Часть 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рабочая программа дисциплины

Направление подготовки

51.03.03 «Социально-культурная деятельность»

 

 

Профиль подготовки

«Менеджмент социально-культурной деятельности», «Менеджмент детско-юношеского досуга», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», «Социально-культурная анимация и рекреация»

Квалификация (степень) выпускника

«Бакалавр»

 

 

Форма обучения

Очная, заочная

Кемерово

2017

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профилю подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Менеджмент детско-юношеского досуга», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», «Социально-культурная анимация и рекреация», квалификации (степени) выпускника - «бакалавр».

 

 

Переутверждена на заседании кафедры социально-культурной деятельности и рекомендована к размещению на сайте ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры «Электронная образовательная среда КемГИК» по web-адресу http://edu.kemguki.ru/ 21.09.2017., протокол № 2.

 

 

Коргожа Н.С. Теория и история социально-культурной деятельности. Часть 1. История социально-культурной деятельности [Текст]: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профилю подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Менеджмент детско-юношеского досуга», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», «Социально-культурная анимация и рекреация», квалификация (степень) выпускника – «бакалавр»/ сост.  Н.С. Коргожа. – Кемерово: КемГИК, 2017. - 55 с.

 

                                                                                     Автор-составитель:

                                                                            Н.С. Коргожа, кандидат

                                                                               педагогических наук, доцент

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Цели освоения дисциплины…………………………………….................  4

2. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы бакалавриата …………………………………………………………………4   3. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………………………………………….      5    

4. Объем, структура и содержание дисциплины………………………….    5

4.1. Объем дисциплины (модуля) и структура дисциплины …….          6    

4.2. Содержание дисциплины ……………………………………...          8

5. Образовательные и информационно-коммуникационные технологии   25

5.1. Образовательные технологии..............................................................  25

5.2. Информационно-коммуникационные технологии...........................  26

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной

работы обучающихся ......................................................................................   26

6.1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы ……………………………………………………………………   26

6.2. Примерная тематика рефератов……………………………………    29

6.3. Методические указания для обучающихся по организации самостоятельной работы …………………………………………..............    33

7. Фонд оценочных средств ………………………………………………    35   

7.1 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости……         41 

7.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам

освоения дисциплины ……………………………………………….    45    

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)…………………………………………………………………….    47

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины         50     

9.1. Основная литература…………………………………………….       50 

9.2. Дополнительная литература……………………………………        51

9.3. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети

      «Интернет» ………………………………………………………        52  

9.4. Программное обеспечение и информационные справочные

          системы……………………………………………………….             52

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………......         53

11. Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья……………………………         53 

12. Список ключевых слов…………………………………………….          54  

 

1. Цели освоения дисциплины: системное освоение истории социально-культурной деятельности в контексте исторической науки, изучение основных тенденций становления и развития современных исторических научных школ социально-культурной деятельности, исследование перспектив развития истории социально-культурной деятельности.

Задачи:

· формирование целостного представления об основных тенденциях развития истории социально-культурной деятельности в России;

· ориентация в историко-культурном пространстве социально-культурной деятельности;

· развитие исторической компетентности бакалавра социально-культурной деятельности.

Учебная дисциплина «Теория и история социально-культурной деятельности. Часть 1. «История социально-культурной деятельности» направлена на овладение базовыми ценностями истории социально-культурной деятельности в России.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы бакалавриата

Учебная дисциплина «Теория и история социально-культурной деятельности. Часть 1. «История социально-культурной деятельности» входит в базовую часть учебного плана основной образовательной программы по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», профилям подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Менеджмент детско-юношеского досуга», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», «Социально-культурная анимация и рекреация», квалификации (степени выпускника) «бакалавр». Для освоения учебной дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате изучения студентами таких дисциплин как «Отечественная история», «История искусств», «Теория и история культуры».

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Изучение учебной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

· способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

· способностью эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности (ПК-1);

· способностью к обобщению и пропаганде передового опыта учреждений социально-культурной сферы по реализации задач федеральной и региональной культурной политики (ПК-16);

В результате изучения дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности. Часть 1. История социально-культурной деятельности» студент должен:

Знать:

· основные понятия истории социально-культурной деятельности;

· сущность истории социально-культурной деятельности;

· главные исторические события социально-культурной деятельности;

· основные тенденции развития истории социально-культурной деятельности;

· исторические формы развития социально-культурной деятельности;

· характеристику исторических периодов развития социально-культурной деятельности в России;

Уметь:

· применять терминологию истории социально-культурной деятельности;

· ориентироваться в исторических событиях социально-культурной деятельности;

· использовать исторические источники по проблемам социально-культурной деятельности;

Владеть:

· технологиями анализа закономерностей развития социально-культурной деятельности в России;

· методами анализа источников специальной литературы по проблемам истории социально-культурной деятельности в России;

· методами анализа специфики развития социально-культурной деятельности в различные исторические периоды.

