Перечень практических занятий – очная форма обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
№ п/п № темы Наименование практических, семинарских занятий Методы проведения Коды компетенций Трудоемкость (часы)
  1   1 Тема 1. Предпринимательство как самостоятельная инициативная деятельность граждан и их объединений.   Практическое занятие, тесты     ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50   2
2   2   Тема 2. Организационно-правовые формы организаций (предприятий) Практическое занятие Тесты     ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50   2
3 3 Тема 3. Объединения юридических лиц Практическое занятие, эссе ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50   2
4 4 Тема 4. Государственное регулирование деятельности организаций (предприятий). Практическое занятие, рефераты   ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     2
5 5 Тема 5. Управление качеством, стандартизация и сертификация продукции   Практическое занятие,     ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     2
6 6 Тема 6. Производственный процесс и организационная структура управления организацией Практическое занятие, задачи   ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     2
7 7 Тема 7. Основы планирования деятельности организации. Практическое занятие, рефераты     ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50   2
8 8 Тема 8. Основной капитал (основные средства) организации Практическое занятие, задачи     ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     4
9 9 Тема 9. Нематериальные активы Практическое занятие, кейс ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     2
10 10 Тема 10. Оборотный капитал (оборотные средства) организации Практическое занятие, задачи ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     4
11 11 Тема 11. Персонал, организация и оплата труда в организации (предприятии) Практическое занятие, задачи ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     4
12 12 Тема 12. Инновационная деятельность Практическое занятие, творческое задание ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50   2
13 13 Тема 13. Инвестиционная деятельность Практическое занятие, задачи ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     2
14 14 Тема 14. Маркетинговая деятельность Практическое занятие, дискуссия, кейс ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50   2
15 15 Тема 15. Издержки производства и себестоимость продукции. Практическое занятие, задачи ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     2
16 16 Тема 16. Доход, прибыль и рентабельность, ценовая политика Практическое занятие задачи ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     2
        38

Перечень практических занятий – заочная форма обучения

№ п/п № темы Наименование практических, семинарских занятий Методы проведения Коды компетенций Трудоемкость (часы)
8 8 Тема 8. Основной капитал (основные средства) организации Практическое занятие, тесты, задачи     ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     2
10 10 Тема 10. Оборотный капитал (оборотные средства) организации Практическое занятие, задачи ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     1
11 11 Тема 11. Персонал, организация и оплата труда в организации (предприятии) Практическое занятие, тесты, задачи ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     2
15 15 Тема 15. Издержки производства и себестоимость продукции. Практическое занятие, контрольное задание ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     2
16 16 Тема 16. Доход, прибыль и рентабельность, ценовая политика Практическое занятие, дискуссия ПК - 12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50     1
        8

Примерная тематика курсовых проектов (работ) (ПК – 12,23,48,50)

1. Социально-экономическое положение России в условиях рыночной экономики.

2. Отраслевая структуризация и проблемы оптимального соотношения отраслей народного хозяйства.

3. Экспорт и импорт товаров в России на современном этапе

4. Влияние процессов глобализации и интеграции экономических процессов на деятельность предприятий.

5. Нормативно – правовое обеспечение деятельности предприятий в рыночной экономике.

6. Предприятие как основное звено рыночной экономики и тенденции развития.

7. Моделирование экономического механизма функционирования предприятия.

8. Экономический потенциал предприятия .

9. Правовые основы деятельности торгового предприятия.

10. Отраслевые особенности развития предприятий.

11. Прогрессивные формы организации производства в предприятиях, их эффективность.

12. Формирование и анализ покупательского спроса на продукцию и услуги предприятий.

13. Проблемы развития малого бизнеса в рыночной экономике.

14. Проблемы деятельности предприятий и их адаптация в условиях неопределенности внешней среды.

15. Анализ и перспективы развития предприятий отрасли (промышленности, торговли, общественного питания, связи, сферы услуг и др.).

16. Оценка результатов хозяйственной деятельности предприятий отрасли и проблемы их развития.

17. Определение организационно-экономического механизма взаимодействия предприятий по межотраслевым вопросам.

18. Качество продукции как фактор конкурентоспособности предприятия.

19. Управление качеством продукции на предприятии.

