1. Современные научные подходы к периодизации социально-культурной деятельности.
2. Характеристика основных периодов развития социально-культурной деятельности в России.
3. Историография истории социально-культурной деятельности в России.
4. Культурно-исторические предпосылки развития социально-культурной деятельности в России в IX–XIII веках.
5. Образование древнерусского государства и основные тенденции в развитии досуга.
6. Социально-культурный уклад в России в XIII–XVII веках.
7. Государственная культурная политика Петровской эпохи в Российской империи.
8. Становление и развитие культурно-досуговых традиций в России в XVIII веке.
9. Петровские ассамблеи и формирование новых культурно-досуговых традиций в первой половине ХVIII века в России.
10. Развитие досуговых форм деятельности различных сословий российского общества во второй половине ХVIII века.
11. Придворные балы, карнавалы и маскарады во второй половине ХVIII века в России.
12. Внешкольное образование в России в XIX – начале XX века.
13. Политико-просветительная работа в советской России (1917–1941).
14. Формирование государственной системы политико-просветительной работы в советской России.
15. Культурно-просветительная работа в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) и в послевоенный период.
16. Культурно-просветительная работа в 1956–1975 годах.
17. Структурная перестройка сети культурно-просветительных учреждений в 70-е годы XX века.
18. Развитие новых форм культурно-просветительной работы в советской России в 80-е годы XX века.
19. Актуальные тенденции развития социально-культурной деятельности в современной России в начале ХХI века.
20. Социально-культурная деятельность в России в конце ХХ – начале
ХХI века.
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Основу обучения бакалавров по учебной дисциплине «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности» составляют лекционные и практические занятия. Они дают систематизированные знания обучающимся о наиболее сложных и актуальных проблемах изучения истории социально-культурной деятельности.
На лекционных занятиях особое внимание уделяется не
только усвоению бакалаврами изучаемых тем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Аудиторные учебные занятия по учебной дисциплине «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1 «История социально-культурной деятельности» проходят в форме проблемных лекций, лекций-дискуссий, интерактивных лекций и практических занятий.
Основной дидактической целью лекций является обеспечение теоретической основы для дальнейшего усвоения учебного материала. Главный дидактический принцип лекций - принцип научности, который предполагает формирование научного подхода к изучаемым темам, развитие диалектического мышления, научных представлений, специальных понятий и практических умений точно выразить их в научных терминах, принятых в истории социально-культурной деятельности.
В ходе прослушивания лекций бакалавры знакомятся с основным содержанием учебной темы через раскрытие научных фактов и явлений, основных положений и выводов, законов и закономерностей в их последовательной доказательности. Преподаватель управляет профессионально-мотивационной направленностью обучающихся через отбор основных источников содержания темы лекционного занятия, анализ различных научных теорий, развивает историческое мышление бакалавров исторических методов исследования, сравнение и сопоставление научных принципов, предпосылок, подходов и приемов научного поиска; формирует понятийный аппарат обучающихся, руководит процессом познания, мыслительной деятельностью бакалавров.
Проблемная лекция предполагает изложение материала через проблемность вопросов или конкретных ситуаций в истории социально-культурной деятельности. В соответствии с уровнем проблемного обучения выделение проблемы и ее решение осуществляется в сотрудничестве преподавателя с бакалаврами.
Учебная дисциплина «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности» предполагает проведение проблемных лекций по следующим темам: «Историография социально-культурной деятельности в России», «Культурно-просветительная работа в 1956–1995 годах».
Проблемные лекции начинается с вопросов, с постановки проблем, которые в ходе изложения материала решаются преподавателем совместно с обучающимися. С помощью проблемных лекций обеспечивается достижение основных дидактических целей: усвоение бакалаврами теоретических знаний; развитие диалектического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.
В ходе изучения учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности» проводятся лекции-тематические дискуссии по следующим темам: «Политико-просветительная работа в Советской России в 1917–1941 годах», «Социально-культурная деятельность в России в конце ХХ – начале ХXI века».