4. Объем, структура и содержание дисциплины «Теория и история социально-культурной деятельности. Часть 1. История социально-культурной деятельности».

Объем учебной дисциплины - общая трудоемкость дисциплины составляет

2 зачетные единицы.

4.1. Объем и структура учебной дисциплины

№/№

Наименование модулей (разделов)

и тем

Семестр

Виды учебной работы,

и трудоемкость (в часах)

Всего Лекции* Семинарские/ Практические занятия Индивидуальные занятия В т. в интерактивной форме** СРС

Раздел 1. Становление и развитие культурно-досуговых традиций в России в IX - XIX веках

1.1. Историография социально-культурной деятельности в России   5 6 2 2 Проблемная лекция 2
1.2. Традиционные и современные научные подходы к периодизации истории социально-культурной деятельности в России   5 8 2 2   4
1.3. Досуг в Древней Руси в IХ-ХIII веках   5 8 2 2   4
1.4. Досуг в Древней Руси в ХIII-ХVII веках   5 7 2 1   4
1.5. Становление и развитие культурно-досуговых традиций в России в ХVIII веке   5 8 2 2 Презентации докладов  4
1.6. Внешкольное образование и досуг в России в XIX – начале XX века   5 8 2 2   4

Раздел 2. Социально-культурная деятельность в России в XX - XXI веках

2.1. Политико-просветительная работа в Советской России в 1917-1941 годах   5 7 2 1 Семинар 4
2.2. Культурно-просветительная работа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) и в послевоенный период   5 7 1 2 Презентации докладов     4
2.3. Культурно-просветительная работа в 1956-1991 годах   5 6 2 2   2
2.4. Социально-культурная деятельность в России в конце ХХ-ХХI веков   5 7 1 2 Проблемная лекция 4
  Итого: 72 18 18   36
         
  Всего в интерактивной форме:

22% аудиторных занятий, отводимых на интерактивные формы обучения в соотв. с рекомендациями УМС КемГИК (не менее 20 %)

**  
         

*-количество часов по интерактивной форме обучения

4.2. Содержание учебной дисциплины

№ п/п  Содержание раздела дисциплины Результаты обучения Формы текущего контроля, промежуточной аттестации. Виды оценочных средств

1.

Раздел 1. Становление и развитие культурно-досуговых традиций в России в IX - XIX веках

