АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

Кафедра экономики и менеджмента

Утверждаю

Заместитель директора

______Кузнецова Т.А.

«___» ________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

 

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

 

 

Направления подготовки 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент»

Направленность (профиль) «Государственное и муниципальное управление», «Управление человеческими ресурсами», «Менеджмент организации» «Управление малым бизнесом»

Уровень высшего образования бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

Барнаул

2015

Знать:

- законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность организации; организационно-правовые формы предприятий; формы объединения предприятий; особенности экономического механизма деятельности различных организационно-правовых форм предприятий; состав и структуру производственных ресурсов;

- состав и структуру основных средств организации; методы стоимостной оценки основных средств; состав и структуру оборотных активов; классификацию персонала организации, его состав; формы и системы оплаты труда;

- виды и состав затрат предприятия; классификацию источников финансирования организации; способы группировки и включения затрат в себестоимость продукции;

- ценообразование в рыночных условиях; виды и структуру цен; методы ценообразования; характеристику продукции предприятия и ее измерители; понятие производственной мощности предприятия и ее оценки;

-механизм инвестиционной и инновационной деятельности организаций;

- системы управления качеством;

- виды и значение финансового результата; источники финансирования деятельности предприятия; методы экономического планирования; основные принципы финансового планирования;

- принципы организации учета на предприятии; содержание аналитической деятельности на предприятии; содержание методики проведения анализа финансово-экономической деятельности на предприятии; отечественный и зарубежный опыт в области экономики и менеджмента;

-методы оценки рыночных возможностей предприятия, анализа внешней среды; факторы конкурентоспособности (ПК-12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50)

Уметь:

- исчислять необходимые показатели, увидеть их взаимосвязь, проанализировать, сделать прогнозы исходя из наметившихся тенденций, сформулировать выводы и дать рекомендации;

- оценивать производственные и рыночные связи организации; оценивать производственно-экономический потенциал предприятия;

- оценивать износ и рассчитывать амортизацию основных средств; рассчитывать показатели состояния, движения и эффективности использования основных средств; определять потребность организации в оборотных средствах; рассчитывать показатели оборачиваемости оборотных средств;

- рассчитывать оптимальную численность работников, определять производительность труда и эффективность использования трудовых ресурсов предприятия; 

- рассчитывать показатели объема продукции, работ и услуг; формировать производственную программу;  

- формировать инновационную и инвестиционную  политику предприятия;

- рассчитывать показатели финансовых результатов организации; оценивать эффективность деятельности предприятия;

- оценивать и выбирать конкурентоспособную сферу для создания и развития своего бизнеса (бизнес-идею) и формировать маркетинговую стратегию предприятия;

- оценивать конкурентоспособность товара; экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности;

- анализировать процессы по управлению качеством товара;

- самостоятельно и творчески использовать знания и полученные практические навыки в процессе последующего обучения.

(ПК-12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50)

Владеть:

- специальной экономической терминологией и лексикой;

- приёмами и технологиями управления организацией;

-  методиками оценки эффективности систем управления предприятием;

- методиками оценки эффективности использования ресурсов организации;

-  расчетом затрат на производство и реализацию продукции;

- расчетом оптимального объема выпуска продукции;

- методикой оценки конкурентоспособности товара;

-методами анализа внутренней и внешней среды предприятия;

-навыками оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности;

-методами управления качеством;

-навыками разработки производственно-организационной структуры;

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по экономике организаций (предприятий) и практике ее развития;

(ПК-12, ПК - 23, ПК - 48, ПК - 50)

4. Объем дисциплины и вид учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час. (4 зачетные единицы).

Направление подготовки        38.03.02 (080200.62) Менеджмент

Направленность (профиль)     Государственное и муниципальное

                                          управление, Управление человеческими ресурсами, Менеджмент организации,

Управление малым бизнесом

Форма обучения – очная

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

3 4 Контактная работа (всего) 79 - 79 В том числе:       Лекции 38 - 38 В том числе в интер.форме 12   12 Практические занятия (ПЗ) 38 - 38 В том числе в интер.форме 12   12 Семинары (С) - - - Контроль самостоятельной работы (КСР) 3 - 3 Самостоятельная работа (всего) 29 - 29 Контроль (всего) 36 - 36 В том числе:       Курсовая работа (проект) + - + Контрольная работа - - - Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен - экзамен Общая трудоемкость:                 часы                                зачетные единицы 144 4 - - 144 4

 

Направление подготовки 38.03.02 (080200.62) Менеджмент

Направленность (профиль) Государственное и муниципальное управление, Управление человеческими ресурсами, Менеджмент организации, Управление малым бизнесом

Форма обучения – заочная

 

Вид учебной работы

Всего часов

Курс
3
Контактная работа (всего) 16 16
В том числе:    
Лекции 6 6
В том числе в интер.форме 4 4
Практические занятия (ПЗ) 8 8
В том числе в интер.форме 4 4
Семинары (С) - -
Контроль самостоятельной работы (КСР) 2 2
Самостоятельная работа (всего) 119 119
Контроль (всего) 9 9
В том числе:    
Курсовая работа (проект) + +
Контрольная работа - -
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен экзамен
Общая трудоемкость:                 часы                                зачетные единицы 144 4 144 4

5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание тем дисциплины

№ п/п

Наименование раздела / темы дисциплины

Содержание раздела / темы

1

2

3  

Раздел 1

Организация – основной субъект предпринимательской деятельности
1

Тема 1. Предпринимательство как самостоятельная инициативная деятельность граждан и их объединений.