20. Основные направления развития научно-технического прогресса в условиях рыночной экономики.

21. Предприятие и налоговая система.

22. Инвестиционная деятельность предприятий в рыночных условиях.

23. Планирование инвестиционных бизнес-процессов.

24. Инновационный потенциал коммерческого предприятия

25. Планирование деятельности предприятия.

26. Бизнес - планирование на предприятии (раскрыть структуру бизнес –

плана на конкретном примере).

27. Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности.

28. Формы акционирования предприятий и их эффективность.

29. Акционерные общества, их экономико – правовые вопросы.

30. Анализ преимуществ и недостатков организационно-правовых форм хозяйствования юридических лиц.

31. Основные фонды предприятия, их классификация, показатели состояния и эффективности использования.

32. Пути повышения экономической эффективности использования основных фондов и оптимизации их структуры на предприятиях отрасли (указать конкретную отрасль).

33. Выбор вида амортизации основных фондов для конкретного предприятия.

34.  Резервы и факторы улучшения использования основных средств на предприятии.

35. Оборотные средства предприятия, их классификация и эффективность использования.

36. Ускорение оборачиваемости оборотных средств как одна из основных задач эффективной предпринимательской деятельности предприятия.

37. Роль оборотных средств в производственном процессе.

38. Формирование цен и направления совершенствования ценовой политики на предприятиях.

39. Цены и ценовая политика предприятия.

40. Анализ зависимости цен на продукцию от эластичного спроса и предложения.

41. Влияние структуры рынка на ценовую политику предприятия.

42. Использование методов ценообразования в практике хозяйственной деятельности предприятия.

43. Анализ государственной политики цен в регионах страны.

44. Ценообразование в отраслях.

45. Влияние уровня издержек производства и обращения на эффективность деятельности предприятия.

46. Анализ издержек производства и обращения на предприятии.

47. Экономическая сущность себестоимости продукции предприятия и направления ее снижения.

48. Прибыль – основной критерий оценки эффективности предпринимательской деятельности предприятий.

49. Формирование и распределение прибыли предприятия.

50. Пути повышения рентабельности предприятия в рыночной экономике.

51. Финансы предприятия, их значение в условиях рыночной экономики.

52. Концепция самофинансирования и ее реализация на предприятиях в рыночной экономике.

53. Анализ источников образования финансовых ресурсов предприятия.

54. Анализ использования финансовых ресурсов предприятия.

55. Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятий – требование рыночной экономики.

56. Трудовые ресурсы предприятия и проблема занятости в современных условиях.

57. Определение потребности предприятия в кадрах.

57. Отраслевые особенности в оплате труда.

58. Производительность труда на предприятии, ее показатели и методы измерения.

59. Факторы и резервы повышения производительности труда на предприятиях.

58. Стимулирование труда и заработная плата на предприятии.

59. Анализ влияния внешней среды предприятия на результаты его деятельности.

60. Формирование внутренней среды предприятия и влияние ее оптимизации на эффективную деятельность.

61. Роль коммерческих процессов в инновационной деятельности предприятия.

62. Роль бизнес - планирования в организации эффективной деятельности предприятия (указать конкретный пример разработки бизнес - плана).

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

А) основная литература:

1. Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник/ В. Я. Горфинкель, Т. Г. Попадюк; под ред. Б. Н. Чернышева. – 2-е изд. – М.: Вузовский учебник; НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 296 с.- 20 экз.

2. Экономика организации (предприятия, фирмы): учебник/ Б.Н. Чернышов, В.Я. Горфинкель. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 535 с. -10 экз.

3. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник/ О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: ИТК Дашков и К, 2015. – 372 с. – Электронное издание («ЭБС Айбукс» http:// www.ibooks.ru).

4. Арзуманова, Т, И. Экономика организации: учебник/ Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. – М.: ИТК Дашков и К, 2014. – 240 с. – («ЭБС Айбукс» http:// www.ibooks.ru).

Б) дополнительная литература

1. Экономика предприятия: тесты, задачи, ситуации: учеб. пособие/ Под ред. В. Я. Горфинкеля, Б. Н. Чернышева. – 5-е изд., стер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 335 с. -5 экз.