Тема 1.1. Историография социально-культурной деятельности в России Цель, задачи и содержание раздела «История социально-культурной деятельности в России». Сущность понятия «досуговедческая историография» и предмет истории социально-культурной деятельности в России. Основные тенденции в развитии отечественной «досуговедческой историографии». Источниковедческая база истории социально-культурной деятельности. Характеристика исторических источников о славянском досуге. Сведения Геродота о досуге древних народов. Древние авторы о досуге славян. Греческие и арабские источники о славянском досуге. Древнерусские летописи о досуге славян. Исторические исследования М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, В.Н. Татищева, С.Ф. Платонова, Н.И. Костомарова, И.Е. Забелина о быте и досуге русского народа. Проблемы истории досуга в трудах современных ученых. Концепции внешкольного образования в трудах отечественных педагогов В.П. Вахтерова, Н.И. Чарнолуского, Е.И. Медынского, В.А. Зеленко, С.О. Серополко, А.Я. Закса. Становление теории внешкольного образования в хрестоматии Н.Н. Ярошенко. История культурно-просветительной работы в трудах Л.С. Фрид, Т.А. Ремизовой, А.М. Савченко, С.А. Пиналова, Г.И. Чернявского, А.П. Виноградова, М.П. Мазурицкого. История развития досуга в России в учебных пособиях Г.Я. Никитиной, Е.М. Клюско, Н.Ф. Максютина. Этимология досуга в работах Г.Г. Волощенко. История социально-культурной деятельности в работах Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова. Г.Г. Карпов, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, В.В. Туев об истории становления и развития отечественных клубов. Историография форм просветительной и развлекательной культуры России в работах В.М. Рябкова.   Тема 1. 2. Традиционные и современные научные подходы к периодизации истории социально-культурной деятельности в России Критерии научной периодизации истории социально-культурной деятельности в России. Русское освободительное движение как методологическая основа периодизации истории культурно-просветительной работы в СССР в учебных пособиях Л.С. Фрид, Т.А. Ремизовой, А.М. Савченко. Педагогический подход к характеристике истории социально-культурной деятельности в России в работах Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова. Сословно-досуговый подход к исследованию культурно-досуговой деятельности в России в работах Г.Я. Никитиной и Е.М. Клюско. Системный подход к периодизации отечественной истории социально-культурной деятельности в работах Е.В.Литовкина. Очерки истории досуга Н.Ф. Максютина. Периодизация истории отечественных клубов в работах В.В.Туева и С.С. Комиссаренко. Многообразие форм просветительной и развлекательной культуры России в многотомной антологии В.М. Рябкова. Проблемы терминологического единства и поиска унифицированной периодизации истории социально-культурной деятельности в России.   Тема 1.3. Досуг в Древней Руси в IХ-ХIII веках Социально-исторические предпосылки становления и развития славянского досуга. Византийские и западноевропейские традиции в развитии древнерусского досуга. Модель мира древних славян. Славянская мифология. Капища и святилища как центры общеплеменных языческих празднеств. Языческие традиции и досуг древних славян в догосударственный период. Образование древнерусского государства (862) и новые тенденции в развитии досуга. Повседневный досуг в условиях сельской общины и древнерусского города. Княжеский и крестьянский досуг. Игрища как первоначальная форма досуга в Древней Руси. Устное народное творчество в древнерусском досуге. Жанры древнерусского фольклора. Фольклорное творчество в Древней Руси. Фольклорные традиции в древнерусских праздниках. Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием (863) и распространение письменности. Истоки древнерусских праздников. Основные древнерусские праздники: Коляда, Комоедица, Купала, Род и Рожаницы. Кологод как праздничный языческий календарь солнечного цикла. Принятие христианства на Руси (988) и его влияние на древнерусский досуг. Противоборство языческих и христианских традиций. Роль церкви в регламентации духовной жизни Древней Руси. Становление и развитие христианских праздников. Бытовая культура древнерусского народа. Ритуальные традиции братчины. Древнерусские пиршества. Церемониал княжеского пира. Особенности проведения крестьянских пиров. Общинность, синкретизм, сакральность как основные черты древнерусского досуга.   Тема 1.4. Досуг в средневековой России в ХIII-ХVII веках Феодальная раздробленность Руси и появление новых культурных центров в ХII – начале ХIII веков. Сословный досуг русских княжеств. Развитие зрелищных форм досуга. Истоки скоморошества. Роль скоморошества в развитии народного творчества. Типы скоморохов: музыканты, сказители, стихотворцы, акробаты, фокусники и др. Виды представлений бродячих артистов. Средневековые игрища скоморохов. Разрушение древнерусских досуговых традиций в период монголо-татарского ига (1240-1480). Последствия ордынского владычества и упадок древнерусской культуры. Развитие патриотизма в традиционных формах народного творчества. Культурный подъем в России в ХIV - ХV веках. Влияние христианской религии на народную праздничную культуру. Православный праздничный календарь: Рождество Христово, Крещение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Пасха, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Покров Пресвятой Богородицы. Средневековые традиции проведения православных праздников. Церковь как духовный и культурный центр в период средневековья. Образование единого российского государства в ХIV-ХVI веках. Московский Кремль как символ Московского царства. Царский досуг. Царские пиры в честь коронации, посвящения митрополитов и патриархов, приема иностранных послов. Развлечения царей: сказочники, органисты, шуты. «Домострой» Сильвестра (ХVI век) как свод правил общественной жизни. Замкнутость домашнего досуга. Летние увеселения горожан. Городская улица как центр развлечений и досугового общения. Театрализованные представления скоморохов. Хороводы как массовые народные действа. Зимние увеселения горожан. Чтение церковных и светских книг. Зарождение светских европейских форм досуга. Указ о запрете «позорищ» (1648). Возникновение первого придворного театра (1672). Новые тенденции досуговой культуры России в ХVII веке.   