Цель и основные признаки предпринимательства. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая. Формы предпринимательства. Предприятие как основная форма предпринимательской деятельности в РФ, его отличительные черты: экономическая самостоятельность, экономическая ответственность, распорядитель имущества, социальная организационная форма. Статус юридического лица, его признаки. Виды предприятий. Классификация предприятий по отраслевой принадлежности, по характеру потребляемого сырья, по назначению готовой продукции, по типам производства и методам организации производственного процесса, по степени специализации, механизации и автоматизации, по времени работы в течение года. Принципы подразделения предприятий по масштабам производства на крупнейшие, крупные, средние и малые, их роль в экономике, оптимальное сочетание и взаимосвязи.
2

Раздел 2

Регулирование деятельности организаций
4

Раздел 3 .

Организационная структура, управление и планирование деятельности
6

Раздел 4.

Ресурсное обеспечение деятельности организации

8

Тема 8. Основной капитал (основные средства) организации Основные средства предприятий, их состав, структура и воспроизводственная характеристика. Классификация основных фондом и ее экономическое назначение. Виды оценок основных средств. Необходимость переоценок и методы их организации. Особенности переоценки основных средств. Целевая оценка имущества предприятий, ее задачи и особенности применения: система стандартов, служба независимых экспертов, методы и порядок проведения. Виды износа и амортизации основных фондов. Методы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете. Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете: линейный, уменьшаемого остатка, списание стоимости по сумме чисел лет, срока полезного использования, списание стоимости пропорционально объему продукции (работ). Порядок расчета сумм амортизации в налоговом учете - линейным и нелинейным методами. Амортизационный фонд, его планирование и использование. Особенности начисления амортизации на нематериальные активы. Экономическое значение улучшения использования основных средств (фондов). Показатели использования основных средств.

9

Тема 9. Нематериальные активы Понятие и классификация нематериальных активов. Значение нематериальных активов для экономики предприятия. Организационные расходы. Интеллектуальная собственность (изобретения, программы ЭВМ, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральные, базы данных, товарные знаки и знаки обслуживания.. Деловая репутация организации. Оценка нематериальных активов. Порядок и способы амортизации нематериальных активов. Повышение роли нематериальных активов в современных условиях.  

10

Тема 10. Оборотный капитал (оборотные средства) организации Оборотные средства организации: понятие, состав и классификация. Нормирование оборотных средств. Основные принципы нормирования оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции. Понятие совокупного норматива и средней нормы оборотных средств, а также прироста (уменьшения) норматива, недостатка (излишка) оборотных средств. Экономическое значение улучшения использования оборотных средств. Показатели использования оборотных средств. Особенности кругооборота оборотных средств.

11

Тема 11. Персонал, организация и оплата труда в организации (предприятии) Кадровая политика предприятия в условиях рыночной экономики. Понятие "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "кадры", "персонал". Состав и структура производственного персонала предприятия. Понятие профессии, специальности, квалификации. Методы определения потребности в кадрах. Формы найма, подготовки и переподготовки кадров. Организация труда на предприятии. Виды норм труда и их обоснование. Методы нормирования труда: фотография рабочего дня, хронометраж, метод моментных наблюдений; условия их применения.  Производительность труда, показатели ее измерения на уровне предприятия: выработка и трудоемкость продукции. Методы определения выработки продукции: натуральной, стоимостной и трудовой (нормированного рабочего времени); условия их применения. Факторы изменения производительности труда, их классификация. Резервы роста производительности труда: внутрипроизводственные, текущие, перспективные. Оплата и мотивация труда. Принципы организации оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Тарифная система организации и регулирования заработной платы на предприятиях. Понятие тарифных разрядов, ставок, коэффициентов, сеток. Особенности их применения для различных категорий персонала предприятия. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. Бестарифная система оплаты труда. Состав фонда оплаты труда. Материальное стимулирование эффективности труда.  

Раздел 5.

Управление развитием организации

12

Тема 12. Инновационная деятельность Инновация как форма распространения в производстве научно-технических достижений. Их роль и влияние на экономику предприятий. Понятие инноваций, сферы их распространения. Типы инноваций: продуктовые, процессные, создание нового рынка, освоение нового источника поставки сырья, материалов, полуфабрикатов. Классификация инноваций по области применения, этапам НТП, степени интенсивности, масштабам, эффективности. Инновационный процесс, его состав и структура. Понятие и содержание жизненного и инновационного циклов. Понятие инновационной деятельности предприятия, ее содержания. Организация и планирование инновационной деятельности на предприятии.

13

Тема 13. Инвестиционная деятельность Понятие и состав инвестиций. Классификация инвестиций по форме и характеру инвестирования, области инвестирования, времени и направлений использования инвестиций, формам собственности инвестиций. Инвестиционный проект: понятие, содержание, подходы к оценке его эффективности. Оценка эффективности и риска инвестиционных проектов. Понятие инвестиционной деятельности предприятия; её субъекты, объекты, источники инвестиций: внешние, внутренние, собственные. Планирование инвестиций на предприятии: план портфельных и план реальных инвестиций ( капитальных вложений).

14

Тема 14. Маркетинговая деятельность Сущность маркетинга. Виды продуктов. Жизненный цикл продукта. Определение положения продукта на рынке. Разработка и управление продуктами. SWOT-анализ. Определение рыночных возможностей предприятия и бизнес-идеи.

Раздел 6.

Экономические затраты и результаты деятельности организации

15

Тема 15. Издержки производства и себестоимость продукции. Понятие, состав и виды издержек производства. Постоянные, переменные, валовые, предельные и средние издержки производства. Классификация затрат на производство по экономическим элементам и калькуляционным статьям расходов. Их назначение. Понятие и состав себестоимости продукции, её виды. Структура себестоимости продукции, ее отраслевые особенности. Калькуляция себестоимости, ее виды и назначение. Понятие, функции и виды цен. Ценообразующие факторы. Ценовая политика предприятия. Методы ценообразования. Система цен на продукцию и возможности их регулирования.