2. Магомедов, М.Д. Экономика организации (предприятия): Учебник, 2-е изд [Электронный ресурс] : учебник / М.Д. Магомедов, Е.Ю. Алексейчева, И.Б. Костин. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2013. — 291 с. — («ЭБС Лань» Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=5675).

3. Растова, Ю.И. Экономика организации (предприятия) (для бакалавров) [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2013. — 280 с. — («ЭБС Лань» Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53610 - http://e.lanbook.com).

В)программное обеспечение

1. Лицензионное программное обеспечение 1C Предприятие 8(8.3.1.531).,Бюджет 1.3/рег. № 14-510., Инвестиционный анализ2.9/ рег. № 14-597., Финансовый анализ + Оценка бизнеса № 14-1172., Оценка 2.02/ РЕГ. 14-597О., Операционный день банка 3.1

Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru

2. Официальный сайт Федеральной налоговой     службы.

URL:www.nalog.ru.

3. Официальный сайт Всемирного банка URL:www.worldbank.org 

Официальный сайт Федеральной службы государственной

статистики URL: www.gks.ru

5. Официальный сайт ОАО «РБК» URL: http://www.rbc.ru/

6. Официальный сайт журнала «Эксперт» URL: www.expert.ru

7. Справочно-правовая система ГАРАНТ

8. Электронная библиотека СПбУУиэ http://library.ime.ru

9. Электронная библиотека издательского дома "Гребенников"

http://grebennikon.ru

10. Электронно-библиотечная система "Лань"

http://e.lanbook.com/

11. Электронно-библиотечная система BOOK. RU "ibooks"

http://ibooks.ru

12.  Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека

он-лайн » www.biblioclub.ru

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

№ 210 кабинет экономики организации (телевизор, DVD, стенды по экономическим дисциплинам, парты) - Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Ленина, д. 106е

 

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

10.1 Особенности и порядок изучения дисциплины

 

Изучение дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» направлено на развитие у студентов навыков осуществления экономической деятельности организаций (предприятий).

Дисциплина «Экономика организаций (предприятий)» входит в образовательную профессиональную программу подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент».

Дисциплина «Экономика организаций (предприятий)» взаимодействует с другими дисциплинами подготовки по ООП  такими как: «Теория организации», «Маркетинг», «Экономическая теория («Макроэкономика», «Микроэкономика», «Мировая экономика»)», «Статистика», «Методы принятия управленческих решений», «Теория вероятностей и математическая статистика» и др.

На изучение дисциплины по очной форме обучения отводится 144 часа, из них 38 – лекции, 38 - практические занятия, 68 – самостоятельная работа. По окончанию изучения дисциплины студенты защищают курсовую работу и сдают экзамен. 

Преподавание дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» осуществляется в течение одного семестра. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, тестовых заданий.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена. Программа курса «Экономика организаций (предприятий)» составлена на основе требований ФГОС ВПО подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент» и содержит 16 тем. В соответствии с учебным планом направления студенты изучают дисциплину «Экономика организаций (предприятий)» на 2-ом курсе в течение 5 блока. Общая трудоемкость учебной дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» распределена в соответствии с этапами и формами ее изучения и в целом составляет 4 зачетные единицы (144 часа).

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при изучении курсов «Теория организации», «Маркетинг», «Экономическая теория («Макроэкономика», «Микроэкономика», «Мировая экономика»)», «Статистика», «Методы принятия управленческих решений», «Теория вероятностей и математическая статистика», что позволяет не освещать подробно часть учебного материала.

Программа курса «Экономика организаций (предприятий)» состоит из шести основных блоков: организация как основной объект предпринимательской деятельности, регулирование деятельности организаций, организационная структура, управление и планирование деятельности предприятия, ресурсное обеспечение деятельности организации, управление развитием организации, экономические затраты и результаты деятельности организации. При изучении тем дисциплины студентам следует обратить внимание:

- в рамках первого раздела «Организация – основной субъект предпринимательской деятельности» - на цель, основные признаки, субъекты и объекты, виды и формы предпринимательской деятельности и предприятий; производственный процесс и ресурсы производства; классификацию предприятий по формам собственности и формам хозяйствования; цель и принципы создания хозяйственных и нехозяйственных объединений.