Тема 1.5. Становление и развитие культурно-досуговых традиций в России в X VIII веке  Государственная культурная политика Петровской эпохи. Нововведения в культурной жизни общества. Развитие светских форм досуга. Новое летосчисление (1700). Празднование Нового года 1 января 1700. Фейерверки и иллюминации. Петровские реформы в образовании и культуре. Открытие первого светского государственного учебного заведения – Школы математических и навигацких наук (1701). Представления первого публичного театра (1702). Издание первой русской печатной газеты «Ведомости» (1702). Открытие первого русского музея-Кунсткамеры (1719). Развитие карнавальной традиции в России. Площадной досуг в Петровскую эпоху. Роль карнавальной маски и костюма в праздничном шествии. Карнавальное шествие в Москве по случаю Ништадского мира (1722), карнавал в Петербурге в честь победы России над Швецией (1723). Петровские ассамблеи и формирование новых культурно-досуговых традиций (1718). Народные гуляния в Петровскую эпоху. Прогулки в Летнем саду. Домашнее музицирование. Концерты любительских оркестров. Развитие досуговых форм деятельности различных сословий российского общества во второй половине ХVIII века. «Манифест о вольности дворян» (1762) и его влияние на досуг дворянского сословия. Придворные балы, карнавалы и маскарады. Российские собрания в отечественном досуге. Екатерининские эрмитажные собрания как форма досуга. Собрания литераторов как локальные досуговые формы. Первые собрания литераторов И.И. Шувалова. Салоны в досуговой жизни русского общества. Салоны как центры общественной жизни. Гостевые вечера в салонах: П.Я.Мятловой, Е.А.Карамзиной, А.И.Голицыной, Е.М.Хитрово и др. Социокультурные факторы возникновения клубов в XVIII веке. Первый отечественный клуб «Санкт-петербургское английское собрание» (1770). Создание «Английского клуба» в Москве (1772). Английская и российская модели организации клубного общения. Деятельность «Российского Благородного Собрания» в Москве (1783). Учреждение «Дворянского клуба» в Петербурге (1790). Первые сословные клубы: Бюргер-клуб (1772), «Ученый клуб» (1781), Купеческий клуб (1784), Мещанский клуб (1776), Возникновение и деятельность обществ: «Первого музыкального общества для танцевания» (1785), «Музыкального общества» для проведения публичных концертов (1794), «Филармонического общества» и «Сезонных обществ» для организации балов. Клубы как классические формы организации досуга российского общества.   Тема 1.6. Внешкольное образование и досуг в России в XIX – начале ХХ века Становление и развитие системы внешкольного образования в России. Новые типы внешкольных учреждений. Школы взрослых для обучения грамоте солдат. Полковые библиотеки в Семеновском (1810) и Преображенском (1811) полках. Просветительная деятельность декабристов и русской интеллигенции. Литературные объединения «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» (1801-1825), «Общество любителей русской словесности» (1811-1920). Публичные лекции в 30-40-х годах ХIХ века. Создание первых публичных библиотек (1830). Деятельность дворянских клубов, литературных салонов, художественных кружков. Открытие высших аристократических клубов: Императорского яхт-клуба (1848), Парусного, Галерного и Невского яхт-клубов. Литературные, музыкальные, художественные, артистические клубы в губернских городах. Творческая деятельность объединения композиторов «Могучая кучка» (1862), театральных деятелей «Русское театральное общество» (1866) и художников «Товарищество передвижных художественных выставок» (1870). Создание и развитие воскресных школ (1859). Открытие общедоступных библиотек, библиотек-читален, книжных складов, земских библиотек. Создание Политехнического музея (1872), Русского музея (1898). Возникновение и деятельность Народных домов - первых массовых культурно-просветительных учреждений клубного типа в 80-90 годах ХIХ века. Роль Народных домов в организации досуга российского общества. Дом императора Николая II, Лиговский Народный дом. Народные городские праздники и театрализованные представления во второй половине ХIХ века. История развития ярмарочных гуляний и развлечений. Вклад российских меценатов в развитие культуры и искусства: С.Т.Морозова, С.И.Мамонтова, А.А.Бахрушина, С.И.Щукина, П.М.Третьякова. Благотворительные концерты. Культурно-просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д.Сытина. Влияние революции 1905-1907 года на просветительную деятельность в сфере досуга. Организация Московского городского народного университета им. Шанявского (1908). Деятельность первых рабочих клубов. Организация детских и подростковых клубов. Культурно-воспитательные общества: «Сетлемент» (1905), «Детский труд и отдых» (1909). «Бодрая жизнь» (1911). Новые формы внешкольного образования и их роль в культурно-просветительной деятельности российского общества.   Формируемые компетенции : способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностью эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности (ПК-1); способностью к обобщению и пропаганде передового опыта учреждений социально-культурной сферы по реализации задач федеральной и региональной культурной политики (ПК-16); В результате изучения раздела курса студент должен: Знать: · основные понятия социально-культурной деятельности; · сущность истории социально-культурной деятельности; · главные исторические события социально-культурной деятельности; · основные тенденции развития социально-культурной деятельности; Уметь: · применять терминологию истории социально-культурной деятельности; · ориентироваться в историко-культурном пространстве социально-культурной деятельности; · ориентироваться в исторических событиях социально-культурной деятельности;   Уметь: · применять терминологию истории социально-культурной деятельности; · ориентироваться в историко-культурном пространстве социально-культурной деятельности; · ориентироваться в исторических событиях социально-культурной деятельности;   Фронтальный опрос

2.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 286.