16

Тема 16. Доход, прибыль и рентабельность, ценовая политика Понятие, экономическая сущность и содержание валового дохода и валовой прибыли предприятия. Прибыль как основная цель деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, ее функции, виды, порядок формирования и распределения. Рентабельность как оценочный показатель эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Общая (балансовая) рентабельность и рентабельность продукции. Модели рентабельности продукции, методика их расчета. Понятие, функции и виды цен. Ценообразующие факторы. Ценовая политика предприятия. Методы ценообразования. Система цен на продукцию и возможности их регулирования.
         

5.2 Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Номер п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Номера тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1 Организация производства + +
2 Производственный (операционный) менеджмент         + +    
3 Финансовый менеджмент             + + + + + + +
4 Организация предпринимательства + + + +           + + +
5 Стратегический менеджмент           +     +
6 Инвестиционный анализ                 +
7 Инновационный менеджмент                 +
8 Бизнес-планирование           +     + + + +
9 Экономика малого бизнеса + + + +          

 


5.3 Темы дисциплины и виды занятий

5.3.1 Темы дисциплины и виды занятий (очная форма)

№ п/п

Наименование темы дисциплины


Количество учебных часов

Всего

Самостоятельная работа

Лекции Практические занятия
1 2 3 4 5 6

Количество учебных часов

Всего

Самостоятельная работа

Лекции Практические занятия
1 2 3 4 5 6

Примерная тематика курсовых проектов (работ) (ПК – 12,23,48,50)

1. Социально-экономическое положение России в условиях рыночной экономики.

2. Отраслевая структуризация и проблемы оптимального соотношения отраслей народного хозяйства.

3. Экспорт и импорт товаров в России на современном этапе

4. Влияние процессов глобализации и интеграции экономических процессов на деятельность предприятий.

5. Нормативно – правовое обеспечение деятельности предприятий в рыночной экономике.

6. Предприятие как основное звено рыночной экономики и тенденции развития.

7. Моделирование экономического механизма функционирования предприятия.

8. Экономический потенциал предприятия .

9. Правовые основы деятельности торгового предприятия.

10. Отраслевые особенности развития предприятий.

11. Прогрессивные формы организации производства в предприятиях, их эффективность.

12. Формирование и анализ покупательского спроса на продукцию и услуги предприятий.

13. Проблемы развития малого бизнеса в рыночной экономике.

14. Проблемы деятельности предприятий и их адаптация в условиях неопределенности внешней среды.

15. Анализ и перспективы развития предприятий отрасли (промышленности, торговли, общественного питания, связи, сферы услуг и др.).

16. Оценка результатов хозяйственной деятельности предприятий отрасли и проблемы их развития.

17. Определение организационно-экономического механизма взаимодействия предприятий по межотраслевым вопросам.

18. Качество продукции как фактор конкурентоспособности предприятия.

19. Управление качеством продукции на предприятии.

20. Основные направления развития научно-технического прогресса в условиях рыночной экономики.

21. Предприятие и налоговая система.

22. Инвестиционная деятельность предприятий в рыночных условиях.

23. Планирование инвестиционных бизнес-процессов.

24. Инновационный потенциал коммерческого предприятия

25. Планирование деятельности предприятия.

26. Бизнес - планирование на предприятии (раскрыть структуру бизнес –

плана на конкретном примере).

27. Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности.

28. Формы акционирования предприятий и их эффективность.

29. Акционерные общества, их экономико – правовые вопросы.

30. Анализ преимуществ и недостатков организационно-правовых форм хозяйствования юридических лиц.

31. Основные фонды предприятия, их классификация, показатели состояния и эффективности использования.

32. Пути повышения экономической эффективности использования основных фондов и оптимизации их структуры на предприятиях отрасли (указать конкретную отрасль).

33. Выбор вида амортизации основных фондов для конкретного предприятия.

34.  Резервы и факторы улучшения использования основных средств на предприятии.

35. Оборотные средства предприятия, их классификация и эффективность использования.

36. Ускорение оборачиваемости оборотных средств как одна из основных задач эффективной предпринимательской деятельности предприятия.

37. Роль оборотных средств в производственном процессе.

38. Формирование цен и направления совершенствования ценовой политики на предприятиях.

39. Цены и ценовая политика предприятия.

40. Анализ зависимости цен на продукцию от эластичного спроса и предложения.

41. Влияние структуры рынка на ценовую политику предприятия.

42. Использование методов ценообразования в практике хозяйственной деятельности предприятия.

43. Анализ государственной политики цен в регионах страны.

44. Ценообразование в отраслях.

45. Влияние уровня издержек производства и обращения на эффективность деятельности предприятия.

46. Анализ издержек производства и обращения на предприятии.

47. Экономическая сущность себестоимости продукции предприятия и направления ее снижения.

48. Прибыль – основной критерий оценки эффективности предпринимательской деятельности предприятий.

49. Формирование и распределение прибыли предприятия.

50. Пути повышения рентабельности предприятия в рыночной экономике.

51. Финансы предприятия, их значение в условиях рыночной экономики.

52. Концепция самофинансирования и ее реализация на предприятиях в рыночной экономике.

53. Анализ источников образования финансовых ресурсов предприятия.

54. Анализ использования финансовых ресурсов предприятия.

55. Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятий – требование рыночной экономики.

56. Трудовые ресурсы предприятия и проблема занятости в современных условиях.