- в рамках второго раздела «Регулирование деятельности организаций» на методы прямого и косвенного воздействия на экономику организации; поддержку малого предпринимательства, основные положения антимонопольного законодательства, органы и форм государственного регулирования отношений несостоятельности (банкротства) предприятий; на понятие качества продукции, показатели назначения, надежности, технологичности, стандартизации, унификации, эстетичности, петентно-правовые, экологичности и безопасности, управление качеством продукции, стандартизацию и сертификацию;

- в рамках третьего раздела «Организационная структура, управление и планирование деятельности фирмы» на виды производственных структур организации, типы организации производства: единичное, серийное, массовое их характерные черты и отрасли распространения; сущность и роль управления предприятием, элементы организационной структуры управления предприятием; виды, цель, задачи, содержание, порядок планирования; бизнес-план, производственная программа и мощность организации; организацию труда на предприятии.

- в рамках четвертого раздела «Ресурсное обеспечение деятельности организации» на совокупность внеоборотных активов, оборотных средств и финансовых активов; виды оценок, износа основных фондов в нормальных условиях и с учетом инфляции; показатели использования основных и оборотных производственных фондов; трудовые ресурсы, производительность труда и показатели, ее определяющие, сущность и функции заработной платы, формы и системы оплаты труда.

- в рамках пятого раздела «Управление развитием организации » инновационный процесс и цикл, их состав и структура, понятие инноваций, сферы их распространения, сущность, классификация и состав инвестиций, инвестиционная деятельность организации и инвестиционный проект, маркетинговая деятельность, анализ среды, выявление бизнес-идеи;

- в рамках шестого раздела «Экономические затраты и результаты деятельности организации» на понятие, состав и виды издержек производства, понятие и состав себестоимости продукции, классификацию затрат на производство, понятие, экономическую сущность и содержание валового дохода и валовой прибыли организации, показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации.

В основе построения курса «Экономика организаций (предприятий)» лежат принципы сознательности, творческой активности и развитие самостоятельности суждений студентами при руководящей роли преподавателя.

Изучение дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» является базой для усвоения последующих дисциплин направления – «Организация производства», «Производственный (операционный) менеджмент», «Организация предпринимательства», «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Инвестиционный анализ», «Инновационный менеджмент», «Бизнес-планирование», «Экономика малого бизнеса» и др.

 

Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции, лекции – визуализации, лекции – беседы, лекции – дискуссии; семинары, проводимые в форме дискуссий, деловых игр, обсуждения конкретных судебных заседаний, заданий; тестирование; консультации, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности. Ни в коей мере не умаляя значимости традиционных технологий, наибольшее предпочтение при обучении все же отдается активным формам занятий. Поскольку при их проведении развиваются коммуникативные способности студентов, умение работать коллективно и что самое главное – развивается их речь. Кроме того данные занятия способствуют развитию самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, предоставляют возможность приобрести новые и применить полученные ранее знания.

Преподавание дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» осуществляется с применением следующих методов и форм обучения:

1. Методы устного изложения материала преподавателем и активизация познавательной деятельности студентов:

Лекция – визуализация. Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы использовать такие формы наглядности, которые на только бы дополняли словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения, презентации. К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, способствовать получению новых.

Лекция-беседа. Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией.

Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов, помогает расширить круг мнений сторон,

привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов.

Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, «озадачивание» студентов вопросами в начале лекции и в процессе ее чтения. Вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично ему. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Лекция-дискуссия. В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Так же можно предложить студентам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается.

Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения, составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

2. Методы самостоятельной работы учащихся по осмысле­нию и усвоению нового материала

Семинары – дискуссии могут проводиться по вопросам и заданиям к семинарским занятиям. Вопросы и литература для их изучения выдаются преподавателем заблаговременно. Данная форма проведения занятий позволяет улучшить и закрепить знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать свое мнение, точку зрения и прислушиваться к мнению других.

3. Методы учебной работы по применению знаний на прак­тике и выработке умений и навыков:

Деловая игра является одним из наиболее эффективных активных методов обучения. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными. Суть деловой игры - активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Данная форма раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.

В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 182.