Дискуссионное общение строится как живой диалог преподавателя с обучающимися по теме лекции и является необходимым условием для развития критического мышления бакалавров. Материалы лекций включают обсуждение различных точек зрения по решению исторических проблем, воспроизводят логику развития современной исторической науки, ее содержания, показывают способы разрешения объективных противоречий в истории развития социально-культурной деятельности.
Общение с обучающимися в ходе проведения лекций-дискуссий строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса поиска и нахождения путей разрешения исторических противоречий. Способность к самостоятельному мышлению формируется у бакалавров в активном участии в дискуссионных формах живого речевого общения, для управления мышлением бакалавров на лекциях - тематических дискуссиях используются составленные преподавателем проблемные вопросы и бакалавры заблаговременно готовятся к их обсуждению.
Интерактивные лекции – лекции, с использованием активных форм обучения: бесед, демонстрации электронных презентаций, показа видеофильмов, прослушивания аудиозаписей, проведения творческих тренингов. В процессе изучения учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности» проводятся интерактивные лекции по следующим темам: «Культурно-исторические предпосылки становления социально-культурно-деятельности в России», «Развитие культурно-досуговых традиций в России в XVIII веке».
Использование электронных презентаций представляет собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единой электронной среде. Отличительной особенностью электронной презентации является её интерактивность, которая создается для возможности взаимодействия через элементы управления презентацией.
Интерактивные лекции способствуют преобразованию устной и письменной информации в визуальную форму и формированию у обучающихся профессионального мышления с помощью систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания учебного курса.
Основными видами самостоятельной работы бакалавров в ходе изучения учебной дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности», часть 1. «История социально-культурной деятельности» являются: работа с печатными источниками информации (конспектами, книгами, документами), электронными Интернет-ресурсами, проведение коллоквиумов, подготовка докладов, сообщений, электронных презентаций и рефератов.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература
1. Ариарский, М. А. Педагогическая культурология: в 2 т. [Текст] / М. А. Ариарский. – Санкт-Петербург: Концерт, 2012. – Т. 2: Социально-культурная деятельность и технологии ее организации – 448 с.
2. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. – Москва: Издательский дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
3. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д, Красильников. – Москва: МГУКИ, 2004. – 539 с.
4. Туев, В. В. Клуб в истории культуры [Текст]: учебное пособие / В. В. Туев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2009. – 262 с.
Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности [Текст]: учебник / Н. Н. Ярошенко. – Москва: МГУКИ, 2007.
9.2. Дополнительная литература
1. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления [Текст] / М. А. Ариарский. – Санкт-Петербург: Концерт, 2008. – 791 с.
2. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. – Москва: Издательский дом МГУКИ, 2010. – 480 с.
3. Жаркова, Л. С. Организация деятельности учреждений культуры [Текст]: учебник для студентов вузов культуры и искусств / Л. С. Жаркова. – Москва: Издательский дом МГУКИ, 2010. – 396 с.
4. Клюско, Е. М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945 – 1985 гг.): теоретико-методологический и исторический аспекты [Текст]: учебное пособие / Е. М. Клюско. – Москва: МГУКИ, 2007. – 161 с.
5. Рябков, В. М. Историография педагогической теории социально-культурной деятельности (вторая половина ХХ – начало XXI в.) [Текст]: монография / В. М. Рябков. – Москва: МГУКИ; ЧГАКИ, 2009. – 480 с.
6. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности [Текст] / А. В. Соколов. – Санкт-Петербург: СПбГУП, 2003. – 204 с.
7. Стрельцов, Ю. А. Педагогика досуга [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова. – Москва: МГУКИ, 2008. – 272 с.
8. Туев, В. В. Феномен английского клуба [Текст] / В. В. Туев. – Москва: МГУК, 1997. – 240 с.
9. Туев, В. В. История клубов Кузбасса [Текст] / В. В. Туев. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 216 с.
10. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория [Текст]: монография / Н. Н. Ярошенко. – Москва: МГУКИ, 2000. – 204 с.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 451.