57. Определение потребности предприятия в кадрах.

57. Отраслевые особенности в оплате труда.

58. Производительность труда на предприятии, ее показатели и методы измерения.

59. Факторы и резервы повышения производительности труда на предприятиях.

58. Стимулирование труда и заработная плата на предприятии.

59. Анализ влияния внешней среды предприятия на результаты его деятельности.

60. Формирование внутренней среды предприятия и влияние ее оптимизации на эффективную деятельность.

61. Роль коммерческих процессов в инновационной деятельности предприятия.

62. Роль бизнес - планирования в организации эффективной деятельности предприятия (указать конкретный пример разработки бизнес - плана).

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

А) основная литература:

1. Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник/ В. Я. Горфинкель, Т. Г. Попадюк; под ред. Б. Н. Чернышева. – 2-е изд. – М.: Вузовский учебник; НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 296 с.- 20 экз.

2. Экономика организации (предприятия, фирмы): учебник/ Б.Н. Чернышов, В.Я. Горфинкель. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 535 с. -10 экз.

3. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник/ О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: ИТК Дашков и К, 2015. – 372 с. – Электронное издание («ЭБС Айбукс» http:// www.ibooks.ru).

4. Арзуманова, Т, И. Экономика организации: учебник/ Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. – М.: ИТК Дашков и К, 2014. – 240 с. – («ЭБС Айбукс» http:// www.ibooks.ru).

Б) дополнительная литература

1. Экономика предприятия: тесты, задачи, ситуации: учеб. пособие/ Под ред. В. Я. Горфинкеля, Б. Н. Чернышева. – 5-е изд., стер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 335 с. -5 экз.

2. Магомедов, М.Д. Экономика организации (предприятия): Учебник, 2-е изд [Электронный ресурс] : учебник / М.Д. Магомедов, Е.Ю. Алексейчева, И.Б. Костин. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2013. — 291 с. — («ЭБС Лань» Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=5675).

3. Растова, Ю.И. Экономика организации (предприятия) (для бакалавров) [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2013. — 280 с. — («ЭБС Лань» Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53610 - http://e.lanbook.com).

В)программное обеспечение

1. Лицензионное программное обеспечение 1C Предприятие 8(8.3.1.531).,Бюджет 1.3/рег. № 14-510., Инвестиционный анализ2.9/ рег. № 14-597., Финансовый анализ + Оценка бизнеса № 14-1172., Оценка 2.02/ РЕГ. 14-597О., Операционный день банка 3.1

Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru

2. Официальный сайт Федеральной налоговой     службы.

URL:www.nalog.ru.

3. Официальный сайт Всемирного банка URL:www.worldbank.org 

Официальный сайт Федеральной службы государственной

статистики URL: www.gks.ru

5. Официальный сайт ОАО «РБК» URL: http://www.rbc.ru/

6. Официальный сайт журнала «Эксперт» URL: www.expert.ru

7. Справочно-правовая система ГАРАНТ

8. Электронная библиотека СПбУУиэ http://library.ime.ru

9. Электронная библиотека издательского дома "Гребенников"

http://grebennikon.ru

10. Электронно-библиотечная система "Лань"

http://e.lanbook.com/

11. Электронно-библиотечная система BOOK. RU "ibooks"

http://ibooks.ru

12.  Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека

он-лайн » www.biblioclub.ru

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

№ 210 кабинет экономики организации (телевизор, DVD, стенды по экономическим дисциплинам, парты) - Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Ленина, д. 106е

 

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

10.1 Особенности и порядок изучения дисциплины

 

Изучение дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» направлено на развитие у студентов навыков осуществления экономической деятельности организаций (предприятий).

Дисциплина «Экономика организаций (предприятий)» входит в образовательную профессиональную программу подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент».

Дисциплина «Экономика организаций (предприятий)» взаимодействует с другими дисциплинами подготовки по ООП  такими как: «Теория организации», «Маркетинг», «Экономическая теория («Макроэкономика», «Микроэкономика», «Мировая экономика»)», «Статистика», «Методы принятия управленческих решений», «Теория вероятностей и математическая статистика» и др.

На изучение дисциплины по очной форме обучения отводится 144 часа, из них 38 – лекции, 38 - практические занятия, 68 – самостоятельная работа. По окончанию изучения дисциплины студенты защищают курсовую работу и сдают экзамен. 

Преподавание дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» осуществляется в течение одного семестра. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, тестовых заданий.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена. Программа курса «Экономика организаций (предприятий)» составлена на основе требований ФГОС ВПО подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 (080200.62) «Менеджмент» и содержит 16 тем. В соответствии с учебным планом направления студенты изучают дисциплину «Экономика организаций (предприятий)» на 2-ом курсе в течение 5 блока. Общая трудоемкость учебной дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» распределена в соответствии с этапами и формами ее изучения и в целом составляет 4 зачетные единицы (144 часа).

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при изучении курсов «Теория организации», «Маркетинг», «Экономическая теория («Макроэкономика», «Микроэкономика», «Мировая экономика»)», «Статистика», «Методы принятия управленческих решений», «Теория вероятностей и математическая статистика», что позволяет не освещать подробно часть учебного материала.

Программа курса «Экономика организаций (предприятий)» состоит из шести основных блоков: организация как основной объект предпринимательской деятельности, регулирование деятельности организаций, организационная структура, управление и планирование деятельности предприятия, ресурсное обеспечение деятельности организации, управление развитием организации, экономические затраты и результаты деятельности организации. При изучении тем дисциплины студентам следует обратить внимание:

- в рамках первого раздела «Организация – основной субъект предпринимательской деятельности» - на цель, основные признаки, субъекты и объекты, виды и формы предпринимательской деятельности и предприятий; производственный процесс и ресурсы производства; классификацию предприятий по формам собственности и формам хозяйствования; цель и принципы создания хозяйственных и нехозяйственных объединений.

