», «Микроэкономика», «Мировая экономика»)», «Статистика», «Методы принятия управленческих решений», «Теория вероятностей и математическая статистика», что позволяет не освещать подробно часть учебного материала.
Программа курса «Экономика организаций (предприятий)» состоит из шести основных блоков: организация как основной объект предпринимательской деятельности, регулирование деятельности организаций, организационная структура, управление и планирование деятельности предприятия, ресурсное обеспечение деятельности организации, управление развитием организации, экономические затраты и результаты деятельности организации. При изучении тем дисциплины студентам следует обратить внимание:
- в рамках первого раздела «Организация – основной субъект предпринимательской деятельности» - на цель, основные признаки, субъекты и объекты, виды и формы предпринимательской деятельности и предприятий; производственный процесс и ресурсы производства; классификацию предприятий по формам собственности и формам хозяйствования; цель и принципы создания хозяйственных и нехозяйственных объединений.
- в рамках второго раздела «Регулирование деятельности организаций» на методы прямого и косвенного воздействия на экономику организации; поддержку малого предпринимательства, основные положения антимонопольного законодательства, органы и форм государственного регулирования отношений несостоятельности (банкротства) предприятий; на понятие качества продукции, показатели назначения, надежности, технологичности, стандартизации, унификации, эстетичности, петентно-правовые, экологичности и безопасности, управление качеством продукции, стандартизацию и сертификацию;
- в рамках третьего раздела «Организационная структура, управление и планирование деятельности фирмы» на виды производственных структур организации, типы организации производства: единичное, серийное, массовое их характерные черты и отрасли распространения; сущность и роль управления предприятием, элементы организационной структуры управления предприятием; виды, цель, задачи, содержание, порядок планирования; бизнес-план, производственная программа и мощность организации; организацию труда на предприятии.
- в рамках четвертого раздела «Ресурсное обеспечение деятельности организации» на совокупность внеоборотных активов, оборотных средств и финансовых активов; виды оценок, износа основных фондов в нормальных условиях и с учетом инфляции; показатели использования основных и оборотных производственных фондов; трудовые ресурсы, производительность труда и показатели, ее определяющие, сущность и функции заработной платы, формы и системы оплаты труда.
- в рамках пятого раздела «Управление развитием организации » инновационный процесс и цикл, их состав и структура, понятие инноваций, сферы их распространения, сущность, классификация и состав инвестиций, инвестиционная деятельность организации и инвестиционный проект, маркетинговая деятельность, анализ среды, выявление бизнес-идеи;
- в рамках шестого раздела «Экономические затраты и результаты деятельности организации» на понятие, состав и виды издержек производства, понятие и состав себестоимости продукции, классификацию затрат на производство, понятие, экономическую сущность и содержание валового дохода и валовой прибыли организации, показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации.
В основе построения курса «Экономика организаций (предприятий)» лежат принципы сознательности, творческой активности и развитие самостоятельности суждений студентами при руководящей роли преподавателя.
Изучение дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» является базой для усвоения последующих дисциплин направления – «Организация производства», «Производственный (операционный) менеджмент», «Организация предпринимательства», «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Инвестиционный анализ», «Инновационный менеджмент», «Бизнес-планирование», «Экономика малого бизнеса» и др.
Образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции, лекции – визуализации, лекции – беседы, лекции – дискуссии; семинары, проводимые в форме дискуссий, деловых игр, обсуждения конкретных судебных заседаний, заданий; тестирование; консультации, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности. Ни в коей мере не умаляя значимости традиционных технологий, наибольшее предпочтение при обучении все же отдается активным формам занятий. Поскольку при их проведении развиваются коммуникативные способности студентов, умение работать коллективно и что самое главное – развивается их речь. Кроме того данные занятия способствуют развитию самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, предоставляют возможность приобрести новые и применить полученные ранее знания.
Преподавание дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» осуществляется с применением следующих методов и форм обучения:
1. Методы устного изложения материала преподавателем и активизация познавательной деятельности студентов:
Лекция – визуализация. Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы использовать такие формы наглядности, которые на только бы дополняли словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения, презентации. К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.
Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, способствовать получению новых.
Лекция-беседа. Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией.
Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов, помогает расширить круг мнений сторон,
привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов.
Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, «озадачивание» студентов вопросами в начале лекции и в процессе ее чтения. Вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично ему. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Лекция-дискуссия. В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.
Так же можно предложить студентам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается.
Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения, составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.
2. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала
Семинары – дискуссии могут проводиться по вопросам и заданиям к семинарским занятиям. Вопросы и литература для их изучения выдаются преподавателем заблаговременно. Данная форма проведения занятий позволяет улучшить и закрепить знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать свое мнение, точку зрения и прислушиваться к мнению других.
3. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков:
Деловая игра является одним из наиболее эффективных активных методов обучения. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными. Суть деловой игры - активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Данная форма раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 216.