- в рамках второго раздела «Регулирование деятельности организаций» на методы прямого и косвенного воздействия на экономику организации; поддержку малого предпринимательства, основные положения антимонопольного законодательства, органы и форм государственного регулирования отношений несостоятельности (банкротства) предприятий; на понятие качества продукции, показатели назначения, надежности, технологичности, стандартизации, унификации, эстетичности, петентно-правовые, экологичности и безопасности, управление качеством продукции, стандартизацию и сертификацию;

- в рамках третьего раздела «Организационная структура, управление и планирование деятельности фирмы» на виды производственных структур организации, типы организации производства: единичное, серийное, массовое их характерные черты и отрасли распространения; сущность и роль управления предприятием, элементы организационной структуры управления предприятием; виды, цель, задачи, содержание, порядок планирования; бизнес-план, производственная программа и мощность организации; организацию труда на предприятии.

- в рамках четвертого раздела «Ресурсное обеспечение деятельности организации» на совокупность внеоборотных активов, оборотных средств и финансовых активов; виды оценок, износа основных фондов в нормальных условиях и с учетом инфляции; показатели использования основных и оборотных производственных фондов; трудовые ресурсы, производительность труда и показатели, ее определяющие, сущность и функции заработной платы, формы и системы оплаты труда.

- в рамках пятого раздела «Управление развитием организации » инновационный процесс и цикл, их состав и структура, понятие инноваций, сферы их распространения, сущность, классификация и состав инвестиций, инвестиционная деятельность организации и инвестиционный проект, маркетинговая деятельность, анализ среды, выявление бизнес-идеи;

- в рамках шестого раздела «Экономические затраты и результаты деятельности организации» на понятие, состав и виды издержек производства, понятие и состав себестоимости продукции, классификацию затрат на производство, понятие, экономическую сущность и содержание валового дохода и валовой прибыли организации, показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации.

В основе построения курса «Экономика организаций (предприятий)» лежат принципы сознательности, творческой активности и развитие самостоятельности суждений студентами при руководящей роли преподавателя.

Изучение дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» является базой для усвоения последующих дисциплин направления – «Организация производства», «Производственный (операционный) менеджмент», «Организация предпринимательства», «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Инвестиционный анализ», «Инновационный менеджмент», «Бизнес-планирование», «Экономика малого бизнеса» и др.

 

Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции, лекции – визуализации, лекции – беседы, лекции – дискуссии; семинары, проводимые в форме дискуссий, деловых игр, обсуждения конкретных судебных заседаний, заданий; тестирование; консультации, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности. Ни в коей мере не умаляя значимости традиционных технологий, наибольшее предпочтение при обучении все же отдается активным формам занятий. Поскольку при их проведении развиваются коммуникативные способности студентов, умение работать коллективно и что самое главное – развивается их речь. Кроме того данные занятия способствуют развитию самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, предоставляют возможность приобрести новые и применить полученные ранее знания.

Преподавание дисциплины «Экономика организаций (предприятий)» осуществляется с применением следующих методов и форм обучения:

1. Методы устного изложения материала преподавателем и активизация познавательной деятельности студентов:

Лекция – визуализация. Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы использовать такие формы наглядности, которые на только бы дополняли словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения, презентации. К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, способствовать получению новых.

Лекция-беседа. Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией.

Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов, помогает расширить круг мнений сторон,

привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов.

Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, «озадачивание» студентов вопросами в начале лекции и в процессе ее чтения. Вопросы могут, быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично ему. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Лекция-дискуссия. В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Так же можно предложить студентам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается.

Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения, составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

2. Методы самостоятельной работы учащихся по осмысле­нию и усвоению нового материала

Семинары – дискуссии могут проводиться по вопросам и заданиям к семинарским занятиям. Вопросы и литература для их изучения выдаются преподавателем заблаговременно. Данная форма проведения занятий позволяет улучшить и закрепить знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать свое мнение, точку зрения и прислушиваться к мнению других.

3. Методы учебной работы по применению знаний на прак­тике и выработке умений и навыков:

Деловая игра является одним из наиболее эффективных активных методов обучения. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными. Суть деловой игры - активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Данная форма раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.

В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.

Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.

4. Методы закрепления изучаемого материала:

Работа с документами, учебной литературой. Устное изложение материала преподавателем связано с первичным восприятием и осмыслением его студентами. В этом смысле объяснение материала следует рассматривать как хотя и очень важную, но все же, первоначальную ступень учебной работы. Исходя из приведенной выше закономернос­ти, в дидактике большое значение придается последующей учебной работе по усвоению (закреплению, запоминанию и более глубокому осмыслению) изложенного материала. В связи с этим весьма целесообразным представляется дальнейшее изучение пройденного материала по документам и учебной литературе, рекомендуемой преподавателем. В таких случаях преподавателю необходимо сразу же после изложения нового материала дать список литературы и документов, а впоследствии провести беседу со студентами с целью проведения контроля усвоения (запоминания) материала. Сделать это можно на последующих лекциях, семинарах по вопросам, вписывающихся в контекст занятия.

Работу с литературой и документами нужно правильно организовать, чтобы студенты не просто читали изложенный материал, а продолжали более глубоко осмысливать и усваивать изучаемый материал. Для этого нужно поставить цели, сформулировать вопросы и задания для самоконтроля.

Консультации - предполагают вторичный разбор учебного материала, слабо усвоенного, либо совсем не усвоенного студентами. Целью проведения консультаций является ликвидация пробелов в знаниях студентов, оказание помощи в самостоятельной работе, расширение и углубление знаний. Задача преподавателя - показать причинно-следственные связи, раскрыть закономерности в содержании программного материала. Консультации проводятся в индивидуальном порядке в соответствии с графиком их проведения, утвержденным на кафедре.

5. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов:

Тестирование является действенной формой контроля усвоения студентами учебного материала. Тестирование может осуществляться для текущего и итогового контроля. Текущий контроль успеваемости студентов должен осуществляться в сроки, устанавливаемые преподавателем, в соответствии с графиком проведения контрольных точек по дисциплине.  

В качестве тестовых заданий используются тестовые вопросы закрытого типа, которые предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Количество и качество тестов должно отражать программное содержание дисциплины и обеспечивать полный и глубокий контроль усвоения учебного материала слушателем. При составлении тестов также следует учитывать, что текст вопроса не должен быть слишком длинным, весь вопрос должен помещаться в экран. Формулировка вопроса не должна содержать ненужную для ответа на него информацию, в том числе лишние данные. Кроме того, при составлении тестов следует руководствоваться объемом учебного материала, включенного в вопросы для зачета.

Контрольное тестирование, выносимое на экзамен, должно включать 2 вопроса-эссе, 10 тестовых заданий по всему курсу дисциплины и задачу и проводится в сессионные сроки.

Форма обучения

Часы в интерактивной форме

ЛЗ ПЗ
Очная 12 12
Заочная 4 4

 

 

Виды

Учебной деятельности

Формы организации занятий

Виды учебных занятий

Виды

Учебной деятельности

Формы организации занятий

Виды учебных занятий

Оценочные средства

Для контрольного измерения результатов изучения курса «Экономика организаций (предприятий)» вводятся два вида контроля: 

• текущий;

• промежуточный 

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, творческих заданий, тестов (аудиторных), рефератов и др. 

ЗАДАНИЕ №1

Имеются данные об объеме выпуска продукции, численности работников и движении кадров (табл. 1). Рассчитать за два года следующие показатели:

1. структуру персонала по категориям ( );

2. коэффициент оборота по приему ( );

3. коэффициент оборота по увольнению ( );

4.  коэффициент текучести кадров ( );

5. коэффициент замещения ( );

6. производительность труда ( );

7. номинальную и реальную среднемесячную заработную плату одного работника ( ), если индекс цен на товары и услуги составляет 1,2;

8. темпы роста номинальной и реальной заработной платы.

Изобразить с помощью графика структуру численности работников по категориям за два периода, определить абсолютное и относительное изменение рассчитанных показателей. Сделать вывод по результатам расчетов.

B. Задачи (ПК-12, ПК-23, ПК-48, ПК-50)

Образец задач для проведения занятий по темам №7-9, 11-13:

Задача 1. Стоимость основных средств предприятия на начало года – 360 млн. руб. За год введены основные средства: в июне - 55 млн. руб., в сентябре - 9 млн. руб. В этом же году выбыло основных средств: в апреле - 5,9 млн. руб., в мае - 21 млн. руб. Ежемесячный объем производства продукции составил 0,5 млн. т, в июле все работники ушли в коллективный отпуск. Среднегодовая цена продукции – 250 руб. за тонну.

Рассчитайте коэффициенты выбытия и обновления основных средств, фондоемкость и фондоотдачу.

Задача 2. В результате исполнения инвестиционного проекта планируется достичь следующих экономических показателей:

Показатели Ед. измерения Первый год Второй год Третий год
1. Выпуск продукции после основания технологической линии шт. 1000 1500 2000
2. Оптовая цена единицы продукции руб./шт. 20 18 17,5
3. Себестоимость единицы товара руб./шт. 15 14 14
в том числе амортизация руб./шт. 14 10 7,5
4. Налоги руб. 25000 30000 35000

Определить сумму приведенных эффектов при норме дисконта 0,1.

Задача 3. На автозаводе выпускают моторы мощностью 110 л.с. и весом 256 кг. В следующем году планируется выпускать новый двигатель мощностью 150 л.с. Его вес больше старого двигателя на 10%.

Определите материалоемкость старой и новой модели двигателя? Сделайте вывод о целесообразности ввода на рынок новой модели по показателю материалоемкость?

C. Вопросы к экзамену (ПК-12, ПК-23, ПК-48, ПК-50)

1. Сущность современного предпринимательства. Классификация фирм (предприятий).

2. Виды и организационно - правовые формы предприятий.

3. Общие признаки промышленного предприятия: место в народнохозяйственном производственном цикле

4. Виды объединений предприятий.

5. Формы, типы и методы организации производства.

6. Производственный процесс: характеристика, проектирование, требования к организации.

7. Производственный цикл. Виды операций производственного цикла. Стоимостные показатели производства и реализации продукции.

8. Сущность, структура и оценка основных производственных фондов.

9. Износ и амортизация основных фондов.

10. Показатели эффективности использования основных фондов.

11. Понятие состав и структура оборотных средств. Источники формирования и пополнения оборотных средств.

12. Нормирование оборотных средств. Управление запасами фирмы.

13. Оценка оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств.

14. Характеристика трудовых ресурсов , персонал предприятия.

15. Бюджет рабочего времени и планирование численности работников предприятия.

16. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии. Нормирование труда на предприятии.

17. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии. Нормирование труда на предприятии.

18. Планирование производительности труда, предельная производительность.

19. Оплата труда на предприятии: формы и системы.

20. Понятие «затраты», «расходы» и «издержки», классификация расходов предприятия.

21. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

22. Смета затрат на производство и реализацию продукции затратная составляющая цены.

23. Зарубежный опыт учета затрат.

24. Основные направления снижения себестоимости продукции.

25. Понятие цены и ценовая политика предприятия. Принципы и методы ценообразования.

26. Структура цены и система цен. Ценовая политика и стратегия фирмы.

27. Понятие и структура доходов фирмы.

28. Прибыль в экономике фирмы: формирование, распределение, использование и налогообложение.

29. Методы планирования прибыли предприятия.

30. Методы планирования прибыли предприятия.

31. Оценка доходности бизнеса , показатели рентабельности.

32. Безубыточность работы предприятия, точка безубыточности.

33. Определение безубыточного, косвенного, заданного и оптимального объема производства и товарооборота.

34. Основы налогового законодательства Российской Федерации. Базовые понятия налогообложения.

35. Характеристика основных налогов уплачиваемых фирмой. Оптимизация налоговых платежей фирмы.

36. Формы общественной организации производства (концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование).

37. Внутренняя и внешняя среда предприятия. Организационная структура предприятия и принципы управления.

38. Качество продукции. Управление качеством продукции. Стандартизация и сертификация продукции.

39. Конкурентоспособность продукции фирмы и стратегия управления качеством.

40. Методы и виды планирования на предприятии. Производственная программа предприятия.

41. Инвестиционная политика фирмы.

42. Инвестиции и инвестиционный проект. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.

43. Значение инвестиционных расчетов для обоснования инвестиционных решений. Виды и признаки инвестиционных расчетов.

44. Сравнительные расчеты прибыли и издержек при выборе инвестиционного проекта.

45. Анализ безубыточности инвестиций. Безубыточный объем производства. Коэффициент безубыточности и коэффициент безопасности.

46. Понятие результата: чистая прибыль после налогообложения; оперативный свободный денежный поток после налогообложения; нетто-денежный поток после уплаты налогов.

47. Показатели рентабельности собственного капитала; общего капитала; производственных активов предприятия; финансовых вложений; продаж. Взаимосвязь между рентабельностью общего капитала и рентабельностью продаж

48. Бизнес-план.

49. Инновации: характеристика и инвестирования. Техническая подготовка производства. Система разработки и постановки продукции на производство.

50. Маркетинговая деятельность на предприятии. SWOT – анализ.

51. Стратегии развития  предприятия.

52. Сущность и классификация финансовых ресурсов.

53. Финансовая устойчивость предприятия, леверидж.

54. Сущность и критерии финансового состояния предприятия. Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия. Ликвидность и кредитоспособность предприятия.

55. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

56. Нематериальные активы предприятия. Их роль и сущность.

 

D. Темы докладов (ПК-12, ПК-23, ПК-48, ПК-50)

Подготовка доклада является самостоятельной творческой работой студента. По мимо текста доклада студент должен представить презентацию, выполненную в Power Point. Данная презентация должна отражать суть доклада. Презентация должна составлять 5-7 слайдов.

Примерная тематика докладов:

1. Роль малого бизнеса в инновационной экономике.

2. Взаимоотношение между ФАС и естественными монополиями.

3. Состав, характеристики и методы исследования систем управления организацией.

4. Проблемы государственного регулирования деятельности организаций в переходной экономике.

5. Адаптивные структуры управления организацией.

6. Совершенствование  форм и систем заработной платы.

7. Инновационная деятельность на современном предприятии.

8. Разработка бизнес-плана инновационного проекта.

9. Формирование инвестиционного портфеля организации.

10. Использование экспертных оценок в прогнозировании и планировании.

11. Роль нематериальных активов в формировании капитала организации.

E . Темы курсовых работ

1. Социально-экономическое положение России в условиях рыночной экономики.

2. Отраслевая структуризация и проблемы оптимального соотношения отраслей народного хозяйства.

3. Экспорт и импорт товаров в России на современном этапе

4. Влияние процессов глобализации и интеграции экономических процессов на деятельность предприятий.

5. Нормативно – правовое обеспечение деятельности предприятий в рыночной экономике.

6. Предприятие как основное звено рыночной экономики и тенденции развития.

7. Моделирование экономического механизма функционирования предприятия.

8. Экономический потенциал предприятия .

9. Правовые основы деятельности торгового предприятия.

10. Отраслевые особенности развития предприятий.

11. Прогрессивные формы организации производства в предприятиях, их    эффективность.

12. Формирование и анализ покупательского спроса на продукцию и услуги предприятий.

13. Проблемы развития малого бизнеса в рыночной экономике.

14. Проблемы деятельности предприятий и их адаптация в условиях неопределенности внешней среды.

15. Анализ и перспективы развития предприятий отрасли (промышленности, торговли, общественного питания, связи, сферы услуг и др.).

16. Оценка результатов хозяйственной деятельности предприятий отрасли и проблемы их развития.

17. Определение организационно-экономического механизма

18. Взаимодействие предприятий по межотраслевым вопросам.

19. Качество продукции как фактор конкурентоспособности предприятия.

20. Управление качеством продукции на предприятии.

21. Основные направления развития научно-технического прогресса в условиях рыночной экономики.

22. Предприятие и налоговая система.

23. Инвестиционная деятельность предприятий в рыночных условиях.

24. Планирование инвестиционных бизнес-процессов.

25. Инновационный потенциал коммерческого предприятия

26. Планирование деятельности предприятия.

27. Бизнес - планирование на предприятии (раскрыть структуру бизнес –

плана на конкретном примере).

28. Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности.

29. Формы акционирования предприятий и их эффективность.

30. Акционерные общества, их экономико – правовые вопросы.

31. Анализ преимуществ и недостатков организационно-правовых форм хозяйствования юридических лиц.

32. Основные фонды предприятия, их классификация, показатели состояния и эффективности использования.

33. Пути повышения экономической эффективности использования основных фондов и оптимизации их структуры на предприятиях отрасли (указать конкретную отрасль).

34. Выбор вида амортизации основных фондов для конкретного предприятия.

35.  Резервы и факторы улучшения использования основных средств на предприятии.

36. Оборотные средства предприятия, их классификация и эффективность использования.

37. Ускорение оборачиваемости оборотных средств как одна из основных задач эффективной предпринимательской деятельности предприятия.

38. Роль оборотных средств в производственном процессе.

39. Формирование цен и направления совершенствования ценовой политики на предприятиях.

40. Цены и ценовая политика предприятия.

41. Анализ зависимости цен на продукцию от эластичного спроса и предложения.

42. Влияние структуры рынка на ценовую политику предприятия.

43. Использование методов ценообразования в практике хозяйственной деятельности предприятия.

44. Анализ государственной политики цен в регионах страны.

45. Ценообразование в отраслях.

46. Влияние уровня издержек производства и обращения на эффективность деятельности предприятия.

47. Анализ издержек производства и обращения на предприятии.

48. Экономическая сущность себестоимости продукции предприятия и направления ее снижения.

49. Прибыль – основной критерий оценки эффективности предпринимательской деятельности предприятий.

50. Формирование и распределение прибыли предприятия.

51. Пути повышения рентабельности предприятия в рыночной экономике.

52. Финансы предприятия, их значение в условиях рыночной экономики.

53. Концепция самофинансирования и ее реализация на предприятиях в рыночной экономике.

54. Анализ источников образования финансовых ресурсов предприятия.

55. Анализ использования финансовых ресурсов предприятия.

56. Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятий – требование рыночной экономики.

57. Трудовые ресурсы предприятия и проблема занятости в современных условиях.

58. Определение потребности предприятия в кадрах.

60. Отраслевые особенности в оплате труда.

61. Производительность труда на предприятии, ее показатели и методы измерения.

62. Факторы и резервы повышения производительности труда на предприятиях.

59. Стимулирование труда и заработная плата на предприятии.

60. Анализ влияния внешней среды предприятия на результаты его деятельности.

61. Формирование внутренней среды предприятия и влияние ее оптимизации на эффективную деятельность.

62. Роль коммерческих процессов в инновационной деятельности предприятия.

Роль бизнес - планирования в организации эффективной деятельности предприятия (указать конкретный пример разработки бизнес - плана).

10.4.3. Порядок контроля и аттестации (заочная форма)

Для контрольного измерения результатов обучения студентов заочной формы обучения по дисциплине вводится промежуточная аттестация.

Промежуточная аттестация – это оценка учебной деятельности студентов и контроль качества освоения ими дисциплин учебного плана, который проводится по завершении изучения дисциплины, а также прохождения практик. Промежуточная аттестация студентов базируется на результатах выполнения курсовых работ (примерная тематика изложена в пункте Е) и проводится в виде экзамена (вопросы представлены в пункте С). Результаты экзамена определяются оценками в традиционной шкале «отлично – хорошо – удовлетворительно - неудовлетворительно» и в 100- балльно-рейтинговой шкале, которая совпадает с аналогичной по очной форме..

10.5. Методические рекомендации преподавателям по подготовке и проведению занятий.

При подготовке к занятию преподаватель обязан:

1. Изучить учебный материал, рекомендованную литературу и ознакомиться с методическими рекомендациями.

По завершению личной теоретической подготовки необходимо составить план проведения лекции и утвердить его у начальника кафедры или у председателя ПМК не позднее шести дней до дня чтения лекции.

Непосредственно при проведении лекции преподаватель обязан:

При проведении вступительной части:

- студенты подготовили учебную доску, или подготовлено мультимедийное оборудование;

- проверить наличие студентов, размещение в аудитории;

-проверить наличие литературы, наглядных пособий, тетрадей, канцелярских принадлежностей;

- уточнить, кто из студентов и по какой причине не готов к занятию;

- проверить подготовленность студентов к занятию методом выборочного опроса (2-3 студента). Контрольные вопросы ориентировать на учебный материал который выносится на данную лекцию, создавая “мостик-переход” к новому изучаемому материалу. Кроме того, преподаватель может проводить опрос студентов в ходе проведения лекции.

- указать литературу для самостоятельной доработки лекции во время самоподготовки;

- после вступительной части преподаватель переходит к чтению лекции.

Во введении преподаватель обязан изложить ТЕМУ, актуальность (значение), основную идею лекции; показать связь данной лекции с предыдущими и последующими занятиями, взаимосвязь с другими кафедрами; указать ЦЕЛИ И УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ лекции. Введение должно быть кратким и иметь целью подготовку студентов к восприятию учебных вопросов.

В основной части лекции преподаватель обязан изложить содержание учебных вопросов с соблюдением дидактических принципов обучения и применением наиболее целесообразных методических приемов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими к последующему вопросу лекции. Выводы должны излагаться четко, ясно.

В заключении преподаватель обязан кратко подвести итог лекции, сделать общие выводы, вытекающие из содержания основной части лекции. Дать задание на самоподготовку и рекомендации по самостоятельной работе для углубления, расширения и практического применения знаний по данной теме.

При проведении заключительной части преподаватель обязан:

- подвести общий итог занятия, дать оценку работы на занятии отдельным студентам и группы в целом;

- отметить уровень дисциплины;

- ответить на вопросы студентов;

- объявить об окончании занятия.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 257.